Научная статья на тему 'Учебная деятельность студентов гуманитарных вузов как профессионально ориентированная на смежную специальность по обеспечению безопасности жизнедеятельности'

Учебная деятельность студентов гуманитарных вузов как профессионально ориентированная на смежную специальность по обеспечению безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЛИКВИДАЦИЯ ОПАСНОСТИ / СМЕЖНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК ОХРАНЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / LIFE SAFETY / THE NEED IN SECURITY / PERSONAL SAFETY / EXTREME SITUATIONS / EMERGENCIES / ELIMINATION OF HAZARDS / RELATED MAJOR / SECURITY OFFICER / QUESTIONNAIRE SURVEY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ситников Юрий Евгеньевич

В статье изучается и обосновывается возможность и целесообразность приобретения студентами гуманитарных вузов смежных специальностей на основе изучения предмета «Безопасность жизнедеятельности». На основании анкетного опроса студентов-респондентов изучены их самооценка готовности к адекватному поведению в экстремальных ситуациях и отношение к освоению смежных специальностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ситников Юрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN UNIVERSITIES AS PROFESSIONALLY-ORIENTED TO RELATED MAJOR ON LIFE SAFETY

This article discusses and justifies the possibility and practicability of the acquisition of the knowledge on the related major by students of humanitarian universities on the basis of their studying of the subject «life safety». The self-assessment of the readiness of the students-respondents to behave adequately in extreme situations and their attitude to the mastering of the related majors on «Life safety» are examined on the basis of the questionnaire survey

Текст научной работы на тему «Учебная деятельность студентов гуманитарных вузов как профессионально ориентированная на смежную специальность по обеспечению безопасности жизнедеятельности»

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ

НА СМЕЖНУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN UNIVERSITIES AS PROFESSIONALLY-ORIENTED TO RELATED MAJOR ON LIFE SAFETY

Ю.Е. Ситников Yu.E. Sitnikov

Безопасность жизнедеятельности, потребность в безопасности, личная безопасность, экстремальные ситуации, чрезвычайные ситуации, ликвидация опасности, смежная специальность, сотрудник охраны, анкетирование. В статье изучается и обосновывается возможность и целесообразность приобретения студентами гуманитарных вузов смежных специальностей на основе изучения предмета «Безопасность жизнедеятельности». На основании анкетного опроса студентов-респондентов изучены их самооценка готовности к адекватному поведению в экстремальных ситуациях и отношение к освоению смежных специальностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Life safety, the need in security, personal safety, extreme situations, emergencies, elimination of hazards, related major, security officer, questionnaire survey. This article discusses and justifies the possibility and practicability of the acquisition of the knowledge on the related major by students of humanitarian universities on the basis of their studying of the subject «life safety». The self-assessment of the readiness of the students-respondents to behave adequately in extreme situations and their attitude to the mastering of the related majors on «Life safety» are examined on the basis of the questionnaire survey.

Успешная реализация экономических реформ в Российской Федерации предполагает активное участие профессионально подготовленных, грамотных и эрудированных специалистов, обладающих глубокими знаниями и гуманитарным мировоззрением по различным аспектам современного этапа развития общества, в том числе и по проблемам его безопасности [Арустамов, 2008, с. 8].

Негативные воздействия окружающего мира вечны. Они оказывали и оказывают отрицательное влияние на человека со дня его появления на Земле и до наших дней. Естественной реакцией человека на негативные воздействия является его постоянная защита себя и окружающей среды от опасностей.

На рисунке показана классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу (1954). На схеме все потребности размещены в иерархическом порядке, причем потребность в безопасности, следуя непосредственно за физиологическими потребностями, присущими всему живому, яв-

ляется первой потребностью, удовлетворение которой может быть достигнуто лишь с помощью присущего только человеку разума. Он позволяет предвидеть развитие событий и последствий, осуществляемых действий, без чего обеспечение безопасности невозможно.

Отметим также, что многие человеческие потребности выросли из потребности безопасности. И прежде всего это относится к потребности в социальных связях, объединении людей в сообщество, которое повышает безопасность каждого его участника. При этом возникает общий интерес участников в безопасности всего сообщества, что повышает исходную личную потребность в безопасности каждого человека в отдельности [Белов, 2012, с. 33].

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания.

Безопасность

Физиологические потребности (голод, жажда, продолжение рода)

Рис. Классификация потребностей человека

На всех этапах развития человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих действий и поступков человека [Аруста-мов, 2008, с. 10].

В связи с этим актуальной становится проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.

Анализируя тему исследования «Профессионально ориентированная деятельность студентов на смежную специальность», рассмотрим под смежной специальностью «Безопасность жизнедеятельности» ряд профильных специальностей: преподаватель предмета ОБЖ, инспектор по охране труда и технике безопасности, сотрудник «Министерства чрезвычайных ситуаций», инспектор по «Гражданской обороне», сотрудник охраны. Применяя метод исключения, разберем наличие всех плюсов и минусов данных профессий.

Вначале рассмотрим альтернативное предположение в отрицании необходимости иметь смежную специальность. При потере рабочего места по каким-либо обстоятельствам всегда имеется возможность устроиться на временную или постоянную работу по вышеперечисленным профессям,

тем более что выбор данных специальностей достаточно разнообразен.

В качестве примера рассмотрим одну из перечисленных профессий, сотрудник охраны, как наиболее востребованную на рынке труда. При хорошей физической подготовке, умелом владении приемами рукопашного боя, глубоком знании основ предмета «Безопасность жизнедеятельности» и серьезном отношении к порученному делу данная специальность гарантирует повышение по службе до начальника отдела охраны.

В то же время профессия сотрудника охраны имеет ряд отрицательных побочных эффектов.

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна.

И тому подтверждение-опрос, проведенный 7 мая 2013 года в виде анкетирования на базе межрегионального учебно-научного центра безопасности, подготовки специалистов охранных организаций и специальных программ при Сибирском государственном технологическом университете. Согласно исследованию, на вопрос «Имеется ли фактор опасности угрозы жизни и здоровью в повседневной деятельности сотрудника частного охранно-

го предприятия?» 91 % опрошенных ответил положительно и только 9 % указали «не обязательно». С последним утверждением можно согласиться, однако с большой «натяжкой», т. к. конфликтных или «чрезвычайных» ситуаций избежать в данной работе практически невозможно.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все». Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события и явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности [Арустамов, 2008, с.185].

В настоящее время перед сотрудниками силовых и охранных ведомств встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в экстремальных ситуациях, требующих максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности сотрудников при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает особую остроту и актуальность.

По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнут до 400 сотрудников. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга.

Риск, как физический, так и психологический, является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников силовых и охранных ведомств, и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть целенаправленному уменьшению такого риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна [Оптимизация..., 2012, с. 264].

Акцентируя внимание на проблеме подготовки сотрудников частных охранных организаций и служб безопасности как основополагающей в обучении будущих охранников, обратимся к результатам исследования.

Целью данного анкетирования было определение психофизической готовности слушателей к самостоятельному несению службы. Опрос респондентов проводился анонимно с целью получения объективных данных. Ряд вопросов имел более узкую направленность - определение психологической готовности и способности сотрудников противостоять преступно настроенным элементам при

нападении на охраняемый объект. При этом следует учесть, что возрастные категории, принявшие участие в анкетировании, - слушатели: старше 40 лет - 72,8 % и от 20 до 40 лет - 27,2 %.

Несмотря на немолодой возраст опрашиваемых, на вопрос «При возникновении опасности угрозы вашей жизни или здоровью вы способны оказать физическое сопротивление правонарушителю?» 68,1 % респондентов ответили «да», 22,8 % - «сомневаюсь» либо «не знаю» и 9,1 % - «нет». Рассматривается схожий вопрос: «При угрозе жизни и здоровью граждан вы готовы оказать им физическую или психологическую помощь?». Здесь угроза уже исходит не по отношению к вам, а по отношению к посторонним гражданам, и ответ был более оптимистичен: 77,3 % указывают, что способны оказать помощь и, опять же, 22,7 % оказались в роли сомневающихся.

В литературе часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.

Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в экстремальных ситуациях [Арустамов, 2008, с.186].

Таким образом, обучение сотрудников способам и методам обеспечения их личной профессиональной безопасности, уверенным и грамотным действиям в различных ситуациях выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров для правоохранительных структур.

Одним из путей решения этой проблемы стало в последние годы введение в учебный план образовательных учреждений специальной дисциплины «Основы личной безопасности», целью изучения которой являются формирование и развитие у сотрудников профессионально значимых качеств, необходимых для успешной и эффективной деятельности в различных ситуациях служебной деятельности.

Задачами дисциплины являются:

- формирование у сотрудников внутренних установок, мышления и качеств, необходимых для действий в опасных и экстремальных ситуациях;

- формирование навыков уверенных действий при применении физической силы, специальных средств и оружия в различной обстановке.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт деятельности силовых и охранных ведомств, уровень личной безопасности сотрудника в значительной мере зависит от его общей профессиональной подготовленности и от эффективности специального обучения тактике и приемам обеспечения личной безопасности. Они могут складываться из таких составляющих, как общие меры предосторожности на месте совершения преступления (охраняемом объекте); правила безопасного поведения при непосредственном контакте с преступником.

В ряде зарубежных стран, в частности в США, обучение стратегии безопасности стало обязательной частью профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции. Специальные учебные курсы, например «Воля выживания», «Выживание на улице», рассматривают тактику и методы личной безопасности полицейских. В содержание таких курсов включены условия и факторы, способствующие обеспечению личной безопасности [Оптимизация..., 2012, с. 262].

Возвращаясь к результатам исследования, заметим, что занятия спортом, по мнению респондентов, все же положительно влияют на качество несения службы в психологическом и физическом аспекте. На вопрос «Как вы считаете, влияет ли психологическая и физическая выносливость на качество несения службы сотрудника частного охранного предприятия в период несения суточного дежурства?» 90,8 % ответили положительно и 9,2 % не согласились сданным утверждением.

Изучение фундаментальных, базисных положений безопасности жизнедеятельности, изложенных в разделах предмета, имеет целью формирование у специалиста особого мышления, поведения и принятия решения с учетом требований безопасности. Целенаправленное обеспечение безопасных условий профессиональной деятельности различных категорий работающих должно осуществлять-

ся при обязательном учете конкретных особенностей трудовых и производственных процессов, характерных для тех или иных сфер современной экономики, что предопределяет необходимость их соответствующего изучения применительно к отдельным отраслям общественного производства. Соответственно, и функции сотрудников охраны, при исполнение обязанностей на производственном объекте (заводе) и непроизводственном объекте (в больнице, в школе или в супермаркете) будут существенно отличаться.

Каждый охраняемый объект имеет свои особенности и специфику и в то же время общие черты, степень опасности или безопасности.

При классификации чрезвычайных ситуаций по природе возникновения различают: природные, техногенные, экологические, биологические, социальные и т. п. Нас интересуют события, относящиеся к социальным чрезвычайным ситуациям, происходящим в обществе, - межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, массовые беспорядки и др.

При всем разнообразии методов повышения безопасности особую заинтересованность вызывает метод, включающий гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.

Это достигается:

-закалкой организма, общей физической культурой;

- обучением, получением инструктажа на отдельные виды работ;

- психологической подготовкой к восприятию опасностей и отработкой практических навыков и норм поведения в экстремальных условиях;

- использованием индивидуальных средств защиты, спецодежды и т. п. [Арустамов, 2008, с. 394].

Проведенное исследование показало, что физической культурой и спортом из опрошенных респондентов регулярно занимаются спортом 22,6 %, время от времени - 36,4 %, иногда - 36,4 %. Приведенная статистика, по мнению автора, является мнимой, т. к. темп текущей жизни не дает времени для занятий спортом, отсутствие материально-технической базы для рядовых граждан практически исключает такую возможность, в связи с чем ответ на вопрос «Вы занимаетесь физической культурой и спортом?» скорее формален, чем отража-

ет действительность и правдивость полученных ответов. По результатам многочисленных статистических данных, активно (регулярно) занимаются спортом не более 2 % населения страны, и по большей части данные цифры относятся к молодым людям не старше 25 лет [Осипов, 2013, с. 124].

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой - в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск включает технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения [Арустамов, 2008, C.190J.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате использования достижений и продукций научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований [Арустамов, 2008, с. 385].

Причины, побудившие респондентов пройти обучение на сотрудника частного охранного предприятия, были рассмотрены в анкетировании, где более 70 % слушателей указали, что профессия охранник - это возможность получить дополнительную профессию и заработок как следствие потери прежнего рабочего места или иных причин. Таким образом, можно сделать вывод о возможности работать по смежной специальности и получать приемлемую финансовую поддержку в социальном плане.

Еще один интересный момент, на вопрос «Какими теоретическими знаниями должен владеть сотрудник частного охранного предприятия?» варианты ответов были следующими: «правовыми» -0, «знаниями по технике применения специальных приемов борьбы и спецсредств» - 0, «знаниями предмета "Безопасность жизнедеятельности"» -4,6 %, «всеми перечисленными» - 95,4 %. По мнению автора, ответы имеют положительную динамику, однако знание предмета «Безопасность жизнедеятельности» как такового у опрашиваемых вызывает слабое представление. Последующий устный опрос подтвердил опасения автора.

В части регионов страны работа в направлении изучения предмета «Безопасность жизнедея-

тельности» проводится, однако она не соответствует остроте проблемы. Необходимо специальное обучение личной безопасности.

Реальная возможность получения соответствующих знаний, умений и навыков повышает уровень профессиональной защищенности сотрудника. Сотрудник, владеющий стратегией, тактикой и приемами обеспечения безопасности, не только сам может более успешно выйти из рискованной ситуации, но и обеспечит безопасность другим [Оптимизация..., 2012, с. 263].

Концепция непрерывного образования ориентирует современного человека «в течение всей жизни» на постоянное самообразование, обновление знаний и опыта, организацию научно-исследовательской работы, повышение научно-теоретического уровня в профессиональной направленности, интереса к экспериментальной работе и внедрению полученных результатов в практическую деятельность

Таким образом, молодой специалист, имея подобный теоретический багаж знаний после окончания учебного заведения, обладая педагогической базой, способен работать не только преподавателем, но и квалифицированным специалистом в смежных специальностях по обеспечению «Безопасности жизнедеятельности» на предприятиях и в организациях страны.

Библиографический список

1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2008. С. 8-394.

2. Белов C.B. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.

3. Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (22 февраля 2012 г.) / отв. ред. Е.Б, Панов. Красноярск: СибЮИ ФСНК России, 2012. С. 261-266.

4. Осипов А.Ю. Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности на занятиях физической культуры в вузах // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 1 (23). С. 123-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.