Научная статья на тему 'Учебно-исследовательские задания как средство развития самостоятельной деятельности учащихся профильных математических классов'

Учебно-исследовательские задания как средство развития самостоятельной деятельности учащихся профильных математических классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1496
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ / ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС / МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворванина Ирина Викторовна

В статье рассматриваются теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся профильных математических классов посредством учебно-исследовательских заданий в процессе изучения математики. В качестве средства развития самостоятельной деятельности учащихся профильных классов были выбраны учебно-исследовательские задания, в содержании которых заложено требование или предписание учащимся решить проблему, работа над которой требует применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворванина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-исследовательские задания как средство развития самостоятельной деятельности учащихся профильных математических классов»

УДК 37

Ворванина Ирина Викторовна

аспирант кафедры физики, математики и методик преподавания Тюменского государственного университета [email protected]

Учебно-исследовательские

ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Irina V. Vorvanina

graduate student of physics, mathematics and teaching methods Tyumen State University [email protected]

Teaching and research

ASSIGNMENTS AS A MEANS OF SELF-ACTIVITY OF PUPILS OF SPECIALIZED MATH CLASSES

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся профильных математических классов посредством учебно-исследовательских заданий в процессе изучения математики. В качестве средства развития самостоятельной деятельности учащихся профильных классов были выбраны учебно-исследовательские задания, в содержании которых заложено требование или предписание учащимся решить проблему, работа над которой требует применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебно-исследовательское задание, профильный класс, математика.

Annotation. The article discusses the theoretical bases of the organization of independent work of students of specialized math classes through teaching and research tasks in the process of learning mathematics. As a means of self-activity of pupils of profile classes were selected teaching and research tasks, in the content of which a requirement or order students to solve a problem is incorporated; work on which requires the use of one or more methods of scientific research when students discover knowledge previously unknown to them.

Keywords: independent work, teaching and research mission, profile class, math.

На ступени основной школы Федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание уделяет формированию способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, умениям самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками [1].

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, вла

дение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами [2].

Концепция российского образования определила самостоятельную работу как обязательный содержательный компонент современного обучения и воспитания. Причем, основным направлением развития образовательного процесса является увеличение доли самостоятельной работы учащихся, а это требует новых дидактических подходов к организации самостоятельной деятельности и учебного процесса в целом.

Проявление познавательной активности и самостоятельности многообразны, они выражены:

- в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;

226

- в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, содержательности вопросов, обращенных к учителю;

- в желании расширить, углубить познавательную деятельность за счет источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио [6].

Основной формой организации самостоятельной деятельности в процессе обучения является самостоятельная работа. Понятие «самостоятельная работа», цели, задачи, формы и методы ее организации были рассмотрены в работах М.Г. Гарунова, В. А. Далингера, ПИ. Пидкасисто-го, И.А. Зимней и многих др. Подходы к трактовке понятия «самостоятельная работа» весьма разнообразны. Термин «самостоятельная работа» употребляется большинством современных исследователей, то как понятие метода обучения, то как форма организации деятельности ученика. В ряде исследований самостоятельная работа рассматривается как средство, с помощью которого учитель вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную и практическую деятельность, целенаправленно организует и управляет этой деятельностью с учетом различных уровней ученического познания. В рамках данной статьи под самостоятельной работой учащегося при освоении учебной дисциплины будем понимать специально организованную деятельность ученика по выполнению системы заданий, направленную на достижение поставленных дидактических целей и осуществляемую без непосредственного участия учителя, но под его постоянным управлением в специально отведенный период времени.

Практика показывает, что при обучении математике необходимо уделять значительное место самостоятельной работе учащихся, организации различных упражнений. Без этого не может быть усвоения программного материала по математике. Только в выполнении различных упражнений закрепляются математические понятия, вырабатываются вычислительные навыки, приобретается умение геометрических построений, развивается пространственное представление учащихся, умение практически применять знания, свой опыт при решении задач и т.д. [5].

Математика должна рассматриваться не как предмет с набором готовых знаний, а как специфическая интеллектуальная деятельность человека, обучение должно в разумной мере проходить в форме повторного открытия, а не простой передачи суммы знаний.

Разница между способным учеником и слабо успевающим состоит не в том, что первый больше знает, а именно в том, что он владеет более богатым арсеналом различных приемов и способов получения знаний. Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, способностью использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Вот почему целью общего среднего образования

как базового в единой системе непрерывного образования является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности [3].

Анализ школьной практики показывает, что учителя ставят ту или иную самостоятельную работу учащихся как самоцель, не обращая внимания на то, способствует ли она активной мысли ученика или нет. Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение задания по образцу, среди которых мало заданий творческого характера. В то время как задания творческого характера, развивая у ученика умение отойти от той формы изложения материала, которая была предложена учителем или учебником, способствуют более глубокому изучения учебного материала, раскрытию его новых сторон.

Один из недостатков в методике проведения самостоятельных работ состоит в однообразии их видов, используемых учителем. Как показывает анализ практики преподавания, наибольшее число самостоятельных работ приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Значительно меньшее число их используется при изучении нового материала, при последующем закреплении. На уроках обобщающего повторения очень часто не используется возможность организации самостоятельной работы, недостаточно стимулируется активность школьников. Учитель, не подключив учащихся к самому процессу обобщения, снова, как и при изучении нового материала, сообщает им уже готовые результаты обобщения. Учащимся зачастую предлагаются задания, которые требуют от них самостоятельных действий, аналогичные тем, которые были до этого сформированы, но при выполнении которых они по-прежнему очень мало мыслят, в результате такой организации учебного процесса учитель полностью берет на себя его творческую часть, а учащимся оставляет лишь исполнительские функции [3].

В настоящем исследовании в качестве средства развития самостоятельной деятельности учащихся профильных классов были выбраны учебно-исследовательские задания, в содержании которых заложено требование или предписание учащимся решить проблему, работа над которой требует применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание. Характерной чертой такого задания является то, что форма организации работы над проблемой учащимся заранее не известна. А основным назначением выполнения такого задания является усвоение обобщенного способа действий, который способствует формированию умений добывать новые предметные знания, приемы и способы действий, самостоятельно организовывать поиск, достигать поставленные цели обучения, формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.

Многие исследователи выделяли характеристические признаки данного вида учебной деятель-

227

ности, положительно влияющие на образовательный процесс:

1) направленность на развитие творческих умений студентов;

2) постепенное увеличение доли самостоятельности студентов;

3) обусловленность постановкой и решением проблемных задач поискового и исследовательского характера;

4) направленность на поиск неизвестного (способа решения, информации, обозначений, сферы и условий приложения, закономерностей, свойств и т.д.);

5) использование при постановке проблемы и поиске плана решения интуитивных и эмпирических приемов деятельности;

6) планомерность;

7) реализация основных этапов исследовательской деятельности;

8) получение нового (субъективно нового) продукта деятельности.

В связи с этим использование учебно-исследовательских заданий является весьма рациональным и целесообразным для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математике в профильных классах.

Изучение опыта работы учителей математики общеобразовательной школы, а также профильных классов и классов с углубленным изучением предметов математического направления показало, что исследовательская деятельность школьников практически не используется на уроках. Учителя и методисты воспринимают понятия «учебно-исследовательская деятельность» и «исследовательская работа», как часть педагогических технологий, а именно ставший ныне модным «метод проектов», целью которого является выполнение исследовательского проекта учащимся под руководством учителя. Завершающим этапом такой исследовательской работы является выступление и защита своего проекта учащимся на школьной или студенческой научно-практической конференции. Нужно заметить, что подобной исследовательской работой занимается 1-2 человека из класса, причем выбранных из числа «сильных» учеников. Остальные учащиеся имеют представление об исследовательской деятельности из опыта своих сверстников, в лучшем случае, посещая ежегодные научно-практические конференции.

Для того, чтобы учащиеся освоили методику и успешно выполняли учебно-исследовательскую работу, необходимо, чтобы она была систематической, направленной на овладение новыми знаниями и методами обучения, доступной для всех учащихся без исключения, развивала самостоятельность выполнения всех этапов. Таким образом исследовательская деятельность учащихся должна реализовываться на уровне учебных заданий.

Основным источником учебных заданий по математике является учебник. Анализ учебников алгебры и начала математического анализа для 10-11 классов (авторы Ш.А. Алимов, Н.Я. Виленкин, А.Н. Колмогоров, А.Г. Мордкович, С.М. Никольский) показывает, что абсолютное большинство учебных заданий для учащихся профильных классов имеют репродуктивный характер и только малая часть носят продуктивный или творческий характер (задания репродуктивного характера - это те, при решении которых усвоенные знания применяются в знакомой ситуации; задания продуктивного характера - по применению изученных знаний и способов деятельности в новой ситуации; задания творческого характера - это те, посредством которых учащиеся самостоятельно добывают новые знания).

Основными признаками учебного исследования являются:

а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;

б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;

в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;

г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения [4].

Анализ этапов исследований, выделяемых разными авторами, позволяет сделать вывод, что обязательными из них являются четыре, которые и образуют основную структуру учебного исследования:

1) постановка проблемы;

2) выдвижение гипотезы;

3) проверка гипотезы;

4) вывод.

Следует отметить, что в процессе выполнения учебно-исследовательского задания легко проследить наличие компонентов, характеризующих процесс самостоятельной деятельности. А именно:

- определение и осознание цели учебного исследовательского задания;

- подбор и применение методов, ведущих к решению данной познавательной задачи;

- выполнение операций контроля над тем, решается ли поставленная задача найденными и примененными способами, и являются ли они рациональными.

Таким образом, можно обоснованно говорить, что учебно-исследовательское задание можно использовать как средство развития самостоятельной деятельности учащихся.

Раскрывая резерв содержательного и процессуального компонентов самостоятельной работы

228

учащихся в процессе обучения математике в профильных классах, можно сделать вывод о возможности организации на ее основе учебно-исследова-

Литература:

1. Государственная программа Российской фе-

дерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от

15.05.2013 N 792-р. URL: http:// www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_146497/.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 07.05.2012 URL: http:// www. rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html

3. Далингер ВА. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике: Учебное пособие/Омский институт повышения квалификации работников образования». Омск, 1993. 156 с. ил. С. 5-9, 70.

4. Далингер ВА. Уч ебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики. Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». 2007. 7 с.

5. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. А.Я. Блох, Е.С. Канин, HP. Килина и др. Сост. Р.С. Черкасов, А. А. Столяр. М. : Просвещение, 1985. 336 с.

6. Саранцев ПИ., Королькова ИР. Примеры многовариантных самостоятельных работ // Математика в школе, 1994. № 4. С. 20-25.

тельской деятельности учащихся. Причем учебноисследовательские задания могут выступать не развивающим средством, а образовательным.

Literature:

1. State program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020: Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.05.2013 N 792-p. URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_146497/.

2. Federal state educational standards of secondary (full) general education 07.05.2012. URL: http://www. rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok. html

3. Dalinger V.A. Independent activity of students and its intensification in teaching math : textbook. Omsk Institute of Teacher Training. Omsk, 1993. 156 p.il. P. 5-9, 70.

4. Dalinger V.A. Teaching and research activities of students in the process of learning mathematics. Electronic scientific journal «Bulletin of Omsk State Pedagogical University». 2007. 7 p.

5. Methods of teaching mathematics in secondary

schools: General Procedure. A.Ya. Bloch,

E . S. Kanin, N.G. Kilina etc. comp. by R.S. Cherkasov, A.A. Stolyar. M. : Education, 1985. 336 p.

6. Sarantsev G.I., Korol'kova I.G.. Examples of multiple independent works // Mathematics in School, 1994. № 4. P. 20-25.

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.