Научная статья на тему 'Учебная миграция как фактор устойчивого развития Воронежской области'

Учебная миграция как фактор устойчивого развития Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / MIGRATION PROCESS / EDUCATIONAL MIGRATION / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревягина Мария Владимировна

Представлен анализ учебной миграции Воронежской области, рассмотрены проблемы и перспективы развития на примере учебной миграции из стран СНГ и Балтии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MIGRATION AS FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF VORONEZH REGION

The analysis of educational migration of Voronezh region is presented, the problems and prospects of development on the example of educational migration from the countries of the CIS and the Baltic States are considered.

Текст научной работы на тему «Учебная миграция как фактор устойчивого развития Воронежской области»

УДК 911.37

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

© М.В. Деревягина

Ключевые слова: миграционный процесс; учебная миграция; иностранные студенты; высшая школа.

Представлен анализ учебной миграции Воронежской области, рассмотрены проблемы и перспективы развития на примере учебной миграции из стран СНГ и Балтии.

Миграционные процессы в нашей стране играли и продолжают играть исключительно важную роль. Исторически недостаток собственного населения для огромных пространств компенсировался за счет перераспределения наличного населения по стратегически важным регионам страны, обозначая вектор развития отдельных регионов, являясь показателем социального и экономического положения населения. В обосновании терминологии и классификации определений миграции участвовали множество специалистов, в т. ч. В.В. Покшишевский, Л.Л. Рыбаковский, Б.С. Хорев, А.У. Хомра, В.И. Староверов и другие исследователи миграции населения. В современной научной литературе существует около 40 определений миграции. Наиболее распространенным является определение Л.Л. Рыбаковского, который предлагает называть миграцией любое территориальное перемещение (переселение), совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности [1]. Однако, по его мнению, перемещение и переселение не синонимы: один из этих терминов дает возможность определить миграцию в широком смысле слова, а другой - в узком смысле слова. В широком понимании, к ним относятся эпизодические (деловые, туристические и другие поездки, имеющие не постоянные маршруты и не являющиеся систематическими), маятниковые (перемещения, регулярно соединяющие места жительства и занятости) и временные сезонные миграции населения (обычно связанные с сезонной занятостью). В узком понимании, миграция - это законченный вид территориального перемещения, т. е. это безвозвратный вид миграции, сопровождающийся сменой постоянного места жительства, при котором происходит соединение места жительства с местом приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте [1].

Понятие «учебная миграция» подразумевает передвижение (главным образом, молодежи) в связи с получением образования. Учебная миграция относится к временной миграции, но не стоит забывать, что временные мигранты могут оставаться в регионе, пополнив его постоянное население. Таким образом, учебная миграция оказывает большое влияние на показатели

естественного движения населения принимающих регионов.

Учебную миграцию можно рассмотреть как территориальную социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем [2]. Первая из них представлена абитуриентами. При этом количество абитуриентов находится в прямой зависимости от демографической ситуации в стране или конкретном регионе. Следующим фактором выступает общество и его влияние - политика государства, популярность специальности, а в итоге формирование потребностей в учебе. Вторая подсистема - сама вузовская сеть. Фактором выступает дислокация вузов, т. е. их географическое положение. Значительное влияние оказывает прогресс, т. е. появляются новые направления, которые необходимо разрабатывать и осваивать.

Учебную миграцию как систему можно проследить на примере Воронежской области. Этот регион выбран неслучайно, поскольку г. Воронеж входит в число 15 крупнейших вузовских центров России. По количеству студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Воронежской области, кроме Москвы в ЦФО уступает только Московской области. На начало 2011/2012 учебного года во всех высших учебных заведениях Воронежской области обучалось 125,3 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем на начало 2000/2001 учебного года [3]. Преобладающая часть студентов (84,04 %) Воронежской области обучаются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, что примерно соответствует среднероссийскому уровню (82,7 %), но значительно выше, чем по Центральному федеральному округу (74,4 %) [4].

Высшее профессиональное образование в Воронежской области представлено 38 учреждениями, среди которых 17 государственных вузов, 5 негосударственных, 2 муниципальных, 4 ведомственных и 10 филиалов в основном московских вузов. Вузы области осуществляют подготовку бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов, их переподготовку, повышение квалификации, научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельность. Вузовская система высшего профессионального образования Воронежской области сконцентрирована в самом Воронеже, за пределами которого расположены только Борисоглеб-

ский педагогический институт и филиалы воронежских вузов в городах области. В области находится 40 % вузов от общего числа в ЦЧР, а численность студентов области составляет более половины всех студентов Черноземья.

Таким образом, современная воронежская школа выступает мощным фактором формирования учебной миграции.

Воронежская область располагает высоким научным потенциалом: здесь работают более 1,5 тыс. докторов наук и 4,5 тыс. кандидатов наук [5]. Соотношение профессорско-педагогического состава с учеными степенями и званиями к общему числу преподавателей вузов области составляет 57,4 %, что чуть ниже среднероссийского показателя. По числу аспирантов Воронежская область занимает 3 место в ЦФО [4].

В вузах Воронежа подготовка осуществляется более чем по 200 направлениям и формам обучения, что составляет около 86 % перечня специальностей в федеральном справочнике. Государственные высшие учебные заведения Воронежской области имеют восемь отраслевых направлений: промышленные, педагогические, образования и искусства, сельскохозяйственный, медицинский, строительный, военный и физвоспитания и ведомственные вузы, в т. ч. Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж), Воронежский институт МВД России, Воронежский институт федеральной службы исполнения наказания России и Воронежский институт противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствии стихийных бедствий.

В Воронежских вузах получают высшее профессиональное образование как местные жители, так и приезжие из других городов, областей и стран. За последние годы около 14 тыс. студентов, аспирантов из более 93 стран прошли обучение в вузах города. В настоящее время в области обучается около 1,5 % иностранных студентов от общей численности студентов области (2,5 тыс. человек) [5]. Больше всего - в гос-университете и архитектурно-строительном университете. По словам вузовских работников, высшая школа города может принять на обучение более 10 % иностранных студентов, как это происходит в учебных центрах развитых стран. Вузами города подписаны соглашения и договоры о приеме иностранных студентов из стран СНГ, Балтии, Китая и др.

Определенные преимущества учебных мигрантов из стран Ближнего Зарубежья определяются в прошлом длительным нахождением этих стран вместе с Россией в единой учебной системе, знанием языка и бытовой культуры нашей страны. Правительствами некоторых вновь возникших государств (особенно стран Балтии) изданы законы, по которым образовательная деятельность на их территории осуществляется только на государственных национальных языках, что практически лишает возможности тысячи соотечественников получать полноценное образование на родном для них русском языке. При поступлении граждан СНГ в российские вузы большой проблемой выступает эквивалентность их дипломов о среднем образовании. Россия в последние годы заключила специальные международные договоры о признании документов о среднем образовании государственного образца. К числу таких стран относятся Беларусь, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Молдова, Кыргызстан и Таджики-

стан. Остальные страны находятся за пределами таких соглашений. Для решения этой проблемы Рособрнад-зор разрешил в прошлом приемным комиссиям вузов самим принимать в виде исключения документы государственного образца о среднем (полном) общем образовании от граждан этих стран. Немалыми трудностями для иностранных абитуриентов, помимо недостаточного знания русского языка, являются различия в самих системах среднего (полного) общего образования.

Иностранцы приезжают учиться в наш город, прежде всего, потому, что уровень образования на родине много ниже. Плюсом также является наличие рабочих мест в городе.

Важным фактором, формирующим учебно-вузовский потенциал Воронежской области, выступает выгодное географическое, в частности, транспортногеографическое положение. Воронеж расположен на юге Центрального федерального округа и характеризуется благоприятной природно-экологической ситуацией. Специфика транспортно-географического положения Воронежа, Воронежской области и ЦентральноЧерноземного региона определяется тем, что по их территории проходят основные транспортные пути из Украины, Закавказья, Казахстана и Средней Азии в центральный регион России. Одно из преимуществ транспортно-географического положения Воронежа -его расположение в «дальнем Подмосковье». Москва с ее иностранными представительствами, научными библиотеками и вузами имеет особое значение для иногородних и иностранных студентов, хотя она подчас и недоступна для них из-за дороговизны проживания в ней.

Особенностью Воронежа выступает его многоэт-ничность при резком преобладании удельного веса русских. Важной стороной «акклиматизации» учебных мигрантов выступает их взаимодействие с местным населением. Отдельные трагические инциденты несколько лет назад с иностранными студентами в Воронеже способствовали формированию негативного клише о городе как одной из «столиц российского экстремизма», что не соответствует реальной ситуации. По данным консалтингового центра «Контент», 35 % воронежцев считают, что присутствие иностранных студентов ухудшает криминогенную ситуацию в городе. Поэтому 18 % респондентов высказались против присутствия в городе иностранных студентов, а 31 % -относятся безразлично. В целом же среди воронежцев преобладает позитивное отношение к иностранным студентам: 49 % респондентов считают, что иностранные студенты обеспечивают дополнительное финансирование воронежских вузов, 15 % считают, что иностранные студенты способствуют формированию позитивного образа России, а 5 % - что иностранных студентов в какой-то степени можно рассматривать в качестве демографического и кадрового резерва страны. С учетом всего проанализированного становится понятным, что около половины (51 %) респондентов убеждены, что государство, региональные власти и учебные заведения должны создавать условия для привлечения иностранных студентов в воронежские вузы.

Сегодня образовательная миграция находится во внимании властей, поскольку этот миграционный поток является наиболее предпочтительным и желательным для страны по сравнению с трудовой миграцией. На фоне общего снижения численности населения осо-

бое значение имеет сокращение численности тех возрастных групп, из которых формируется контингент учащихся вузов. В условиях сокращения числа абитуриентов демографическим резервом могут стать иностранные студенты. Кроме того, учебная миграция имеет социально-экономические, геополитические и демографические эффекты как для Воронежской области, так и для России в целом, которые пока недооцениваются на федеральном и региональных уровнях.

Совместно с Фондом «Наследие Евразии» было проведено научное исследование в 2009-2011 гг. Частью проведенного исследования являлось анкетирование студентов и абитуриентов воронежских вузов из стран СНГ и Балтии (60 человек) [6]. В анкетировании участвовали абитуриенты и студенты воронежских вузов: Воронежского государственного университета, Воронежской государственной технологической академии, Воронежской государственной архитектурностроительной академии и Воронежской государственной медицинской академии. Эти абитуриенты и студенты являлись гражданами Украины, Молдовы, Латвии, Таджикистана, Кыргызстана, Азербайджана, Туркменистана, Беларуси.

Все они в основном закончили в своих странах образовательные школы и гимназии, в большинстве (39 человек) которых русский язык преподавался как иностранный. Знание русского языка большинством студентов из СНГ и Балтии определялось практикой общения на уровне семьи. 27 студентов - представители этнически сложных семей, где один из родителей является русским, а у 5 студентов родители не русские, но разных национальностей. Все студенты жили в России достаточно длительное время: 3 года - 17 человек, 4 года - 25, 5 лет - 9 человек, менее 3 лет - 9 человек. В целом, они за эти годы получили достаточную практику общения на русском языке. Русский язык был основным разговорным языком в семье у 48 студентов, остальные студенты в семье разговаривали и на русском, и на своем родном языке. В целом, более 75 % респондентов считают, что им знания русского языка в полной мере хватило для обучения в российских вузах, и лишь 25 % отметили, что они знают русский язык, но не в совершенстве.

Выбор российских вузов студентами и абитуриентами из стран СНГ и Балтии определялся тем, что в них уровень подготовки специалистов выше, чем в собственных странах. Для некоторых студентов в качестве альтернативы были вузы Франции, Чехии, Риги, Киева, но они выбрали российские вузы, в частности воронежские, в которых по сравнению с европейскими вузами учиться дешевле. Не последнюю роль в ряде случаев сыграло предпочтение родителей, которые планировали переселиться в РФ. Информацию о возможностях обучения в российских вузах абитуриенты получали от родителей (15 %), от родственников и друзей (8 %), из Интернета (45 %), из школ (28 %), из печатных изданий (4 %).

В связи с отдельными трагическими случаями с иностранными студентами в Воронеже и формированием в СМИ негативного имиджа города немаловажное значение приобретал анализ СМИ о возможностях обучения и гарантиях безопасности студентов: 48 % студентов отметили, что при выборе вузов на них не оказала ни малейшего влияния информация СМИ; 12 % даже не слышали о таком имидже города. Все студенты сделали осмысленный выбор вузов и специальностей,

отмечают их престижность, возможность трудоустройства и меньшую стоимость обучения, чем в других странах. Примерно половина студентов обучается на бюджете, т. е. их обучение оплачивает страна по подписанным соглашениям и договорам, а половина -платит за обучение самостоятельно.

Одним из важных условий адаптации студентов из стран СНГ и Балтии в Воронеже выступают бытовые условия. У друзей, родственников и родителей проживает треть студентов, в общежитии - несколько больше. Обращают на себя внимание большие перепады в оплате общежитий по вузам города - от 1,4 до 8,5 тыс. рублей в год. Свыше четверти студентов снимают частную комнату или квартиру, которая им обходится от 3 до 9 тыс. рублей в месяц. У 2/3 всех студентов ежемесячные траты на питание, одежду, транспорт, книги и канцтовары, на Интернет, телефон, развлечения составляли 5-8 тыс. рублей, а у 1/5 части студентов -порядка 8-12 тыс. рублей. При этом преобладающая часть студентов не работали во время учебы, и лишь единицы подрабатывали, не оформляя для этого соответствующих разрешений.

Резко преобладающая часть студентов (порядка 90 %) оценивала качество профессиональной подготовки в воронежских вузах как высокое, и лишь некоторые - как среднее. Почти половина студентов из стран СНГ и Балтии отметили, что у них нет каких-либо значительных проблем, связанных с получением образования в воронежских вузах, или затруднились ответить на этот вопрос. В то же время другая половина студентов отметила такие проблемы, как: 1) условия в общежитии, медицинское обслуживание и питание;

2) условия в общежитии и медицинское обслуживание;

3) условия в общежитии и регистрация; 4) медицинское обслуживание и регистрация; 5) наличие литературы; 6) наличие компьютера; 7) условия в общежитии. Следовательно, в процессе адаптации иностранцев в воронежских вузах выделились три основные проблемы: плохие условия в общежитиях, дорогое и низкое по качеству медицинское обслуживание и бюрократическая система регистрации.

Интеграция иностранных студентов в вузовскую жизнь в немалой степени определяется уровнем их общения со сверстниками. Третья часть студентов из стран СНГ и Балтии отмечали, что в свободное от учебы время они общаются с однокурсниками. Еще треть студентов показали, что они общаются с русскими и иностранными студентами, соседями по общежитию. А для какой-то части студентов сохраняет значение и общение с земляками. Практически все студенты из стран СНГ и Балтии отметили, что они не сталкивались с проявлениями недружественных чувств со стороны русского окружения.

Преобладающее число студентов считали, что с российскими дипломами они могут найти на родине достойную работу. Поэтому больше трети опрошенных хотели бы вернуться на родину, а порядка 60 % обучающихся в вузах хотели бы остаться в России. Планы искать работу в другой стране (кроме Родины и России) высказали единицы.

Таким образом, учебную миграцию из стран СНГ и Балтии можно рассматривать в качестве фактора, способствующего более рациональному использованию профессионально-образовательного потенциала воронежских вузов, а возможно, и как фактор повышения трудоресурсного и демографического потенциала ре-

гиона. Однако для существенного увеличения численности учебных мигрантов из этих стран необходимо формирование как единой национальной, так и региональной политики, что требует решения законодательных, межгосударственных, культурно-политических и финансовых вопросов. С нашей точки зрения, для сохранения единого образовательного пространства, доставшегося в наследство от СССР, все русскоязычные абитуриенты из постсоветских стран должны при поступлении в российские вузы обладать правами российских граждан. Только на этой основе Российская Федерация может не только сохранить, но и упрочить позиции в качестве одного из ведущих в мире центров оказания профессионально-образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории): монография. М.: ИСПИ РАН, 2003. 238 с.

2. Деревягина М.В. Международная учебная миграция российского региона в условиях кризиса (на примере Воронежской области) // Кризис и социально-экономическая и политическая ситуация в ре-

гионе: материалы междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2009. С. 71-74.

3. Социально-экономическое положение Воронежской области (январь-август 2012): аналит. докл. / Воронежстат. Воронеж, 2012. 165 с.

4. Российский статистический ежегодник. М., 2011.

5. Федеральная служба государственной статистики. ЦКЬ: www.gks.ru. Загл. с экрана.

6. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / под ред. К.А. Гаврилова, Е.Б. Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012. 207 с.

Поступила в редакцию 11 марта 2013 г.

Derevyagina M.V. EDUCATIONAL MIGRATION AS FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF VORONEZH REGION

The analysis of educational migration of Voronezh region is presented, the problems and prospects of development on the example of educational migration from the countries of the CIS and the Baltic States are considered.

Key words: migration process; educational migration; foreign students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.