Научная статья на тему 'Учебно-методическое пособие «Мыслить рисунком» как средство формирования творческого мышления в художественном образовании'

Учебно-методическое пособие «Мыслить рисунком» как средство формирования творческого мышления в художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1275
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование / художественно-образное мышление / изобразительная грамота / репродуктивное и творческое воображение / активизация творческой деятельности / универсальные законы искусства

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельников В. А.

Исследование посвящено одной из ведущих проблем художественного образования разработке средств обучения дисциплине «Рисунок» и обоснованию концепции авторского иллюстрированного учебно-методического пособия «МЫСЛИТЬ РИСУНКОМ», разработанного для изучения законов изобразительной грамоты на примере шедевров мирового графического искусства. Выделены основные принципы обучения рисунку в художественных учебных заведениях, основополагающие художественно-пластические законы, подлежащие освоению. Проанализированы и выявлены ключевые аспекты формирования художественно-образного мышления, определены взаимосвязи аналитической и практической работы. Главная цель на основе анализа шедевров мировой графической культуры обнаружить пластические законы рисунка и адоптировать их к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое пособие «Мыслить рисунком» как средство формирования творческого мышления в художественном образовании»

УДК 075

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МЫСЛИТЬ РИСУНКОМ»

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© В. А. Мельников

Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 1.

Тел.: +7 (347) 242 03 70.

E-mail: v.a.m.lera@mail.ru

Исследование посвящено одной из ведущих проблем художественного образования — разработке средств обучения дисциплине «Рисунок» и обоснованию концепции авторского иллюстрированного учебно-методического пособия «МЫСЛИТЬ РИСУНКОМ», разработанного для изучения законов изобразительной грамоты на примере шедевров мирового графического искусства. Выделены основные принципы обучения рисунку в художественных учебных заведениях, основополагающие художественно-пластические законы, подлежащие освоению. Проанализированы и выявлены ключевые аспекты формирования художественно-образного мышления, определены взаимосвязи аналитической и практической работы. Главная цель — на основе анализа шедевров мировой графической культуры обнаружить пластические законы рисунка и адоптировать их к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: художественное образование; художественно-образное мышление; изобразительная грамота; репродуктивное и творческое воображение; активизация творческой деятельности; универсальные законы искусства.

1. Проблема формирования художественнообразного мышления и роль изобразительной грамоты в системе подготовки специалистов в области искусства. Одной из приоритетных задач современного художественного образования является активизация учебной и творческой деятельности обучающихся. Степень осознанности, активности является, как известно, той характеристикой, которая определяет качество любой учебной деятельности. В художественном творчестве активность, вовлеченность в процесс создания изображения, осознанность и критичность - непременные условия достижения значимого результата. Активизировать художественную деятельность можно через развитие художественно-образного мышления и воображения.

Художественно-образное мышление - это специфическая способность человеческого сознания, развивающаяся в процессе художественной деятельности по созданию и восприятию произведений искусства и эстетических явлений действительности, включающая в себя как интеллектуальную сферу сознания, так и эмоциональные переживания человека. Художественно-образное мышление становится профессиональным только благодаря творческому опыту, развитому в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Развитие художественно-образного мышления будет успешным, если у учащихся будут сформированы представления об основных творческих задачах, решаемых искусством, в сочетании с постановкой эмоционально-образных задач, в процессе решения которых осознаются выразительные возможности художественного языка как средства передачи содержания замысла [1].

Как известно, в теории и практике художественного творчества выделяют два основных вида

воображения: репродуктивное (воспроизводящее) и творческое (продуктивное) [2]. Репродуктивное воображение предполагает точное воспроизведение объекта на основе описания, рассказа, символа или знака каких-либо образов. Творческое воображение затрагивает внутреннее, личностное отношение к изображаемому объекту, происходит самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющего аналогов. Творческий вид воображения является определяющим для художественного творчества.

Задачи по развитию художественно-образного мышления, творческого воображения являются приоритетными в профессиональном обучении искусству. При этом изобразительная грамота - система правил и приемов создания изображения -является лишь средством, которым может оперировать художник. Вся совокупность художественноизобразительных умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения, должна быть ориентирована на решение художественно-образных задач, т.е. использована в процессе собственного творчества. Выход на творческую деятельность, требующий как владения профессиональным мастерством, ремесленной стороной, так и развитым воображением, художественнообразным мышлением - обязательное условие профессиональной подготовки в области искусства.

Основой основ изобразительного искусства, его ремесленной стороны, т.е. изобразительной грамоты, является рисунок - искусство воссоздания на плоскости трехмерного пространства, объектов реального мира графическими средствами. Рисунок - та дисциплина, которая формирует мышление художника -образное, пространственное, композиционное.

Неотъемлемой частью художественного образования является формирование системы ценностных ориентаций в области искусства - осознание художественного наследия прошлого, самого про-

цесса творчества и его результатов как ценности. Искусство моделирует систему ценностей, эстетические ориентации и является концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности.

В изучении художественного наследия прошлого особое место имеет знакомство с различными школами рисунка. Классические рисунки мастеров прошлого создали интеллектуально-художественный фундамент развития пластических искусств, определивший на многие века стратегию совершенствования художественного образования. Великие художники бережно относились к законам изобразительной грамоты, профессионально соблюдая их и «зашифровывая» в своих графических произведениях. При том, что каждый период в искусстве оставлял свой неповторимый след на пути эволюции стиля изображения, существуют объективные, универсальные изобразительно-выразительные средства, используемые мастерами различных эпох. В рисунках Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарротти, Альбрехта Дюрера и Франсиско Гойи, Оноре Домье и Сальвадора Дали, Михаила Врубеля и Николая Фешина - при всем разнообразии виртуозных техник исполнения -существует общее начало: их объединяет знание фундаментальных вселенских законов пластических искусств [3].

Мировое графическое наследие на сегодняшний день не исследовано в полной мере с позиций выявления основополагающих законов изобразительной грамоты. Большинство исследований в области истории и теории рисунка, по существу, сводятся к описанию сюжетно-образной стороны произведений, выявлению предметной и физиологической сущности процесса изображения, выделению отдельных качеств, таких, например, как виртуозность линий и экспрессия тона, мощная динамика мышц и яростная гримаса лица. Литературный подход исследователя навязывает зрителю сугубо индивидуальную точку зрения и игнорирует при этом фундаментальные законы художественнопластического мира, по которым строится создание такого феномена, как шедевр (фр. chef d'oeuvre -образцовое произведение, верх искусства).

Творческие поиски современных художников-аналитиков (Джорж Б. Бриджмен, Берн Хогарт, Роберт Беверли Хейл и др.) радикальным образом изменили направление векторов в системе обучения искусству рисунка. В основе их метода лежит исследование гениальных рисунков старых мастеров и организация выявленных законов во взаимосвязанную систему изобразительной грамоты [4].

2. Учебники и учебно-методические пособия как средства обучения художественным дисциплинам. Разработать и реализовать на практике методику преподавания рисунка, направленную на формирование знаний всеобщих законов изобразительной грамоты, универсальных умений в области

создания изображения, возможно лишь при использовании системы специально подобранных средств обучения, среди которых ведущая роль принадлежит учебникам и учебно-методическим пособиям.

На представления, сложившиеся в отечественной художественной педагогике о том, каким должен быть учебник по искусству, оказали большое влияние классические труды И. Д. Прейслера «Основательные правила, или краткое руководство к рисовальному художеству» (1735) и «Курс рисования» А. П. Сапожникова, в которых была изложена последовательность овладения основами реалистического рисунка, анатомии и перспективы [3]. Эти пособия были одновременно востребованы и общеобразовательными, и специальными художественными учебными заведениями. Причина такой универсальности - в стремлении авторов изложить наиболее общие законы изобразительной грамоты, методы и приемы последовательной работы над изображением.

Современное художественное образование нуждается в учебниках и учебно-методических пособиях по рисунку, отражающих разнообразные концепции, подходы к обучению конкретным разделам этой учебной дисциплины. Учебник должен стать той основой, на которой бы разворачивалась деятельность по созданию изображения на отдельном занятии, а также процесс последовательного овладения графической грамотой в целом. Учебник должен в идеале задавать основные направления деятельности преподавателя и его учеников, а также критерии качества овладения рисунком на различных этапах обучения.

С точки зрения современной дидактики, «учебники и учебные пособия - это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека...» [5, с. 231].

Для того чтобы учебники и учебно-методические пособия по рисунку не просто иллюстрировали программу, а являлись именно моделью обучения данному виду деятельности, они должны выполнять целый ряд достаточно разнообразных функций. Среди них С. А. Смирнов выделяет информационную, управленческую, интегрирующую, координирующую, развивающе-воспитательную и самообразования [6, с. 239]. Е. Н. Шиянов и И. Б. Котова называют информационную, трансформационную, систематизирующую, функцию закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля, а также интегрирующую, координирующую, развивающе-воспитательную и обучающую, которые реализуются через текст и внетекстовые его компоненты [7, с. 220].

Учебники и учебные пособия по рисунку отличаются принципиально от учебников по другим, нехудожественным дисциплинам. По нашему мнению, главной функцией учебника по изобразитель-

ному искусству для школьников должна быть управляющая функция - функция по организации, руководству и контролю за изобразительной деятельностью учащихся. Если рассматривать учебник по рисунку как информационную модель обучения данному предмету, то становится очевидной необходимость осознания того, что логика его должна соответствовать логике зрительного восприятия натуры и ее последовательного изображения, а содержание - стимулировать творческую активность и познавательный интерес.

В ходе сообщения универсальной информации о рисунке, сведений искусствоведческого и культурно-просветительского плана реализуется информационная функция учебника. Кроме того, информационная функция реализуется через передачу сведений о видах, способах и приемах художественной деятельности. В ходе создания такого учебника неизбежно встает вопрос о соотношении этих двух компонентов информации.

Как отмечает С. А. Смирнов, управленческая функция учебников больше реализуется в группе предметов с ведущим компонентом способы деятельности. Для этой группы можно дать необходимый комплекс научных знаний, алгоритмов, описывающих эту деятельность, и определенные задания на ее применение [6, с. 240]. Проблема разработки такого компонента, как способы деятельности, и реализации управленческой функции учебника на занятиях по рисунку осложняется тем, что эта деятельность носит творческий характер, а значит, не поддается нормативному предписанию.

Систематизирующая функция учебника по рисунку реализует требования систематического и последовательного изложения материала, усложняющейся последовательности овладения языком рисунка. Информация по теории рисунка, его технике и технологии должна быть приведена в систему для ее последовательного освоения учащимися.

Интегрирующая функция учебника по рисунку заключается в том, что он помогает объединить знания по рисунку, пластической анатомии, перспективе, способствуя тем самым формированию более широкого круга ассоциаций, более сложных и многообразных представлений о мире.

Научно обоснованные, продуманные практические задания, подобранные в соответствии с логикой художественного развития учащихся, способствуют формированию в процессе их выполнения творческих способностей, мыслительной активности, таких личностных качеств, как трудолюбие и целеустремленность - в этом проявляется развивающая функция учебника по рисунку.

Следует отметить и еще одну немаловажную сторону учебника по рисунку - он должен быть проиллюстрирован, чтобы в полной мере способствовать развитию художественно-эстетического вкуса учащихся. В этом проявляется его специфическая функция, характерная именно для учебников

по искусству - художественно-эстетическая.

Зрительный ряд такого учебника обширен и разнообразен: это и репродукции рисунков великих мастеров прошлого, и фотографии объектов изображения, и методические таблицы и схемы, и работы учащихся. Единство зрительного ряда позволяет избежать дробности, зрительного беспорядка.

Управленческая функция, выдвинутая нами в качестве главной, подчиняет себе все остальные, посредством которых она реализуется: информационную, систематизирующую, интегрирующую, художественно-эстетическую.

3. Обоснование концепции авторского учебно-методического пособия «Мыслить рисунком». Все изложенные функции были заложены в разработанное нами учебное пособие «Мыслить рисунком», которое явилось итогом многолетней работы над научно-иллюстрированным учебным пособием, полагая, что оно в большей степени, нежели учебник, отражает авторский подход к методике преподавания, позволяет делать упор на практическую сторону овладения рисунком, в отличие от учебника, который требует более широкого обращения к теоретическому материалу [8].

Рисунок в понимании великих художников прошлого - это, прежде всего, средство точно выразить свою мысль. Это утверждение актуально и на сегодняшний день: в подготовке специалистов в области искусства ведущая роль принадлежит изучению изобразительной грамоты и выработке практических навыков овладения техниками и технологиями в широком диапазоне графических материалов. Почитая основные традиции отечественной школы пластического рисунка, следует отметить тот факт, что каждая последующая эпоха диктует свои специфические особенности и поднимает на новый качественный уровень методику преподавания одной из профилирующих дисциплин в художественном образовании, используя методический и технический арсенал предыдущих поколений художников.

Наше учебное пособие включает в себя равнозначные компоненты содержания художественного образования - знания по искусству и способы художественной деятельности; теоретические сведения (понятия, термины) и зрительный ряд - рисунки великих мастеров, работы современных художников, студенческие творческие и учебные работы, схемы, методические рисунки.

Нами была предпринята попытка усиления управленческих функций учебного пособия в преподавании рисунка. Это реально осуществляется за счет того, что, моделируя содержание, мы заложили возможность воздействия всех компонентов учебника на художественно-творческую деятельность в целом: на ее цели, мотивы, условия, действия и операции, самоконтроль и самооценку. Решение этой проблемы происходит за счет самой логики и структуры учебного пособия, а также характера и качества текста и внетекстовых компонентов.

Управленческая функция проявляется не только в организации, регулировании деятельности учащихся, задании приблизительных оценочных норм и эталонов ее результата, но и в побуждении к самостоятельному художественному творчеству за счет стимулирования интереса к различным аспектам этой деятельности и предоставления способов практической реализации собственных художественных замыслов, для чего, кроме всего прочего, привлечена компьютерная графика.

Изучение проблем, связанных с разработкой учебников по предметам художественного цикла для высших и средний учебных заведений профессионального образования, художественных школ, сравнительный анализ существующих учебников позволили нам выдвинуть ряд принципиальных положений, на основе которых строится учебное пособие «Мыслить рисунком», для того чтобы стать реальным средством управления художественно-творческим развитием учащихся.

1. Логика построения такого пособия должна в наиболее общем виде соответствовать логике изучаемого предмета - рисунка - и отражать закономерности его усвоения учащимися.

2. Учебное пособие по рисунку многофункционально, ему присущи информационная, систематизирующая, интегрирующая, развивающая и художественно-эстетическая функции, объединяющиеся и проявляющиеся через его главную, управленческую, функцию.

3. Реализация управленческой функции учебного пособия должна основываться на учете требования единства учебно-познавательной и художественно-творческой сторон деятельности учащихся на занятиях по рисунку.

4. В содержании учебного пособия по рисунку должны быть представлены на равном основании такие компоненты, как информация об искусстве, универсальных основах художественных явлений и информация о способах деятельности (как о приемах создания изображения, работы с различными художественными материалами, так и об обобщенных способах творческой деятельности).

5. Все основные художественные понятия, явления, законы должны быть проиллюстрированы, причем учебное пособие по рисунку требует особой организации и приведения в систему многообразного иллюстрированного материала, иерархия которого определяется последовательностью его восприятия.

6. Структура учебного пособия по рисунку должна определяться структурой программы, на основе которой он создается.

Эти принципиальные положения стали концептуальной основой в разработке учебного пособия «Мыслить рисунком». В основе построения материала учебного пособия по рисунку лежит комплекс проблем, состоящий из трех частей.

Часть первая: «ТЕОРИЯ». Окружающая нас предметная среда и природные явления материаль-

ного мира - источники для формирования художественно-графического языка и пластического пространства рисунка. Фундаментальные законы изобразительной грамоты находят свое подтверждение в работах великих мастеров прошлого. В данной части предложен анализ классических рисунков с точки зрения передачи пространства, объема, перспективы, пропорций, языковых средств.

Часть вторая: «АНАЛИТИКА». Здесь представлены рисунки художников разных эпох, выполненные в различных графических техниках, которые объединяет одно - все они исходят из единой «платформы» - основополагающих законов изобразительной грамоты, глубокого знания всех возможностей художественных материалов и неповторимого индивидуального самовыражения через «язык» искусства рисунка. Предложенная аналитическая структура - «точка отсчета» для дальнейшего самостоятельного исследования и раскрытия художественно-пластических тайн мастерства гениальных творцов прошлого.

Часть третья: «МЕТОДИКА». Изложенный материал систематизирует основы графической изобразительной грамоты в контексте композиционно-пространственного мышления, формирует профессиональное отношение к материалам и средствам изображения, помогает правильно «поставить руку» в процессе освоения техники рисунка.

Диапазон тоновых качеств графических материалов определяет тонально-пластическую организацию пространства листа, усиливает эмоционально-образную выразительность графической композиции. В этой части представлены работы студентов специальности «архитектура», созданные по методике автора: здесь присутствует «исследовательское» начало в знакомстве с пространством и формой, «внутренняя дисциплина» в процессе исполнения и индивидуальная пластическая трактовка рисунка по законам изобразительной грамоты.

Цель методики «Мыслить рисунком» состоит в том, чтобы изучить основные законы графической грамоты, их понимание в классическом искусстве и разработать на этой основе методы и приемы обучения рисунку, основанные на единстве классических и инновационных подходов.

Реализуется она через последовательное решение системы задач:

1. Научить «прочтению» объекта изображения, точному выбору композиционного замысла.

2. Сформировать у учащихся умение вести рисунок на основе знаково-визуального ассоциативного ряда.

3. Сформировать понимание основополагающих законов изобразительной грамоты, сущности понятия «фигуративный образ», раскрывающего структуру формообразования.

4. Развить цельность видения композиционного строя, понимание грамотного соотношения таких художественных средств, как «РИТМ», «ПРОПОРЦИИ», «МАСШТАБ».

5. Развить аналитический подход к пониманию художественных категорий «ДВИЖЕНИЕ» и «ВРЕМЯ» в процессе рисования.

6. Совершенствовать исполнительское мастерство в практическом освоении техники рисунка при «грамотном» использовании графических средств.

7. Определить внутреннюю «СВЕРХЗАДАЧУ», используя весь спектр интеллектуальных возможностей для решения художественной выразительности индивидуального творческого замысла.

Заключение. Универсальность методики «Мыслить рисунком» позволяет применять ее на различных ступенях обучения, в различных областях художественного образования. Ее главное преимущество перед традиционными методиками преподавания рисунка заключается в том, что она учит выстраивать логически последовательную цепь законов профессиональной изобразительной грамоты; способствует осмыслению художественнопластических категорий рисунка; помогает выявить и развить индивидуальные художественно-

творческие способности личности.

Авторское учебное пособие, разработанное нами, требует от учителя высокой профессиональной культуры и мастерства. Одна из главных целей художественного образования - донести до ученика всю совокупность знаний мировой графической культуры. В ходе ее реализации учитель выступает

как носитель и проводник многовековых профессионально-художественных традиций. Успех учебного процесса во многом зависит от его интеллектуального уровня, педагогических способностей, знания учебно-методического материала, зрелости его мастерства. Разработанное нами пособие направлено не только на совершенствование художественного развития учащихся, но и на повышение уровня профессиональной подготовки преподавателей рисунка в различных учебных заведениях художественного профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М., 2000. 178 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

3. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. 240 с.

4. Хейл Р. Б. Уроки рисования от великих мастеров / Пер. К. Молькова. М.: ЭКСМО, 2005. 224 с.

5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое об-во России, 2000. 640 с.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2001. 512 с.

7. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студ. педвузов. М.: Академия, 2000. 228 с.

8. Мельников В. А. Мыслить рисунком: учеб. пособие для студентов худ. вузов и колледжей. Уфа: Нефтегазовое дело, 2007. 102 с.

Поступила в редакцию 20.07.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.