Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА'

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
прокурор / уголовное дело / УПК / уголовный процесс / prosecutor / criminal case / criminal trial

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зотова Т.А.

В статье рассмотрено участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF PROSECUTOR AT STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL CASE

The article examines the participation of the prosecutor at the stage of initiation of a criminal case.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА»

УДК 34

Зотова Т.А.

магистрант, кафедра уголовного права Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Санкт-Петербург, Россия)

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Аннотация: в статье рассмотрено участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: прокурор, уголовное дело, УПК, уголовный процесс.

Процесс возбуждения уголовного дела ничто иное, как отправная точка в уголовном судопроизводстве. На данном этапе полномочные органы после получения сообщения о готовящемся или уже совершенном преступлении выявляют основания для возбуждения уголовного дела, либо наоборот основания для отказа в возбуждении уголовного дела.

В 1992 году был принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который регламентировал основные направления деятельности и полномочия органов прокуратуры и ее служащих. Так в статье 29 закона были определены основные задачи органов прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела, а именно надзор за органами, осуществляющими следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность. Кроме того, прокурор имел возможность самостоятельно проводить расследование по делу.

Однако, новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее УПК РФ), принятый в 2001 году, существенно расширил полномочия прокурора на досудебной стадии. За прокурором также сохранялись функции надзора за органами, осуществляющими следствие,

дознание и оперативно-розыскную деятельность, помимо этого, полномочия к самостоятельному ведению уголовного преследования. Кроме того, согласно статье 37 УПК РФ прокурор в уголовном судопроизводстве был отнесен к стороне обвинения.

В соответствии со статьей 146 УПК РФ от 2001 года, прокурору были даны полномочия самостоятельно возбуждать уголовное дело, а также давать согласие на возбуждение уголовных дел органами следствия и дознания. Чтобы получить согласие прокурора, следователь или же дознаватель направляли постановление с приложениями, в которых были отражены необходимые материалы по делу, а именно отчет о проверке сообщения о преступлении, а также производимых в связи с этим неотложных следственных действий. На основании предоставленных материалов, прокурор принимает одно из следующих решений:

1. незамедлительно дает следователю или дознавателю согласие на возбуждение уголовного дела,

2. предоставляет мотивировочный отказ в возбуждении следователем или дознавателем уголовного дела,

3. отправляет материалы дела обратно органам следствия или дознания на дополнительную проверку и производство необходимых следственных мероприятий, на которые устанавливается срок 5 суток.

Что же касается дел частно-публичного обвинения, то здесь действует та же система возбуждения уголовного дела. Исключением из правил является неспособность потерпевшего, в силу объективных причин или же состояния здоровья, защитить свои права и предоставить заявление о совершенном преступлении. В подобного рода ситуациях, прокурор самостоятельно возбуждает уголовное дело.

Не считая всего прочего, прокурор вдобавок был уполномочен:

осуществлять надзор за законностью при приеме и регистрации сообщений о совершенных преступлениях,

поручать дальнейшее расследование дела следователю либо дознавателю, в порядке, установленном УПК РФ, либо нижестоящему прокурору, кроме того, принимать дело к личному производству,

поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать указания по проведению оперативно- розыскных мероприятий.

Впрочем, данный порядок был изменен, вследствие принятия и вступления в законную силу в сентябре 2007 года Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Изменения в законодательстве даровали органам следствия и дознания самостоятельность в принятии решений по поводу возбуждения уголовного дела. Кроме того, были достаточно сужены полномочия и функции органов прокуратуры в области надзора за предварительным следствием. Данный закон пыл принят неоднозначно, следствием чего явилось поступление в Государственную Думу многократных предложений и законопроектов по поводу возвращения прокурору отнятых у него полномочий.

В настоящий момент полномочия и функции прокурора на стадии возбуждения уголовного дела регламентирую статьи "Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (далее УПК РФ). Они нашли отражение не в одной статье УПК РФ, но основные сосредоточены в статье 37 УПК РФ и в соответствии с данной статьей под названием «Прокурор» прокурор уполномочен:

Проверять исполнение требований данного закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении,

Производить надзор за законностью принимаемых решений следователем или дознавателем, кроме того надзирать за законностью и обоснованностью решений следователя или руководителя следственного органа касаемо принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, а также его приостановлении или прекращении.

Передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому,

Утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовным делам,

Предоставлять дознавателю письменные указания о направлении расследования, а также о производстве необходимых процессуальных действий.

Законность и обоснованность принятых решений о возбуждении уголовных дел, равно в отказе от их возбуждения в большинстве случаев зависит от правильно организованного прокурорского надзора за органами следствия и дознания. Так как если надзор будет осуществляться в недостаточной мере, и будут упущены моменты неисполнения или ненадлежащего исполнения каких-либо необходимых и первоочередных следственных мероприятий, то о какой законности в принципе может идти речь.

Общеизвестно, что в случаях выявления нарушений закона, которые зачастую носят массовых характер, представление является традиционным актом прокурорского реагирования. В связи с этим в практическом применении возникают некоторые вопросы, связанные соответственно с вынесением данного акта. Роль играет то факт, что представление не предусмотрено нормами УПК РФ и воспринимается служащими органов следствия достаточно болезненно.

Что же касается способов сокрытия преступлений со стороны правоохранительных органов, то самым часто встречающимся продолжает оставаться незаконный отказ в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении. Именно поэтому так важна роль прокурорского надзора и наличия у прокурора достаточных полномочий, которые, в свою очередь, позволят ему своевременно отреагировать и пресечь незаконные действия органов следствия или органов дознания, или же попытки таких действий.

Необходимо отметить тот факт, что неопределенность в практической реализации надзорных функций прокурора в уголовном процессе приводит к уменьшению их эффективности.

Таким образом, вследствие, активного поиска оптимальных моделей взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, произошло, как раз таки, огромное количество изменений в объеме процессуальных функций и полномочий прокурора в уголовном процессе, однако, если взглянуть с другой стороны, то данные изменения являются свидетельством отсутствия четкого и полного представления у органов государственной власти о месте и роли прокуратуры в современном государственном механизме.

Многие ученые и практики выражают единое мнение по поводу необходимости возвращения прокурору тех объемов полномочий, которыми он был наделен до введения изменений в законодательство от 2007 года, так как это существенно усовершенствует деятельность прокуратуры и сделает ее наиболее эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/;

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2024, с изм. от 13.05.2021) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/;

3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/;

4. Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" от 28.12.2010 N 403-ФЗ (последняя редакция) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/;

5. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/;

6. Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015. - 213 с;

7. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. - 2016. - № 1.- С. 75-80;

8. Балакшин В.С. Государственный обвинитель в российском уголовном процессе - кто он? // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2019. - № 1. - С. 5-9

Zotova T.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(St. Petersburg, Russia)

PARTICIPATION OF PROSECUTOR AT STAGE OF INITIATION OF CRIMINAL CASE

Abstract: the article examines the participation of the prosecutor at the stage of initiation of a criminal case.

Keywords: prosecutor, criminal case, criminal trial.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.