Научная статья на тему 'Участие государственно-частных партнеров в повышении квалификации педагогических работников'

Участие государственно-частных партнеров в повышении квалификации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие государственно-частных партнеров в повышении квалификации педагогических работников»

Таблица 3

Виды дополнительного профессионального образования (чел.)

Учебный год 2007 / 2008 2008 / 2009 2009 / 2010 2010 / 2011 2011 / 2012

Виды дополнительного профессионального образования

Повышение квалификации: 1231 1495 1118 1150 1200

краткосрочное 671 923 595 567 974

длительное 560 572 523 583 226

Стажировка 10 12 30 22 52

Переподготовка по программам: - 56 62 - -

Менеджмент в образовании - 30 24 - -

Преподаватель - 26 26 - -

Педагог-психолог - - 12 - -

Итого: 1697 1563 1210 1172 1252

лями. Около 80 % слушателей, обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам, оценивают высоко и выше среднего качество учебного процесса.

Однако быстрое и динамичное развитие системы профессионального образования, рынка образовательных услуг, меняющиеся требования со стороны работодателей и запросов педагогов учреждений профессионального образования требуют от института расширения спектра образовательных услуг. В 2011 г. институтом получена

лицензия на осуществление образовательной деятельности по 83 дополнительным профессиональным образовательным программам (лицензия Серия ААА №002194 от 28.10.11 г.).

А это значит «покой нам только снится»!

Мы благодарны, уважаемые коллеги, что вы выбираете наш Кузбасский региональный институт развития профессионального образования и надеемся на наше дальнейшее сотрудничество, результатом которого станет качественная подготовка рабочих и специалистов для Кузбасса!

УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНЫХ ПАРТНЕРОВ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Т. Н. Повесина, методист лаборатории социального партнерства ГОУ «КРИРПО»

З. И. Черноусова, методист лаборатории ГОС ПО И. В. Корнеева, руководитель ресурсного центра новых строительных технологий ГОУ СПО ««Новокузнецкий строительный техникум»

Т. Н. Повесина

Развитие системы образования РФ напрямую связано с основными направлениями социально-экономической политики правительства РФ на долгосрочную перспективу, в которой одним из приоритетов выступает заинтересованность работодателей в качестве подготовки высококвалифицированных специалистов в условиях

современного рынка труда на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает эффективное кадровое сопровождение инновационного развития страны, что предполагает обеспечение доступности качественных услуг образования, создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников, «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех».

З. И. Черноусова

Определяя содержание и способы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования работает над разрешением проблем реальной практики профессионального образования в целом, практики педагогической деятельности каждого слушателя, модернизации региональной системы профессионального образования.

Содержание подготовки предполагает формирование такой базы знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств выпускников и в первую очередь педагогических работников, которые позволяют развиваться в профессиональном плане, быть конкурентоспособными, ориентироваться на конкретного работодателя, спрос и предложения регионального рынка труда.

В плане образовательных услуг ГОУ «КРИР-ПО» для педагогических работников представлены различные формы повышения квалификации, одна из них - стажировка на базе образовательных учреждений во взаимодействии с лучшими практиками государственно-частного партнерства. Стажировка носит практико-ориентирован-ный характер, поэтому для проведения занятий активно привлекаются ресурсы работодателей, организовываются выездные занятия и экскурсии на предприятия, которые являются государственно-частными партнерами образовательных учреждений, с целью знакомства с современным оборудованием, новыми подходами к техническому обслуживанию и диагностике оборудования. Впервые лабораторией социального партнерства стажировка по теме «Государственно-частное партнерство как аспект повышения конкурентоспособности молодого рабочего на рынке труда в современных условиях» была проведена в 2009 году для заместителей директора по учебно-производственной работе, преподавателей и мастеров производственного обучения, готовящих специалистов и рабочие кадры для угольных предприятий Кемеровской области. Стажировка проводилась в режиме двух модулей: первый проходил в г. Кемерово на базе ГОУ «КРИРПО», второй - в г. Новокузнецке на базе Центра подготовки и переподготовки кадров ОАО ОУК «Южкузбассуголь».

Цели стажировки предусматривали:

И. В. Корнеева

- знакомство с инновационными методами и средствами обучения;

- ознакомление с безопасными условиями труда;

- отработку приемов и навыков на действующих макетах, тренажерах и виртуальных комплексах;

- определение конструктивных путей взаимодействия в плане обмена опытом подготовки рабочих кадров;

- ознакомление с перспективами развития крупнейших угледобывающих компаний Кузбасса.

На первом модуле слушатели познакомились с актуальным состоянием и перспективами развития горнодобывающей отрасли в Кемеровской области, с научными разработками Института угля и углехимии СО РАН в области геологоэкологиче-ских и водных проблем, новых технологий освоения угольных месторождений, технологий сжигания топлива за счет подземной газификации угля. Перед слушателями выступали доктора технических наук, заведующие лабораториями Института угля и углехимии СО РАН Счастливцев Е. Л., Федо-рин В. А., Тайлаков О. В., Черданцев Н. В., ими были подняты острые вопросы воздействия технологий добычи угля на окружающую природную среду, основные направления реабилитации техногенных территорий в угледобывающих районах Кемеровской области, технологические параметры формирования движений земной поверхности при подземной угледобыче. Интересной была экскурсия в Кузбасский технопарк, где слушатели познакомились с проектами в горной отрасли, одобренными ОАО «Кузбасский технопарк» и реализуемыми в Кузбассе: «Добыча метана из угольных пластов в Кузнецком угольном бассейне», «Извлечение и утилизация шахтного метана», «Создание опытно-промышленной станции газификации угля по производству электрической и тепловой энергии», «Разработка и производство горно-шахтного оборудования нового технического уровня», «Создание энерготехнологического кластера «СЕРАФИМОВСКИЙ» с глубокой переработкой углей». Посещение участниками стажировки Федерального ресурсного центра по горнодобывающим профессиям на базе ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический колледж» позволило познакомиться с современным оборудованием горно-шахтного полигона, модернизированными кабинетами спецдисциплин. Кемеровский горнотехнический колледж дважды вошёл в число победителей конкурса среди учреждений началь-

ного и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта «Образование». В 2008 году коллективом колледжа на конкурс была представлена комплексная образовательная программа «Создание модели подготовки и переподготовки специалистов горного профиля на основе социального партнёрства ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический колледж», ЗАО ХК «Сибирский деловой союз» и ОАО «Кокс», в 2009 году - программа «Создание отраслевого центра многоуровневой подготовки кадров для угледобывающих предприятий Кузнецкого угольного бассейна в условиях государственно-частного партнерства на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Кемеровского горнотехнического колледжа». Коллектив колледжа поделился со слушателями опытом реализации инновационных образовательных программ в воспитательно-образовательный процесс, внедрением нового оборудования и инновационных технологий обучения, использованием информационных технологий в профессиональной деятельности студентов горного профиля. Особое внимание было уделено приоритетному направлению по вопросам безопасности и охраны труда в обучении специалистов горного профиля. Учащиеся колледжа продемонстрировали навыки управления и обслуживания системами подземного позиционирования и радиосвязи «ТАЛНАХ», аэрогазового контроля «ПРОМТЕХ», а также системой автоматизированного управления механизированной крепью «САУК - 138 М». Участники стажировки отметили высокий уровень обеспеченности воспитательно-образовательного процесса современным учебно-лабораторным и учебно-произ-

Демонстрация оборудования Кемеровского горнотехнического колледжа

водственным оборудованием, что позволяет на базе ресурсного центра колледжа вести подготовку и переподготовку специалистов для угледобывающих предприятий Кузбасса.

Второй модуль, как уже отмечалось выше, проходил на базе Центра подготовки и переподготовки кадров ОАО ОУК «Южкузбассуголь» в г. Новокузнецке. Образовательная программа предоставляла возможность слушателям стажировки познакомиться с уникальной разработкой тре-нажерно-обучающих комплексов, комплектов учебно-методических и мультимедийных пособий, стендов, макетов, отмеченных дипломами и медалями Международной специализированной выставки «Уголь России и Майнинг» и патентами.

На сегодняшний день работает эффективная система социального партнерства с компанией ОАО ОУК «Южкузбассуголь» и образовательными учреждениями горнодобывающего профиля. Осознание ответственности за качество профессиональной подготовки, с одной стороны, и гарантии трудоустройства, социальной защищенности, успешной адаптации выпускников ОУ на предприятиях ОАО ОУК «Южкузбассуголь», с другой стороны, привело к разработке программы совместной деятельности с ГОУ НПО ПУ № 50, 60, Горнотехническим колледжем г. Осинники. Программа предусматривает:

Горный полигон Кемеровского горнотехниского колледжа

- взаимодействие в профориентационной работе и в организации учебно-производственного процесса;

- согласование учебных программ и их корректировку согласно требованиям ФГОС нового поколения;

- разработку рекомендаций для их обновления с учетом требований развивающегося современного производства;

- оказание действенной помощи для обновления материально-технической и учебно-методической базы;

- повышение профессиональных компетенций педагогических работников.

В рамках образовательной программы стажировки состоялась запланированная экскурсия на «Тал-динский угольный разрез (социальные партнеры ГОУ НПО ПУ № 50). Начальник производственного отдела Исаев К. В. поделился информацией о перспективах дальнейшего развития угольной отрасли и взаимного сотрудничества с образовательным учреждением. Большой интерес у слушателей вызвала разработка идей в области современных технологий по добыче угля открытым способом. Слушатели имели возможность познакомиться с крупнейшей компанией ОАО «КАМСС» (оператор рынка Западной Сибири по обслуживанию техники горнодобывающей промышленности), которая занимается диагностикой и проведением текущего капитального ремонта большегрузной техники импортного производства, задействованной в угольной отрасли.

После успешно проведенной стажировки сотрудниками лаборатории социального партнерства было принято решение расширить дополнительную образовательную программу, была разработана программа повышения квалификации, которая помимо угольной отрасли включала: строительную отрасль, сельское и автомобильное хозяйство, сферу услуг. В 2011 году прошла апробацию стажировка по теме «Лучшие практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании», организованная для профессионально-педагогических работников, подготавливающих рабочие кадры для строительной, автомобильной отраслей и сферы услуг (общественное питание).

На стажировке были рассмотрены актуальные проблемы в профессиональном образовании: привлечение бизнеса и государственной власти к решению проблем подготовки рабочих кадров и специалистов; нормативно-правовая и законодательная база взаимодействия учреждений профессионального образования с государственно-частными партнерами; внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в учебный процесс, разработка профессиональных модулей и рабочей документации, оценка результатов обучения с учетом требований работодателей; инновационная деятельность федеральных ресурсных центров на базе учебных заведений.

Особо значимым для слушателей явился результативный опыт взаимодействия образовательных учреждений с государственно-частными партнерами, которые занимаются подготовкой рабочих и специалистов для строительной, автомобильной отраслей и сферы услуг (общественное питание). Были организованы выездные занятия в учебные заведения с целью ознакомления с новыми формами и методами обучения, совре-

менной техникой и оборудованием учебных кабинетов, мастерских и полигонов. В числе таких образовательных учреждений ГОУ НПО ПЛ № 10, 49, ПУ № 48, 77, ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж», СТФ КемТИПП.

Большой интерес у слушателей вызвали экскурсии в ГОУ СПО «Юргинский техникум агротех-нологий и сервиса» - федеральный ресурсный центр по подготовке рабочих кадров и специалистов сельскохозяйственного профиля, ГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» - ресурсный центр по подготовке рабочих и специалистов для строительной отрасли, где они познакомились с современным диагностическим оборудованием, приборами, компьютерной диагностикой. ГОУ СПО «Юргинский техникум агротехноло-гий и сервиса», будучи еще в статусе ГОУ НПО ПУ № 78, в 2009 году стал победителем Всероссийского конкурса и награжден за разработку инновационной образовательной программы «Экономическая функция социального партнерства в подготовке рабочих кадров для агропромышленного комплекса Кемеровской области», что позволило модернизировать материально-техническую базу техникума. Директор техникума Сьянов В. И. и зам. директора Белова Л. Н. поделились со слушателями опытом взаимодействия с государственно-частными партнерами и перспективами развития ресурсного центра, осветили вопросы реализации ОПОП профессиональных модулей по профессии «автомеханик», организовали посещение учебных полигонов социальных партнеров ОУ ГУ ПАТП Кемеровской области, ЧП «Штурм», ЧП «Болтовский Д. А.». Присутствующие высоко оценили ресурсный центр как инновационную модель непрерывного профессионального образования и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

ГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» - многопрофильное и многоуровневое, многофункциональное учебное заведение, реализующее принцип непрерывного профессионального образования, что позволяет сегодня прослеживать развитие профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли со ступени

начальной подготовки и продолжать подготовку в рамках последующего обучения на ступени среднего профессионального образования.

Руководство образовательного учреждения ГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» предоставило условия для прохождения стажировки, обеспечило материалами, инструментами, альбомами рабочих чертежей, учебными макетами, электронными учебниками, выделило помещение для практических работ. Социальный партнер техникума ООО «КНАУФ МАРКЕТИНГ НОВОСИБИРСК» обеспечил слушателей дидактическими и методическими материалами по применению современной технологии «КНАУФ».

Также слушателям был представлен опыт государственно-частного партнерства в ГОУ НПО ПЛ № 10. В лицее большое внимание уделяется совершенствованию учебно-материальной, производственной базы, разрабатывается программа модернизации, заключаются договоры на поставку нового оборудования, приобретается и устанавливается оборудование в I учебно-производственных мастер- ^ ских, лабораториях. Так, три автомобиля оборудованы аппа-ратно-программ-ным комплексом «Автоэкзамен - практика», станция технического обслуживания оснащена современным диагностическим оборудованием (43 единицы). Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств производится на основе сертификатов соответствия, выданных ООО «Южно-Кузбасский сертификационный центр».

На стажировке мастера производственного обучения и преподаватели спецдициплин по профессии «автомеханик» изучали и осваивали работу с аппаратным программным комплексом «Автоэкзамен - практика», применяемым при обучении вождению легковых и грузовых автомобилей, отрабатывали практические навыки сборки-разборки и технического обслуживания узлов и агрегатов грузовых и легковых автомобилей, под руководством мастера производственного обучения выполняли моделирование дорожных ситуаций при помощи компьютерной программы «3Д Инструктор», осваивали методику компьютерной диагностики, инжекторных двигателей на станции технического обслужива-

ния лицея, учились оказывать первую доврачебную помощь при аварийных ситуациях на дороге.

Посещение предприятий государственно-частных партнеров - ООО «ОМС Новокузнецка», ОАО «Евраз Объединенный ЗСМК», автоцех-центр «ЮаМо^ге» - позволило увидеть современное оборудование, технологии производства, особенности эксплуатации современной техники, подходы к техническому обслуживанию, диагностике и ремонту автомобилей. Для мастеров производственного обучения по строительным профессиям была организована экскурсия в город-спутник «Лесная поляна», где они смогли увидеть применение современных технологий и отделочных материалов в строительстве.

Программа стажировки включала проведение различных мастер-классов с привлечением социальных партнеров:

• для мастеров производственного обучения и

преподавателей спецдициплин по профессии «повар, кондитер» - «Современные технологии в общественном питании», «Нанотехно-логии в пищевой промышленности» (социальные партнеры «Кузбасская ассоциация шеф-поваров», г. Кемерово, ресторан «Меланж», г. Юрга);

• для мастеров производственного обучения по строительным профессиям - «Использование современных технологий в строительстве», «Профессиональное становление рабочих специалистов строительной отрасли», «Навыки выполнения венецианской штукатурки» (социальный партнер ООО «АртАкцент», г. Кемерово);

• для мастеров производственного обучения и преподавателей спецдициплин по профессии «автомеханик» - «ИКТ как фактор формирования самообразовательной компетенции обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт транспорта», «Применение современного диагностического оборудования на уроках производственного обучения».

На курсах большое внимание было уделено взаимодействию государственно-частных партнеров и образовательных учреждений, раскрыто современное состояние и перспективы развития. В рамках курсовой подготовки выявлены следующие проблемы:

Выступление работодателей ОАО «Евраз Оъединенный ЗСМК» перед слушателями стажировки в ГОУ ПО ПЛ №10

1. Мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин с достаточным стажем работы не очень мобильны в освоении и овладении новыми технологиями.

2. Есть необходимость организации стажировки на предприятии с возможностью формирования практических навыков по всей технологической цепочке производственного процесса.

В результате стажировки слушатели защитили итоговую практическую работу, получили документы о прохождении курса повышения квалификации в форме стажировки ГОУ «КРИРПО» и сертификаты социальных партнеров «КНАУФ».

Стажировки, проводимые лабораторией социального партнерства ГОУ «КРИРПО», получили положительные отзывы слушателей за организацию и проведение на высоком профессиональном уровне, практическую направлен-

ность и содержательность занятий, мастер-классов и экскурсий в ресурсные центры, на предприятия, являющиеся государственно-частными партнерами ОУ. По итогам исследований удовлетворенности слушателей, проводимых лабораторией андрагогики ГОУ «КРИРПО», большинство респондентов - 87 % - отмечают, что полностью удовлетворены программой обучения. Ответы слушателей свидетельствуют, что обучение помогло им познакомиться с современными технологиями производства, инновационным оборудованием ресурсных центров, увидеть актуальное состояние государственно-частного партнерства в Кемеровской области, расширить свои знания, установить деловые контакты, повысить свою профессиональную компетентность, почувствовать себя более уверенно в профессиональной деятельности.

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 2006 ПО 2012 ГОД

В. И. Сахарова, докт. пед. наук, доцент., заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования создана 3 января 2003 года с целью обеспечения качественного уровня образовательного процесса для повышения профессиональной компетентности педагогов учреждений НПО, СПО. Деятельность кафедры направлена на решение задач, сформулированных в уставе института, частью которых является удовлетворение потребностей профессионально-педагогических работников в получении знаний о новейших достижениях в сфере профессионального образования; разработка содержания дополнительного профессионального образования по реализации заказа или по направлениям методической работы института; разработка средств обучения и методического обеспечения дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки в условиях реализации современной модели профессионального образования и перехода системы начального и среднего профессионального образования на ФГОС нового поколения.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры - это четыре профессора:

Вавилова Лидия Николаевна - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент АПСН;

Губанова Маргарита Ивановна - доктор педагогических наук, член-корреспондент АПСН;

Дочкин Сергей Александрович - доктор педагогических наук, член-корреспондент АПСН;

Сахарова Валентина Ивановна - доктор педагогических наук, член-корреспондент АПСН;

пять доцентов:

Богданова Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член-корреспондент АПСН;

Казаков Алексей Юрьевич - отличник народного просвещения;

Пахомова Елена Алексеевна - кандидат педагогических наук;

Янко Евгений Владимирович - кандидат психологических наук;

Кузнецова Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.