Научная статья на тему 'Участие внутренних войск и органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции'

Участие внутренних войск и органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1322
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / УЧАСТИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быкадоров В. А.

В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности участия внутренних войск и органов внутренних дел в проведении контртеррористических операций. Рассматриваются пути повышения правового регулирования оперативно-служебных задач решаемых МВД России на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быкадоров В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие внутренних войск и органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции»

Бизнес в законе

2'2011

10. КРИМИНОЛОГИЯ, БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ, НОТАРИАТ

10.1. УЧАСТИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

Быкадоров В.А., заместитель начальника, Академия управления МВД России

Контакты автора: uvd-osob@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения эффективности участия внутренних войск и органов внутренних дел в проведении контртеррористических операций. Рассматриваются пути повышения правового регулирования оперативно-служебных задач решаемых МВД России на современном этапе.

Ключевые слова: контртеррористическая операция; участие внутренних войск и органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции, правовое регулирование противодействия терроризму

PARTICIPATION OF INTERNAL TROOPS AND LAW-ENFORCEMENT BODIES IN MAINTENANCE OF THE LEGAL REGIME OF THE COUNTERTERRORISM OPERATION

Вопрос об участии внутренних войск и органов внутренних дел (ВВ и ОВД) в обеспечении правового режима контртеррористической операции при всей его теоретической и практической значимости остается одним из дискуссионных в теории управления правоохранительными органами. Наука пока не смогла выработать всех устраивающего понимания объекта, а, следовательно, и социальной ответственности правоохранительных органов, специальных служб за выявление, предупреждение, пресечение и минимизацию последствий преступлений террористического характера, напротив, поэтому вопросу высказаны весьма различные, порой противоречивые суждения.

Анализ работы руководителя ОШ (независимо, кто возглавляет руководство от ФСБ России, Минобороны России, МВД России) по организации и проведения контртеррористических операций показывает, что основные задачи по пресечению бандформирований, террористических (преступных) групп, похищений людей, незаконного перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых и наркотических веществ во взаимодействии с другими силовыми структурам основную тяжесть несли и несут органы и подразделения внутренних дел и внутренних войск МВД России.

В специальной литературе для обозначения деятельности, направленный против преступности включая проведение контртеррористических операций (КТО), используют разнообразные термины «борьба с терроризмом», «социальный контроль над терроризмом», «пресечение терроризма», «профилактика терроризма», а в последнее время и такой термин как «противодействие терроризму».1

Появление в законодательстве и правоприменительной практике новых терминов должно быть обусловлено их объективной необходимостью и потребностью. Однако достаточного объяснения появлению нового термина «противодействие терроризму» ни в теории, а тем более в правоприменительной практике сделано не было. Например, противодействие согласно Федеральному закону № 35 Российской Федерации 2006 г. «О противодействии терроризму» понимается как профилактика терроризма, и как борьба с терроризмом. Такой подход разъединяет правоохранительные органы, военнослужащих и специальные службы в деле искоренения терроризма. Например, в субъектах Российской Федерации нет единого фронта, государственные органы ответственные за профилактику терроризма отделены от органов, отвечающих за борьбу с терроризмом. В субъектах Российской Федерации, созданы антитеррористические комиссии основной функцией которых является предупреждение терроризма и оперативные отделы, на которых возложена функция борьбы с терроризмом.

Органы внутренних дел Российской Федерации (полиция) согласно законодательству призваны осуществлять и предупреждение терроризма и участвовать в борьбе с терроризмом.

Заметим, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 116 от 15.02.2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» (пункт 9) предусмотрено принятие органами внутренних дел Российской Федерации первоочередных мер по пресечению террористического акта на территории муниципального образования и таким образом вся ответственность за принимаемые решения по подготовке контртеррористической операции и её проведению ложится на плечи сотрудников внутренних войск и органов внутренних дел .

Следует отметить, что употребление термина «участие внутренних войск и органов внутренних дел в обеспечении правового режима контртеррористической операции» при таком законодательном регулировании их роли и места в контртеррористической операции некорректно. Скорее следует говорить о непосредственном участии сил и средств органов и подразделений МВД России в проведении контртеррористической операции.

1 ; Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35 - ФЗ//СЗ РФ. 2006 № 11. СТ 1146; О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента РФ от

15 февраля 2006 г. № 116 //СЗ РФ.2006. № 8. Ст.897.

2 В Указе сделана оговорка о том, что такое положение возможно лишь при отсутствии соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности дислоцированного на территории муниципального образования. Муниципальных образований, на которых отсутствуют такого рода подразделения значительное количество

Быкадоров В.А. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» в условиях правового режима контртеррористической операции на период ее проведения допускается, отдельные временные ограничения прав и свобод личности. Возможное ограничение прав и свобод граждан выступает основным характеризующим признаком этого правового режима как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства3.

Не менее важным для понимания место и роли внутренних войск и органов внутренних дел в организации и проведении контртеррористической операции является определение терроризма. К характеристикам терроризма подходят с двух сторон - рефлекторного и превентивного. Основу рефлекторного подхода составляет убеждение о необходимости наиболее быстрого разъяснения тех или иных видов и форм терроризма, устранения или наказания всех лиц, так или иначе связанных с ним и тем самым воздействовать устрашающим образом на других потенциальных террористов. Этот подход наиболее концентрировано выражается следующим образом: «Только действительно важная победа над терроризмом может фактически привести к уничтожению террористов». Превентивный подход к терроризму связан с комплексом экономических, социальных, культурных и политических проблем в системном их понимании.

Научный анализ современного терроризма позволяет сделать несколько выводов относительно его природы. Наиболее характерно суть природы терроризма выражается в его определении.

Терроризм по российскому законодательству -идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий (ст. 3 ФЗ РФ № 35) «О противодействии терроризму»).

Как видим в законодательном определение терроризм это не только практика насилия, но и идеология. И таким образом в одном понятии соединены два смысловых значения. Что же такое терроризм? Представим себе, что один сотрудник правоохранительных органов, военнослужащий понимает терроризм как исключительно идеологию, а другой его сослуживец понимает его как насилие и таким образом они не могут понять друг друга. Потому что если терроризм идеология значит, этой идеологии должна быть противопоставлена, новая идеология, опровергающая идеи терроризма. В другом случае против насилия должна быть применена сила, т.е. материальная сила должна быть опрокинута такой же материальной силой. По нашему мнению такое положение не может быть терпимо и следовательно такое положение должно быть устранено.

Заметной особенностью терроризма, не характерной для других специальных феноменов, широко распространенных и связанных с терроризмом, является точка зрения на терроризм, отражающая его практикополитическую оценку, высказываемая в официальных различных документах государственных органов. Такое определение терроризма обладает двумя особенностями, а именно, политической - особенно в доку-

3 «О безопасности»: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ.

ментах по безопасности и экспертных оценках и исследованиях, связанных с ними, и правовой - особенно в законодательных материалах и других правовых нормах. Определение понятий терроризма его правовые характеристики в отдельных странах различны. До сих пор не существует международной правовой нормы, в которой было бы однозначно установлена характеристика терроризма.

Число преступлений террористической направленности за последний год на Северном Кавказе возросло на 57%. Несмотря на предпринимаемые силовыми структурами меры, активность боевиков на юге страны остается высокой, они вновь стали применять тактику использования террористов смертников, увеличилось количество вооруженных нападений на сотрудников внутренних войск и органов внутренних дел и чиновников.

Несмотря на то, что современную обстановку в стране в борьбе с терроризмом большинство экспертов оценивает как неблагоприятную, возможности Министерства внутренних дел в области выявления, предупреждения, пресечения и минимизации последствий террористических акций не используются по государственному.

Терроризм обладает высокой приспособляемостью, и борьба с ним сводится, прежде всего, к уменьшению пространства и условий, в которых он бы мог существовать и развиваться. О современном терроризме сложно сказать, что это только зло и его теоретический анализ не должен быть закончен лишь осуждением.

Эффективное противодействие терроризму, связано с перспективами разработки системы обязательных и альтернативных критериев (признаков), позволяющих выделить его среди иных видов социальных конфликтов, создать предпосылки для непротиворечивого законодательного закрепления норм об ответственности, а также для повышения эффективности планирования борьбы с терроризмом на всех уровнях государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.