Научная статья на тему 'Участие Российской Федерации в миротворческой миссии ООН в Судане'

Участие Российской Федерации в миротворческой миссии ООН в Судане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1142
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ МИССИИ ООН В СУДАНЕ / РОЛЬ РФ В МИРОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тишков Сергей Александрович

Автор делится собственными впечатлениями о деятельности миротворцев в Судане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Российской Федерации в миротворческой миссии ООН в Судане»

УДК [327.56:327.7] (470+624)

Тишков С.А. Участие Российской Федерации

в миротворческой миссии ООН в Судане

Автор делится собственными впечатлениями о деятельности миротворцев в Судане.

Ключевые слова: миротворческая деятельность, особенности миссии ООН в Судане, роль РФ в миротворческом процессе.

Tishkov S.A. Partership of the Russian Federation

in peaceable mission UN in Sudan

The author shares his own impressions about the activity of peacemakers in Sudan.

Key words: Peacemaking activities. Features of UN mission in Sudan. Role of RF in peacemaking process.

Динамика развития современного мира характеризуется появлением ряда глобальных проблем, связанных с международной безопасностью, защитой окружающей среды и здравоохранением, соблюдением прав человека. Очень часто возможности отдельных государств недостаточны для решения данных проблем. Поэтому в современных условиях значительно возрастает роль миротворческих миссий, проводимых Организацией Объединенных Наций (ООН) и другими международными межправительственными организациями. Миротворческая деятельность как способ поддержания мира, урегулирования вооруженных конфликтов становится важным компонентом современной внешней политики.

В последнее время миротворческая деятельность претерпела значительные изменения с точки зрения масштабов и сложности операций. В ходе миротворческих операций не только решаются вопросы, связанные с непосредственным мирным урегулированием вооруженных конфликтов, но и отрабатываются эле-

менты новой системы безопасности и разрешения гуманитарных кризисов.

В зависимости от Мандата миссии, в структуре миротворческих миссий к традиционной военной составляющей добавились элементы временной гражданской администрации и экономического развития (Косово и Метохия, Восточный Тимор), компоненты применения права и охраны правопорядка (Косово, Гаити), разрешения гуманитарных проблем в сфере здравоохранения и соблюдения прав человека. Современная миротворческая операция неразрывно связана с разрешением проблем беженцев, перемещенных лиц и жертв вооруженных конфликтов, обеспечением соблюдения прав женщин и детей, решением гуманитарных вопросов, связанных с обеспечением продовольствием, борьбой со СПИДом и различными эпидемиями.

Затянувшийся политический кризис и развитие событий на территории Судана вызывали серьезную озабоченность ООН, Африканского союза (African Union) и международных гуманитарных организаций,

Сергей Александрович Тишков - сотрудник гражданской полицейской миссии ООН в Судане.

которые пытались повлиять на ситуацию, создавая фонды и посылая в страну гуманитарную помощь.

После предоставления стране независимости в Судане немедленно вспыхнул вооруженный конфликт. Христианский Юг справедливо опасался, что исламский Север станет навязывать южанам свои порядки и отстранит их от управления страной. В южных армейских частях вспыхнуло восстание, переросшее в гражданскую войну. Гражданская война между южанами, ведомыми христианскими повстанческими организациями Народно-освободительного движения/армия Судана (НОСД/А) (Sudan People Liberation Movement/ Sudan People Liberation Army), и правительственными частями (Sudan Armed Forces), длилась в Судане почти два десятилетия, и любые попытки урегулирования этой проблемы были безуспешными. По некоторым данным с 1983 года было убито 1,2 миллиона человек, около 4 миллионов были вынуждены бежать (десятки тысяч убиты и 1,5 миллиона беженцев).

Положение осложнялось постоянными межэтническими и межплеменными столкновениями. Воинствующий трайбализм, основанный на превосходстве того или иного племени над другими племенами, был и остается чумой не только Судана, но и всего Африканского континента. Бедность и голод толкали людей к вступлению в вооруженные формирования и совершению преступлений. Дополнительным катализатором вооруженного конфликта являлась деятельность независимых вооруженных формирований, наиболее известными из которых являлись отряды Армии Спасения Христа (Lord Resistance Army), орудовавшие на севере Уганды и Демократической Республики Конго, в южных провинциях Судана.

Значительное влияние на развитие событий оказывает и длительный межэтнический конфликт в Дарфуре, на западе страны, оцененный международным сообществом как "гуманитарная катастрофа" и "геноцид".

Организации и движения, представляющие интересы местного чернокожего

населения, развернули вооруженную борьбу с целью защиты его политических прав, улучшения экономической и социальной ситуации в регионе. Обострение конфликта в Дарфуре заметно осложнило и без того весьма непростую военно-политическую обстановку в Судане, привело к появлению на карте страны еще одной "горячей точки".

Гражданская война между Севером и Югом завершилась 9 января 2005 года подписанием вице-президентом Судана Али Османом Тахой и главой вооруженной оппозиции Джоном Гарангом Всеобъемлющего мирного соглашения (Comprehensive Peace Agreement) между правительством Судана и Народно-освободительным движением/армией Судана (НОСД/А).

По условиям мирного соглашения Южный Судан начиная с июля 2005 года получил автономный статус сроком на шесть лет, после чего там пройдет референдум по вопросу о будущем - оставаться ли Югу частью единого Судана или провозгласить свою независимость.

Определив, что положение в Судане продолжает создавать угрозу международному миру и безопасности в регионе, и действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности в своей резолюции 1590 от 24 марта 2005 года постановил учредить Миссию ООН в Судане (МО-ОНВС) в целях поддержки Всеобъемлющего мирного соглашения между правительством Судана и Народно-освободительным движением/армией Судана (НОСД/А) от 9 января 2005 года.

Мандат миссии предусматривает комплекс мер, направленных на:

- содействие осуществлению Всеобъемлющего мирного соглашения ... и добровольному возвращению беженцев и перемещенных внутри страны лиц, оказание гуманитарной помощи, в частности путем создания необходимых условий безопасности;

- оказание сторонам Всеобъемлющего мирного соглашения содействия путем предоставления помощи в области гуманитарного "разминирования", консультирования по техническим вопросам и координации;

- содействие международным усилиям по защите прав человека в Судане и координацию международных усилий по защите гражданских лиц, уделяя особое внимание наиболее уязвимым группам, включая перемещенных внутри страны лиц, возвращающихся беженцев, женщин и детей..."1.

Структурно МООНВС состоит из воинских формирований, военных наблюдателей, сотрудников гражданской полиции и гражданского персонала.

По состоянию на 27 февраля 2006 года численность миссии составляет 9978 военнослужащих (из них личный состав воинских формирований - 8759, военные наблюдатели - 577), 642 гражданских полицейских, 799 сотрудника международного гражданского персонала, 184 добровольца ООН и 2234 представителя местного гражданского персонала2.

Российская Федерация приняла активное участие в отборе и направлении квалифицированного персонала для участия в миротворческой миссии в Судане.

Российские офицеры, работающие в качестве военных наблюдателей ООН, контролируют соблюдение соглашения о прекращении огня, передвижение вооруженных групп и перегруппировку сил в районах развертывания МООНВС в соответствии с Соглашением о прекращении огня, формирование объединенных комиссий для расследования нарушений данного Соглашения.

Участие Российской Федерации в военной составляющей миссии не ограничено только направлением контингента военных наблюдателей. В соответствии с обращением Генерального секретаря ООН, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 80 "О направлении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в операции ООН по поддержанию мира в Республике Судан" сформирована и направлена в Судан Российская авиационная группа (РАГ), дислоцированная в столице Южного Судана г. Джуба3. На российских миротворцев возлагаются задачи по осуществлению вертолетной поддержки сил быстрого ре-

агирования ООН, ведению воздушного патрулирования и наблюдения, проведению поисково-спасательных операций и обеспечению круглосуточной готовности для проведения медико-эвакуационных мероприятий, а также доставке имущества и персонала ООН в места дислокации и пункты базирования4. Зоной ответственности РАГ является практически вся территория Южного Судана.

В состав авиагруппы вошли вертолетчики, технический персонал и переводчики, принимавшие участие в миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Высокий профессионализм, опыт миротворческой операции и отличное знание специфики выполняемых задач позволили российским военнослужащим завоевать авторитет у командования военной составляющей и гражданских сотрудников миссии ООН.

Санкционированная численность персонала гражданской полиции ООН составляет 715 человек. Полицейские офицеры были направлены в Судан 44 странами.

Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 2 февраля 2005 № 44-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миротворческой операции ООН в Судане" в состав миссии ООН в качестве международных полицейских советников были командированы 20 сотрудников МВД России. Для направления в миссию были отобраны сотрудники органов внутренних дел, имеющие опыт международных миротворческих миссий в Косово и Сьерра-Леоне.

Основными задачами полицейского компонента являются содействие в перестройке полицейской службы в Судане в соответствии с демократическими принципами деятельности полиции, разработка программы профессиональной подготовки полицейских и оценки их деятельности, а также оказание другой помощи в подготовке гражданских полицейских. Проблема демилитаризации полиции Судана весьма актуальна, поскольку за годы гражданской войны задачи полиции и программы обучения полицейских были переориентированы с военизированным уклоном.

Задача интеграции бывших солдат Суданской народной освободительной армии в ряды гражданской полиции Судана осложнена тем, что большинство кандидатов в полицию не имеют достаточного образования, а зачастую не умеют писать и читать. Различный образовательный уровень, отсутствие опыта полицейской работы затрудняют процессы создания объединенных полицейских сил.

Программы обучения приходится создавать с учетом законов шариата и других законодательных актов, применение которых к различным этническим группам населения, проживающим на территории Судана, широко обсуждается политиками и юристами юга и севера страны.

Наряду с выполнением задач натерритории Южного Судана и в так называемых буферных (переходных) секторах полицейские ООН активно взаимодействуют с представителями полицейской составляющей миссии Африканского Союза в Дарфуре. Сотрудники МВД России принимают участие в оценке тыловой обеспеченности местной полиции, организуют и проводят учебные курсы, конференции и семинары, передают свой опыт в процессе совместного выполнения различных полицейских функций.

Немалую роль в успешном выполнении Мандата миссии играют представители различных российских компаний, работающие по контрактам ООН. Неразвитая инфраструктура и транспортная сеть юга Судана обусловливают важную роль авиационных перевозок. Российские пилоты на транспортных вертолетах Ми-26 и грузопассажирских Ми-8 перевозят персонал миссии ООН, доставляют оборудование и продукты питания в самые отдаленные уголки Судана.

Исторический опыт показал, что африканское сознание разительно отличается от западного, и попытки механически перенести на африканскую почву европейские институты власти в большинстве своем проваливались. Межэтнические конфликты в той или иной форме происходили и протекают во многих африканских странах.

В настоящее время трудно предположить какой-либо сценарий разрешения кризиса в Судане. Заметно активизируются тенденции оказания давления на правительство Судана со стороны западных государств и США по вводу в Дарфур войск НАТО. Данным намерениям активно противодействует правительство Судана, что негативно влияет на выполнение Мандата миссии ООН, провозглашенного резолюцией СБ ООН № 1590 (2005)5.

По мнению автора, Российская Федерация, как постоянный член Совета Безопасности ООН, призвана принять более заинтересованное участие в разрешении кризиса политическими способами, обеспечивая соблюдение принципов международной безопасности и суверенитета.

1 Основные факты об ООН. М.: Весь мир, 2005. С. 46.

2 Основные факты об ООН. М.: Весь мир, 2005. С. 48.

3 Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2006 г. № 80 "О направлении воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в операции ООН по поддержанию мира в Республике Судан".

4 Резолюция Совета Безопасности ООН 1590 (2005).

5 Материалы официального сайта ООН (www.un.org).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.