Научная статья на тему 'Учебно-методические комплексы по финансовой грамотности: первый опыт глазами учителя'

Учебно-методические комплексы по финансовой грамотности: первый опыт глазами учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
testing instruments / pedagogical supervision / pedagogical expertise / consistency of assessment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING KITS ON FINANCIAL LITERACY: FIRST EXPERIENCE FROM THE TEACHER`S POINT OF VIEW

The article reflects the problem of the consistency of assessments of pedagogical supervision and pedagogical expertise in the context of large-scale testing. Educational and methodical complexes (learning kits) on financial literacy are aimed at improving financial literacy of schoolchildren and students of vocational secondary educational institutions (colleges) which were submitted to testing, have substantial content and methodological features. Among the main features can be mentioned practice-oriented, activity character, focusing on formation of functional literacy in the field of Finance, which was supposed to find confirmation in the course of testing. Diverse tools have been developed for fixing pedagogical observations and expert opinions. The package of documents for the work of the teachers participating in testing included the map of observations, questionnaire, expert opinions. The processing of results of testing was based on the following methods: method of coordination of expert assessments, methods of statistical data processing, generalization, methods of analysis and synthesis, method of graphic representation of data. The most important aspects of testing were reflected in the different instruments. The issues mentioned in one of the formats that the Toolkit allowed to uncover was defined in different formats. In the process of testing we used special organizational forms to coordinate the evaluation and its fixation (focus groups, expert workshops). The conducted research allowed us to draw the following conclusions: the presence of diverse tools addressed to different participants of the approbation allows to represent a wide range of views on the evaluation of applied learning kits; contradictions in the estimates may arise either between different subjects of evaluation (teachers involved in the testing, parents, students, experts) or within the same target group while discussing a particular learning kit; many factors can cause inconsistency in estimates such as subjective factors (different experience of pedagogical activity, personal pedagogical preferences) as well as the quality of the represented materials.

Текст научной работы на тему «Учебно-методические комплексы по финансовой грамотности: первый опыт глазами учителя»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПЕРВЫЙ ОПЫТ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ

Проблема объективности фиксации и интерпретации результатов педагогических наблюдений не нова. Проведение апробации в образовательном процессе требует создания целого комплекса инструментария для достижения конкретных заявленных целей. Только комплексность и системность в подходе к апробации позволяет потом говорить о ее успешном завершении. И здесь очень важно понимать, ЧТО подвергалось апробации и КАК это реализовывалось.

Создание отечественных учебно-методических комплексов по финансовой грамотности для обучающихся разных образовательных уровней и ступеней образования стало в том числе результатом того, что проблема невысокого уровня финансовой грамотности была зафиксирована в ходе международного исследования PISA в 2012 году. Само исследование PISA занимает важное место в ряду международных исследований и имеет ярко выраженную особенность, на которую неоднократно указывали педагоги- исследователи. Так при характеристике международного исследования PISA, как правило, внимание акцентируется на том, что целью данного исследования является «оценка способности учащихся активизировать свои знания и умения для решения реальных жизненных проблем» [2, 140]. Именно в ходе исследования PISA- 12 было дано

А.В. Половникова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО МГПУ Е-mail: аvp.71@ mail.ru

Как цитировать статью: Половникова А.В. Учебно-методические комплексы по финансовой грамотности: первый опыт глазами учителя // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.95-104.

рабочее определение понятию финансовой грамотности: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни» [3, 2].Таким образом, на апробацию были вынесены особые учебно — методические комплексы, целью которых должно было стать формирование одного из видов функциональной грамотности (финансовой грамотности) у обучающихся разных возрастов. В ходе апробации фиксировалось:

— присутствует ли понимание определенных финансовых понятий;

— сформированы ли умения, необходимые для формирования финансовых решений;

— осознанны ли финансовые риски;

— выбирает ли учащийся действительно эффективную модель финансового поведения и т.д.

«Проведение педагогического эксперимента — крайне сложная и кропотливая работа...,— напутствуют ученые-педагоги.— На этапе подготовки необходимо совершить планирование., создать необходимые условия., подготовить измерительный инструментарий, продумать вопросы, связанные с исключением побочных влияний на ход и результаты исследования.» [1,125]. Уже на подготовительном этапе апробации был разработан значительный комплекс инструментария для разных адресных групп (учителя, участвующие в апробации, учителя-эксперты, тьюторы, обучающиеся, родители). Наиболее многочисленным он стал именно для учителя — участника апробации. В данной статье мы, в основном, сфокусируем внимание именно на этой группе инструментов апробации, и соответственно, интерпретации результатов, полученных в фокусе этих инструментов. Перед учителем, непосредственно участвующим в апробации, стояло несколько задач, среди которых можно особо выделить проведение занятий по 5 обозначенным темам из предложенного учебно-методического комплекса, организация деятельности учащихся и родителей, связанная с апробацией УМК (проведение фокус-групп с участием родителей, анкетирование учащихся), непосредственное проведение комплексной экспертной оценки апробируемого учебно-методического комплекса, участие в работе по согласованию оценки

данного УМК в составе экспертных семинаров с коллегами.

В комплект документов для работы учителей, участвующих в апробации, вошли карта наблюдений, анкета, экспертное заключение. В основу обработки результатов апробации были положены следующие методы: метод согласования экспертных оценок, методы статистической обработки данных, метод обобщения, методы анализа и синтеза, метод графического представления данных. Таким образом, наиболее важные аспекты апробации были отражены в разных используемых инструментах. Вопросы, заявленные в одном из форматов инструментария, позволяли раскрыть позицию, обозначенную в другом формате.

Анкета учителя позволяла составить общий портрет учителя, участвующего в апробации: учесть его опыт, квалификацию, подготовленность в области обучения методике проведения занятий по финансовой грамотности. Важным организационным вопросом, на который позволили ответить данные анкеты, был вопрос о формате проведения апробации (проведение 5-7 занятий только по темам, обязательно подлежащим апробации, или в рамках курса, рассчитанного на полугодие или год; в сетке расписания занятий первой половины дня или в рамках часов факультативных занятий или дополнительного образования.

Как показали результаты анкетирования, на ступени начального и основного общего образования в качестве учителей, участвующих в апробации, выступали более опытные преподаватели (стаж более 15 лет -65% респондентов, 2/3 имеют высшую квалификационную категорию), нежели на ступени среднего общего образования и СПО (стаж более 15 лет — 52% респондентов, У имеют высшую квалификационную категорию). Доля учителей, участвующих в апробации, и ограничившихся проведением минимального количества занятий только по обозначенным темам, оказалась существенно выше на ступени среднего общего образования и СПО. Более 25% участников же апробации на ступени начального и основного общего образования спланировали ведение занятий по финансовой грамотности в течение целого года.

Вопросы анкеты также позволили получить оценку достаточности материалов, представленных к апробации (позиция, в последующем согласующаяся с экспертным заключением учителей); выявить долю учителей, у которых возникли сомнения по поводу тех или иных фрагментов в апробируемых УМК (на всех образовательных уровнях число таких респондентов составило около 30%)

Наблюдение в педагогике, по-прежнему, остается основным методом эмпирического познания. Существует ряд условий для того, чтобы научное наблюдение состоялось. Исследователи, в том числе, отмечают, что «одним из главных требований, всегда предъявляемых к научно- педагогическому наблюдению, является требование интер-субъектности. То есть наблюдение должно быть проведено так, чтобы другой педагог- исследователь мог его осуществить, повторить и при этом получил бы тот же результат» [1,121]. На установочном семинаре в Москве в августе 2015 года внимание организаторов апробации было особо обращено на то, что занятия по пяти темам из каждого УМК, вынесенные на апробацию, должны оценить не педагогическое мастерство учителя, привлеченного к апробации, и показать, что этот учитель может провести занятие по заданной теме, а оценить возможность применения представленных материалов в массовой практике (то есть, учитель должен был использовать при проведения занятия именно элементы апробируемого учебно-методического комплекса). В основу карт наблюдений была положена фиксация непосредственных наблюдений по ходу апробационного занятия, проводимого по конкретным элементам УМК.

За время апробации каждый учитель заполнил не менее пяти карт наблюдений (из расчета 1 тема- 1 занятие). Вопросы, размещенные в карте наблюдений, позволили осуществить сравнительный анализ изучения представленных к апробации тем как в рамках одного УМК, так и выстроить сравнительный анализ разных учебно-методических комплексов. Интересно, что учителя в ходе работы с картой наблюдений, указывая конкретные номера страниц, заданий, текстов и т.д. и комментируя предлагаемые корректировки, иногда сразу давали обобщения, характерные, скорее, для экспертного заключения. Например, наряду с комментарием

« на стр... указаны устаревшие суммы страхового лимита; недоумение вызывают суммы вкладов в банке в приведенной на стр. жизненной ситуации и практической ситуации на стр.» учитель дальше дополняет: «авторам необходимо учитывать специфику регионов». Или еще один комментарий учителя: «Векселя, депозиты, облигации — термины требуют объяснения (стр..).Не указана сумма для инвестирования для новичка и пример вложения средств. Необходимы примеры из жизни по видам стратегии инвестирования (стр..), как положительные, так

и отрицательные. С примерами материал лучше запоминается».

Полученные материалы апробации представлены значительным массивом эмпирической информации (для проведения апробации в реальном образовательном процессе было задействовано 4 398 обучающихся и 161 педагог). Полученные материалы отличаются не только своим разнообразием и разноплановостью, но и зачастую несогласованностью оценок. Эти риски обсуждались разработчиками апробации еще на старте работ. Разработанный инструментарий вполне позволил при анализе противоречивых оценок и суждений выявить целый ряд «болевых точек» в апробированных материалах, нуждающихся в системном осмыслении и учёте при предстоящей их доработке. Обратимся к отдельным примерам оценок, по которым обнаружены рассогласования.

Одним из таких вопросов стал вопрос о представленности и функциях иллюстративного материала в пособиях для учащихся. Экспертное заключение содержало 4 вопроса по этому критерию:

Как представлен иллюстративный материал?

10.1 Разнообразны ли компоненты?

10.2 Связан ли с содержанием темы?

10.3 Есть ли отсылки к этому материалу в тексте параграфа?

10.4 Сформулированы ли к нему задания?

Перед нами графические результаты данных полученных при анализе одного из УМК (Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность. 10-11 классы). На графике (рис. 1) отчетливо видно, что есть эксперты, которые по всем позициями выставили оценку «10» (Краснодар 4), а есть эксперты, которые по все эти же позиции по данному УМК оценили в интервале от 0 до 2 (Архангельск 1).

Такой же максимально возможный разброс в оценках по данному критерию (оценки от 0 до 10) были выставлены в ходе анализа еще одного УМК — УМК для младших подростков (Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы).

Такое расхождение, возможно, связано с тем, что одни эксперты обращались к отдельным косвенным ссылкам на текст параграфа и выставляли средние баллы, другие эксперты определяли возможность постановки вопросов к иллюстрациям самим учителем и выставляли оценку «10», а третьи констатировали, что такие вопросы в тексте посо-

бия не предъявлены (оценка «0»). Показателен комментарий одного из экспертов. Дав положительную оценку по данному критерию, далее он пишет, что необходимо «переработать пособие с учетом здоровьесбере-жения обучаемых: убрать или изменить размеры иллюстраций, которые фактически не задействованы при изучении курса (облегчить пособие по весу)»

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

УМК 10-11 кл. Брехова

пособие для учащихся

III

5 5

5 5

10.1 10.2 10.3 10.4

Рис. 1. Экспертная оценка составляющих УМК. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Вопросы пропорциональности представленных заданий и их соответствия познавательным возможностям обучающихся содержались в характеристике входящих в УМК контрольно — измерительные материалов:

6. Пропорционально ли представлены задания на запоминание, преобразование, решение проблем?

9. Соответствует ли сложность заданий познавательным возможностям учащихся данного возраста?

Обратимся к графическому анализу УМК (Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность. 10-11 классы) по данным критериям. Из графика (рис. 2) видно, что никто из респондентов не поставил оценку «0», но разброс все равно существенный (от 2 до 10). При этом отдельные респонденты достаточно низко оценивают первый из крите-

риев, и достаточно высоко — второй (Алтай 3), а отдельные респонденты оценивают эти же критерии в диаметрально противоположных оценках (Архангельск 2).

УМК 10-11 кл. Брехова

контрольные измерительные материалы

5 5 5 5 5 5 3

Рис. 2. Экспертная оценка составляющих УМК. Финансовая грамотность: контрольно- измерительные материалы. 10-11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.

Расхождения экспертных оценок по этой позиции отражают, на наш взгляд, не проработанность вопроса контрольно-измерительных материалов для подобных курсов, в целом, и для апробируемого комплекса УМК по финансовой грамотности, в частности. Имеется в виду общая установка на дифференциацию видов контроля, на акцентирование обучающей роли измерительных материалов, на перенос основной нагрузки с контрольной функции на функцию, формирующую и т.д. Разная степень подготовленности педагогов-апробаторов в области контрольно-оценочной деятельности привела к расхождению в оценках контрольных измерительных материалов в составе апробируемых ими УМК. Приведём еще несколько примеров. УМК Киреев А. Финансовая грамотность. 10-11 классы, экономический профиль получил оценку по критерию, связанному с возможностью проведения по пред-

6 9

ставленным КИМам текущего и итогового контроля, от 0 до 8 баллов. Оценка экспертов УМК Федин С. / Гловели Г. Финансовая грамотность. 2-4 классы об оптимальности предложенных КИМ по Архангельской области колебалась от 0 до 10, средний балл по региону составил 7,5 баллов, по Волгоградской области- средний балл составил 4,5 баллов; по Калининградской области — 9 баллов. Так же в диапазоне от 0 до 10 эксперты Архангельской области отвечали на вопрос и о возможностях проведения текущего и итогового контроля по представленным КИМам.

Еще одним противоречивым в оценке учителей стал вопрос о педагогической эффективности УМК. Само понятие «педагогическая эффективность» стало обиходным, но конкретные смыслы, которые в него вкладываются, разнятся. Это показывают эмпирические данные. К примеру, при анализе материалов для начальной школы (Федин С. / Гловели Г. Финансовая грамотность. 2-4 классы) учебные материалы для 2-3 класса оцениваются респондентами трёх регионов (Калининградская область, Архангельская область и Краснодарский край) как материалы педагогически эффективные. При этом респонденты двух регионов (Алтайский край и Волгоградская область) указывают на то, что педагогическая эффективность УМК не выявлена. Обратим внимание, что это результат уже согласованных регионами оценок.

В апробационных материалах выявлены разные понимания вопроса о практической направленности курса. Представляется, что отчасти это связано с неоднозначностью подходов авторов УМК. При этом расхождение в подходах обнаруживается как у авторов разных УМК, так и в материалах одного и того же УМК. К примеру, под словами «Практикум», «Интернет — практикум» в УМК для классов экономического профиля (Киреев А. Финансовая грамотность. 10-11 классы, экономический профиль) могут присутствовать как задания ярко выраженного практического характера (к примеру, на сравнение условий ипотеки), так и задания когнитивного характера (например, содержащее требование найти в тексте Гражданского кодекса ответ на вопрос, какое имущество признается движимым, а какое недвижимым). В другом УМК (Федин С. / Гловели Г. Финансовая грамотность. 2-4 классы) под практическими понимаются, к примеру, действия, направленные на рассматривание денежных купюр и монет.

Расхождения, связанные с выявлением возможностей организации активной познавательной деятельности, на наш взгляд, являются

косвенным показателем общего качества апробируемых материалов. К такому выводу подводит сопоставление оценок по нескольким УМК. В экспертных оценках позиция «Отражены ли возможности организации активной познавательной деятельности учащихся?» получила достаточно высокие, и, главное «ровные» оценки при экспертизе УМК Жданова А. Финансовая грамотность. СПО (9 баллов) и Савицкая Е. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения (9 баллов). В то время как оценка этой же позиции, например, по УМК Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность. 10-11 классы при средней оценке 6 баллов колебалась от 2 до 10 баллов.

Многообразие инструментария позволяло в ходе подведения итогов апробации обращать внимание на несоответствия результатов, полученных посредством, например, экспертного заключения и карт наблюдений учителей. Так при анализе учебных материалов 4 класса (Федин С. / Гловели Г. Финансовая грамотность. 2-4 классы.) эксперты выставили достаточно высокий баллов целом по критерию соответствия учебных материалов познавательным возможностям. Отвечая на вопрос «Соответствует ли содержание познавательным возможностям учащихся данного возраста?», они дали следующие оценки: по Алтайскому краю — 9; по Архангельской области — 9,2; по Волгоградской области-10; по Калининградской области —10; по Краснодарскому краю — 9,4. При этом, анализируя непосредственно проведённые занятия, учителя констатировали: «Такие понятия курса, как ликвидность (стр.); гурт, аверт, реверс (стр.), ассигнация (стр. ..) трудны для восприятия младшими школьниками»; «Не все предлагаемые задания посильны учащимся данного возраста: стр. . — задания на проценты -эту тему не изучают в начальной школе». Неоднозначная оценка соответствия возможностям учащихся заданий на проценты даётся и применительно к пособию Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5-7 классы. Но в этом случае её можно связать с дифференциацией возможностей подростков на пути от 5 к 7 классу. Задания представляются чрезмерно сложными, так как тема ещё не изучена в математике, если курс изучается в 5 классе, но если пособие используется в 6-7-м классе, эти задания становятся посильными, и даже «чрезмерно легкими».

В ходе апробации были использованы особые организационные формы для согласования оценки и ее фиксации (фокус-группы, экспертные

семинары, конференции). В качестве примера такого мероприятия может рассматриваться Региональная конференция по результатам апробации модульной дополнительной образовательной программы и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности школьников и учащихся учреждений среднего профессионального образования Алтайского края (Барнаул, 29.02.2016). На данной конференции всем участникам апробации была предложена уникальная возможность не только согласовать мнения и оценки по отдельным учебно -методическим комплексам, но и принять участие в сравнительном анализе эффективности апробируемых УМК, скорректировать рекомендации по их доработке. Организационным основанием для такой работы стал используемый в ходе апробации УМК инструментарий.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

— наличие многопланового инструментария, обращенного к разным субъектам — участникам апробации, позволяет представить широкий спектр мнений по оценке апробируемых УМК, сделать оценку более объективной;

— противоречия в оценках могут возникать как между разными субъектами оценивания (учителя — участники апробации, родители, обучающиеся, эксперты), так и внутри одной адресной группы при обсуждении отдельно взятого УМК (что и являлось предметом рассмотрения в данной статье);

— причинами несогласованности в оценках могут выступать как субъективные факторы (разный опыт педагогической деятельности, личные педагогические предпочтения), так и качество представленного на апробацию материала.

Литература:

1. Лукацкий М. А. Описательная, объяснительная и предсказательная функции современной педагогической науки: Монография.— М.; ФГНУ ИТИП РАО, 2013. 192 с.

2. Найденова Н. Н. Социально- педагогические факторы международных исследований в оценке качества образования.—М: ФГНУ ИТИП РАО. Издательский центр ИЭТ,—2012.-260 с.

3. Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы РКА-2012). http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.