Научная статья на тему 'Учебные задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта'

Учебные задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ТВОРЧЕСТВО / ВООБРАЖЕНИЕ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ЗАДАЧИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ / ЗАДАЧИ КОНСТРУКТИВНОГО ПЛАНА / MODEL / CREATIVE WORK / IMAGINATION / PREPARATION OF SPECIALISTS / CREATIVE WAY OF THINKING / A LEARNING TASK / PROFESSIONAL ACTIVITIES / INFORMATION THEORETICAL TASKS / TASKS OF OPERATIONAL CONTENT / TASKS OF CONSTRUCTIVE PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Елена Владимировна

В статье рассмотрена модель формирования творческого мышления и воображения специалистов в области физической культуры и спорта посредством учебных задач, включающая в себя компоненты творческой деятельности: когнитивно-мотивационный, содержательный, операциональный; этапы развития творческого мышления, воображения, реализуемые через структуру и содержание логически взаимосвязанных учебных задач, а также педагогические условия их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEARNING TASKS AS THE MEANS OF FORMING THE CREATIVE WAY OF THINKING AND IMAGINATION OF SPECIALIST IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION

In this article is examined the model of forming the creative way of thinking and imaginations of specialists in sphere of physical education and sport with the help of learning tasks including the components of creative activity such as: cognitive-motivation, rich in content, operational: the stages of development of creative way of thinking, imaginations realizing through structure and contents correlating school tasks and pedagogical conditions of their realization.

Текст научной работы на тему «Учебные задачи как средства формирования творческого мышления и воображения специалистов в сфере физической культуры и спорта»

2. Роговцев, В.Г. Военно-спортивное ориентирование : метод. пособие / В.Г.

Роговцев ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1983. - 43 с.

3. Чайкин, Н.А. Подготовка по спортивному ориентированию в условиях во-

енного вуза / Н.А. Чайкин ; ЯВФЭИ. - Ярославль : [б.и.], 1999. - 137 с.

4. Ключникова, Н.Н. Педагогическая технология применения спортивного ориентирования в системе физической культуры студентов военной кафедры вуза /

Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 45-48.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Елена Владимировна Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент Филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в г. Иркутске. (Иркутский филиал РГУФКСиТ) г. Иркутск

Аннотация:

В статье рассмотрена модель формирования творческого мышления и воображения специалистов в области физической культуры и спорта посредством учебных задач, включающая в себя компоненты творческой деятельности: когнитивно-мотивационный, содержательный, операциональный; этапы развития творческого мышления, воображения, реализуемые через структуру и содержание логически взаимосвязанных учебных задач, а также педагогические условия их реализации.

Ключевые слова: модель, творчество, воображение, подготовка специалиста, творческое мышление, учебные задачи, профессиональная деятельность, информационнотеоретические задачи, задачи операционального содержания, задачи конструктивного плана.

THE LEARNING TASKS AS THE MEANS OF FORMING THE CREATIVE WAY OF THINKING AND IMAGINATION OF SPECIALIST IN THE SPHERE OF

PHYSICAL EDUCATION

Elena Vladimirovna Vorobheva,the candidate of pedagogical sciences, senior lecture The branch of Russian State University of Physical Education and tourism in Irkutsk,

Irkutsk

Abstract

In this article is examined the model of forming the creative way of thinking and imaginations of specialists in sphere of physical education and sport with the help of learning tasks including the components of creative activity such as: cognitive-motivation, rich in content, operational: the stages of development of creative way of thinking, imaginations realizing through structure and contents correlating school tasks and pedagogical conditions of their realization.

Keywords: model, creative work, imagination, preparation of specialists, creative way of thinking, a learning task, professional activities, information theoretical tasks, tasks of operational content, tasks of constructive plan.

Реализация качественно нового, перспективного подхода к совершенствованию современной системы подготовки в сфере физической культуры и спорта предполагает формирование специалиста на основе гармоничного сочетания учебнопознавательного процесса с развитием специальных, профессионально важных способностей и качеств личности.

Система высшего профессионального образования должна учитывать потребность общества в специалисте нового типа, уровень подготовки которого органично сочетает систему академических знаний с творчески преобразующим типом профессиональной деятельности и мышления.

Становление и раскрытие данных способностей должно осуществляться в про-

цессе саморазвития и самореализации индивида в условиях соответствующей ведущей деятельности. Профессиональная деятельность творчески преобразующего типа является основой и уникальным способом совершенствования и формирования конкурентоспособного специалиста.

Создание условий для погружения обучаемого в профессиональную деятельность творчески-преобразующего, исследовательского характера обеспечивает имитационное моделирование реальной действительности на основе проблемного обучения, направленного на решение эвристических заданий и задач.

С этой целью в цикле общепрофессиональных дисциплин (ОПД) нами была разработана и апробирована модель формирования творчества и воображения посредством учебных задач. Данная модель включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов творческой деятельности: когнитивно-мотивационный, содержательный, операциональный; этапы развития творческого мышления, воображения, реализуемые через структуру и содержание логически взаимосвязанных учебных задач, а также педагогические условия их реализации.

Для выявления эффективности использования учебных задач как средства развития творческого мышления и воображения студентов было проведено опытноэкспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов.

Первый этап формирующего эксперимента включал в себя подготовительную работу, в ходе которой мы анализировали уровень развития творчества и воображения студентов, была разработана классификация учебных задач четырех типов.

Первый тип - информационно-теоретические учебные задачи. Они характеризуются аналитическим подходом. Данные задачи создают ориентировочную основу мыслительной деятельности обучающихся, нацеливают на поиск способов решения и определяют условия, в которых должен происходить процесс решения.

Второй тип - учебные задачи операционального содержания, они направлены на формирование образного, словесно-логического и конвергентного мышления через теоретико-методологические концепции учебно-познавательной деятельности. В процессе решения этих задач студент извлекает из памяти теоретическую информацию, а также практический опыт, полученный в процессе занятий физической культурой и спортом, или творчески воссоздает воображением и преобразует какие-либо объекты, так, чтобы студент смог найти нужную информацию для эффективного решения задачи, также он должен уметь объяснить, вывести умозаключение, задавать вопросы, возразить опровергнуть, выразить свою точку зрения.

Дидактическая ценность таких ситуативных задач, по нашему мнению, состоит в том, что в предполагаемых рассогласованиях между утверждением теоретического положения и проектируемыми ответами просматривается активная мыслительная деятельность (на основе прямого и обратного утверждения), которая позволяет студентам определять четкие отличительные особенности, находить различные варианты решения заданий, а следовательно, аналитически подходить к планированию процесса обучения технике двигательного действия и воспитания физических качеств.

Третий тип - учебные задачи конструктивного плана. В процессе решения данного вида задач осуществляется поисково-проективная деятельность, которая направлена на развитие проектировочных умений в профессиональной деятельности, формирования воссоздающего воображения, способствующего воссозданию новых образов в соответствии с описанием, чертежами, схемами, а также умений самостоятельно оперировать речевой деятельностью в процессе решения профессиональных творческих задач (студент разрабатывает проект и защищает его).

Четвертый тип - учебные задачи, связанные с моделированием деятельности, способствующие формированию продуктивного стиля мышления, стимулированию осмысления практических действий педагога, развитию воображения и профессионального творчества.

Данные задачи направлены на анализ ситуаций, представленных в виде отдель-

ных или ряда факторов, которые напоминают сценарий. Результатом восприятия таких задач является целостное представление о происходящих явлениях, но расчлененное на дидактические периоды и элементы. Эпизоды дидактического процесса могут быть не только описанными, но и отраженными на экране в виде рисунков, видеозаписей. Подбор таких фрагментов производится с целью создать условий, позволяющих студентам выявить особенности педагогических явлений и понять существующие между ними отношения.

В процессе решения задач студенты моделируют профессиональную деятельность, защищают свой проект, анализируют положительные и отрицательные моменты, которые помогают сделать выводы.

Второй этап эксперимента включал в себя апробацию всех типов учебных задач в процессе педагогической деятельности. Данный вид деятельности мы представляли в виде совокупности психолого-педагогических требований.

Требования к содержанию знаний дисциплин:

• новые знания должны помогать решать проблемы, указывать на новые идеи, обладать более широкими возможностями для объяснения явлений действительности;

• новые знания должны быть такими, чтобы студенты ясно представляли их содержание.

Требования к творческому процессу:

• побуждать студентов формулировать имеющиеся у них идеи и представления;

• побуждать к выдвижению предположений и альтернативных объяснений;

• давать студентам возможность исследовать свои предположения в малых группах.

В процессе применения различных типов учебных задач для развития творческого мышления и воображения студентов преподаватели использовали систему специфических приемов с учетом компонентов творческой деятельности.

Мотивационному компоненту присущи стимулирующие приемы, которые направлены на обеспечение активного включения студентов в творческую деятельность по решению учебных задач за счет создания определенных мотивов, соответствующих потребностям студентов, в эмоциональной сфере, что способствовало развитию основы целенаправленной деятельности.

Содержательному компоненту соответствует содержательная группа приемов, связанная с актуализацией и систематизацией заданий студентов, необходимых для осознания явления, которое лежит в основе учебной задачи (или должно быть изучено в результате его решения).

К операциональному компоненту относится процессуальная группа приемов, которые направлены на осознание и реализацию необходимых способов получения новых знаний и переработку уже имеющихся. Процессуальные приемы дают возможность всем студентам включиться в процесс решения учебной задачи в соответствии со свом уровнем знаний, умений и навыков.

Также проведены опытно-экспериментальные исследования по выявлению педагогических условий, позволяющих использовать учебные задачи как средства развития творческой деятельности студентов.

К их числу следует отнести:

1. Учет особенностей развития творческой деятельности, ее сущностных свойств, структурных компонентов и основных процессов.

2. Построение преподавателем учебных задач на основе процессов восприятия, выражения и воздействия с учетом индивидуальных особенностей и профессиональных интересов студентов.

3. Активизация профессорско-преподавательского состава для использования учебных задач как средства развития творческой деятельности студентов.

4. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы на занятии.

Третий этап формирующего эксперимента - результативно-оценочный. Целью данного этапа был анализ диагностики результатов работы по апробации учебных задач, а также сравнение экспериментальных результатов. После экспериментального обучения в контрольных и экспериментальных группах были проведены итоговые срезы.

Итоговый срез состоял из решения учебных задач, относящихся к первому, второму, третьему и четвертому типу, по результатам которых определялись умения и навыки творческой деятельности.

Как показывает анализ итогового среза студенты из экспериментальной группы по сравнению с контрольной показали преимущество по оценке значимых различий между показателями данных групп по критерию Манна - Уитни с уровнем значимости р < 0,001, что свидетельствует о том, что в процессе обучения произошло существенное развитие соответствующих творческих умений и навыков. Студенты сравнительно легко следят за логикой изложения, осмысливают услышанное и соотносят с имеющимися знаниями, довольно успешно комментируют, анализируют, доказывают свою точку зрения при проектировании и моделировании ситуаций профессиональной деятельности и делают это осознано.

Результаты модифицированной методики В.П. Беспалько [1] позволяют делать утверждение о высокой эффективности использования в педагогическом процессе «учебных задач». Успешность освоения знаний и интеллектуальных умений методической деятельности различного порядка в экспериментальной группе значительно выше, нежели в контрольной. Особенно это прослеживается на втором, третьем и четвертом уровнях. Получены достоверные различия по критерию Манна - Уитни: на первом уровне р < 0,01, на втором, третьем и четвертом уровнях при р < 0,001.

Установлено наличие корреляционной зависимости между применяемыми типами учебных задач и их решением с уровнями освоения знаний, умений и навыков, методом ранговой корреляции Спирмена, что позволяет сделать вывод о значимой связи (г = 0,45 - 0,57) между умением решать учебные задачи и ростом общего уровня формирования творческой деятельности студентов с вероятностью 95%, что достаточно для психолого-педагогических исследований.

Проведенный эксперимент показал, что использование «учебных задач» при изучении дисциплин общепрофессионального и специального цикла позволяет на высоком уровне формировать знания и умения и навыки, а также творческий подход к профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько, В. П. Слагаемое педагогической технологии / В.П. Беспалько. — М. : Педагогика, 1989. - 189 с.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

(СибГУФК), г. Омск

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития двигательных способностей (необходимых для освоения учебной деятельности) детей 5-7 лет с нарушением речи. Координационные способности - это часть двигательной сферы, которая в наибольшей степени деформирована у детей с нарушениями речи. Вместе с тем, достаточный уровень координационных способностей необходим для успешного освоения всего спектра движений, а также разных видов учебной деятельности: письма, рисования, конструирования и т.д.

Ключевые слова: дошкольники, нарушение речи, координационные способности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.