Научная статья на тему 'Учебная дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации» в контексте компетентностного подхода'

Учебная дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации» в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2585
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / КАТАЛОГИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ANALYTICAL AND SYNTHETIC INFORMATION PROCESSING / CATALOGUING / INFORMATION PRODUCTS / PROFESSIONAL COMPETENCES / INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Альмира Шевкетовна, Сакова Ольга Яновна

В статье рассмотрена эволюция преподавания курса «Аналитико-синтетическая переработка информации» на кафедре технологии документальных коммуникаций от традиционной каталогизации к созданию информационных продуктов с использованием в учебном процессе информационных технологий и технологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меркулова Альмира Шевкетовна, Сакова Ольга Яновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Course “Processing the Analytic and Synthetic Information” in the Context of Competence Approach

Development of cataloguers has been conducted at Kemerovo State University of Culture and Arts since 1969. The course “Library catalogs” has been changed for some years not only according to its name, but also the contents and approaches to its teaching. All that is caused by set of tendencies in development of information and library practice and the higher education in general. Current teaching of the course “Processing the analytic and synthetic information” is based on the technological approach to the library activity developed by N.I. Gendina and I.S. Pilko, and also on the implementation of information technologies. The purposes, objects, technological processes, resources, means, regulations, information products, subjects are provided and characterized in technological model of analytical and synthetic information processing. The analysis of designing bibliographic description, subject analysis, systematization, annotation, summarizing, reviewing allowed to reveal the general approaches to definition of technological activities in each of the called processes. Information products of analytical and synthetic information processing (heading of bibliographic list, the bibliographic description, a subject heading, keywords, a descriptor, a classification index, an annotation, the summary, the review etc.) are logical end of all technological cycle which can be presented as independently, and in the form of bibliographic list. These information products form a basis for information and analytical activity in all areas of modern society. The modern content of the course “Analytical and synthetic information processing” is beyond the frames of documents cataloguing in its traditional understanding and is focused on working out the various information and analytical products. Formation of professional competences within this course is possible with implementation of technological approach which promotes good training of the Bachelor in the field of analytical and synthetic information processing, and the lecturers of Technology of Documentary Communications Chair are very experienced in it.

Текст научной работы на тему «Учебная дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации» в контексте компетентностного подхода»

4. Pilko I. S., Abalakova O. V. Nuzhny li bibliotechnoj professii novye standarty? // Nezavisimyj bibliotechnyj advokat. - 2012. - № 5. - S. 14-23.

5. Putin V. V. Dlja obnovlenija vsej sistemy vysshego obrazovanija nuzhno ispol'zovat' potencial luchshih vuzov, delegirovav im pravo i polnomochija po ocenke kachestva obrazovanija (Poslanie V. V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF 12.12.2013) // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2014. - № 1. - S. 5-7.

6. Usol'ceva O. V. (Abalakova O. V.) Professional'nyj standart kak model'dejatel'nosti specialista bibliotechno-informacionnoj sfery // Bibliosfera. - 2010. - № 2. - S. 43-48.

УДК 025.32+025.4.02

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Меркулова А. Ш., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: tdk@kemguki.ru

Сакова О. Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: tdk@kemguki.ru

В статье рассмотрена эволюция преподавания курса «Аналитико-синтетическая переработка информации» на кафедре технологии документальных коммуникаций от традиционной каталогизации к созданию информационных продуктов с использованием в учебном процессе информационных технологий и технологического подхода.

Ключевые слова: аналитико-синтетическая переработка информации, каталогизация, информационные продукты, профессиональные компетенции, информационные технологии, технологический подход.

THE COURSE "PROCESSING THE ANALYTIC AND SYNTHETIC INFORMATION" IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH

Merkulova A. Sh., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: tdk@kemguki.ru

Sakova O. Ya., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: tdk@kemguki.ru

Development of cataloguers has been conducted at Kemerovo State University of Culture and Arts since 1969. The course "Library catalogs" has been changed for some years not only according to its name, but also the contents and approaches to its teaching. All that is caused by set of tendencies in development of information and library practice and the higher education in general. Current teaching of the course "Processing the analytic and synthetic information" is based on the technological approach to the library activity developed by N. I. Gendina and I. S. Pilko, and also on the implementation of information technologies.

The purposes, objects, technological processes, resources, means, regulations, information products, subjects are provided and characterized in technological model of analytical and synthetic information processing. The analysis of designing bibliographic description, subject analysis, systematization, annotation, summarizing, reviewing allowed to reveal the general approaches to definition of technological activities in each of the called processes.

Information products of analytical and synthetic information processing (heading of bibliographic list, the bibliographic description, a subject heading, keywords, a descriptor, a classification index, an annotation, the summary, the review etc.) are logical end of all technological cycle which can be presented as independently, and in the form of bibliographic list. These information products form a basis for information and analytical activity in all areas of modern society.

The modern content of the course "Analytical and synthetic information processing" is beyond the frames of documents cataloguing in its traditional understanding and is focused on working out the various information and analytical products. Formation of professional competences within this course is possible with implementation of technological approach which promotes good training of the Bachelor in the field of analytical and synthetic information processing, and the lecturers of Technology of Documentary Communications Chair are very experienced in it.

Keywords: Analytical and synthetic information processing, cataloguing, information products, professional competences, information technologies, technological approach.

Развитие информационного общества тесно связано с информационно-аналитической деятельностью в различных областях деятельности человека. Создание современных аналитических продуктов невозможно без специалистов, обладающих соответствующими профессиональными компетенциями. Подготовка специалистов любого профиля, особенно специалистов биб-лиотечно-информационной деятельности, должна включать дисциплины, связанные с информационно-аналитической деятельностью. Базовой составляющей в этой деятельности является аналитико-синтетическая переработка информации.

Подготовка студентов в области аналитико-синтетической переработки информации в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ) осуществляется с открытия вуза в рамках курсов «Алфавитный каталог», «Систематический каталог» [1].

В основе преподавания этих дисциплин находились «Единые правила описания произведений печати» и таблицы библиотечных классификаций с изучением общих и частных методик описания и классификации документов.

В связи с необходимостью унификации библиографических записей для библиотек разного типа, служб информации, издательств и других учреждений, в отечественном библиотековедении в 60-80-х годах ХХ века начинают разрабатываться и внедряться государственные стандарты, что обусловило внесение изменений в преподавание каталогизационных дисциплин, в частности, привело к их объединению в единый учебный курс

«Библиотечные каталоги». Предметом курса являлись теория, история, методика каталогизаци-онной обработки произведений печати (описания, классификации, предметизации) и организации каталогов. Углубление теоретических основ каталогизации было связано с применением различных средств механизации и автоматизации каталогизационных процессов, что в перспективе явилось необходимым условием для внедрения машиночитаемой каталогизации.

Развитие теории и практики зарубежной и отечественной каталогизации в 90-е годы обусловило разделение курса «Библиотечные каталоги» на учебные дисциплины «Научная обработка документов» и «Информационные базы», которые отражали производственную необходимость информационно-библиотечных учреждений. С середины 90-х годов в компьютерных учебных аудиториях студенты нашего университета одними из первых в России осуществляли машиночитаемую обработку документов с использованием программного обеспечения автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) «LIBER».

В эти же годы активно ведется разработка новых таблиц Библиотечно-библиографической классификации (ББК), создание которых было вызвано коренными изменениями, происходящими в российском обществе. В новой редакции рабочих таблиц ББК для массовых библиотек появился раздел «1. Общенаучное и междисциплинарное знание» и таблицы типовых делений социальных систем, изменилась частная методика систематизации документов отдельных отраслей.

Концепция лингвистического обеспечения библиотечной технологии, разработанная в 1994 году Н. И. Гендиной, способствовала развитию теории и практики каталогизации, важной составляющей которых является комплекс лингвистических средств [2].

Учебные программы курсов находились в постоянном редактировании в связи с созданием и внедрением новых ГОСТов, обеспечивающих современный уровень научной обработки документов. Традиционное преподавание каталогиза-ционных курсов перестало соответствовать требованиям времени.

В связи с внедрением государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения [3] курс «Аналитико-синтетическая обработка документов» был переименован в «Аналитико-синтетиче-ская переработка информации» (АСПИ). В начале XXI века с приходом на кафедру в качестве заведующей доктора педагогических наук И. С. Пил-ко, которая является автором технологического подхода к библиотечной деятельности, катало-

гизация стала рассматриваться как совокупность технологических процессов, что привело к пересмотру преподавания дисциплины. Данный курс аккумулировал все виды научной обработки информации и представил единую точку зрения на ее результаты: библиографическую запись в целом и ее отдельные элементы, которые могут использоваться самостоятельно, например, аннотация и реферат. Системный подход, отраженный в этой дисциплине, позволяет формировать у студентов целостное представление о процессах, связанных с переработкой информации.

Реформа высшей российской школы, включающая двухуровневую подготовку (бакалавриат, магистратура), обусловила внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в том числе и по направлению 071900 «Библио-течно-информационная деятельность» [4].

Согласно этому документу выпускники должны владеть следующими компетенциями в области аналитико-синтетической переработки информации, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Компетенции Аналитико-синтетическая переработка информации

Знать Уметь Владеть

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1) объекты аналитико-синтетической переработки информации (ОК-1)

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12) виды аналитико-синтетической переработки документов (ОК-12) использовать коммуникативные и машиночитаемые форматы в аналитико-синтетической переработке информации (ОК-12; ПК-4) методами анализа и синтеза информации (ОК-12, ПК-1)

способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей (ПК-1) технологическими процессами аналитико-синтетической переработки информации (ПК-28; ПК-1); методами анализа и синтеза информации (ОК-12, ПК-1)

Матрица соответствия компетенции и знании, умении, владении в курсе «аналитико-синтетическая переработка информации»

Окончание таблицы 1

Компетенции Аналитико-синтетическая переработка информации

Знать Уметь Владеть

готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4) коммуникативные и машиночитаемые форматы библиографических, авторитетных записей и классификационных данных (ПК-4) использовать коммуникативные и машиночитаемые форматы в аналитико-синтетической переработке информации (ОК-12; ПК-4)

готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28) регламентирующую документацию по аналитико-синтетической переработки информации (ПК-28); технологию и методику аналитико-синтетической переработки информации (ПК-28; ПК-31) применять регламентирующие документы по аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28); осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов в традиционном и автоматизированном режиме (ПК-28) технологическими процессами аналитико-синтетической переработки информации (ПК-28; ПК-1); методиками анали-тико-синтетической переработки информации (ПК-28)

готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-31) результаты аналитико- синтетической переработки информации и области их применения (ПК-31); технологию и методику аналитико- синтетической переработки информации (ПК-28; ПК-31) создавать поисковый образ документа и/или запроса (ПК-31)

Компетенции в курсе «Аналитико-синтети-ческая переработка информации» реализуются посредством практико-ориентированного обучения, которое заложено в учебный процесс во всех формах учебных и самостоятельных занятий студентов, например, интерактивные лекции, практические занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (Интернет, Электронная образовательная среда КемГУКИ), производственная практика, что отражено в публикациях [5, 6].

Фундаментом современного понимания ана-литико-синтетической переработки информации

является технологический подход [7], который отражен в учебно-методических комплексах «Ана-литико-синтетическая переработка информации» [8, 9], но не представлен в современных отечественных учебниках по этой дисциплине [10, 11, 12].

На основе технологического подхода к библиотечной деятельности был проведен сопоставительный анализ элементов информационной технологии и аналитико-синтетической переработки информации, результаты которого представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Технологическая модель аналитико-синтетической переработки информации

Цель аналитико-синтетической переработки информации - создание информационно-аналитических продуктов, которые являются сегодня одними из самых востребованных на информационном рынке. Их многообразие растет с каждым годом. Подготовка любого информационно-аналитического продукта включает аналитико-синтетическую переработку информации.

Объектами АСПИ, как известно, являются отдельный документ, совокупность документов и составная часть документа. В рамках этого курса студенты овладевают умениями создания библиографической записи на все типы и виды документов на различных носителях.

Субъекты аналитико-синтетической переработки информации - это специалисты с сформированными компетенциями в области АСПИ, занимающиеся в информационно-библиотечных учреждениях библиографической и каталогизаци-онной деятельностью. Чтобы стать компетентны-

ми специалистами студенты в учебном процессе должны овладеть знаниями, умениями и навыками, представленными в таблице 1.

Технологические процессы аналитико-синтетической переработки информации (составление библиографического описания, предме-тизация, систематизация, аннотирование, реферирование, составление обзоров) отражены в соответствующих ГОСТах [13-17]. Анализ технологических процессов позволил выявить общие подходы к определению технологических операций в каждом процессе, результаты анализа представлены в таблице 2. Изучение таблицы показывает что, несмотря на тот или иной реализуемый технологический процесс, в аналитико-синтетической переработке информации можно выделить типовые технологические операции: анализ и оценка информации, выявление и отбор информации, принятие решения, оформление, редактирование.

Таблица 2

Технологические операции АСПИ

Технологические операции АСПИ Составление библиографического описания Аннотирование Реферирование Составление обзора Предме-тизация Систематизация

Анализ и оценка информации анализ документа оценка информационной значимости документа и выбор вида библиографической характеристики; анализ содержания с целью выявления наиболее существенных сведений ознакомительное чтение (предварительный анализ) текста реферируемого документа, внимательное чтение (углубленный анализ) разработка задания на составление обзора анализ содержания документа как объекта индексирования

Выявление и отбор информации выявление библиографических сведений, отбор и обобщение наиболее значимой информации для составления аннотации Выделение в первоисточнике наиболее ценной в смысловом отношении информации, подлежащей включению в реферат составление списка литературы к обзору, составление частотного словаря, рубрикатора и плана обзора выявление и отбор смысловых компонентов в содержании документа

Принятие решения определение необходимого набора элементов библиографического описания; выбор первого элемента библиографической записи определение вида и структуры аннотации определение вида и структуры реферата подготовка текста обзора принятие решения о составе поискового образа документа (ПОД)

Оформление фиксация выявленных сведений в установленной последовательности с соответствующими условными разделительными знаками составление текста аннотации синтез информации (компоновка текста реферата) подготовка справочного аппарата к обзору, оформление обзора оформление отобранных смысловых компонентов как понятий в терминах индексирования в соответствии с системой грамматических средств данного информационно-поискового языка (ИПЯ)

Редактирование редактирование библиографического описания редактирование и запись текста аннотации редактирование и запись текста реферата редактирование обзора. редактирование терминов индексирования в составе ПОД

Общеизвестно, что ресурсы любой технологии подразделяются на информационные, кадровые и материальные. Базовыми ресурсами для аналитико-синтетической переработки информации являются информационные, включающие авторитетные источники (справочные и картографические издания, интернет-ресурсы, учебные издания и др.).

К средствам АСПИ относятся лингвистическое, программное и техническое обеспечение. Лингвистическое обеспечение аналитико-синтетической переработки информации представлено комплексом информационно-поисковых языков (язык библиографического описания, язык предметных рубрик, язык ключевых слов, дескрипторные ИПЯ, классификационные ИПЯ и др.), Российскими коммуникативными форматами [18], авторитетными файлами. При обучении студенты используют Единый авторитетный файл Российской национальной библиотеки, включающий авторитетные записи имен, наименования организаций, предметных рубрик и унифицированных заглавий.

В учебный процесс для создания машиночитаемых библиографических записей активно внедряются такие программные средства АБИС, как «ИРБИС», «MARC SQL», «РУСЛАН», «OPAC-Global». К современным техническим средствам аналитико-синтетической переработки информации относятся компьютеры, сканеры, принтеры и др. Приступая к освоению учебной программы курса АСПИ, студенты должны иметь навыки работы на компьютере.

Нормативная база аналитико-синтетической переработки информации представлена комплексом регламентов, включающих:

• нормативно-технические (ГОСТы),

• организационные (положения, должностные инструкции),

• технологические (алгоритмы, технологические карты, технологические инструкции, опе-рограммы и др.),

• методические документы (методики индексирования, методики библиографического описания, методики аннотирования и реферирования и др.).

Информационные продукты аналитико-синтетической переработки информации являются логическим завершением всего технологического цикла. К ним относятся: заголовок библиографической записи, библиографическое описание, предметная рубрика, ключевые слова, дескриптор, классификационный индекс, аннотация, реферат, обзор и т. д., которые могут быть представлены как самостоятельно, так и в виде библиографической записи. Вышеназванные информационные продукты служат основой для информационно-аналитической деятельности во всех областях современного общества.

Таким образом, эволюция преподавания курса «Аналитико-синтетическая переработка информации» обусловлена совокупностью тенденций развития информационно-библиотечной теории и практики, а также и высшего образования. Внедрение информационных технологий в библиотечную практику принципиально изменило подходы к преподаванию каталогизаци-онных курсов. Современное содержание курса «АСПИ» вышло за рамки каталогизации документов в традиционном ее понимании и ориентировано на создание разнообразных информационно-аналитических продуктов. Формирование профессиональных компетенций в рамках этого предмета возможно, как показывает опыт педагогов кафедры технологии документальных коммуникаций, с применением технологического подхода, который способствует оптимальной подготовке бакалавра в области аналитико-синтетической переработки информации.

Литература

1. Сакова О. Я. Преподаватели-каталогизаторы крупным планом // Библиотечная жизнь Кузбасса: период. сб. -Кемерово. - 2013. - № 4. - в печати.

2. Гендина Н. И. Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 1994. - 43 с.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 052700 - Библиотечно-информационная деятельность. Квалификации: библиотекарь-библиограф, преподаватель; технолог автоматизированных информационных ресурсов; референт-аналитик информационных ресурсов; менеджер информационных ресурсов [Электронный ре-

сурс] // BestPravo: информ.-прав. портал. - URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-gosudarstvo/b3g.htm (дата обращения: 10.02.2014).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом M-ва образования и науки РФ от 13 янв. 2010 года № 3) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информ.-прав. портал. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97566/ (дата обращения: 10.02.2014).

5. Mеркулова А. Ш., Сакова О. Я. От библиографического свертывания к аналитическому: опыт подготовки каталогизаторов в вузе // Библиосфера. - 2011. - № 1. - С. 71-74.

6. Mеркулова А. Ш., Сакова О. Я. Современная каталогизация документов: опыт преподавания в вузе // Библиотечная жизнь Кузбасса : период. сб. - Кемерово, 2011. - Вып. 2. - С. 45-55.

7. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособие. - СПб.: Профессия, 2006. - 342 с.

8. Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч. 1. Библиографическое описание: учеб.-метод. комплекс по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» / сост. О. Я. Сакова. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 75 с.

9. Аналитико-синтетическая переработка информации. Ч. 3. Предметизация и координатное индексирование: учеб.-метод. комплекс по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» / сост. О. Я. Сакова. - Кемерово: КемГУКИ, 2013. - 82 с.

10. Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб. / под ред. А. В. Соколова. - СПб.: Профессия, 2013. - 319 с.

11. Захарчук Т. В., Кузнецова И. П. Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб.-практ. пособие. -СПб.: Профессия, 2011. - 104 с.

12. Зупарова Л. Б., Зайцева Т. А. Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб. / под. ред. Ю. Н. Столярова. - M.: Изд-во ФАИР, 2007. - С. 235-273.

13. ГОСТ 7.59-2003. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметиза-ции. - Взамен ГОСТ 7.59-90; введ. 01.01.2004 // Сборник основных российских стандартов по библио-течно-информационной деятельности. - СПб.: Профессия, 2005. - С. 258-265.

14. ГОСТ 7.66-92. Индексирование документов. Общие требования к координатному индексированию. - M.: Госстандарт России, 1992. - 14 с.

15. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание документов. Общие требования и правила составления. - M.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. - III, 166 с.

16. ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составлени. - M.: ИПК Изд-во стандартов, 2003. - III, 8 с.

17. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. - M.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. - III, 23 с.

18. Российский коммуникативный формат представления библиографических записей в машиночитаемой форме (Рос. вариант UNIMARC) [Электронный ресурс]. - СПб.: РНБ, 1998. - URL: http://www.rba.ru/rusmarc/ (дата обращения: 09.02.2014).

References

1. Sakova O. Ja. Prepodavateli - katalogizatory krupnym planom // Bibliotechnaja zhizn' Kuzbassa: period. sb. -Kemerovo. - 2013. - № 4. - v pechati.

2. Gendina N. I. Lingvisticheskoe obespechenie bibliotechnoj tehnologii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 1994. - 43 s.

3. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija v oblasti kul'tury i iskusstva. Special'nost': 052700 - Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'. Kvalifikacii: bibliotekar'-bibliograf, prepodava-tel'; tehnolog avtomatizirovannyh informacionnyh resursov; referent-analitik informacionnyh resursov; menedzher informacionnyh resursov [Elektronnyj resurs] // BestPravo: inform.-prav. portal. - URL: http://www.bestpravo.ru/ rossijskoje/jm-gosudarstvo/b3g.htm (data obrashсhenija: 10.02.2014).

4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 071900 Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost' (kvalifikacija (stepen') "bakalavr") (utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 13 janv. 2010 goda. № 3) [Elektronnyj resurs] // GARANT: inform.-prav. portal. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97566/ (data ofr'as^henia: 10.02.2014).

5. Merkulova A. Sh., Sakova O. Ja. Ot bibliograficheskogo svertyvanija k analiticheskomu: opyt podgotovki katalogiza-torov v vuze // Bibliosfera. - 2011. - № 1. - S. 71-74.

6. Merkulova A. Sh., Sakova O. Ja. Sovremennaja katalogizacija dokumentov: opyt prepodavanija v vuze // Bibliotech-naja zhizn' Kuzbassa: periodicheskij sbornik. - Kemerovo, 2011. - Vyp. 2. - S. 45-55.

7. Pilko I. S. Informacionnye i bibliotechnye tehnologii: ucheb. posobie. - SPb.: Professija, 2006. - 342 s.

8. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii. Ch. 1. Bibliograficheskoe opisanie: ucheb.-metod. Kompleks po napravleniju podgotovki 071900 "Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'" / sost. O. Ja. Sakova. - Kemerovo: KemGUKI, 2012. - 75 s.

9. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii. Ch. 3. Predmetizacija i koordinatnoe indeksirovanie: ucheb.-metod. Kompleks po napravleniju podgotovki 071900 "Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'" / sost. O. Ja. Sakova. -Kemerovo: KemGUKI, 2013. - 82 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii: ucheb. / pod red. A. V. Sokolova. - SPb.: Professija, 2013. - 319 s.

11. Zaharchuk T. V., Kuznecova I. P. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii: ucheb.-prakt. posobie. - SPb.: Professija, 2011. - 104 s.

12. Zuparova L. B., Zajceva T. A. Analitiko-sinteticheskaja pererabotka informacii: ucheb. / pod. red. Ju. N. Stoljarova. -M.: Izd-vo FAIR, 2007. - S. 235-273.

13. GOST 7.59-2003. Indeksirovanie dokumentov. Obshchie trebovanija k sistematizacii i predmetizacii. - Vza-men GOST 7.59-90; vved. 01.01.2004 // Sbornik osnovnyh rossijskih standartov po bibliotechno-informacionnoj dejatel'nosti. - SPb.: Professija, 2005. - S. 258-265.

14. GOST 7.66-92. Indeksirovanie dokumentov. Obshchie trebovanija k koordinatnomu indeksirovaniju. - M.: Gosstandart Rossii, 1992. - 14 s.

15. GOST 7.1-2003. Bibliograficheskaja zapis'. Bibliograficheskoe opisanie dokumentov. Obshchie trebovanija i pravila sostavlenija. - M.: IPK Izd-vo standartov, 2004. - III, 166 s.

16. GOST 7.80-2000. Bibliograficheskaja zapis'. Zagolovok. Obshchie trebovanija i pravila sostavlenija. - M.: IPK Izd-vo standartov, 2003. - III, 8 s.

17. GOST 7.82-2001. Bibliograficheskaja zapis'. Bibliograficheskoe opisanie elektronnyh resursov. Obshchie trebovanija i pravila sostavlenija. - M.: IPK Izd-vo standartov, 2001. - III, 23 s.

18. Rossijskij kommunikativnyj format predstavlenija bibliograficheskih zapisej v mashinochitaemoj forme (Ros. variant UNIMARC) [Elektronnyj resurs]. - SPb.: RNB, 1998. - URL: http://www.rba.ru/rusmarc/ (data obrashchenija: 09.02.2014).

УДК 316.77:02

БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Туева Л. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово). E-mail: tdk@kemguki.ru

В статье рассматривается библиотека в ракурсе социальных коммуникаций; доказывается, что устойчивость в современном обществе обеспечивает библиотеке реализация прикладных функций. Библиотека представлена коммуникационным субъектом, осуществляющим коммуникационную деятельность в формах диалога, управления и подражания.

Ключевые слова: библиотека, социально-коммуникативный институт, субъект коммуникации, сущностные функции библиотеки, прикладные функции библиотеки, коммуникационная деятельность, диалог, управление, подражание.

THE LIBRARY IN THE CONTEXT OF SOCIAL COMMUNICATIONS

Tueva L. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Chair of Documentary Communication Technology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo). E-mail: tdk@kemguki.ru

The article considers the library in the context of social communication. It is marked that, currently, a library should be seen as a social and cultural institution because of developing its communication function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.