Научная статья на тему 'Участие Турции в трансграничных проектах с Болгарией и Грецией как фактор становления региональной интеграции'

Участие Турции в трансграничных проектах с Болгарией и Грецией как фактор становления региональной интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО В БАЛКАНСКОМ РЕГИОНЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО ТУРЦИИ / БОЛГАРИИ И ГРЕЦИИ / ТУРЦИЯ И ЕС / CROSS-BORDER COOPERATION / BALKAN REGION COOPERATION / COOPERATION BETWEEN TURKEY / BULGARIA AND GREECE / TURKEY AND EU

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецова Анастасия Михайловна

Статья посвящена анализу трансграничных проектов сотрудничества приграничных районов Турции, которая является кандидатом в члены ЕС и соседних стран-членов Евросоюза (Болгарии и Греции), осуществляемых при организационном, техническом и финансовом содействии ЕС в рамках развития межрегиональной кооперации и подготовки Турции к вступлению в организацию. Трансграничные проекты рассматриваются в статье в контексте активизации политики Европейской комиссии, направленной на расширение сотрудничества в регионе Западных Балкан. Однако, по мнению автора, в перспективе трансграничное сотрудничество может стать составным элементом в формировании потенциала экономической интеграции в более обширном Балканском регионе (включая западную и Восточную их части), а также способствовать постепенному преодолению застарелых противоречий во взаимоотношениях Турции, Болгарии и Греции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Турции в трансграничных проектах с Болгарией и Грецией как фактор становления региональной интеграции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2011. № 1

А.М. Кузнецова

УЧАСТИЕ ТУРЦИИ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПРОЕКТАХ С БОЛГАРИЕЙ И ГРЕЦИЕЙ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Статья посвящена анализу трансграничных проектов сотрудничества приграничных районов Турции, которая является кандидатом в члены ЕС и соседних стран-членов Евросоюза (Болгарии и Греции), осуществляемых при организационном, техническом и финансовом содействии ЕС в рамках развития межрегиональной кооперации и подготовки Турции к вступлению в организацию.

Трансграничные проекты рассматриваются в статье в контексте активизации политики Европейской комиссии, направленной на расширение сотрудничества в регионе Западных Балкан. Однако, по мнению автора, в перспективе трансграничное сотрудничество может стать составным элементом в формировании потенциала экономической интеграции в более обширном Балканском регионе (включая западную и Восточную их части), а также способствовать постепенному преодолению застарелых противоречий во взаимоотношениях Турции, Болгарии и Греции.

Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, сотрудничество в Балканском регионе, сотрудничество Турции, Болгарии и Греции, Турция и ЕС.

The article is dedicated to analysis of cross-border cooperation projects, which involve Turkey, candidate to EU, and its neighbors-EU members (Bulgaria and Greece). The projects are being realized with organizational, technical and financial support by EU within development of inter-regional cooperation and pre-accession aid to Turkey.

Cross-border projects are analysed in the article in the context of growing activity of European Commission aimed at broadening of Western Balkan cooperation. However, in author's opinion, in future cross-border cooperation may become a part of economic integration process in wider Balkan region, including its Western and Eastern part. Besides it may contribute to gradual resolution of "old" controversions between Turkey, Bulgaria and Greece.

Key words: cross-border cooperation, Balkan region cooperation, cooperation between Turkey, Bulgaria and Greece,Turkey and EU.

Расширение ЕС за счет южноевропейских стран (Словении, Румынии, Болгарии), получение официального статуса кандидата в члены Союза Хорватией и Турцией, а также признание потенциальными кандидатами Албании, Боснии и Герцоговины, Черногории, Сербии и Косова способствовало повышению интереса Европейской комис-

54

сии к сотрудничеству на Балканах, а точнее, Западных Балканах. В документе Европейской комиссии по вопросу политики расширения ЕС «Enlargement Strategy and Main Challenges 2010-2011» прямо говорится, что будущее Западных Балкан связано с Европейским Союзом1. Целями сотрудничества европейских стран на Балканах являются экономическая реконструкция субрегиона, достижение там экономической и политической стабильности, адаптация стран-кандидатов к критериям присоединения к Союзу.

Субрегиональное сотрудничество на Балканах и Турция

В настоящее время сотрудничество в балканском субрегионе позиционируется Европейским Союзом как взаимодействие в Юго-Восточной Европе и/или на Западных Балканах2, однако перспективы получения статуса кандидатов рядом балканских стран и возможное присоединение к союзу Турции и Хорватии уже сейчас расширяют границы субрегиональной кооперации. В данное направление сотрудничества включают также страны-кандидаты в ЕС, которые географически относятся к субрегиону Восточных Балкан, в том числе и Турцию (а также Хорватию).

В последние годы Турция (как и Хорватия) все более активно включается в процесс региональной кооперации. Страна является членом Регионального Совета по кооперации [Régional Coopération Council (RCC)]3. В течение года (с мая 2009 г.) Турция была председателем в организации процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе [South-East European Coopération Process (SEECP)], завершив

1 Communication From The Commission To The European Parliament And The Council. Enlargement Strategy and Main Challenges 2010-2011. Р. 14. (http://ec.europa. eu/enlargement/press_corner/key-documents/reports_nov_2010_en.htm)

2 В рамках развития международного регионального сотрудничества, инициируемого и стимулируемого ЕС, это — два тесно взаимосвязанных направления деятельности. В документах Еврокомиссии используются обе формулировки для обозначения субрегиона. В данной статье, в том числе в ее заглавии нам представляется целесообразным использовать термины «Балканское сотрудничество», «сотрудничество на Балканах», поскольку Турция, о которой, главным образом, идет речь, и ее соседи-члены ЕС (Болгария и Греция) расположены в восточной части Балканского полуострова и фактически программы сотрудничества ЕС охватывают все Балканы.

3 Начал действовать 28 февраля 2008 г., заменив Пакт стабильности в Юго-Восточной Европе Цели: региональное сотрудничество в Юго-Восточной Европе на основе европейской и евро-атлантической интеграции путем инициирования и координации регионального проектов развития, в том числе в сфере энергетики, охраны окружающей среды, транспорта, содействия привлечению инвестиций, образования — http://www.rcc.int/index.php?action=page&id=2&link_id=6; Regional Cooperation Council. Strategy and Work Programme. 2011-2013. Sarajevo, 17 June 2010 ( http://www.rcc.int/index.php?action=pub_detail&id=14)

55

этот год проведением саммита стран-участниц в Стамбуле в июне 2010 г. 4 Эксперты Европейской комиссии отмечают позитивное развитие отношений Турции со странами-соседями, которые также являются кандидатами или потенциальными кандидатами в члены ЕС, и с полноправными членами ЕС Болгарией и Грецией. Только в 2010 г. Турция выдвинула несколько инициатив, направленных на укрепление стабильности в субрегионе. Подобная активизация политики Турции в субрегионе через механизмы ЕС выглядит особенно значимой с учетом фактора исторически сложившихся непростых отношений страны с Болгарией и Грецией.

В свете этого обстоятельства представляется особенно важным поиск точек совпадения взаимных интересов стран, особенно в экономической сфере, где сотрудничество могло бы стать прочной основой нормализации всего комплекса отношений.

В рамках европейских инициатив предусматривается реализация различных совместных проектов странами Южной Европы (или Западных Балкан). Эти проекты инициируются и поддерживаются ЕС в рамках направления европейской политики «региональная кооперация» через различные механизмы и финансовые организации (в частности, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк), а также через так называемый инструмент предвступительной помощи (IPA), который нацелен на оказание помощи странам-кандидатам, в том числе и Турции5. Однако большинство программ «региональной кооперации» адресовано западно-балканским странам. Турция участвует лишь в многоэтапной образовательной программе Erasmus Mundus (2009-2012, 2010-2013, 2011-2016 гг.)6.

В то же время в рамках IPA для Турции предусмотрены так называемые трансграничные региональные проекты, нацеленные на совместное развитие и сотрудничество пограничных регионов Турции, Болгарии и Греции. Эти проекты (инициируются с 2003 г.) относятся к компоненту предвступительной подготовки «трансграничное сотрудничество». Однако реально они могут внести

4 Turkey 2010 Progress Report. Communication From The Commission To The European Parliament And The Council. Enlargement Strategy and Main Challenges 2010-2011. EN {Com(2010) 660}. Р. 37 (http://ec.europa.eu/enlargement/press_corner/ key-documents/reports_nov_2010_en.htm)

5 Всего в 2007-2010 гг. на цели регионального сотрудничества через IPA было выделено 430 млн евро. Regional Cooperation (http://ec.europa.eu/enlargement/projects-in-focus/regional-cooperation/index_en.htm)

6 Project Fiche: No. 10. Erasmus Mundus Action 1: Western Balkans — Turkey Windows. — http://ec.europa.eu/enlargement/how-does-it-work/financial-assistance/ ipa_multi_beneficiary_en.htm

56

свой вклад как в решение проблем региональной неравномерности в самой Турции, так и способствовать развитию экономического сотрудничества в субрегионе.

Проекты трансграничного сотрудничества Турции,

Греции и Болгарии

Трансграничное сотрудничество предполагает кооперацию приграничных регионов стран-соседей в решении общих проблем и распространяется на политическую, экономическую, культурную, гуманитарную области, а также устойчивое развитие приграничных регионов в целом, что и позволяет рассматривать программы такого сотрудничества в качестве элемента региональной политики Турции (как и других стран-участниц).

Таблица 1

Расходы на трансграничное сотрудничество в общей структуре расходов на предвступительную помощь Турции (млн евро)

———^^ Год Компонент ——^^ 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Институциональное строительство 256,7 256,1 233,2 211,3 230,6 250,9

Трансграничное сотрудничество 2,0 2,8 9,3 9,5 9,7 9,9

Региональное развитие 167,5 173,8 182,7 238,1 291,4 350,8

Развитие человеческих ресурсов 50,2 52,9 55,6 63,4 77,6 89,9

Развитие сельских районов 20,7 53,0 85,5 131,3 172,5 197,8

Всего 497,2 538,7 566,4 653,7 781,9 899,4

Источник: Turkey — Financial Assistance (http://ec.europa.eu/enlargement/ candidate-countries/turkey/financial-assistance/index_en.htm?id=prel#library).

Как видно из приведенных данных, расходы на трансграничное сотрудничество являются самой скромной статьей финансирования предвступительной подготовки Турции, однако следует учитывать, что средства на сотрудничество выделяются и другим странам-участницам. Кроме того, обращает на себя внимание динамика этих расходов: с 2007 по 2012 г. их объем увеличился почти в 5 раз, что в числе других обстоятельств свидетельствует о повышении значимости данного направления предвступительной помощи в политике ЕС.

Для продвижения к общей цели трансграничного сотрудничества конкретные двусторонние программы в рамках IPA концентрируются в следующих областях:

57

• развитие трансграничного сотрудничества приграничных районов в экономической, социальной, экологической сферах;

• решение общих проблем в сфере экологии, здравоохранения, борьбы с организованной преступностью;

• кооперация в законодательной и административной областях;

• содействие проведению различных совместных мероприятий местного населения приграничных районов7.

В 2004 г. были приняты первые трехлетние (2004-2006 гг.) планы сотрудничества с Грецией (в рамках европейской программы ЕС INTERREG III А) и с Болгарией, тогда еще кандидатом в члены сообщества (в рамках программы PHARE).

В соответствии с программой сотрудничества между Турцией и Грецией в 2004 г. был принят план действий и сформирован совместный комитет по контролю за его выполнением. Целью программы Интеррег III А для Греции и Турции (с бюджетом на 20042006 гг. в 15 млн евро) являлась интенсификация сотрудничества для совместного решения проблем соседних регионов в области инфраструктуры, экономического развития, повышения уровня жизни, сохранения окружающей среды и культуры. Однако, как констатировала Комиссия ЕС в своем отчете, наладить эффективное сотрудничество на практике оказалось довольно трудно по ряду причин, в числе которых несоответствие институтов и процедур, необходимых для реализации программы, а также в силу политических трудностей.

Сотрудничество Турции с Болгарией развивается более активно. Программа такого сотрудничества впервые стала составной частью подготовки Турции к вступлению ЕС в 2003 г. А в 2007 г. была закончена подготовка рамочной Программы трансграничного сотрудничества (ПТС) Турции и Болгарии на 2007-2013 гг.8, которая, по утверждению авторов, должна служить «платформой» для разработки и реализации конкретных проектов трансграничного сотрудничества между двумя странами в указанный период с учетом как позитивного, так и негативного опыта разработки и реализации проектов 2003-2006 гг.9

7 Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. CCI Number: 2007CB16IP0008. Р. 5. (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf http://ec.europa.eu/enlargement/candidate-countries/turkey/financial-assistance/index_ en.htm?id=prel#library)

8 Turkey — Financial Assistance (http://ec.europa.eu/enlargement/candidate-countries/ turkey/financial-assistance/index_en.htm?id=prel#library)

9 Финансируется программа (как и другие аналогичные) в рамках направления «Европейская территориальная кооперация» ('European Territorial Cooperation', бывшее направление INTERREG) в рамках Европейского фонда регионального развития (ERDF) и IPA, причем средства направляются одним потоком.

58

При оценке программ и проектов трансграничного сотрудничества Турции, Болгарии и Греции следует принимать во внимание то обстоятельство, что интерес к трансграничной кооперации (не только на Балканах), который существует в Европе и соответственно отражается в политике Европейской комиссии, во многом объясняется историческими особенностями формирования экономических районов и политических границ на континенте. Между многими приграничными районами европейских государств давно существуют тесные связи, и их сотрудничество, несомненно, имеет под собой объективную основу.

Ситуация со странами — «новыми» членами ЕС и странами-кандидатами несколько иная. Трансграничное сотрудничество между ними развивается на гораздо более «слабом» фундаменте. Образно говоря, для «старых» членов ЕС трансграничное сотрудничество помогает укрепить существующие тесные связи, а для «новых» членов и кандидатов эти связи во многих случаях предстоит еще сформировать на основе имеющегося потенциала и готовности стран и приграничных регионов к такому сотрудничеству.

В связи с этим важнейшим обстоятельством в рассматриваемой нами проблеме трансграничного сотрудничества является выбор регионов для участия в соответствующих программах. Рассмотрим в качестве примера Программу трансграничного сотрудничества Болгарии и Турции, которая охватывает три района Болгарии (Ям-бол, Хасково и Бургас) и два турецких иля (Эдирне и Кыркларели) с общей территорией 29 тыс. кв. км и населением около 1,6 млн человек (табл. 2 и 3).

Болгарские и турецкие регионы-участники программы имеют сходные проблемы развития экономики, а именно недостаточно комплексное экономическое развитие (высокая доля аграрного сектора и сферы услуг при относительной неразвитости промышленности). Однако для турецких регионов эти проблемы носят гораздо более ярко выраженный характер. Так, доля занятых в промышленности в трех районах Болгарии колеблется от 26 до 39%, а двух турецких регионах — от 9 до 18%, а доля занятых в аграрном секторе в первом случае составляет от 3 до 8%, а во втором — от 48 до 50%10. В показателях же валового продукта (валовой добавленной стоимости для Болгарии и ВВП для Турции) эти различия не столь велики, но заметны (см. табл. 4).

Регионы, входящие в зону действия программы, сильно различаются по показателям ВВП на душу населения. Из трех болгарских районов один имеет данный показатель выше среднестранового уровня, а два других — значительно ниже. Турецкие или — участ-

10 Там же. С. 11.

59

Площадь регионов Турции и Болгарии, участвующих в ПТС Турции и Болгарии на 2007-2013 гг.

Регионы 3-го уровня* Площадь, кв. км Доля в общей территории страны, %

Болгария

Бургас 7748,1 6,98

Ямпол 3355,5 3,02

Хасково 5533,3 4,98

Всего регионы Болгарии, участвующие в Программе 16 636,9 14,99

Турция

Эдирне 6097 0,80

Кыркларели 6299 0,78

Всего регионы Турции, участвующие в Программе 12 396 1,58

Всего «территория» Программы 29 032,9 в том числе болгарская часть — 57,3%, турецкая часть — 42,7%

*В 2003 г. Европейским парламентом и Советом Европы была законодательно Единая трехуровневая система территориально-экономического деления, так называемая «Номенклатура территориальных статистических единиц» (Nomenclature of territorial units for statistics) или NUTS, направленная на гармонизацию системы регионального деления стран-членов ЕС и обеспечение возможности получения сопоставимых показателей регионального развития по ЕС в целом.

В качестве главного критерия выделения «статистических» регионов была выбрана сопоставимость по численности населения. Для регионов NUTS 3 она определена в диапазоне от 150 до 800 тыс. человек. Эти регионы также должны иметь политическое, административное и институциональное единство. В случае если статистическим регионом признается территориальная единица, не являющаяся административной, она должна иметь экономическую, культурную, социальную, географическую, экологическую общность.

Согласно классификации NUTS, территории стран ЕС иерархически подразделяются на регионы трех уровней — NUTS 1, NUTS 2, NUTS 3. При этом регионы третьего и второго уровня включаются в регионы соответственно второго и первого уровней.

В Турции регионами 3-го уровня являются или, в Болгарии — районы. (http://europa.eu/legislation_summaries/regional_policy/management/g24218_en.htm) Источник: Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. Р. 8. (http://ec.europa.eu/enlargement/pdi^turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf)

ники программы не самые бедные в стране. Регион Эдирне имеет показатель, близкий к среднестрановому значению, а Кыркларе-ли — выше. Оба региона (вместе с Текирдагом) составляют регион второго уровня, занимающий по подушевому ВВП 5-е место среди 26 регионов второго уровня (табл. 5).

Таким образом, отметим два обстоятельства. Регионы-участники программы — не самые бедные в своих странах, тем не менее между

60

Население регионов Турции и Болгарии, участвующих в ПТС Турции и Болгарии на 2007-2013 гг.

Регионы 3-го уровня Население, тыс. человек (Болгария — 2005 г., Турция — 2000 г.) Плотность населения, человек/ кв. км Индекс старения (соотношение численности населения старше 60 лет к численности детей моложе 15 лет) Естественный прирост населения (Болгария — 2005 г., Турция — 2000 г.)

Болгария

Бургас 418,8 54,05 103, 61 -2,8

Ямпол 146,1 43,54 140,19 -6,3

Хасково 266,1 48,09 140,27 -6,6

Всего регионы Болгарии, участвующие в Программе 830,9 49,94 128,02 -5,2

Турция

Эдирне 402,6 66,03 43,75 -0,5

Кыркларели 328,5 52,14 44,64 5,9

Всего регионы Турции, участвующие в Программе 731,1 53,80 44,20 2,7

Всего население, проживающее на «территории» Программы 15612,0

Источник: Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. Р. 10. (http://ec.europa. eu/enlargement/pdf/turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf)

ними в пределах общей территории программы имеются существенные отличия по показателю ВВП на душу населения (как и по других социально-экономическим параметрам). К тому же в турецких регионах наблюдается более заметная концентрация промышленности в основных городах и вблизи них, в болгарских же районах размещение более равномерное, и набор имеющихся отраслей более разнообразен.

Общим для турецкой и болгарской «территорий» программы является преобладание в предпринимательской структуре малых и средних предприятий (соответственно 98 и 96%), а также уровень занятости населения выше национального (для каждой из стран).

«Территория» программы неплохо обеспечена транспортной инфраструктурой, являющейся частью панъевропейской транспортной сети.

61

Отраслевая структура занятости в регионах Турции и Болгарии, участвующих в ПТС Турции и Болгарии на 2007-2013 гг.

Регионы 3-го уровня Численность занятых, тыс. человек Доля занятых в промышленности, % Доля занятых в строительстве, % Доля занятых в сфере услуг, % Доля занятых в сельском хозяйстве, %

Болгария

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бургас 115,9 26,35 8,66 59,91 5,08

Ямпол 30,4 31,78 4,82 55,79 7,61

Хасково 61,3 38,84 4,71 53,18 3,27

Всего регионы Болгарии, участвующие в Программе 207,9

Турция

Эдирне 196,4 9,00 3,01 38,39 49,60

Кыркларели 166,3 17,81 2,79 31,20 48,20

Всего регионы Турции, участвующие в Программе 362,6

Всего занятых на «территории» Программы 570,1

Источник: Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. Р. 11 (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf^turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf)

Таблица 5

ВВП на душу населения в регионах Турции и Болгарии, участвующих в ПТС Турции и Болгарии на 2007-2013 гг.

Регионы 3-го уровня Евро

Болгария

Бургас 2631

Ямпол 1482

Хасково 1336

В среднем по районам Болгарии, участвующим в Программе 1816

Турция

Эдирне 2264

Кыркларели 3383

В среднем по илям Турции, участвующим в Программе 2824

Источник: Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. Р. 11. (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final en.pdf)

62

Мы остановились лишь на нескольких, существенных на наш взгляд, особенностях регионов-участников проекта. Авторы же программы провели глубокий SWOT-анализ, смысл которого, по нашему мнению, состоял не в отборе регионов, а в оценке их потенциалов, поскольку состав участников (имея в виду регионы), в общем-то, был ясен изначально. Это приграничные районы, достаточно разные по многим параметрам. Для них и искали «точки соприкосновения» и взаимного интереса. Иными словами, болгарская и турецкая территории программы не составляют изначально экономического комплекса, лишь «случайно» разделенного границей. И в этом — еще раз подчеркнем — специфика программы по сравнению с аналогичными программами, разрабатываемыми для приграничных регионов европейских стран — «старых» членов ЕС. И это обстоятельство, как представляется, во многом предопределяет уровень эффективности данной ПТС, целями которой является устойчивое социально-экономическое развитие приграничных районов; улучшение качества жизни населения в них; техническое содействие местному бизнесу11.

Общее финансирование ПТС Турции и Болгарии на 2007-2009 гг. составляло (по плану) 11,8 млн евро, из которых 85% пришлось на фонды Евросоюза, остальное — на бюджетное финансирование Турции и Болгарии12.

Программа трансграничного сотрудничества увязывается с турецкими программами действий в области развития транспорта, охраны окружающей среды, повышения региональной конкурентоспособности, развития человеческих ресурсов (предусматриваемыми условиями предвступительной подготовки Турции), а также 9-м планом национального развития Турции. Иными словами, здесь применяется принцип взаимного дополнения и синергии различных программ и проектов, что потенциально может повысить эффективность каждой из программ.

Говоря в целом о месте программ трансграничного сотрудничества в системе региональной политики Турции, следует отметить, что эти программы имеют под собой объективную основу, поскольку в приграничных регионах Турции, Болгарии и Греции действительно имеются проблемы, решение которых может быть более эффективным при общих усилиях стран-соседей. Это прежде всего проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры,

11 Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. P. 38. (http://ec.europa.eu/enlarge-ment/pdf/turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf)

12Для сравнения общий объем финансирования программ трансграничного сотрудничества Турции и Болгарии фондами ЕС в 2003-2006 гг. составил около 17 млн евро Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. P. 28 (http://ec.europa. eu/enlargement/pdf/turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf)

63

решение которых, даже частичное, может дать определенный импульс развитию соответствующих регионов. Однако в ближайшей перспективе вклад этих проектов в комплексное развитие экономики приграничных регионов может быть лишь весьма ограниченным, учитывая отсутствие устойчивых хозяйственных связей между регионами разных стран и наличие нерешенных политических вопросов между ними.

Выводы

Трансграничные проекты регионального сотрудничества между Турцией и Болгарией, Турцией и Грецией, как было отмечено выше, нацелены на придание динамизма развитию приграничных регионов стран и решению общих проблем этих регионов. Однако этим их значение не исчерпывается. Эти проекты могут иметь значительный демонстрационный эффект и способствовать налаживанию контактов между странами в целом, а не только их приграничными регионами. Например, в ходе подготовки турецко-болгарской программы было проведено 10 встреч с участием представителей двух стран. До принятия Программы трансграничного сотрудничества на 2007-2013 гг. при поддержке ЕС было инициировано 10 конкретных проектов трансграничного сотрудничества Турции и Болгарии, среди которых проекты совершенствования транспортной инфраструктуры, сохранения природных памятников и другие. Не все проекты получили полностью положительную экспертную оценку, однако важно отметить, что сотрудничество началось. Среди положительных моментов этого сотрудничества эксперты ЕС отмечают повышение качества проработки проектов, накопление положительного опыта сотрудничества, налаживание контактов на местном уровне, в том числе между небольшими предприятиями, наличие заметного интереса к трансграничным проектам со стороны предпринимателей обеих стран, муниципалитетов, образовательных учреждений (однако реализации этого интереса, как отмечается, мешал недостаток финансирования)13.

В стратегической перспективе трансграничные проекты могут стать составным элементом в формировании потенциала экономической интеграции в регионе Балкан (включая западную и Восточную их части). Совместная реализация трансграничных проектов может способствовать сглаживанию политических противоречий, имеющихся между Турцией, Болгарией и Грецией.

В этом же направлении призваны работать и другие программы трансграничного сотрудничества с участием Турции, в том числе

13 Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. P. 29-30. (http://ec.europa.eu/ enlargement/pdf/turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf)

64

многосторонняя программа сотрудничества стран черноморского бассейна, средиземноморского бассейна и др.

Примечательно, что трансграничное взаимодействие регионов трех стран развивается на фоне постепенного преодоления застарелых противоречий во взаимоотношениях. В этих условиях на первый план отношений выдвигаются не взаимные претензии, а общие интересы, в том числе и в первую очередь в экономической области, в частности, сотрудничество в энергетической сфере. Так, например, президент Болгарии Г. Пырванов после переговоров со своим турецким коллегой А. Гюлем в декабре 2008 г. заявил, что энергетическое сотрудничество для наших стран [Болгарии и Турции. — А.К.] является первоочередным пунктом взаимодействия, напомнив, что уже более 20 лет Болгария получает природный газ из России, часть которого транспортирует в Турцию, Италию и Грецию14.

Турция и Греция планируют создать Совет по стратегическому сотрудничеству на высшем уровне, в который будет входить по 10 министров обеих стран, что указывает на начало нового периода в отношениях между Турцией и Грецией (об этом сообщили журналистам по итогам встречи в Анкаре заместитель главы МИД Греции Д. Друцас и министр иностранных дел Турции А. Давутоглу)15. Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу заявил также, что в отношениях Турции и Греции преодолены препятствия и отмечен переход к сотрудничеству16. В мае 2010 г. в ходе встречи глав правительств Греции и Турции в числе прочих было подписано и соглашение по безвизовым поездкам в Грецию граждан Турции17. Большое внимание в ходе встречи было также уделено сотрудничеству двух стран в энергетической и финансовой сферах.

Иными словами, мы наблюдаем признаки того, что в отношениях трех стран — Турции, Болгарии и Греции, расположенных в субрегионе Восточных Балкан, намечаются некоторые позитивные сдвиги. Одним из факторов, стимулирующих определенное сближение их позиций по ряду политических вопросов (хотя процесс этот продвигается крайне сложно), является, на наш взгляд, наличие общих экономических интересов, а также проблем, которые потенциально можно было бы решать объединенными усилиями. И программы трансграничного сотрудничества, инициируемые и

14 Президент Болгарии: ЫаЬисео имеет ключевое значение для Евросоюза. Полит.ру (от 16 декабря 2008 г.) (http://www.bolgariya.com/index.php?cat=news&page=207)

15 Из совместного заявления заместителя главы МИД Греции Д. Друцас и министра иностранных дел Турции А. Давутоглу по итогам встречи в Анкаре. РусБалканИн-форм. 9.04.2010

(http://www.partnerfinder.ru/ru/ru/news/pub-03200.html)

16 21.05.2010. http://ru.trend.az/regions/met/turkey/1691616.html

17 19.08.2010. http://www.greecetoday.ru/home/news/1873

65

5 ВМУ, востоковедение, № 1

поддерживаемые ЕС, о которых было рассказано в статье, могут стать пусть небольшим, но все же шагом на пути к поиску общих экономических интересов повышению уровня доверия между странами.

Список литературы

Граждане Турции начали посещать Грецию без визы (19.08.2010. http://www.

greecetoday.ru/home/news/1873) Президент Болгарии: Nabucco имеет ключевое значение для Евросоюза. Полит.ру (от 16 декабря 2008 г.) (http://www.bolgariya.com/index. php?cat=news&page=207) Турция и Греция создают Совет по стратегическому сотрудничеству. РусБал-канИнформ. 09.04.2010 (http://www.partnerfinder.ru/ru/ru/news/pub-03200. html)

Bulgaria — Turkey IPA Cross-border Programme. CCI Number: 2007CB16IP0008 (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/turkey/ipa/cbc_programme_bg_tr_final_ en.pdf http://ec.europa.eu/enlargement/candidate-countries/turkey/financial-assistance/index_en.htm?id=prel#library) Common classification of territorial units for statistical purposes (http://europa.eu/

legislation_summaries/regional_policy/management/g24218_en.htm ) Communication From The Commission To The European Parliament And The Council. Enlargement Strategy and Main Challenges 2010-2011 (http://ec.europa. eu/enlargement/press_corner/key-documents/reports_nov_2010_en.htm) http://ru.trend.az/regions/met/turkey/1691616.html (лента новостей, 21.05.2010) Project Fiche: No. 10. Erasmus Mundus Action 1: Western Balkans — Turkey Windows (http://ec.europa.eu/enlargement/how-does-it-work/financial-assistance/ ipa_multi_beneficiary_en.htm) Regional Cooperation (http://ec.europa.eu/enlargement/projects-in-focus/regional-

cooperation/index_en.htm) Regional Cooperation Council. Strategy and Work Programme. 2011-2013. Sarajevo,

17 June 2010 (http://www.rcc.int/index.php?action=pub_detail&id=14) Turkey 2010 Progress Report. Communication From The Commission To The European Parliament And The Council. Enlargement Strategy and Main Challenges 2010-2011. EN {Com(2010) 660} (http://ec.europa.eu/enlargement/ press_corner/key-documents/reports_nov_2010_en.htm) Turkey IPA Cross-border Programme (http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/turkey/

ipa/cbc_programme_bg_tr_final_en.pdf) Turkey—Financial Assistance (http://ec.europa.eu/enlargement/candidate-countries/ turkey/financial-assistance/index_en.htm?id=prel#library)

Сведения об авторе: Кузнецова Анастасия Михайловна, аспирант кафедры экономики и экономической географии стран Азии и Африки ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: Nastya5555@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.