Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 1 (27)
УДК 93+378.18+37.068+394.21
О.В. Ищенко
УЧАСТИЕ ВОСПИТАННИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИБИРИ В ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ
Рассматривается участие студентов и учащихся Сибири в подготовке и проведении празднования 300-летнего юбилея династии Романовых. Отмечено, что сценарий празднования разрабатывался на самом высоком уровне и носил стандартный характер. Участие в формальных торжествах приняли не все воспитанники учебных заведений. Сторонники идей революционных партий в среде студентов и учащихся использовали юбилей как повод для критики правящей династии.
Ключевые слова: династия Романовых; юбилей; Сибирь; студенты; учащиеся.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России заметно возросло количество официально отмечаемых юбилеев и памятных дат известных исторических событий. Серьезные проблемы, с которыми столкнулась власть в этот период, заставили ее искать новые формы воздействия на общественное сознание, а обращение к славным событиям исторического прошлого создавало иллюзию силы и могущества государства и возможности объединения всех слоев вокруг трона, утверждая тем самым заметно пошатнувшийся авторитет правящей династии [1. С. 42-43].
Одним из наиболее значимых юбилейных событий, отмечавшихся в Российской империи начала ХХ в., стало торжественное празднование 300-летия Дома Романовых. Согласно «Высочайшему манифесту» императора Николая II, назначенный день празднования - 21 февраля 1913 г. - был приурочен к дате «единодушного избрания» на царство в Москве Великим земским собором «в день
21 февраля 1613 г.» боярина Михаила Федоровича Романова. Но торжество всероссийского масштаба требовало тщательной подготовки, поэтому еще за три года до предстоящих торжеств был образован «Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствующего дома Романовых», председателем которого был назначен член Государственного совета А.Г. Булыгин.
Сценарий проведения юбилея династии Романовых разрабатывался на самом высоком уровне и представлял собой строго определенный набор действий, в который входили торжественное богослужение, «торжественный акт» с произнесением речей, концерт либо спектакль и пр. Высочайше утвержденный «Церемониал» предусматривал, что 21 февраля 1913 г. «во всех храмах и церквах Российской империи будут совершены торжественные литургии и после них благодарственные молебствия с возглашением многолетия государю Николаю Александровичу... и всему царствующему дому».
Учитывая особую значимость этой даты, циркуляр Министерства народного просвещения предписывал начальству учебных заведений «тщательно подготовить учащихся к настоящему 300-летию царствования Дома Романовых», «развить и укрепить безграничную, способную на великие дела и подвиги любовь к своим Вер-
ховным Повелителям». Программа празднования юбилея в подведомственных учебных заведениях включала проведение молебна, затем «торжественные акты» в зданиях школ с участием воспитанников, беседы и чтения с учащимися. Дополнительно разрешалось проводить экскурсии учащихся по «памятным романовским местам» и даже устраивать совместные празднования мужских и женских учебных заведений с целью придания празднованию «особой торжественности» [2. Л. 7].
Министерские распоряжения стали основой для разработки плана празднования на местах. Например, в Омске в ноябре 1912 г. особым совещанием по обсуждению способов празднования в феврале 1913 г. 300-летия Дома Романовых под председательством Акмолинского губернатора А. Н. Неверова в присутствии всех руководителей учебных заведений было решено, что во всех средних и низших учебных заведениях области праздник будет проходить по установленной Министерством народного просвещения программе [3. Л. 3].
Во время празднования по всем городам страны в храмах отслужили благодарственные молебны, прошли войсковые парады, давались торжественные балы, устраивались народные гуляния. Привлечение к участию в торжествах организованной учащейся молодежи, с одной стороны, позволяло обеспечить массовость проводимых мероприятий. С другой стороны, подобные празднования имели важное воспитательное значение. Проводимые торжества вносили определенное разнообразие в школьную жизнь, поэтому и сами воспитанники учебных заведений принимали в них активное участие.
В Омске программа празднования включала присутствие учащихся и учителей на всенощном бдении и панихиде, затем на праздничном богослужении и молебствии, после чего для воспитанников всех средних учебных заведений города был устроен «торжественный акт» с исполнением кантат «Великий царь земли Российской» и «Славься, наш царь», декламацией стихов соответствующего содержания и пр. [4. Л. 8, 4850]. 22 февраля 1913 г. в помещении Общественного собрания состоялось торжественное собрание учащихся старших классов всех учебных заведений города [5. Л. 21]. Для «развлечения учащихся и народа» 21 и
22 февраля 1913 г. были устроены спектакли, народные чтения, сеансы кинематографа [3. Л. 3]. В Омском учительском институте после литургии и молебна прошел торжественный акт в институте с беседами на историческую тематику [6. Л. 2].
В Томске учащиеся средних и низших учебных заведений в установленном количестве должны были присутствовать на общей панихиде по умершим из Дома Романовых, а затем участвовать в крестном ходе. По окончании служения состоялся парад войск, в котором приняли участие воспитанники среднего политехникума, губернской мужской гимназии, реального училища с оркестрами музыки [2. Л. 21, 22а].
Особое внимание празднованию юбилея было уделено в военных учебных заведениях, где вся система воспитательной работы была направлена на формирование в воспитанниках чувства патриотизма и любви к «верховным повелителям». Приказом начальника Главного управления военно-учебных заведений от 17 января 1913 г. всем учащимся военных школ вменялось в обязанность накануне 21 февраля 1913 г. отслужить молебен о почивших государях, непосредственно 21 февраля отслужить торжественную литургию по императорской семье, затем принять участие в парадах войск местных гарнизонов. После этого в зданиях школ предполагалось организовать юбилейные чтения, которые должны были «показать воспитанникам, как в течение 3 веков венценосные вожди из Дома Романовых своими неисчислимыми заботами и безмерными трудами возвеличивали Россию, ведя ее по пути славы и могущества». Чтения должны были быть наполнены литературными и музыкальными номерами. После них учащимся следовало раздавать книги и брошюры «соответствующего содержания». Для придания большей торжественности помещения полагалось празднично украсить. Подобных вечеров приказ предписывал организовать не менее двух: в январе и феврале [3. Л. 10-11].
В соответствии с установленной программой празднований в Омском кадетском корпусе 15 февраля 1913 г. состоялся литературно-музыкальный вечер, на котором с докладом об истории Дома Романовых выступил учитель истории г. Незванов и были представлены номера, подготовленные самими кадетами. 20 февраля прошла панихида по почившим членам Дома Романовых. 21 февраля воспитанники Омского кадетского корпуса сначала участвовали в литургии, затем в параде в составе частей войск гарнизона, после чего состоялись юбилейные чтения с литературно-музыкальными номерами, во время которого кадетам раздавались книги и брошюры. Завершились празднования танцевальным вечером для воспитанников. 22 февраля прошло чтение с «туманными картинами» [3. Л. 77].
В высших учебных заведениях Сибири подготовка к грядущему юбилею тоже началась заранее. Так, в Томском технологическом институте вопрос о праздновании 300-летия династии Романовых обсуждался на заседании Совета института еще 12 октября 1912 г. По итогам заседания решено было отслужить молебен и отправить
императору верноподданническую телеграмму от имени преподавателей и студентов, предложить педагогическому персоналу собрать средства на ежегодную оплату обучения одного студента, назвав эту стипендию «Романовской», ходатайствовать о внесении ежегодно 300 руб. за шесть малообеспеченных студентов, назвав эти места «романовскими», а также поставить в зале заседаний Совета бюст императора [2. Л. 3].
18 марта 1913 г. Советом института была получена ответная телеграмма, в которой Николай II благодарил «за повергнутые. верноподданнические чувства и выражения беспредельной преданности». Он разрешил учредить при вузе за счет специальных средств института шести стипендий с присвоением им имени «романовских» [2. Л. 36, 38]. Подобная телеграмма была также отправлена от имени студентов и преподавателей Томского университета [7. Л. 37]. Здесь тоже был получен благодарственный ответ императора, но ходатайство об учреждении при университете двух «романовских» стипендий Министерством народного просвещения было отклонено в силу того, что они «не были обеспечены капиталом» [8. Л. 35].
21 февраля 1913 г. в Томске состоялся торжественный акт с участием студентов и преподавателей всех трех вузов города (Томского университета, Томского технологического института и Сибирских высших женских курсов). Программа празднования включала речь профессора Г.Г. Тельберга «Исторические формы русской монархии» и речь профессора П.И. Тихова «Значение реформ Александра II в истории медицины в России». Речи перемежались исполнением кантат «Москва» и «О воцарении Дома Романовых». На сцене были размещены портреты Михаила Федоровича Романова и Николая II. Торжество начиналось и заканчивалось пением народного гимна. В музыкальной части принимал участие передвижной хор 1-го Сибирского хорового общества, усиленный учащимися женских гимназий, духовной семинарии и учительского института [7. Л. 36].
В официальных документах начала ХХ в. юбилейные празднования 1913 г. предстают единым народным порывом выражения «любви к своим Верховным Повелителям». На самом деле картина не была столь радужной. Понимание того, что обществу отводится только роль благодарного исполнителя в поставленном кем-то спектакле, могло привести к отказу от участия в торжествах. Зачастую это было только поводом для демонстрации своего протеста, но сразу же вызывало жесткую реакцию власти. Так, ученики всех классов Омской центральной фельдшерской школы в 1913 г. отказались от присланных акмолинским губернатором билетов в театр на торжественный спектакль по поводу празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых, «мотивируя отказ тем, что исполняющий должность директора школы с воспитателями предоставил билеты лучшим по успехам и поведению ученикам», игнорируя при этом мнение самих учащихся. По этому поводу школу посетил губернатор, заявивший, что в случае
нарушения школьных правил учениками он применит к ним «самые строгие меры» [9. Л. 43].
Кроме того, учащиеся зачастую пытались использовать объявленное празднование для смягчения учебных правил, суровость которых была одной из основных причин частых волнений воспитанников школ. Повод для этого был дан самим императором, подписавшим 21 февраля 1913 г. указ, в котором для «достойного ознаменования нынешнего торжественного дня и увековечения его в памяти народной» даровались «милости подданным», в числе которых были благотворительные акции, льготы малоимущим, амнистия и пр. Однако для пресечения подобных действий учащихся начальнику Омского губернского жандармского управления из столицы было дано распоряжение следующего содержания: «Ввиду полученных сведений о предположении учеников некоторых средних учебных заведений послать на высочайшее имя коллективные телеграммы об освобождении их по случаю 300-летия Дома Романовых. от экзаменов, прошу Вас выявить негласно, не ожидаются ли подобные попытки во вверенном Вашему наблюдению районе» [5. Л. 6].
Еще более активно свое недовольство происходящим высказывали студенты, особенно те из них, кто разделял идеи революционных партий. Празднование юбилея царствующего дома породило новую волну критики самодержавия, династии Романовых и самого императора Николая II, столь ярко звучавшую до этого в годы первой российской революции.
Так, в феврале 1913 г. в Томском университете были распространены воззвания с призывом бойкотиро-
вать юбилейные торжества по случаю 300-летия Дома Романовых. По данным полицейской агентуры, одно из этих воззваний было выпущено по инициативе так называемой группы «прогрессивных студентов» во главе с В. Попеляевым, Б. Арбузовым, Н. Кузьминым и С. Глузманом, а второе - нарождавшимся в университете студенческим кружком социалистов-революци-онеров [10. Л. 366]. В эсеровской прокламации содержалась критика деятельности всех царей из династии Романовых, а особенно ныне действующего императора: «Ныне благополучно плавающий в народной крови царь Николай II успел уже в свое царствование расстрелять и перевешать 4634 человека, не считая жертв карательных экспедиций и погромов».
Вывод, сделанный авторами прокламации, гласил: «Итак, 300 лет Романовы сидят на шее народной, губят страну и душат все живое.
Русскому народу нечего ждать хорошего от Романовых, как и вообще от всяких царей. Только свергнув царизм и взяв управление страной в свои собственные руки, народ может найти выход из своего бесправного и нищенского состояния. Пусть же будет позором для каждого участие в празднике Дома Романовых» [11. Л. 18].
Таким образом, нельзя утверждать, что юбилей династии Романовых был поддержан всем населением империи. Некоторые студенты и учащиеся приняли участие в торжествах, другие использовали празднование как повод для усиления критики властей, а третьи не проявили к формальному празднованию никакого интереса. Это вполне отражало господствовавшие в обществе настроения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цимбарев К.Н. Православная церковь и государственные юбилеи императорской России // Отечественная история. 2005. № 6.
2. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 194. Оп. 1. Д. 119.
3. Исторический архив Омской области (ГУ «ИсА»). Ф. 19. Оп. 1. Д. 470.
4. ГУ «ИсА». Ф. 32. Оп. 1. Д. 64.
5. ГУ «ИсА». Ф. 270. Оп. 1. Д. 81.
6. ГУ «ИсА». Ф. 94. Оп. 1. Д. 19.
7. ГАТО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 517.
8. ГАТО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 565.
9. ГУ «ИсА». Ф. 113. Оп. 1. Д. 12.
10. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2536.
11. ГАТО. Ф. 3. Оп. 70. Д. 1295.
Ishchenko Oksana V. Surgut State University (Surgut, Russian Federation). E-mail: [email protected]
THE PARTICIPATION OF THE SIBERIAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS PUPILS IN THE CELEBRATION OF 300TH ANNIVERSARY OF THE HOUSE OF ROMANOV.
Key words: Romanov’s dynasty; anniversary; Siberia; students; pupils.
The article is about the Siberian students and pupils’ participation in preparation and celebration of the 300th anniversary of the Romanov dynasty. The scenario of anniversary conduction was developed officially and represented well-defined set of actions, which included church service, grand meeting with the delivery of speeches, concert and performance. Taking the value of this date into consideration the circular letter of the Department of National Education ordered educational institutions authority to “prepare pupils for the 300th reign of the Roman dynasty anniversary celebration thoroughly”, “develop and strengthen infinite love, which is capable of great deals and deeds to their Supreme Lords”. The program of anniversary celebration included the public prayer, then “solemn acts” at schools with pupils participation, discussions and readings. The holiday was celebrated “solemnly and nation wide” in Russia. There were thanksgiving services in temples, army parades, gala balls, street festivities in all cities of Russia. On the one hand, the effort to attract the youth in celebrating helped to provide a lot of participants. On the other hand, such celebrations were of great importance of upbringing. They relieved the routine of school life, so the pupils took an active part in celebrations. In Omsk the program of celebrations included the students and teachers present on the vespers and funeral service, then on the festive service and public prayer, after that the “solemn act” was made for all pupils of comprehensive schools in the city. Is was obligatory to be present on the general funeral services, then take part in cross procession and parade together with army for students of comprehensive schools and institutions
of higher education. The grand meeting with teachers and students of all the universities of Tomsk (Tomsk State University, Tomsk Technological Institute and Siberian higher female courses) took part on the 21st of February 1913. In the official documentaries of the beginning of the XX century the anniversary celebrations in 1913 appeared as the unique national burst of expressing “love to Supreme Lords”. In reality the picture was not so optimistic. The understanding of the only grateful artist role is given to the society in someone’s performance could occur to the refusal of participating. For example, the governor of Akmola region offered the tickets to the theater to the solemn performance for the 300th anniversary celebration of the House of Romanov, but the students of all the classes of Omsk medical assistant school refused the invitation in 1913.
The students sharing the ideas of revolution parties bore a more active resentment. The new wave of criticism of autocracy, of the Roman dynasty and Emperor Nicholas II was caused by the anniversary celebration of the ruling house. So we cannot state that the anniversary was supported by the whole population of the empire. Some of the students and pupils took part in the celebrations. Part of them used it as the way to reinforce criticism to government and the others showed no interest to the formal celebration.
REFERENCES
1. TsimbarevK.N. Pravoslavnaya tserkov' i gosudarstvennye yubilei imperatorskoy Rossii // Otechestvennaya istoriya. 2005. № 6.
2. Gosudarstvennyy arkhiv Tomskoy oblasti (GATO). F. 194. Op. 1. D. 119.
3. Istoricheskiy arkhiv Omskoy oblasti (GU «IsA»). F. 19. Op. 1. D. 470.
4. GU «IsA». F. 32. Op. 1. D. 64.
5. GU «IsA». F. 270. Op. 1. D. 81.
6. GU «IsA». F. 94. Op. 1. D. 19.
7. GATO. F. 102. Op. 1. D. 517.
8. GATO. F. 102. Op. 1. D. 565.
9. GU «IsA». F. 113. Op. 1. D. 12.
10. GATO. F. 126. Op. 2. D. 2536.
11. GATO. F. 3. Op. 70. D. 1295.