Научная статья на тему 'Учебник по математике для начальной школы как средство формирования коммуникативных учебных действий'

Учебник по математике для начальной школы как средство формирования коммуникативных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАЦИЯ КАК СОТРУДНИЧЕСТВО / КОММУНИКАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Н.А., Арапко И.М.

В данной статье рассматривается вопрос о том, способствуют ли учебники по математике эффективному формированию коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы. Определены требования к учебникам по математике, с точки зрения развития коммуникативных учебных действий. Дан анализ учебно-методических комплексов для начальной школы по математике («Школа России», «Школа 2100») с точки зрения формирования коммуникативных навыков. Рекомендуем прочитать эту статью студентам профиля «Начальное образование» и учителям начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебник по математике для начальной школы как средство формирования коммуникативных учебных действий»

- облегчать усвоение содержания учебного материала и способов деятельности с ним;

- быть приемлемой для параллельного изучения системы знаний, навыков, умений и требований развивающего обучения;

- быть средством кратчайшего пути планирования содержания образования, экономить физические и умственные силы, энергию учителей и учащихся;

- соответствовать реальным учебным возможностям учащихся,

- особенностям учебного процесса.

Список литературы:

1. Bikbayeva Ки. Matematika: ититу 1а'Ит таЙаЫапт^ 4-БШЙ исИип аатеНк. - Т.: О^йиусЫ, 2003. - 208 Ь.

2. ИкЬауеуа N."0. Уап^Ьауеуа Е. Ма1ешайка: итит1у 1а'Ит таЙаЫаг. -2^пй исИип ааг811к 4 паБИй. - Т.: O'qituvchi, 2003. - 240 Ь.

3. ЫкЬауеуа КИ., YangiЬayeva Е. Ма1ешайка: исИип dars1ik. - 4-паБИп. - Т.

4. Гороховская Г.Г. Диагностика уровня сформированное™ компонентов логического мышления у младших школьников // Начальная школа. - 2008. -№ 6. - С. 40-43.

5. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - № 6. - С. 52-54.

6. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. - 3-е изд. - М.: Педагогика, 1988. - 199 с.

7. Зайкин М.И., Колосова В.А. Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления школьников // Начальная школа. - 2002. -№ 9. - С. 73-77.

УЧЕБНИК ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1 2 © Назаренко Н.А. , Арапко И.М.

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В данной статье рассматривается вопрос о том, способствуют ли учебники по математике эффективному формированию коммуникатив-

1 Студент.

2 Старший преподаватель.

ных учебных действий у учащихся начальной школы. Определены требования к учебникам по математике, с точки зрения развития коммуникативных учебных действий. Дан анализ учебно-методических комплексов для начальной школы по математике («Школа России», «Школа 2100») с точки зрения формирования коммуникативных навыков.

Рекомендуем прочитать эту статью студентам профиля «Начальное образование» и учителям начальных классов.

Ключевые слова: коммуникативные учебные действия, коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации.

В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества -воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения, начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.

В стандарте второго поколения ФГОС НОО говорится, что формирование коммуникативных учебных действий - это важная составная часть педагогического процесса.

Помочь в полной мере проявить свои способности, развить навыки сотрудничества, взаимодействия - одна из основных задач современной начальной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся коммуникативных учебных действий. Все уроки из курса начальной школы в той или иной степени способствуют развитию коммуникативных учебных действий.

Одним из средств формирования коммуникативных учебных действий является так же и учебник по математике для начальной школы. В связи с чем возникают вопросы:

1) способствуют ли учебники по математике эффективному формированию коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы?

2) необходимо ли учителю начальных классов разрабатывать определенную систему работы, направленную на формирование у учащихся коммуникативных учебных действий?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала определим, что же такое коммуникативные учебные действия и проведём их классификацию. С точки зрения А.Г. Асмолова, «... коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или дея-

тельности), умение слушать и слышать собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [1].

Коммуникативные учебные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

Очень важными формами работы на уроке математике являются: задания для работы в паре, группе, организация взаимной проверки заданий, а также обсуждение участниками способов выбора своего действия. Например, в ходе взаимной проверки выполненной работы, в группе осуществляются те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем.

Организация работы в паре над теми заданиями, которые даны в учебнике, нацелена на формирование коммуникативных учебных действий: умение договариваться с партнёром, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.

Эти учебные действия построены в соответствии с требованиями к учебникам по математике с точки зрения формирования коммуникативных учебных действий.

По содержанию:

- направленность учебного материала на формирование коммуникативных учебных действий, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме;

- побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам;

- герои учебников не только ведут на страницах учебников диалоги и служат образцами для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги;

- доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся младшего школьного возраста;

- логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;

- ясность, точность и лаконичность изложения материала;

- использование межпредметных связей;

- развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о явлениях и событиях;

- пригодность учебника для организации парной работы учащихся [4].

В курсе математики для начальной школы можно выделить два тесно

взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: разви-

тие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие [5].

1. К первому направлению можно отнести все задания, которые сопровождаются инструкциями «Вспомни», «Скажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.

2. Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (Например, задание: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»).

Полезно включать учащихся в проблемные ситуации, когда они должны высказывать свои предположения, доказывать их, отстаивать собственное мнение.

Нами были проанализированы две общеобразовательные программы начальной школы по математике: Школа России» (автор М.И. Моро), «Школа 2100» (автор Т.Е. Демидова). Проанализировав рабочую программу «Школа России» М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой, мы пришли к мнению, что в этой программе планируется работа над формированием коммуникативных учебных действий.

В результате анализа УМК «Школа России» [2], мы выявили направления, по которым осуществляется работа по формированию коммуникативных действий у младших школьников:

- планирование учебного сотрудничества: учитель-учащийся, учащийся-учащийся;

- постановка вопросов к обсуждению;

- разрешение конфликтов - выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Можно сделать вывод, что процесс формирования коммуникативных учебных действий идёт ступенчатым способом: от простого к сложному, с постепенным нарастанием сложности уровней владения коммуникациями на практике, развитием личностных качеств.

Проанализировав рабочую программу по математике «Школа 2100» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких [3], мы пришли к мнению, что задания данного УМК обеспечивает формирование коммуникативных учебных действий учащихся в большей степени, по сравнению с другими методическими комплексами.

УМК «Школа 2100» вносит свой особый вклад для решения этих задач. В данном УМК больше разнообразных заданий для организации парных, групповых форм работы, заданий на формирование навыков организации научной работы через вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Итак, по проведённому исследованию, можно сделать вывод, что в УМК «Школа России» недостаточно заданий для развития коммуникативных учебных действий. Но, если на уроках математики систематически выполнять специально подобранные учителем задания на развитие коммуникативных учебных действий, тогда у учащихся начальной школы будет формироваться устная и письменная речь. Использование на уроках математики парных и групповых методов работы обучения будут способствовать формированию умений коммуникативного сотрудничества. Таким образом, использование современных технологий и специально подобранных заданий в УМК «Школа России» в процессе обучения математике более эффективно формирует коммуникативную компетентность у младших школьников.

Подводя итог, мы можем ответить на поставленные вопросы в начале проведения исследования о значении учебников математики в формировании коммуникативных учебных действий: учебники по математике для начальной школы являются эффективным средством формирования коммуникативных учебных действий только в том случае, если учителем в системе используются различные упражнения при организации парной и групповой работ.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011.

2. Математика. Учеб. для 1-4 кл. нач. шк. / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - ил. (программа: «Школа России»).

3. Математика. Учеб. для 1-4 кл. нач. шк. / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

4. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070/ (дата обращения: 29.01.2016).

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем. - в 4-х т. - Т. 4. - М.: Генезис, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.