ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 371.1
Рябухин Владимир Владимирович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ» В СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
Vladimir V. Riabukhin
PhD in Pedagogical sciences, Assistant Professor of the Economic Department
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
DISCIPLINE «MANAGERMENT IN EDUCATION» IN THE SAFEGUARDS SYSTEM AS A PROFESSIONAL TRAINING
OF MASTERS
Аннотация. Обосновано место и значение учебной дисциплины «Менеджмент в образовании» в системе гарантий качества профессиональной подготовки магистра.
Ключевые слова: менеджмент; качество; методология; образование; магистр.
Abstract. The paper substantiates the place and importance of the disciplme»Management in Education« in the system of quality assurance of professional training for the master's degree.
Key words: management; quality; methodology; education; Master.
Качество профессиональной подготовки магистра во многом определяется более высоким, по сравнению с бакалавром, уровнем развития компетенций, позволяющих не только занять достойное положение в профессиональном сообществе, но и с приобретением необходимого опыта стать субъектом управленческой деятельности. Поэтому учебная дисциплина «Менеджмент в образовании» может быть интерпретирована как элемент содержания, гарантирующий качество магистерской образовательной программы.
© Рябухин В.В., 2014
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода
в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
В структуре учебно-методического комплекса дисциплины особое место отведено методологии менеджмента. Магистры изучают законы, закономерности, принципы и правила менеджмента социально-экономической системы, обусловливающие возможности устойчивого развития современной организации в любой сфере хозяйственной деятельности. При этом в соответствии с процессной моделью качества профессиональной подготовки, используемой кафедрой экономики с сентября 2012 г., у магистров формируется герменевтическое понимание как отдельных компонентов, так и методологии менеджмента в целом. В качестве примера приведём фрагмент процесса освоения обучающимися содержания «принципа Сталина»: «Кадры решают всё».
Магистрантам предлагается кейс, состоящий из двух ситуационных задач.
Задача № 1
Вопрос к задаче: кто является «кадром» для руководителя отдела кредитования Татьяны Михайловны?
Текст задачи: руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла наконец окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной «текучкой» начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.
Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой «жилки», энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.
Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна восприняла внешне спокойно.
Другой кандидатурой на должность заместителя, как считала Татьяна Михайловна, являлась Надежда, которая после окончания вуза работала в ее отделе около двух лет. С первых дней своей трудовой деятельности Надежда быстро «вписалась» в женский коллектив отдела.
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Обладая острым умом и будучи чрезвычайно динамичной, Надежда очень скоро стала квалифицированным работником. Татьяна Михайловна полагала, что Надежде не хватало лишь усидчивости. Неоднократно по собственной инициативе Надежда предлагала Татьяне Михайловне оригинальные решения возникающих перед отделом проблем, с помощью которых удавалось достичь значительных результатов.
Как показывает практика преподавания дисциплины, более 80 % обучающихся отдают предпочтение второй кандидатуре. В ходе дискуссии магистранты приходят к пониманию того, что функциональное предназначение должности или работы приоритетно при решении кадровых вопросов.
Задача № 2
Вопрос к задаче: «кадр» или «не кадр» Николай С.?
Текст задачи: Николай С., проработав в страховой компании около года в должности экономиста, был назначен на должность руководителя отдела страхования гражданской ответственности. Этому способствовал ряд важных обстоятельств, которые учитывались руководством компании при принятии такого решения.
Николай С. имел хорошее базовое образование, знал иностранные языки, был коммуникабелен, энергичен, исполнителен. За время работы в компании он очень вырос как специалист, продемонстрировав незаурядные способности. Однако первый же рабочий день Николая С. в качестве руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил его доброжелательно, то одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративно отказалась признать нового руководителя. В ответ на просьбу Николая С., которую он адресовал всем сотрудникам, о представлении ему для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее: «Я работаю в отделе двадцать лет. Ваш предшественник на посту руководителя отдела Иван Михайлович, которого мы недавно с почестями проводили на пенсию, никогда не проверял мою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации и исполнительности. За работу, которую я выполняла в эти годы, меня неоднократно поощряли. Недоверие ко мне как к специалисту с вашей стороны меня оскорбляет».
Характеристики профессионализма Николая С. позволяют большинству обучающихся сделать вывод о его значительном управленческом потенциале. Возникает внутрипредметная связь: если считать просьбу о предоставлении отчёта о работе за минувший месяц обоснованной, то нарушается аналитичность как закономерность менеджмента - сужается предмет анализа; если предлагаются вероятные варианты развития событий: «А он мог бы поступить так.., а она могла бы отреагировать на это так...», - другое нарушение - расширение предмета анализа. Для поиска правильного ответа
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода
в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
магистрантам предлагаются дополнительные вопросы: чья ошибка серьёзнее: Николая С. или руководства компании? В чем суть ошибок? Как можно избежать их?. В ходе дискуссии магистранты проходят к выводу о необходимости, во-первых, альтернативной кандидатуры на должность начальника отдела; во-вторых, необходимости организации стажировки для наиболее вероятного кандидата при действующем руководителе отдела.
Организованное с использованием подобных методических сценариев присвоение содержания учебной дисциплины позволяет магистрантам:
- развить мотивацию к управленческой и педагогической деятельности;
- понять универсальность ключевых компонентов профессиональной деятельности руководителя и педагога;
- убедиться в практической направленности методологии и теории менеджмента;
- выработать аналитическое рациональное отношение к произвольным современным интерпретациям понятий, определяющих методологию менеджмента (например, «Правилам бизнеса Forbes»);
- сформировать герменевтическое понимание соотношения хозяйственного уклада и типа управления российскими социально-экономическими системами;
овладеть смыслом типологии хозяйственных организаций М. Вебера; предотвратить увлечение современной «креативной бюрократией».