Научная статья на тему 'Участие политических партий в избирательном процессе'

Участие политических партий в избирательном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балаболина Е. И.

Важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Политические партии представляют собой важнейший элемент политической жизни общества, они являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивают целостность и устойчивость политической системы. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. В Российской Федерации правовое регулирование также должно быть направлено на формирование партий как таковых, поскольку российская практика пошла по пути создания большого количества политических движений, практически игнорируя такую форму политического участия как партии. Те партии, которые все же действуют в настоящее время, характеризуются организационной слабостью и элитностью интересов, которые они представляют. Проблема правового статуса политических партий относится к наименее разработанной в юридической науке России, а именно в науке конституционного права Российской Федерации. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием института политических партий в современной России. Предметом исследования являются, прежде всего, нормы конституционного права, регулирующие вопросы создания и деятельности политических партий, их взаимодействия с государством и гражданским обществом, участия в избирательном процессе, парламентской деятельности. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства Российской Федерации, норм международного права, комплексно исследовать актуальные проблемы правового статуса политических партий в избирательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие политических партий в избирательном процессе»

ряд проблем, существующих в практической деятельности органов социального обеспечения и судов общей юрисдикции, рассматривающих дела, возникающие из социальных правоотношений.

Список литературы:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Макаров В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / В.Ф. Макаров. - М., 2004. - С. 15.

3. Сенных Л.Н. Социальная защита населения: Административно-правовое регулирование системы управления: монография / Л.Н. Сенных; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2002. - С. 63.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

5. Социальный кодекс Российской Федерации: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А.В. Усс, В.А. Толоконский, В.И. Иванков, В.Н. Лисица. - Новосибирск, 2004. - С. 101.

6. ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3451.

УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© Балаболина Е.И.*

Московский государственный открытый университет, г. Москва

Важной частью политической системы Российской Федерации являются политические партии. Политические партии представляют собой важнейший элемент политической жизни общества, они являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивают целостность и устойчивость политической системы. Положение партий в российском государстве определяется рядом нормативных правовых актов. В Российской Федерации правовое регулирование также должно быть направлено на формирование партий как таковых, поскольку российская практика пошла по пути создания большого количества политических движений, практически игнорируя такую форму политиче-ского участия как партии. Те партии, которые все же действуют в настоящее время, характеризуются организационной слабостью и элиг-ностью интересов, которые они представляют. Проблема правового

* Аспирант.

статуса политических партий относится к наименее разработанной в юридической науке России, а именно в науке конституционного права Российской Федерации.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием института политических партий в современной России.

Предметом исследования являются, прежде всего, нормы конституционного права, регулирующие вопросы создания и деятельности политических партий, их взаимодействия с государством и гражданским обществом, участия в избирательном процессе, парламентской деятельности.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства Российской Федерации, норм международного права, комплексно исследовать актуальные проблемы правового статуса политических партий в избира-тельном процессе.

Одной из задач, поставленных в докладе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах», одобренном постановлением ЦИК России 6 октября 2000 года, было определение и законодательное закрепление статуса политических партий как универсального института, связывающего государство и граждан и обеспечивающего представительство различных социальных интересов в государственных институтах. В настоящее время эта задача выполнена, принят Федеральный закон «О политических партиях» [2], в соответствии с которым с 14 июля 2003 года политическая партия стала единственным видом общественного объединения, который имеет право выдвигать кандидатов и списки кандидатов на выборах в органы государственной власти.

Положения указанного Федерального закона получили развитие в действующем в настоящее время избирательном законодательстве, которое установило и некоторые преференции политическим партиям при выдвижении кандидатов, получении эфирного времени и печатной площади, и дополнительные обязанности политических партий в обеспечении финансовой прозрачности своей деятельности, и обязательства, налагаемые в связи с получением бесплатных эфирного времени, печатной площади, а также определенную взаимосвязь и взаимную ответственность политической партии и выдвинутых ею кандидатов.

Важным этапом в развитии избирательного законодательства, партийно-политической системы Российской Федерации стала работа по законодательному закреплению в субъектах Российской Федерации положений, связанных с использованием на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы,

и апробация этой системы на практике в ряде субъектов Российской Федерации. При этом федеральное законодательство позволило законодателям в субъектах Российской Федерации применить разные варианты этой избирательной системы.

Неоднократное применение смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на федеральных выборах, а также опыт ее применения в ряде субъектов Российской Федерации позволяет говорить о возможности увеличения пропорциональной составляющей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе избрания всех депутатов по пропорциональной избирательной системе.

Это предложение обусловливается необходимостью дополнительного стимулирования развития партийно-политической системы, конкуренции политических партий, а также повышения их ответственности перед избирателями. Кроме того, слишком очевидны стали недостатки, присущие выборам по мажоритарной избирательной системе, а именно недостаточная представительность (как правило, большинство голосов, поданных в округе, пропадает, и ряд социальных групп не представлен в парламенте вовсе) и меньшая, чем при применений пропорциональной системы, результативность (более высокий процент голосов, поданных «против всех»). К тому же на выборах по мажоритарным округам в последнее время все большую роль стали играть так называемый административный ресурс и различные формы скрытого подкупа избирателей (благотворительные фонды кандидатов и т.п.). Следует отметить, что, как показывает практика, кандидаты, которые были избраны в одномандатных избирательных округах в качестве независимых (то есть соответствующим образом позиционировали себя перед избирателями), в ходе работы в Государственной Думе в большинстве своем утратили свой независимый статус, войдя в ту или иную фракцию.

Вместе с тем при применении пропорциональной системы на выборах депутатов Государственной Думы должен быть преодолен главный недостаток этой системы - слабая связь депутатов со своими избирателями в регионах. Для этого предлагается усилить регионализацию партийных списков: разбивать федеральный список кандидатов на общефедеральную часть, состав которой сокращается до 3 (или менее) человек, и региональные группы кандидатов, общее число которых не может составлять менее четырех пятых от числа субъектов Российской Федерации. При этом общее число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы кандидатов, не может превышать 10 миллионов. Региональные группы кандидатов могут соответствовать части субъекта Российской Федерации, на территории которого численность зарегистрированных избирателей превышает 3 миллиона, при этом численность зарегистрированных избирателей на части территории субъекта

Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 1,5 миллиона. Разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы кандидатов, соответствующие не граничащим ме^ду собой территориям, не допускается. Политическая партия вправе образовать региональную группу кандидатов для избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

Соответственно, при неизменности существующего порядка распределения депутатских мандатов ме^ду политическими партиями, избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов, должна быть изменена методика распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов.

При этой модернизированной пропорциональной системе можно оставить неизменным уже установленный Федеральный законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [9] семипроцентный заградительный пункт при условии, что в Государственной Думе должно быть представлено не менее четырех политических партий, избирательных блоков.

Также предлагается усилить при использовании данной системы гарантии получения эфирного времени и печатной площади региональными группами кандидатов.

Кроме того, предлагается скорректировать существующий порядок финансирования предвыборной деятельности политических партий, избирательных блоков, в связи с чем предусмотреть право региональных групп кандидатов, входящих в федеральный список кандидатов, создавать собственные избирательные фонды (если возможность этого будет предусмотрена решением съезда политической партии). В качестве варианта предлагается рассмотреть установление порядка, согласно которому политической партии будет предоставлена возможность открывать субсчета своего специального избирательного счета в регионах.

Одновременно следует закрепить порядок, предусматривающий, что если кандидат, включенный в обще федеральную часть федерального списка кандидатов или занимающий первое место в региональной группе кандидатов, откажется от депутатского мандата без вынуждающих к тому обстоятельств, политическая партия выдвинувшая соответствующий федеральный список кандидатов, лишаются этого мандата. Перечень вынуждающих обстоятельств (к каковым может быть отнесено, например, назначение членом Правительства Российской Федерации) должен быть исчерпывающим образом закреплен в законе о выборах.

Введению такой системы должны корреспондировать нормы федерального закона, регулирующего статус депутатов Государственной Думы, предусматривающие обязательную работу депутатов, избранных по региональным группам, с избирателями соответствующего региона. Следует

также обсудить возможность повышения уровня государственного финансирования политических партий по результатам федеральных выборов, предусмотренного Федеральным законом «О политических партиях» [2]. Вместе с тем с целью усиления гарантий внутрипартийной демократии представляется необходимым внести в этот закон требование о том, что при проведении тайного голосования в связи с выдвижением списка кандидатов каждый делегат съезда политической партии вправе выразить свое мнение по каждой из кандидатур, внесенных в список.

Кроме того, при применении такой системы можно предусмотреть выдвижение независимых кандидатов, которые могли бы конкурировать в субъектах Российской Федерации с региональными группами кандидатов из списков политических партий. При этом избранным может быть признан независимый кандидат, получивший больше голосов, чем любая из региональных групп на соответствующей территории.

Отдельного рассмотрения требуют вопросы создания и участия в избирательной кампании избирательных блоков.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О политических партиях» [2] предусмотрено, что политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Предлагается закрепить аналогичное положение непосредственно в избирательном законодательстве.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // «Российская газета». - 21.01.2009. - № 7.

2. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 07.08.2010) // «Собрание законодательства РФ». - 16.07.2001. - № 29. - Ст. 2950.

3. Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // «Собрание законодательства РФ». - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253.

4. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М.: Издательство БЕК, 1998.

5. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. - 1997. - № 8.

6. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. -М.: Норма, 1999.

7. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. A.B. Иванченко. - М.: НОРМА, 1991.

8. Мейтус В. Политическая партия: стратегия и управление. - К.: Эль-га; «Нина-Центр», 2004.

9. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // «Российская газета». - 24.05.2005. - № 108.

МЕХАНИЗМ И ПРАКТИКА РЕГИСТРАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ТОВАРНОГО ЗНАКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СООБЩЕСТВЕ

© Бобров А.Г.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Возможность регистрации физическими и юридическими лицами, в том числе не являющимися гражданами ЕС, и компаниями, инкорпорированными в одном из государств-членов ЕС, товарного знака, пользующегося правовой охраной во всех государствах-членах ЕС, является альтернативой регистрации знака в каждом из государств-членов ЕС по отдельности либо через международную регистрацию в рамках Мадридской системы.

Содержащиеся в статье материалы формируют ценный объем специализированной информации, которая будет сохранять актуальность как минимум на среднесрочную перспективу.

Возможность регистрации физическими и юридическими лицами, в том числе не являющимися гражданами ЕС, и компаниями, инкорпорированными в одном из государств-членов ЕС, товарного знака, пользующегося правовой охраной во всех государствах-членах ЕС, является альтернативой регистрации знака в каждом из государств-членов ЕС по отдельности либо через международную регистрацию в рамках Мадридской системы [1].

Важнейшими источниками европейского права в области правовой охраны товарного знака являются три нормативных правовых акта Европейского союза:

Первая Директива Совета о сближении законодательства государств-членов ЕС о товарных знаках от 21.12.1988 г. №89/104. Цель этой Директивы состоит в частичной гармонизации национальных систем правовой охра-

* Аспирант кафедры Гражданского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.