Научная статья на тему 'Учебно-методические проблемы преподавания бухгалтерского учета'

Учебно-методические проблемы преподавания бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1752
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические проблемы преподавания бухгалтерского учета»

- обеспечение инновационного характера базового образовательного процесса в соответствии с требованиями экономики;

- дальнейшее совершенствование системы непрерывного образования, а также подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Таким образом, инновационный характер современной образовательной среды является существенным элементом развития образования, ее индикатором, инструментом в ее конкуренции с другими социальными институтами, влияющими на развитие подрастающего поколения.

Конкурентоспособность самого вуза на рынке образовательных услуг при этом во многом зависит от его стремления быть инновационным. При этом само понятие «инновационный вуз» «инновационная образовательная среда» может включать в себя несколько составляющих элементов:

- качественный уровень учебной деятельности, включая такие факторы как уровень знаний абитуриентов, качество подготовки учебных программ и учебный планов;

- сам преподаватель вуза, имеющий глубокие познания, опыт, квалификацию и использующий

новые модели и методы преподавания;

- инфраструктура вуза и возможность использования современных технологий обучения.

Осуществляемая в настоящее время инновационная политика государства - это стратегически верное, выработанное годами решение, направленное на дальнейшее развитие образования. А сам образовательный процесс, проведение новых научных фундаментальных исследований и использование их в практической деятельности должны стать государственным приоритетом, получить законодательную и организационную поддержку [2].

Литература:

1. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПК и ПРО, 2010. - 74 с.

2. Гурнов И.П. Инновационное развитие и конкурентоспособность М.:ТЕИС, 2012 г.

3. Перский Ю.К. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты М: ТЕИС, 2011.

4. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентностью организации: Учебник. М.: ЭКСМО, 2009 - 544 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ТОВМА Н.А.,

доктор (PhD), академик МАИН, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

В условиях рыночной экономики система заочного обучения является важным источником получения высшего образования, которое всегда было и остается единственным надежным фундаментом для карьерного роста личности. Востребованность заочной формы обучения существенно возрастает в связи с мотивацией молодежи на более раннее включение в трудовую деятельность. Организации, предъявляя повышенные требования к выпускникам вузов при приеме на работу, обращают внимание не только на знания теории и существующей практики в определенной сфере деятельности, но и умение успешно применять новые технологии, что требует качественно нового уровня образования.

Преподавание в заочном экономическом вузе имеет свою специфику и состоит в небольшом объеме учебного времени, отводимого на изучение каждой дисциплины и занятиях, проводимых в вечернее время или выходные дни. Необходимо учитывать эти особенности, внедряя учебные занятия и методические приемы, позволяющие за короткое

время максимально активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Первостепенное значение для повышения уровня эффективности системы заочного обучения имеет системный подход к организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в заочном вузе. Организация учебно-познавательной деятельности предполагает обеспечение условий, необходимых для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих одновременно обширным общеобразовательным кругозором. Реализации этой задачи способствует заочная форма обучения, позволяющая студентам формировать свой интеллектуальный уровень параллельно с практическим овладением профессиональными навыками.

Стать профессиональным бухгалтером невозможно путем получения лишь теоретических знаний, какими бы глубокими они ни были. В учебной аудитории можно познакомить студента с основами теории бухгалтерского учета, ведения финансовой отчетности и т. д., но невозможно освоить всю спец-

ифику финансово-экономической деятельности организации в отрыве от них.

Выпускники курса «Бухгалтерский учет» должны обладать объемом теоретических знаний и практических навыков, необходимых и достаточных для успешного трудоустройства и работы бухгалтером в организациях любых отраслей и форм собственности. В рамках курса «Бухгалтерский учет» они получают знания по бухгалтерскому учету с «азов» - планы счетов, законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет в России, основные документы и прочее, без чего грамотное освоение профессии просто невозможно, до расчета финансовых результатов деятельности организации и составления баланса.

В основе любой образовательной технологии, любого подхода к преподаванию той или иной учебной дисциплины лежит определенная цель. Вслед за выделением педагогической цели определяются методы и средства, а также само содержание обучения.

Преподавание дисциплины «Бухгалтерский учет» строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки экономистов в области бухгалтерского учета и аудита. Основной задачей изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту.

Так как свое непосредственное, практическое выражение педагогические цели находят при разработке учебных программ и преподавании конкретных учебных дисциплин, рассмотрим педагогические цели, исходя из которых, должна на наш взгляд, строиться программа обучения по дисциплине «Бухгалтерский учет».

Первая цель - формирование знаний, умений и навыков.

В традиционном подходе к обучению отдается приоритет передаче студентам максимального объема знаний, умений и навыков. Предполагается, что это должно привести к развитию личности и формированию базы для саморазвития.

Преподавательская и учебная деятельность осуществляются в процессе общения, которое должно стимулировать познавательную деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают знания, умения и навыки. Но, отметим, что преподаватель передает не знания, а учебную информацию. Так как знания - это усвоенная учебно-познавательная информация; умения - освоенные способы выполнения действия; навык - автоматизированное умение.

На наш взгляд, при изучении бухгалтерского учета необходимо, чтобы у студента сформировались представления о бухгалтерском учете как деятельности, о целях бухгалтерского учета, конкретном выражении результатов бухгалтерской деятельности и об общих теоретических и методических подходах к организации и ведению бухгалтерского учета.

Одним из важных аспектов знаний при этом является: получение студентами представления о бухгалтере как профессии. Целью педагога являются:

раскрытие действительной ситуации на рынке бухгалтерских услуг и рынке труда бухгалтеров, объяснение характеристик и особенностей бухгалтерского учета как профессии. Эта информация имеет значение для самоопределения студента: изучение бухгалтерского учета или выбор иных направлений дальнейшего обучения. В качестве методического решения этого вопроса можно предложить использование проблемных и игровых методов обучения.

При этом необходимо выделить навык, обязательный для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности студентов и имеющий определяющее значение - навык самостоятельной работы и, в первую очередь, самостоятельной работы с законодательством. Овладение этим навыком для обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет» обязательно, так как он повышает потенциал и ценность обучающихся по другим экономическим специальностям: все они неизбежно будут встречаться с необходимостью самостоятельного анализа той или иной отрасти законодательства. Этот навык является предпосылкой для формирования культуры самостоятельной работы и самостоятельного обучения и, в определенной степени, правовой культуры личности.

Таким образом, согласно первой цели педагогического процесса - формирование знаний, умений и навыков, в результате изучения дисциплины «Бухгалтерский учет» студенты должны знать:

- основные принципы бухгалтерского учета и базовые общепринятые правила ведения бухгалтерского учета активов, обязательств и собственного капитала в организациях;

- систему сбора, обработки и подготовки информации финансового характера;

- проблемы, решаемые бухгалтерами в процессе формирования информации для характеристики состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования активов организации, движения финансовых потоков за отчетный год и формирования доходов и расходов.

Умение студентов должно проявиться в использовании ими системы знаний о принципах бухгалтерского учета для управления бизнесом, решении вопросов оценки, учетной регистрации и накоплении информации финансового характера с целью последующей ее оценки и анализа.

Студенты также должны иметь представление о том:

- как и для каких целей используется учетная информация в процессе принятия управленческих решений;

- о содержании бухгалтерской информации и возможности ее использования пользователями;

- об основных концепциях бухгалтерской отчетности.

Следующая педагогическая цель: формирование эстетических и нравственных аспектов личности студентов. Специфика этой цели отражается в методах ее достижения. Достижению этой цели может способствовать личный пример педагога, который может попытаться воспитать в обучающихся уважение прав и свобод других индивидуумов, привить им

правовой способ решения конфликтов и правовую активность.

Необходимо отметить, что уровень влияния определяется профессиональными качествами педагога, характеристиками его личностного развития и педагогическим талантом. При соблюдении этих условий студент стремиться походить на учителя и в перспективе может превзойти его.

Рассматриваемая цель - формирование эстетических и нравственных аспектов личности учащихся - в большей степени характерна для начальных этапов образования, и в высшей школе ее достижение объективно затруднено.

Следующая из педагогических целей - развитие творческих способностей учащихся или способностей к нестандартному мышлению достигается не содержанием учебного процесса, а его методами (эвристические и проблемные методы обучения). Но, такое развитие осуществляется в течение очень длительного срока и не только в системе образования.

Основными препятствиями для развития творческого мышления являются страх и закомплексованность. Первое препятствие решается дидактическими средствами в процессе педагогического общения. Результат второго зависит от успешности достижения еще одной педагогической цели - формирования эффективных способов умственных действий студентов, которая может быть решена за счет увеличения самостоятельности студентов при разрешении проблемных ситуаций, что не только влияет на эффективность усвоения знания, но и формирует активную познавательную деятельность.

Обучение должно быть динамичным, давать не столько знания, сколько способы самостоятельного получения, осмысления и освоения знаний. Необходимо обеспечить студенту базу для устойчивого активного сознательного овладения профессиональным опытом.

Отсюда следует необходимость и еще одной педагогической цели - формирование самоуправляемых механизмов личности, т. е. создание предпосылки для сознательного профессионального и интеллектуального роста обучающихся. Средства для этого в преподавании бухгалтерского учета следующие: воспитание самостоятельности и инициативности дидактическими методами и формирование внутренней мотивации студентов.

У большинства учащихся способности к самостоятельному мышлению имеются (большой потенциал логического, теоретического, критического мышления), но, по всей видимости, система обучения, все еще носящая в своей основе традиционный характер, не только не дает ему раскрыться, но, возможно, и подавляет его. Поэтому, основной педагогической задачей в высшей школе на современном этапе следует считать преодоление умственной закомплексованности, развитие самостоятельного, свободного, активного мышления студентов.

В условиях стремительной компьютеризации неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих специалистов в области бухгалтерского учета являются новые компьютерные технологии. Появление и развитие пакетов прикладных

программ создают огромные возможности для их использования в бухгалтерском учете. Умение эффективно использовать новые информационные технологии при подготовке квалифицированных специалистов - одно из важнейших требований, предъявляемых к преподавателям современного вуза.

Информационные технологии выполняют одновременно несколько функций: визуализируют учебный материал, экономят учебное время, обеспечивают доступность и прочность знаний, способствуют выработке умений и навыков, позволяют быстро и своевременно контролировать процесс обучения, делая тем самым выпускника вуза конкурентоспособным на рынке труда.

Для современного бухгалтера уже недостаточно знаний теории и практики бухгалтерского учета. Сегодняшний день предъявляет качественно новые требования к образовательному уровню бухгалтера, а именно:

- знание законодательной базы для принятия правильных решений;

- владение автоматизированными бухгалтерскими системами для более эффективной работы;

- владение элементами анализа для оценки финансового состояния своей организации.

Важно знакомить студента с компьютерными справочными системами Консультант, Гарант, Кодекс. Каждая из этих систем включает в себя целые семейства информационных баз определенной направленности, в том числе и полную подборку нормативных документов по бухгалтерскому учету, консультации и разъяснения по практическому применению этих документов, авторами которых являются специалисты Минфина, Госналогслужбы, Центрального Банка и других министерств и ведомств.

Необходимо чтобы студенты изучали наиболее распространенные на рынке программных продуктов автоматизированные бухгалтерские системы. Использование пакета прикладных программ "1С-Бухгалтерия" - удачный методический прием. К несомненным достоинствам указанного пакета можно отнести: простоту освоения и приемлемую мощность (средств пакета достаточно для большинства, практически встречающихся задач).

Следовательно, при изучении бухгалтерского учета особую актуальность приобретает использование современных компьютерных технологий. В результате обучения студенты приобретают умения:

- открывать аналитические счета к синтетическим;

- формировать первичные кассовые документы и соответствующие им проводки;

- формировать платежные документы, регистрировать выписки банка из расчетного счета с разноской сумм по счетам и занесением проводок в единую книгу хозяйственных операций;

- заполнять карточки персонального учета, формировать и корректировать лицевые счета сотрудников;

- составлять всевозможные ведомости, осуществлять расчет заработной платы и отчислений в фонды;

- получать оборотные ведомости по счетам, синтетические и аналитические отчеты, кассовую книгу, баланс, отчет о финансовых результатах и другие формы отчетности.

Таким образом, информационно-технические средства обучения являются неотъемлемой составной частью учебного процесса вуза, в особенности при заочной форме обучения и позволяют четко и оперативно решать задачи бухгалтерского и налогового учета.

Обобщая изложенный материал, отметим, что преподавание дисциплины «Бухгалтерский учет» предусматривает формирование основных педагогических целей, которые определяют направленность педагогического процесса.

В результате выполнения педагогических целей достигается конечная цель преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет» - формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков: по организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности; подготовке и представлению финансовой

информации различными пользователями для выработки, обоснования и принятия управленческих решений.

Литература:

1. Актуальные проблемы повышения качества образования и воспитания в системе образования Российской Федерации. - Орел: ООО Полиграфическая фирма «Картуш», 2006. - 140 с.

2. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. - М., 1997. - 512 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.

4. Специфика организации учебного процесса в заочном вузе (из опыта подготовки специалистов экономического профиля) / Под ред. к.ф.н., проф. В. П. Матвеева, к.и.н. В.В. Востриковой, к.п.н. С. Н. Леоновой, к.ф. - м.н. Е.С. Филоновой. - Орел: Издатель Александр Воробьев, 2008. - 304 с.

5. Якушин В.А. Психология учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 1994.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

ГАРАФУТДИНОВА Н.Я.,

к.э.н, доцент, Омский государственный педагогический университет, КРЫЛОВ А.Н.,

к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), КОРЕШЕВА С.Г.,

зам. директора, НОУ ДПО «Северо-Западный учебный центр»

Становление российского общества неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом -«образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к многоукладной и вариативной.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования. Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Дополнительное образование - целена-

правленный процесс обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

В соответствии с законодательством, дополнительное образование в своей большей части становиться на рельсы внебюджетной деятельности, поэтому напрямую связано с потребностями работодателей, по заявкам и в соответствии с потребностями которых и проходит формирование программ дополнительного образования и конечно напрямую связано с рынком труда и взаимодействует с ним для оказания дополнительных навыков и профессиональных квалификаций тем, кто оказался в трудной ситуации со сменой или нахождением работы.

В качестве примера в первой части статьи рассмотрим один из подвидов дополнительного образования - дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.