Научная статья на тему 'Учебная творческая задача как фактор развития творческих способностей студентов вуза'

Учебная творческая задача как фактор развития творческих способностей студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ФАКТОР / СТУДЕНТЫ / РАЗВИТИЕ / CREATIVITY / CREATIVE LEARNING TASK FACTOR / STUDENTS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Казикин Андрей Владимирович

В статье содержится подробный анализ проблемы развития творческих способностей у студентов высшей школы. Исследование проведено путем изучения теоретической и практической литературы в области педагогики и психологии со ссылкой на авторитетные источники. Актуальность статьи состоит в том, что на современном этапе осуществляющуюся в вузах работу по развитию творческой личности выпускников нельзя с полным основанием назвать достаточно эффективной, и данная проблема требует дополнительного изучения и поисков путей ее решения. Автором статьи проведена глубокая работа по определению эффективности учебной творческой задачи как средства развития творческих способностей, потенциал которого на сегодняшний день не используется или используется не в полной мере. Представлен перечень видов учебной творческой задачи. В результате проведенных исследований сделан вывод о необходимости углубленного изучения представленного в статье вопроса и проработке эффективных методов внедрения способов развития творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING CREATIVE TASK AS A FACTOR IN CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article provides a detailed analysis of the problem of creative abilities development of students. The study was conducted by studying the theoretical and practical literature in the field of pedagogy and psychology with reference to authoritative sources. The relevance of the article is that at the present stage is carried out in high schools work on the creative personality development of graduates can not rightly be called effective enough, and the problem requires further investigation and the search for ways to solve it. The author of the article carried a deep work to determine the effectiveness of the training of creative tasks as a means of development of creative abilities, the potential of which to date is not used or is not used in full. A list of types of learning creative problem presented. The studies concluded that the need for indepth study presented in this paper, and the elaboration of effective methods of implementation methods of creative abilities development of students.

Текст научной работы на тему «Учебная творческая задача как фактор развития творческих способностей студентов вуза»

УДК: 37.030.5:378

ЛЕШЕР Ольга Вениаминовна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия

КАЗИКИН Андрей Владимирович, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия qabrielsvlarqrav@va.ru

УЧЕБНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье содержится подробный анализ проблемы развития творческих способностей у студентов высшей школы. Исследование проведено путем изучения теоретической и практической литературы в области педагогики и психологии со ссылкой на авторитетные источники. Актуальность статьи состоит в том, что на современном этапе осуществляющуюся в вузах работу по развитию творческой личности выпускников нельзя с полным основанием назвать достаточно эффективной, и данная проблема требует дополнительного изучения и поисков путей ее решения. Автором статьи проведена глубокая работа по определению эффективности учебной творческой задачи как средства развития творческих способностей, потенциал которого на сегодняшний день не используется или используется не в полной мере. Представлен перечень видов учебной творческой задачи. В результате проведенных исследований сделан вывод о необходимости углубленного изучения представленного в статье вопроса и проработке эффективных методов внедрения способов развития творческих способностей студентов.

Ключевые слова: творческие способности, учебная творческая задача, фактор, студенты, развитие.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-245-253

LESHER Olga V.,

Magnitogorsk State Technical University of Nosov,

Magnitogorsk, Russia

KAZIKIN AndreyV., Magnitogorsk State Technical University of Nosov,

Magnitogorsk, Russia gabrielsylargray@ya.ru

TRAINING CREATIVE TASK AS A FACTOR IN CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT OF

STUDENTS

The article provides a detailed analysis of the problem of creative abilities development of students. The study was conducted by studying the theoretical and practical literature in the field of pedagogy and psychology with reference to authoritative sources. The relevance of the article is that at the present stage is carried out in high schools work on the creative personality development of graduates can not rightly be called effective enough, and the problem requires further investigation and the search for ways to solve it. The author of the article carried a deep work to determine the effectiveness of the training of creative tasks as a means of development of creative abilities, the potential of which to date is not used or is not used in full. A list of types of learning creative problem presented. The studies concluded that the need for in-depth study presented in this paper, and the elaboration of effective methods of implementation methods of creative abilities development of students.

Keywords: creativity, creative learning task factor, students, development

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Понятие «способности» является одним из основных в психологической и педагогической науке с давних времен. Теория способностей складывалась в недрах философии, постепенно обогащаясь привнесенными в нее физиологическими, психологическими и педагогическими аспектами осмысления проблемы.

Анализируя литературу, можно найти различные определения способностей, которые могут быть разделены на два основных общих направления: функционально-генетический и лич-ностно-деятельностный. Согласно функционально-генетическому направлению, основоположником которого считается Л.С. Выготский, «способности определяются как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие определенную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [4]. В данной трактовке способности определяются как общие сущностные качества психических функций и рассмотрены также в работах В.Д. Шадри-кова, B.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и других авторов.

Автор В.Д. Шадриков приходит к выводу, что понятие «способность» является психологической конкретизацией категории свойства. Согласно его исследованиям, наиболее общим понятием, которое описывает психологическую реальность, является понятие психической функциональной системы, процесс функционирования которой (психический процесс) обеспечивает достижение некоторого полезного результата [13].

Личностно-деятельностный подход берет свое начало с исследований психолога ^Л. Рубинштейна. Автор под способностью рассматривает сложное синтетическое образование, которое включает в себя определенные особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться только в процессе

определенным образом организованной деятельности [10]. Причем это могут быть конкретные виды деятельности или любые ее обобщенные проявления.

Автор Г.К. Селевко также определяет способности как свойства личности, которые имеют существенное значение при выполнении той или иной деятельности и которые оцениваются согласно требованиям, предъявляемым разными видами труда, к психофизиологическим особенностям человека [11].

Согласно исследованиям Б.М. Теплова, существует три признака способностей:

1) способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения [12].

Данные признаки и легли в основу определения, наиболее часто используемого современными учеными.

Б.М. Теплов, указывая на то, что помимо успеха в деятельности способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, что изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении (иначе - «субъективная цена», переживание трудности) скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению [12].

Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

В.Д. Шадриков, обобщая точки зрения различных ученых, делает вывод, что способности являются «свойствами функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [13]; или более лаконичная его формулировка: способности - это системное свойство психологической функциональной системы, определяющее ее продуктивность, имеющее индивидуальную меру выраженности.

Кроме того, психолог В.А. Крутецкий выделяет способности разного уровня: учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности [6].

Следует отметить концепцию Д.Б. Богоявленской, в которой автор вводит понятие «креативная активность личности», полагая, что эта активность обладает определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения исследователя, «является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы» [3]. Креативный тип личности обнаруживается у всех новаторов, независимо от рода деятельности: художников, музыкантов, изобретателей, летчиков-испытателей и т.д.

Некоторые исследователи утверждают, что как таковых творческих способностей нет. В частности, А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (и другие) [8].

Систематизируя творческие способности, наиболее часто выделяемые различными исследователями, Н.Ю. Посталюк определяет следующие: способность к видению проблемы, оригинальность мышления, диалектичность мышления, легкость ассоциирования и воображение, гибкость мышления, антиконформизм мышления, легкость генерирования идей (и умение развивать идеи), критичность мышления, способность к оценочным действиям и выбору, способность к переносу, готовность памяти [9]. Психолог А.Н. Лук дополнительно рассматривает: способ кодирования информации нервной системой; способность к «сцеплению», боковое мышление, цельность восприятия, беглость речи (легкость формулирования), способность к доведению до конца [7].

Исследователь В.И. Андреев включает в структуру творческих способностей интеллектуально-логические (способности анализировать, сравнивать, видеть главное, доказывать, обосновывать; умение давать определения); интеллектуально-эвристические; коммуникативно-творческие [1].

Психолог А. Маслоу считает, что «проблема креативности является проблемой творческой личности (а не творческих продуктов, творческого поведения)» [8]. В качестве критерия изучения творческой личности автор взял стремление личности к раскрытию своего позитивного потенциала, к конструктивному росту своих способностей. Хотя эта концепция не бесспорна в отношении количества (48 человек) и отбора выборки, но тем не менее она получила свое дальнейшее развитие.

Позже отечественный психолог В.Н. Дружинин предложил новую структуру психометрического интеллекта. Им разработана модель интеллектуального «диапазона», где интеллект ограничивает достижения в любой деятельности. Исследователь отказался от используемой линейной корреляционной модели, описывающей связь интеллекта и достижений. «Можно заключить, что творческая активность детерминируется творческой (внутренней) мотивацией, проявляется в особых (нерегламентированных) условиях жизнедеятельности, но «верхним» ограничителем уровня ее проявления служит уровень общего интеллекта. Аналогично существует и «нижний» ограничитель: минимальный уровень интеллекта, до достижения которого креативность не проявляется. Нижний интеллектуальный порог определяется «регламентированностью» сферы, в которой индивид проявляет свою творческую активность.» [5]. С ростом общего интеллекта растет и его диапазон. Креативность автором целиком не отрицается. Разработанная автором модель указывает на то, что индивидуальная продуктивность в той или иной сфере жизнедеятельности определяется уровнем интеллекта, силой мотивации и активности, а также «приобщенностью» к задаче.

Психолог Д.Б. Богоявленская рассматривает креативность как творческую одаренность. Автор выделяет единицу творчества - интеллектуальная активность и ее признак - продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого (интеллектуальная инициатива). Психолог рассматривает следующие уровни интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный; эвристический, где главный инструментарий - сравнительный анализ и креативный. Для последнего уровня характерен поиск закономерностей в проблемных заданиях и, главное, - «чувствительность к проблемам, их постановка». Д.Б. Богоявленская указывает на то, что «творческие способности - это способности к осуществлению ситуативно не стимулированной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности» [2].

Исходя из анализа понятий творчества, способностей, творческих способностей, можно сделать вывод, что самом общем виде под творческими способностями студентов можно понимать индивидуальные особенности личности студента, которые обеспечивают высокое качество и сравнительную легкость в овладении учебной и внеучебной деятельностью с использованием творческого подхода к решению конкретно поставленных задач. Развивать творческие способности у студентов - значит формировать и совершенствовать следующие мыслительные операции: сравнение и обобщение, анализ и синтез, классификацию, планирование, абстрагирование; развивать воображение и формировать знания разного содержания. Студент должен обладать следующими характеристиками мышления: глубина, гибкость, критичность, широта, быстрота, вариативность.

В то же время развитие творческих способностей у студентов требует определенных педагогических условий. Нами разработаны педусловия процесса развития творческих способностей студентов вуза. В частности, система учебных творческих задач, способствующих реализации опыта творческой деятельности. Нами разработана методика внедрения данного процесса в учебную деятельность, основанная на принципах:

- деятельности, определяющего что развитие творческого потенциала личности студента возможно только при включении в творческую деятельность. Данный принцип предполагает организацию целенаправленного развития творческого потенциала будущих учителей в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности, подчинение деятельности сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит;

- системности, который связан с гносеологической функцией, с комплексным подходом в исследовании, применительно к разработке изучаемой проблемы позволяет рассматривать структурно-функциональное содержание творческого потенциала и процесса его развития как систем, состоящих из совокупности отдельных взаимосвязанных друг с другом подсистем (элементов) и имеющих собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике развития суммы их подсистем и логике развития каждой подсистемы в отдельности. В связи с этим изучение элементов данных систем вне их меняющихся внутрисистемных связей не имеет смысла. Принцип системности характеризует процесс развития творческого потенциала как целенаправленный, целостный, открытый, динамичный, гибкий;

- индивидуализации, имеющий в своей основе: а) типичный, характерный для данного человека способ «решения жизненных задач» в сочетании с неповторимостью «решений»; б) ин-

дивидуальный подход к распредмечиванию общественной сущности личной культуры человечества; в) интеграцию в некоторое неповторимое образование общественных и природных качеств личности, ее общественных позиций, особенностей жизни; г) индивидуальную модель развития в том числе и творческого потенциала. В связи с ним данный принцип предполагает: создание индивидуальной модели развития творческого потенциала у каждого студента - будущего учителя (при этом учитывается, что студент сам является субъектом рассматриваемого процесса, самостоятельно выстраивает траекторию развития и саморазвития своего творческого потенциала); формирование индивидуального подхода к осуществлению творческой деятельности, к процессу решения учебных творческих задач.

Нами выделен ряд педагогических условий, каждое их которых имеет свои методические механизмы реализации.

1. Этапный характер процесса развития творческого потенциала будущих учителей, предполагающий последовательное накопление студентами опыта творческой деятельности, реализуется через:

- включение будущих учителей в личностно-значимую творческую деятельность на всех этапах развития творческого потенциала;

- выделение и разработку блоков, представляющих содержание направлений изучения основ филологических дисциплин (блок 1, блок 2, блок 3, блок 4);

- горизонтальное и вертикальное насыщение блоков 2, 3, 4, представляющих базовое содержание направлений изучения филологических дисциплин, методами, приемами, формами, средствами;

- интегрирование в образовательную область филологической подготовки блока 1 за счет спецкурса, в результате чего происходит насыщение дополнительным содержанием, методами, приемами, формами и средствами базовых блоков;

- составление технологической карты организации процесса развития творческого потенциала будущих учителей при изучении филологических дисциплин согласно этапам.

2. Использование в процессе обучения системы учебных творческих задач, способствующих реализации опыта творческой дельности, предполагает:

- подборку и разработку учебно-творческих задач на основе принципа системности,

- предъявление учебно-творческих задач от простых к более сложным;

- включение будущих учителей в личностно значимую творческую деятельность на всех этапах развития творческого потенциала посредством решения учебно-творческих задач;

- включение будущих учителей в процесс решения учебно-творческих задач согласно этапам развития творческого потенциала на основе применения активных методов, приемов: эвристических, диалоговых, проектов, микроисследований, игровых, конференций, конкурсов, рефлексивных;

- возрастание доли учебно-творческих задач в самостоятельной работе будущих учителей согласно этапам развития творческого потенциала;

- осуществление обратной связи в процессе решения учебно-творческих задач в виде оценки и самооценки.

3. При обеспечении перехода процесса развития творческого потенциала будущих учителей в режим саморазвития на основе стимулирования выхода студентов в рефлексивную позицию и инициирования их личностных творческих достижений используется:

- применение схемы выхода будущих учителей в рефлексивную позицию;

- включение будущих учителей в процесс самодиагностики личностных творческих достижений в процессе осуществления творческой деятельности на основе использования алгоритма выхода будущих учителей в позицию «наблюдателя», «исследователя» и «контролера» по отношению к развитию собственного творческого потенциала и осуществлению творческой деятельности согласно этапам развития творческого потенциала;

- выявление реального уровня развития творческого потенциала будущих учителей на основе результатов диагностики (анализа, оценки), проводимой преподавателем, и самодиагностики (самоанализа, самооценки), в процессе совместных действий и учебных ситуаций;

- составление списка основных идей (1 этап);

- составление самодиагностирующих обучающих заметок («Дневник студента») (1, 2, 3 этапы);

- применение в процессе решения учебно-творческих задач, а также в юнце каждого занятая рефлексивных вопросов (1 этап);

- использование алгоритма выхода в рефлексивную позицию (2, 3 этапы);

- применение методических приемов, направленных на развитие рефлексивных умений у студентов (2, 3 этапы);

- выявление проблемных сторон творческой деятельности и способов ее корректировки (3 этап);

- инициирование личностных творческих достижений будущих учителей в творческой деятельности, а также в процессе развития собственного творческого потенциала;

- формирование высокого уровня мотивации творчества и творческой направленности;

- использование приемов изучения уровня сформированности мотивации творчества и творческой направленности: а) наблюдение за поведением студентов во время занятий, за их деятельностью, характером общения друг с другом; б) индивидуальная беседа со студентом, предполагающая постановку косвенных вопросов о мотивах, смысле, целях учения; в) выбор партнера с целью изучения степени самостоятельности мотивов, зависимости их от взаимодействия с другими; г) включение студентов в процесс самодиагностики;

- использование приемов стимулирования мотивации творчества и творческой направленности: 1) соревнование; 2) поощрение; 3) похвала; 4) учет индивидуальных желаний, интересов, склонностей студентов; 5) признание достоинств студентов; 6) возможность дать студенту шанс; 7) оптимистический настрой и самонастрой студентов на творческую деятельность, что способствует снятию внутреннего напряжения и взаимопониманию; 8) создание ситуаций успеха, которые будут способствовать формированию атмосферы творчества;

обеспечение успеха каждого студента в деятельности при помощи: использования привилегии выбора студентами задания и способов его решения; создания атмосферы доброжелательной критики и объективного анализа работы.

Разнообразные виды учебно-творческих задач представлены в таблице ниже (см. таблицу 1).

Таблица 1. Виды учебно-творческих задач Table 1. Types of educational and creative tasks

Группы учебно-творческих задач Направленность гипотезы учебно-творческой задачи Типы учебно-творческих задач Виды учебно-творческих задач Развиваемые составляющие компонентов творческого потенциала будущих учителей

1. Учебно-творческие задачи, содержание которых указывает на необходимость определения требований (цели) цель задачи задачи с явно выраженным противоречием задачи-проблемы способность к выявлению противоречий, формулированию проблем (чувство новизны, необычного), диалекгичносгь мышления, интуиция, способность к преодолению стереотипов, антиконформизм, оригинальность, нестандартность мышления, гибкость мышления, способность генерировать идеи, способность к ассоциированию, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, способность к поиску решения в условиях неопределенности, воображение

задачи, требующие обнаружения противоречия в формулировках и проблемах задачи скрытого вопроса; задачи на конструирование ситуаций; задачи на обнаружение мнимых противоречий; задачи на формулировку проблемы способность к выявлению противоречий, проблем (чувство новизны, необычного), интуиция, способность к преодолению стереотипов, антиконформизм, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию

задачи, требующие переформулировки, корректировки поставленного вопроса (цели задачи) (т.е. содержащие некорректно поставленный вопрос), уточнение того, что нужно найти задачи на уточнение цели способность формулировать и переформулировать задачи, способность к выявлению противоречий, проблем (чувство новизны, необычного), интуиция, способность к преодолению стереотипов, антиконформизм, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, способность к поиску решения в условиях неопределенности

2. Учебно-творческие задачи, содержание которых указывает на необходимость определения условий инфор- мацион- ная структура задачи задачи с некорректно представленными исходными данными (исходной информацией) (т.е. задачи, требующие обнаружения необходимых и достаточных исходных данных) задачи с недостаточными исходными данными; задачи с избыточными исходными данными; задачи с противоречивыми исходными данными; задачи, в которых практически отсутствуют исходные данные, а есть только цель деятельности способность находить нужную информацию и переносить ее, применять в условиях задачи, т.е. способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, способность к поиску решения в условиях неопределенности, способность к выявлению противоречий, проблем (чувство новизны, необычного), интуиция, способность к преодолению стереотипов

задачи, требующие уточнения (переформулировки, корректировки) условий; задачи, требующие уточнения (переформулировки, корректировки) требований и ограничений способность формулировать и переформулировать задачи, способность к выявлению противоречий, проблем (чувство новизны, необычного), интуиция, способность к преодолению стереотипов, антиконформизм, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, способность к поиску решения в условиях неопределенности

3. Учебно-творческие задачи, содержание которых указывает на необходимость выдвинуть и обосновать варианты нахожде- способы решения задачи логические задачи задачи на описание, анализ изучаемых процессов, явлений; задачи на определение понятий; задачи на установление и доказательство причинно-следственных связей в изучаемой проблеме; задачи,связанные с анализом, оценкой различных точек зрения и определением своей позиции по конкретному вопросу; задачи на объяснение полученного при анализе факта; задачи на доказательство выбранной точки зрения; задачи на обнаружение и опровержение ошибок интеллектуально-логические способности, способы умственных действий или мыслительные логические операции

ния искомого неизвестного (т.е. на механизм, способы решения) задачи на прогнозирование задачи на экстраполяцию (направленные на развитие способности к переносу сформированных знаний и умений в новую ситуацию); задачи на непосредственное выдвижение гипотезы, предвидение перспектив способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, способность к ассоциированию, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, способность к поиску решения в условиях неопределенности, воображение, оригинальность, нестандартность мышления, гибкость мышления, способность к выявлению противоречий, проблем (чувство новизны, необычного), интуиция, способность к преодолению стереотипов, антиконформизм

задачи на оптимизацию задачи на выбор оптимального решения; задачи на оптимизацию процесса, функционирование объекта рационализм мышления, способность генерировать идеи, гибкость мышления, способность к переносу ранее усвоенных знаний, умений в новую ситуацию, способность к преодолению стереотипов

задачи на управление задачи на выработку целей, стратегий деятельности; задачи на планирование деятельности; задачи на организацию деятельности; задачи на контроль деятельности; задачи на нормирование времени деятельности; задачи на оценку результатов деятельности способности к самоуправлению в творческой деятельности, рефлексивные способности

задачи на конструирование задачи на поиск нового конструкторского решения: а) на расчленение объекта; б) на синтез нескольких объектов; в) на замещение одного из элементов системы; г) использование аналога в конструировании нового объекта способности к конструированию, способы умственных действий или мыслительные логические операции, способы практической деятельности

задачи на изобретение задачи на изобретение новых конструкций; задачи на изобретение новых способов деятельности способность к изобретательской деятельности, оригинальность мышления, способность генерировать идеи, способность к ассоциированию, воображение, способность к выявлению противоречий, проблем (чувство новизны, необычного), интуиция, способность к преодолению стереотипов, антиконформизм, способность к переносу знаний, умений в новую ситуацию, способность к поиску решения в условиях неопределенности

Развитие творческих способностей в течение периода обучения в вузе в учебной и досу-говой деятельности должно помочь студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности, сформировать в будущем специалисте необходимость и возможность выйти за пределы изучаемого, способность к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Андреев В.И. Педагогика / Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2010.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н-Д.: Феникс, 2003. - 375 с.

4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. - С. 328.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Лютерна, 1995. - C. 252.

6. Крутецкий В.А. Психология / Уч. для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

7. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

8. МаслоуА. Мотивация и личность / Пер. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2001.

9. Посталюк НЮ. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. - М., 2014.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

12. Теплов Б.М. Способности и одаренности. - М., 1961.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - С. 5.

REFERENCES

1. Andreev V. I. Pedagogy. [Pedagogika]. Training course for creative self-development. 2-e Izd. Kazan, 2000. 600 p.

2. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creative abilities. [Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey]. Moscow: Publishing center Academy, 2010.

3. Bogoyavlenskaya D.B. Intellectual activity as a creativity problem. [Intellektual'naya aktivnost' kak problema tvorchest-va]. Rostov-on-don: Phoenix, 2003. 375 p.

4. Vygotsky L.S. Development of higher mental functions. [Razvitie vysshikh psikhicheskikh funktsiy]. Moscow, 1960. P. 328.

5. Druzhinin V.N. Psychology of General abilities. [Psikhologiya obshchikh sposobnostey]. Moscow: Lutter, 1995. P. 252.

6. Krutetskiy V.A. Psychology. [Psikhologiya]. Textbook for students of PED. schools. Moscow: Education, 1980. 352 p.

7. Onions A.N. Thinking and creativity. [Myshlenie i tvorchestvo]. Moscow: Politizdat, 1976. 144 p.

8. Maslow A. Motivation and personality. [Motivatsiya i lichnost']. TRANS. A. M. Tatabaeva. St. Petersburg: Izd. group «Eurasia», 2001.

9. Postalyuk N.Yu. Creative style of activity. [Tvorcheskiy stil' deyatel'nosti]. Pedagogical aspect. Moscow, 2014.

10. Rubinstein S.L. basis of General psychology. [Osnovy obshchey psikhologii]. St. Petersburg: Piter, 2005.

11. Selevko G.K. Modern educational technologies. [Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii]. National education, 1998. 256 p.

12. TeplovB.M. Ability and talent. [Sposobnosti i odarennosti]. Moscow: 1961.

13. Shadrikov V.D. Activity and abilities. [Deyatel'nost' i sposobnosti]. Moscow: Logos Publ., 1994. P. 5.

исследовательские задачи (т.е. задачи на применение принципов и методов научного познания) задачи, направленные на усвоение теоретических методов исследования; задачи, направленные на усвоение эмпирических методов исследования; задачи, связанные с систематизацией материала, полученного в результате проделанного анализа; задачи на теоретический анализ научной литературы способность к широкому переносу принципов, методов научного познания в новые ситуации, комплексное становление составляющих творческого потенциала студентов

Information about the author

Лешер Ольга Вениаминовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия

Казикин Андрей Владимирович, аспирант, кафедра педагогики профессионального обра-

Информация об авторе

Lesher Olga V., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Magnitogorsk State Technical University of Nosov, Magnitogorsk, Russia

Kazikin AndreyV., Postgraduate Student, Department of Pedagogy of Professional Educa-

зования, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия gabrielsylargray@ya.ru

Получена: 27.11.2015

Для цитирования статьи: Лешер О.В., Кази-кин А.В. Учебная творческая задача как фактор развития творческих способностей студентов вуза. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 245-253.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-245-253

tion, Magnitogorsk State Technical University of Nosov, Magnitogorsk, Russia

gabrielsylargray@ya.ru

Received: 27.11.2015

For article citation: Lesher O.V., Kazikin A.V. Training creative task as a factor in creative abilities development of students. [Uchebnaya tvorcheskaya zadacha kak faktor razvitiya tvorcheskikh sposobnostey studentov vuza]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 245-253.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-245-253

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.