- облегчать усвоение содержания учебного материала и способов деятельности с ним;
- быть приемлемой для параллельного изучения системы знаний, навыков, умений и требований развивающего обучения;
- быть средством кратчайшего пути планирования содержания образования, экономить физические и умственные силы, энергию учителей и учащихся;
- соответствовать реальным учебным возможностям учащихся,
- особенностям учебного процесса.
Список литературы:
1. Bikbayeva Ки. Matematika: ититу 1а'Ит таЙаЫапт^ 4-БШЙ исИип аатеНк. - Т.: О^йиусЫ, 2003. - 208 Ь.
2. ИкЬауеуа N."0. Уап^Ьауеуа Е. Ма1ешайка: итит1у 1а'Ит таЙаЫаг. -2^пй исИип ааг811к 4 паБИй. - Т.: O'qituvchi, 2003. - 240 Ь.
3. ЫкЬауеуа КИ., YangiЬayeva Е. Ма1ешайка: исИип dars1ik. - 4-паБИп. - Т.
4. Гороховская Г.Г. Диагностика уровня сформированное™ компонентов логического мышления у младших школьников // Начальная школа. - 2008. -№ 6. - С. 40-43.
5. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - № 6. - С. 52-54.
6. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. - 3-е изд. - М.: Педагогика, 1988. - 199 с.
7. Зайкин М.И., Колосова В.А. Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления школьников // Начальная школа. - 2002. -№ 9. - С. 73-77.
УЧЕБНИК ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1 2 © Назаренко Н.А. , Арапко И.М.
Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,
г. Уссурийск
В данной статье рассматривается вопрос о том, способствуют ли учебники по математике эффективному формированию коммуникатив-
1 Студент.
2 Старший преподаватель.
ных учебных действий у учащихся начальной школы. Определены требования к учебникам по математике, с точки зрения развития коммуникативных учебных действий. Дан анализ учебно-методических комплексов для начальной школы по математике («Школа России», «Школа 2100») с точки зрения формирования коммуникативных навыков.
Рекомендуем прочитать эту статью студентам профиля «Начальное образование» и учителям начальных классов.
Ключевые слова: коммуникативные учебные действия, коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества -воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения, начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.
В стандарте второго поколения ФГОС НОО говорится, что формирование коммуникативных учебных действий - это важная составная часть педагогического процесса.
Помочь в полной мере проявить свои способности, развить навыки сотрудничества, взаимодействия - одна из основных задач современной начальной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся коммуникативных учебных действий. Все уроки из курса начальной школы в той или иной степени способствуют развитию коммуникативных учебных действий.
Одним из средств формирования коммуникативных учебных действий является так же и учебник по математике для начальной школы. В связи с чем возникают вопросы:
1) способствуют ли учебники по математике эффективному формированию коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы?
2) необходимо ли учителю начальных классов разрабатывать определенную систему работы, направленную на формирование у учащихся коммуникативных учебных действий?
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала определим, что же такое коммуникативные учебные действия и проведём их классификацию. С точки зрения А.Г. Асмолова, «... коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или дея-
тельности), умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [1].
Коммуникативные учебные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.
Очень важными формами работы на уроке математике являются: задания для работы в паре, группе, организация взаимной проверки заданий, а также обсуждение участниками способов выбора своего действия. Например, в ходе взаимной проверки выполненной работы, в группе осуществляются те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем.
Организация работы в паре над теми заданиями, которые даны в учебнике, нацелена на формирование коммуникативных учебных действий: умение договариваться с партнёром, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.
Эти учебные действия построены в соответствии с требованиями к учебникам по математике с точки зрения формирования коммуникативных учебных действий.
По содержанию:
- направленность учебного материала на формирование коммуникативных учебных действий, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме;
- побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам;
- герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги;
- доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся младшего школьного возраста;
- логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;
- ясность, точность и лаконичность изложения материала;
- использование межпредметных связей;
- развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о явлениях и событиях;
- пригодность учебника для организации парной работы учащихся [4].
В курсе математики для начальной школы можно выделить два тесно
взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: разви-
тие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие [5].
1. К первому направлению можно отнести все задания, которые сопровождаются инструкциями «Вспомни», «Скажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.
2. Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (Например, задание: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»).
Полезно включать учащихся в проблемные ситуации, когда они должны высказывать свои предположения, доказывать их, отстаивать собственное мнение.
Нами были проанализированы две общеобразовательные программы начальной школы по математике: Школа России» (автор М.И. Моро), «Школа 2100» (автор Т.Е. Демидова). Проанализировав рабочую программу «Школа России» М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой, мы пришли к мнению, что в этой программе планируется работа над формированием коммуникативных учебных действий.
В результате анализа УМК «Школа России» [2], мы выявили направления, по которым осуществляется работа по формированию коммуникативных действий у младших школьников:
- планирование учебного сотрудничества: учитель-учащийся, учащийся-учащийся;
- постановка вопросов к обсуждению;
- разрешение конфликтов - выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Можно сделать вывод, что процесс формирования коммуникативных учебных действий идёт ступенчатым способом: от простого к сложному, с постепенным нарастанием сложности уровней владения коммуникациями на практике, развитием личностных качеств.
Проанализировав рабочую программу по математике «Школа 2100» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких [3], мы пришли к мнению, что задания данного УМК обеспечивает формирование коммуникативных учебных действий учащихся в большей степени, по сравнению с другими методическими комплексами.
УМК «Школа 2100» вносит свой особый вклад для решения этих задач. В данном УМК больше разнообразных заданий для организации парных, групповых форм работы, заданий на формирование навыков организации научной работы через вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Итак, по проведённому исследованию, можно сделать вывод, что в УМК «Школа России» недостаточно заданий для развития коммуникативных учебных действий. Но, если на уроках математики систематически выполнять специально подобранные учителем задания на развитие коммуникативных учебных действий, тогда у учащихся начальной школы будет формироваться устная и письменная речь. Использование на уроках математики парных и групповых методов работы обучения будут способствовать формированию умений коммуникативного сотрудничества. Таким образом, использование современных технологий и специально подобранных заданий в УМК «Школа России» в процессе обучения математике более эффективно формирует коммуникативную компетентность у младших школьников.
Подводя итог, мы можем ответить на поставленные вопросы в начале проведения исследования о значении учебников математики в формировании коммуникативных учебных действий: учебники по математике для начальной школы являются эффективным средством формирования коммуникативных учебных действий только в том случае, если учителем в системе используются различные упражнения при организации парной и групповой работ.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011.
2. Математика. Учеб. для 1-4 кл. нач. шк. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - ил. (программа: «Школа России»).
3. Математика. Учеб. для 1-4 кл. нач. шк. / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
4. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070/ (дата обращения: 29.01.2016).
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем. - в 4-х т. - Т. 4. - М.: Генезис, 2001.