Научная статья на тему 'Учебник по русскому языку для иностранных студентов-медиков (II уровень владения РКИ. Учебная и социально- профессиональная макросферы общения)'

Учебник по русскому языку для иностранных студентов-медиков (II уровень владения РКИ. Учебная и социально- профессиональная макросферы общения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко В. Б., Титова Л. А., Смолдырева Т. А.

В статье кратко изложена концепция учебника, адресованного иностранным студентам-медикам, предназначенного для формирования профессионально-коммуникативной компетенции, а также представлен фрагмент урока учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куриленко В. Б., Титова Л. А., Смолдырева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Language Manual for Students of Medical Faculties (IITORFL Level. Academic and Professional Spheres of Communication)

In this article the model of Russian language manual for foreign students of medical faculties is under discussion. An abstract of the manual illustrates the position of the authors.

Текст научной работы на тему «Учебник по русскому языку для иностранных студентов-медиков (II уровень владения РКИ. Учебная и социально- профессиональная макросферы общения)»

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

УЧЕБНИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ РКИ. УЧЕБНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МАКРОСФЕРЫ ОБЩЕНИЯ)

В.Б. КУРИЛЕНКО, Л.А. ТИТОВА, Т.А. СМОЛДЫРЕВА

Кафедра русского языка медицинского факультета Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

В статье кратко изложена концепция учебника, адресованного иностранным студентам-медикам, предназначенного для формирования профессиональнокоммуникативной компетенции, а также представлен фрагмент урока учебника.

Качество профессиональной подготовки иностранных специалистов, получающих образование в вузах России, во многом зависит от уровня владения ими русским языком как средством общения в учебной и социальнопрофессиональной макросферах. В целях повышения эффективности процесса формирования профессионально-коммуникативной компетенции иностранных студентов преподаватели РКИ разрабатывают новые стратегии обучения, новые концепции регламентирующих и учебных материалов.

На кафедре русского языка медицинского факультета Российского университета дружбы народов коллективом авторов подготовлен учебник русского языка для иностранных студентов-медиков [1], в котором отбор, систематизация и методическая интерпретация языкового и речевого материала осуществлены на основе принципов функционально-коммуникативной лингвистики и коммуникативно-деятельностной методики. Учебник разработан в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ подготовки врачей по специальности «Лечебное дело» и Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному для учащихся естественнонаучного, медикобиологического и инженерно-технического профилей (Второй уровень владения русским языком в учебной и социально-профессиональной макросферах) [2]. В данном учебнике также нашли отражение методические стратегии, рекомендованные комплексом новых программ [3], по которым уже в течение ряда лет ведется обучение русскому языку студентов-нефилологов в Российском университете дружбы народов.

Методические задачи, реализуемые в учебнике, определяются основной целью обучения, сформулированной в программных документах нового поколения, - формирование у студентов-медиков профессионально-коммуникативной компетенции (умений общения в учебной и социально-профессиональной макросферах) на основе принципов взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности, текстоцентрического подхода, антропоцентризма и т.д. Отличительной чертой данного учебника является практическая, прагматиче-

ская направленность презентации и методической интерпретации фактов языка и речи.

Учебник состоит из шести разделов, включающих блоки актуальных для данного контингента учащихся метатем (которые группируются по классам объектов: предмет, биологический объект, природный процесс, патологическое состояние человека, практическая деятельность, познавательная деятельность). В каждом уроке представлены предтекстовые задания, направленные на формирование языковой компетенции, притекстовые задания, тексты, а также после-текстовые задания, основная цель которых - формирование коммуникативных умений. Завершает урок блок заданий для самостоятельной работы.

В рамках урока учебника работа организована следующим образом.

Первый этап - формирование языковых навыков, т.е. овладение необходимыми лексическими единицами (общенаучными и узкоспециальными терминами и терминосочетаниями), а также формирование грамматических навыков, что предполагает усвоение: а) основных схем и моделей построения коммуникативных единиц (макротекста, микротекста, предложений-высказываний, диалогических единств); б) механизмов, обеспечивающих их смысловую и формальную корректность; в) механизмов, обеспечивающих оперирование этими единицами в соответствии с основными целями, условиями общения и коммуникативными установками говорящего.

Презентация единиц уровня предложения-высказывания осуществляется с помощью комплексных речевых образцов, включающих модели классов предложений и образцы их вербальной манифестации: реальные предложения-высказывания, функционирующие в текстах учебников и учебных пособий. Там, где это необходимо, вводятся типовые распространители и основные модификации моделей.

Второй этап - формирование коммуникативных умений.

В учебнике предлагается следующая система работы по формированию умений монологической речи. Вначале студенты обучаются продуцировать подготовленные монологические высказывания с заданными формой и содержанием, с опорой на план, схему и т.п. Далее степень сложности заданий постепенно увеличивается: снимаются опоры, форма и содержание высказываний не задаются текстом урока; наряду с подготовленными монологическими высказываниями студенты продуцируют также неподготовленные сообщения. Обучение умениям рецепции и продукции текстовых произведений начинается с предъявления и анализа типовых схем логико-смысловой и функциональной организации классов текстов, выявленных в результате многолетних исследований, проведенных преподавателями кафедры и зафиксированных в новых программных документах. В дальнейшем типовые схемы служат опорами при рецепции и продукции учебно-научных текстов.

Большое внимание в учебнике уделяется формированию умений диалогической речи. Языковой материал, введенный в систему заданий, представлен

а) необходимыми структурными и содержательными разновидностями актуальных дискурсивных интеракций, характерных для учебной макросферы; б) наиболее частотными для социально-профессиональной макросферы стратегиями развертывания диалогов и тематических бесед.

В учебнике представлены также системы заданий, целью которых является обучение продукции письменных текстов, актуальных для данного кон-

тингента обучаемых (планы различных типов, тезисы и т.д., а также запись в истории болезни).

В качестве примера приводим фрагмент урока учебника.

ТЕМА: ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА Задание 1. Расскажите, что вам уже известно о таком явлении, как адаптация. Влияет ли изменение условий жизни на жизнедеятельность организма? Расскажите, какой климат у вас на родине и как вы привыкали к холодному климату. В ответе выразите предположение (см. табл. 1, урок 1).

Задание 2. Установите значение слов исходя из значений их составных частей: жизнедеятельность, работоспособность, сердцебиение, головокружение,

Задание 3. Выпишите группы однокоренных слов. Определите значение незнакомых слов исходя из их словообразовательных связей и значения составных частей. Составьте с новыми словами словосочетания или предложения.

Адаптироваться (к чему?), стабильность, приспособление, адаптация,

приспособительный,...........

Задание 4. Используя данную ниже таблицу, запишите антонимические пары.

недостаточный замедляться

возбуждение препятствовать

повышение торможение

увеличиваться снижение

ускоряться избыточный

способствовать уменьшаться

Задание 5. Замените выделенные слова синонимами.

1) Живые организмы обладают способностью к адаптации. 2) При изменении условий окружающей среды организм начинает приспосабливаться, чтобы сохранить стабильность своей внутренней среды. 3) Некоторые фармакологические препараты стимулируют процессы адаптации.

Слова для справок: способствовать (чему?), приспособление, постоянство.

► ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Сообщение об обусловленности процесса может содержать следующую информацию:

1. Наличие связи между процессом и фактором:

Например: Самообновление организма связано с обменом веществ.

2. Тип фактора (причина / условие) и отношения между ним и процессом:

А) причина возникновения процесса:

Например: Нарушение кровоснабжения вызывает атрофию органа.

Б) условие протекания процесса:

Например: Метаболизм обусловлен факторами внешней среды.

3. Характер влияния фактора на процесс:

Например: Повышение тонуса сосудов способствует развитию гипертонии. Недостаток солнечного света препятствует синтезу витамина Р в организме.

Задание 6. А) Сообщите о наличии связи между процессом и фактором.

Модели:

Фактор —>• процесс Процесс -> фактор

что? влияет на что? оказывает влияние (фактор: процесс, (процесс) свойство, предмет) что? связано с чем? что? зависит от чего? что? находится в зависимости от чего? (процесс) (фактор: процесс, свойство)

Примеры: Условия жизни влияют на развитие организма. Условия жизни оказывают влияние на развитие организма. Развитие организма связано с условиями жизни. Развитие организма зависит от условий жизни. Развитие организ-ма находится в зависимости от условий жизни.__________________________________

процесс фактор

1) уменьшение теплоотдачи понижение температуры внешней среды

Б) Спросите о наличии связи между фактором и процессом. Образцы: Что влияет на развитие организма? С чем связано развитие ор-

ганизма? От чего зависит развитие организма?

Задание 7. А) Сообщите о причине возникновения процесса. Модели:

Фактор-причина процесс Процесс —>• фактор-причина

что? является причиной чего? что? вызывает что? (фактор: предмет, процесс, свойство) что? ведёт \ приводит к чему? (фактор: процесс, (процесс) свойство) что? вызывается чем? вызвано (процесс) (фактор: предмет, процесс, свойство)

Примеры: Адреналин является причиной повышения кровяного давления в сосудах кожи..._________________________________________________

фактор-причина процесс

1) концентрированная кислота тяжелые ожоги

Б) Спросите о причине возникновения процесса.

Образцы:

Что является причиной повышения кровяного давления в сосудах кожи? ...

Задание 8. А) Сообщите об условии протекания процесса. Модели:

Фактор-условие —> процесс Процесс —► фактор-условие

что? является условием чего? что? обусловливает что? (фактор: процесс, (процесс) свойство) что? обусловлено чем? (процесс) (фактор: процесс, свойство)

Примеры: Полноценное питание является условием нормального развития и роста организма... ______________________________________________

фактор-условие процесс

1) недостаток белков в организме понижение сопротивляемости

Б) Спросите об условии протекания процесса.

Образцы:

Что является условием нормального развития и роста организма?... Задание 9. А) Сообщите о характере влияния фактора на процесс. Модели:

что? (фактор) способствует \ препятствует чему? (процесс)

фактор-условие характер влияния: положительный (+) отрицательный (-) процесс

1) травматизация при движении по сосудам + гибель эритроцитов

2) отсутствие солнечного света — синтез витамина Д

Б) Спросите о характере влияния фактора на процесс.

Образец: Что способствует (препятствует) разрушению зубов?

► ОБРА ТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Тексты об обусловленности процесса могут включать следующие типовые смысловые компоненты:

1) краткая характеристика процесса (определение, механизм и т.д.);

2) указание на наличие связи между процессом и фактором (факторами);

3) характеристика факторов:

- идентификация факторов;

- типы (и количество) факторов;

4) характер влияния фактора на процесс:

- механизм воздействия фактора на процесс;

- результаты влияния фактора на процесс;

___________- примеры влияния фактора на процесс._______________________________

Задание 10. Прочитайте текст.

АДАПТАЦИЯ

Задание 11. Выполните тест: выберите варианты, соответствующие содержанию текста.

1. Недостаток кислорода, воды, пищи и т.д. относят...

а) к природным факторам адаптации.

б) к социальным факторам адаптации.

Задание 12. Просмотрите текст, найдите выделенные слова. Скажите, какие слова предыдущих предложений они заменяют. Определите, каким способом связаны между собой эти предложения (местоименный повтор, лексический повтор, лексический повтор с трансформацией, синонимический повтор).

Задание 13. А) На основании информации текста заполните данную

Сложный номинативный план Языковые средства

Модели Опорные слова

Б) Перескажите текст с опорой на таблицу. Используйте следующие слова:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тексте речь идет о чём!

Во-первых,... Во-вторых, ... В-третьих,... В-четвёртых,... и т.д.

Задание 14. Составьте микродиалоги.

А) Спросите:

- о сущности адаптации;

- о механизме адаптации;

Б) Попросите:

- перечислить природные факторы адаптации;

- охарактеризовать воздействие холода на организм;

В) Уточните достоверность информации, выраженной выделенной частью предложения, с помощью альтернативного вопроса:

1) Самый эффективный вид дыхания - дыхание через нос.

2) Психогенная одышка возникает только у мнительных людей.

ТЕЗИРОВАНИЕ

Задание 15. Используя образцы, сократите сложные предложения, в которых выражены условные отношения. Обратите внимание, что замена деепричастным оборотом возможна только при наличии единого логического субъекта.

Образец’.

(В том случае) если / когда ребенок При постоянном общении с родите-постоянно общается с родителями, то лями ребенок быстрее и успешнее он быстрее и успешнее учится гово- учится говорить. рить. Постоянно общаясь с родителями,

ребенок быстрее и успешнее учится говорить.

1) Бели поражен зрительный центр, человек утрачивает способность читать. 2).............................

► ЗАПОМНИТЕ!

В медицинских текстах можно выделить несколько типов микротекстов, которые выполняют разные функции: определение понятия, объяснение какого-либо явления, описание объекта, повествование, доказательство какого-либо утверждения. Разные типы микротекстов имеют различную структуру: например, в доказательстве важная информация сформулирована в виде тезиса и выражена в одном-двух предложениях, а в определении, описании и повествовании важная информация распределена по всему микротексту. Поэтому при их сокращении используются разные стратегии.

Доказательство. С помощью доказательства подтверждается правильность знаний и суждений человека о мире. В медицинских текстах можно встретить 2 типа доказательства. Первый тип имеет такую структуру: сначала

приводятся аргументы (1), затем следует тезис (2). Чтобы записать информацию такого микротекста в форме тезиса, необходимо:

А) Найти предложение, в котором содержится главная информация, - тезис. В этом случае вам помогут специальные слова-указатели:

(Поэтому, на основании этого) можно прийти к выводу / заключению, что...

Можно сделать следующее заключение / следующий вывод.

Следовательно,...

Б) Произвести в тезисе необходимые сокращения.

Образец:

Микротекст-доказательство Тезис

(1) Метаболизм относится к числу свойств, которые отличают живое от неживого. Благодаря обмену веществ живые организмы постоянно воспроизводят как морфологические структуры, так и химический состав протоплазмы. (2) Поэтому можно сделать вывод, что процесс метаболизма играет важную роль в жизнедеятельности организмов, он обеспечивает их самообновление. Метаболизм играет важную роль в жизнедеятельности организмов, обеспечивая их самообновление.

Задание 16. Прочитайте микротексты. Найдите в каждом из них тезис и аргументирующую часть. Запишите информацию микротекстов в форме тезисов.

I

С пищей, водой, при газообмене в организм из окружающей среды поступают разнообразные химические соединения. Через определенный период усвоенные вещества подвергаются разрушению, освобождая скрытую в них энергию, а продукты распада удаляются во внешнюю среду. Поэтому можно сделать вывод, что организм - это открытая динамическая система.

RUSSIAN LANGUAGE MANUAL FOR STUDENTS OF MEDICAL FACULTIES (II TORFL LEVEL. ACADEMIC AND PROFESSIONAL SPHERES OF COMMUNICATION)

V.B. KURILENKO, L.A. TITOVA, T.A. SMOLDYREVA

The Department of Russian Language of Medical Faculty Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

In this article the model of Russian language manual for foreign students of medical faculties is under discussion. An abstract of the manual illustrates the position of the authors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.