УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «ЯЗЫКОЗНАНИЕ»

Научная статья на тему 'УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ' по специальности 'ЯЗЫКОЗНАНИЕ' Читать статью 13
Quote цитировать Review рецензии ВАК
1 18
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 16.01.45 — Преподавание языкознания
  • ВАК РФ: 10.02.19; 13.00.02
  • УДK: 81:37.016
  • Указанные автором: УДК: 802.0: 800.378: 004.4
Ключевые слова
  • МУЛЬТИМЕДИА
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ИНФОРМАЦИЯ
  • MULTIMEDIA
  • METHODOLOGICAL-TEACHING COMPLEX
  • FOREIGN LANGUAGE
  • TEACHING
  • INFORMATION

Аннотация
научной статьи
по языкознанию, автор научной работы — БАЛАСТОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Информационное общество предъявляет новые требования к качеству подготовки обучающихся. Данное требование можно удовлетворить путем создания современных учебно-методических комплексов на основе мультимедийных технологий, которые должны значительно увеличить скорость восприятия, понимания и глу- бокого усвоения огромных массивов знаний по иностранному языку.

Annotation
of scientific paper
2009 year, VAK speciality — 10.02.00, author — BALASTOV ALEKSEY VLADIMIROVICH, Tomsk State Pedagogical University Bulletin

Informational society has got new educational requirements to the quality of the taught. These requirements could be met via modern methodological-teaching complexes on the base of multimedia technologies, which could help to increase the speed of perception, and full understanding of the large data array in foreign languages.

Научная статья по специальности "Преподавание языкознания" из научного журнала "Вестник Томского государственного педагогического университета", БАЛАСТОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ". Научная статья по специальности "Преподавание языкознания"

УДК 802.0: 800.378: 004.4
А. В. Баластов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И МУЛЬТИМЕДИА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Информационное общество предъявляет новые требования к качеству подготовки обучающихся. Данное требование можно удовлетворить путем создания современных учебно-методических комплексов на основе мультимедийных технологий, которые должны значительно увеличить скорость восприятия, понимания и глубокого усвоения огромных массивов знаний по иностранному языку.
Ключевые слова: мультимедиа, учебно-методический комплекс, иностранный язык, обучение, информация.
За прошедшее столетие в науке изменились не только взгляды на познавательную сторону человеческой жизни, но и произошли события, качественно изменившие человеческие представления о познании. Наиболее ярко данные перемены произошли в системе образования, особенно с появлением так называемой концепции развивающего и непрерывного обучения. Таким образом, особый интерес или актуальность приобретает проблема реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения, обеспечивающих активное и сознательное освоение обучающимися знаний, умений и навыков. Также необходимо отметить тот факт, что реализация вышеизложенных принципов идет параллельно с информатизацией общества. Это отражается во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей.
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров и информационных технологий в вузовском образовании, что призвано обеспечить ком -пьютерную грамотность и информационную культуру обучающихся. В обучении гуманитарным предметам, в частности английскому языку, возникает возможность применять такие педагогические приемы, которые позволяют одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время обрабатывая большое количество информации, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. Однако существует несколько препятствий, мешающих повысить качество подготовки обучающихся, - субъективность и зачастую неверность оценки обучающимися значимости предлагаемого материала для их дальнейшего профессионального становления, а также недостаточность личного опыта обучающего в практическом использовании изучаемого предмета.
Мы считаем что данные препятствия можно решить, если использовать в учебном процессе мультимедийные технологии и на их основе создать учебно-методический комплекс. И. В. Роберт определяет технологию мультимедиа как совокупность приемов, методов, способов продуцирования, обра-
ботки, хранения, передачи аудиовизуальной информации, основанных на использовании технологии компакт-диска СО-ЯОМ/ОУО-КОМ [1, с. 205]. Мультимедиа в зарубежных исследованиях определяются как операционные среды, основанные на использовании технологии компакт-диска, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога [2, с. 156]. Именно эти технологии объединили текст, звук, графику, фото, видео в однородном цифровом представлении. Соответственно, и средства обработки, хранения и воспроизводства массивов информации стали концептуально одинаковыми.
В целях определения дидактических возможностей мультимедиа информационную мультимедийную среду удобно разделить на три вида: аудиоинформация, видеоинформация, текстовая информация. Повторимся, что мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных на сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания картины, музыки с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедийная среда много выше по информационной плотности. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость информации до 4050 % [1, с. 205].
Анализ различных пакетов программных средств, реализующих технологию мультимедиа, а также мультимедийных курсов, предназначенных для образовательных целей, позволил выделить возможности современных систем мультимедиа и пути их реализации в высшей школе:
- предоставление возможности выбора, с какой информации начать;
- выбор необходимой пользователю для развития рассматриваемого сюжета или части информации;
- манипулирование аудиовизуальной информацией, представленной в различной форме;
- контаминация аудиовизуальной информации, представленной в различной форме;
- реализация анимационных эффектов;
- деформирование визуальной информации, представленной в различной форме, по различным параметрам (имеется в виду растягивание или сжатие изображения, увеличение или уменьшение одного или нескольких линейных параметров);
- дискретная подача аудиовизуальной информации: с различными пробелами, разрывами, возможность исключения (дополнения) части информации и представления аудиоинформации по восходящему (нисходящему) звуковому тону;
- работа с форматом, цветом изображения;
- многооконное представление информации (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);
- демонстрация «изнанки» визуальной информации;
- демонстрация реально протекающих событий в реальном времени (в виде видеофильма).
В отечественной высшей школе в настоящее время наблюдается процесс активного внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс как неотъемлемой части информационной среды в качестве дидактического средства обучения, и, несмотря на достаточно четкое видение проблемы формирования учебной деятельности, мультимедиа еще не рассматривались как средство ее формирования. Учебно-методический комплекс как подсистема более общей системы должен соответствовать ее целям и задачам, обеспечивать их достижение и решение. Исходя из этого, главным ориентиром учебно-методического комплекса является образовательный стандарт, который фиксирует основные идеи, задачи и цели, принципы отбора содержания и структурирования учебного материала и воплощается в образовательной программе, отражающей индивидуальный образовательный маршрут в профессиональном становлении специалиста.
Современный учебно-методический комплекс включает в себя информационные ресурсы для обучающегося и обучающего, при этом он может предполагать использование определенных видов оборудования и внешних информационных ресурсов из информационной среды: учебника и других учебных материалов на традиционных носителях, универсальных электронных энциклопедий (например, Wikipedia, Britannica и др.), общеприкладного программного обеспечения - редактора текстов и др. Это, в свою очередь, определяет материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса: учебные пособия, хрестоматии для обучающихся, учебно-методические материалы для обучаю-
щих, методические материалы к промежуточной и итоговой аттестации; пакеты консультационной поддержки в рамках целостной программы для каждого обучающегося; описание соответствующих образовательных технологий; контрольные задания, предназначенные для самостоятельной работы обучающихся.
Как нам видится, современный учебно-методический комплекс должен обладать большей универсальностью, обеспечивать должную глубину раскрытия науки и качественную подготовку обучающегося в системе многоуровневого образования, способствовать самостоятельному построению обучающимся условий и этапов решения профессиональных задач, становлению рефлексивной позиции, выстраиванию индивидуального стиля деятельности, выбора путей достижения желаемых профессиональных интересов/позиций.
Создание элементов учебно-методического комплекса описано у ряда авторов (Н. Н. Рощина, С. В. Яковлев и др.). Так, например, предлагается учебно-методический комплект, включающий
учебник, хрестоматию, методическое пособие для самостоятельной работы с контрольными вопросами, сборник задач, проблемных ситуаций для решения и обсуждения/анализа, одной из основных задач которого является создание для обучающихся профессионально-ориентированной среды для общения.
Естественным продолжением работы с учебнометодическим комплексом является особая организация работы внутри информационного общества, использование новых информационных технологий, мультимедиа, информационных и коммуникационных сетей на основе принципов эргономики. Новые технологии образования должны значительно увеличить скорость восприятия, понимания и глубокого усвоения огромных массивов знаний по иностранному языку.
Е. Г Торина предлагает следующее правило эр-гономизации: чтобы улучшить понимаемость
учебной информации, необходимо изменить форму предоставления знаний таким образом, чтобы выразить заданное содержание учебного материала с помощью оптимального сочетания текста, формул и чертежей [3, с. 103]. Данное правило заключает в себе очень важную и трудную проблему визуализации знаний. Создание электронных учебников/пособий должно решить проблему не просто переноса текстовой информации на монитор компьютера, а создания новых форм представления информации. Визуализация информации призвана реализовать один из основных принципов педагогики - принцип наглядности, а через него увеличить понимаемость учебного материала. Эр-гономизация позволит повысить производитель-
ность умственного труда обучающихся, сделать информацию наглядной, доходчивой и качественной [4, с. 356].
На основе анализа методической литературы можно выделить три поколения учебно-методических комплексов:
1) УМК первого поколения - это целостная система, основанная на традиционном содержании, формах и методах обучения. Он поддерживается источниками информации на бумажных носителях - классическими учебниками, задачниками и методическими пособиями;
2) УМК второго поколения (переходная модель) является переходными и рассматривается в двух основных направлениях:
а) совершенствование источников информации на бумажных носителях, преднаначенных для дисциплинарно-ориентированной системы образования;
б) создание элементов УМК на аудио-, видео- и аудиовизуальных носителях информации (в том числе компьютерных);
3) УМК третьего поколения (проектно-ориентированная модель) - это целостная система, ориентированная на нетрадиционные формы, методы и средства обучения. По своему фундаменту и модульному принципу построения предназначен для проектно-ориентированной системы обучения, в которой осуществляется не только передача информации и контроль за ее освоением, но прежде всего активное ее использование для созидания в рамках образовательного процесса.
Характеристиками УМК третьего поколения являются открытость и самоадаптируемость (феномен самоадаптации предполагает наличие обратной связи как элемента управления).
Таким образом, использование в учебном процессе мультимедийных технологий и создание на их основе современного учебно-методического комплекса могут рассматриваться как эффективное средство обучения, так как благодаря многофункциональности данного дидактического средства появляются условия для более полного достижения педагогических целей учебного процесса вуза. На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:
1. С применением мультимедиа в качестве дидактического средства появляется возможность подобрать или создать такие дидактические материалы, которые при необходимой научной насыщенности содержания имели бы легко воспринимаемую и запоминающуюся форму.
2. Использование зрительной наглядности позволяет значительно упростить и ускорить процесс обучения без ущерба его качеству, так как информация в виде визуального ряда более естественна
и понятна, ее восприятие требует меньшего времени.
3. Соединение в информационных экранных средствах двух групп знаков, визуального ряда и звука, взаимодополняющих друг друга, позволяет интегрировать конкретику изобразительного и отвлеченность условного языков, то есть создать для обучающегося условия восприятия информации, приближенные к обыденному уровню сознания.
4. Построение формы экранной информации в соответствии с эстетическими законами, учет эмоционального воздействия, которое способны оказывать на обучающихся соответственным образом организованные элементы и структура этой формы, позволяют сделать процесс обучения интересным и увлекательным, способствуют не только поддержанию высокого уровня учебной мотивации у обучающихся, но и реализации психолого-педа-гогических возможностей закрепления в памяти учебного материала, имеющего эмоциональную окрашенность.
5. В системе методов обучения, в совместной деятельности обучающего и обучающихся, направленной на достижение педагогических целей, мультимедиа благодаря возможности вычленения отдельных фрагментов, «порционности» дидактического материала, органичности включения его в ход учебной деятельности на любом этапе может занимать существенное место и в организации, и в стимулировании, и в контроле за эффективностью учебной деятельности обучающихся.
6. Интерактивная природа компьютера в сочетании с возможностями, предоставляемыми мультимедиа для усвоения учебной информации, позволяет максимально реализовать дидактические принципы активности и сознательности, что позволяет говорить о возможности достижения с его использованием педагогических целей развития или формирования индивидуальности обучающегося.
7. Использование мультимедиа в учебном процессе вуза можно рассматривать как один из способов оптимизации обучения, так как в этом случае возникают предпосылки для организации дидактических систем, обеспечивающих достижение педагогических целей в сжатые, по сравнению с традиционными методами обучения, сроки и усвоение значительной по объему и сложности учебной информации без перегрузки обучающихся.
8. Все указанные качества мультимедиа в совокупности позволяют выделить его функции, реализуемые в учебном процессе вуза. К таким функциям относятся: разъясняющая, информационная, эвристическая, систематизирующая, мотивирующая и развивающая.
На этапе предъявления нового материала обучающийся имеет возможность как непосред-
ственного контакта с преподавателем, так и с новым учебным содержанием, представленным посредством мультимедийной программы, интерактивного видео или компьютерной сети Интернет. Общение обучающегося с обучающим также может иметь место либо непосредственно, либо с использованием электронной почты (все зависит от созданного УМК). Такая форма учебного процесса, как групповая работа, может осуществляться через компьютерные конференции или непосредственно в аудитории. Самостоятельная работа обучающихся в рамках модели гибкого обучения осуществляется с использованием учебных мультимедийных программ, интерактивного видео и ресурсов Интернета. Разработка
проектов (групповых или индивидуальных) и других материалов происходит через компьютер либо с его использованием. Контроль усвоения знаний обучающихся осуществляется также с помощью компьютера с использованием специально разработанных программ или контролирующего раздела в УМК, в том числе на основе мультимедиа. Оценка обучающим деятельности обучающихся может иметь место через электронную почту либо в рамках компьютерных конференций. Таким образом, из вышесказанного следует, что в рамках гибкой модели обучения компьютер, и в частности мультимедиа, может служить эффективным средством обеспечения практически всех аспектов учебного процесса.
Список литературы
1. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. 205 с.
2. Interacting with Computers. The Interdisciplinary Journal of Human - Computer Interaction. Vol. 3, #2, August 1991. Edinburgh: Butterworth-Heinemann,1991. 156 p.
3. Торина Е. Г. Задачи педагогики в информационном обществе. Педагогика как наука и как учебный предмет. Ч. 1. Тула: ТГПУ, 2000. С. 103-104.
4. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. М.: Логос, 2001. 356 с.
Баластов А. В., аспирант.
Томский политехнический университет.
Ул. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.
E-mail: lexius@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 09.04.2009.
A. V Balastov
METHODOLOGICAL-TEACHING COMPLEX AND MULTIMEDIA IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Informational society has got new educational requirements to the quality of the taught. These requirements could be met via modern methodological-teaching complexes on the base of multimedia technologies, which could help to increase the speed of perception, and full understanding of the large data array in foreign languages.
Key words: multimedia, methodological-teaching complex, foreign language, teaching, information.
Tomsk Polytechnic University.
Ul. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk Region, Russia, 634050.
E-mail: lexius@rambler.ru
— І40 —

в избранное
цитировать
читать
наверх