Научная статья на тему 'Участие Германии в процессе расширения ЕС на Восток и Польша'

Участие Германии в процессе расширения ЕС на Восток и Польша Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1023
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСШИРЕНИЕ ЕС НА ВОСТОК / ПОЛЬСКО-ГЕРМАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Буданова Дарья Сергеевна

Статья посвящена участию ФРГ в интеграции стран Центрально-Восточной Европы в Европейский Союз, рассмотрены причины, по которым Германия приняла активное участие в сближении Польши и Евросоюза. Опираясь на документы внешней политики Польской Республики, автор выделил две фазы участия ФРГ в процессе интеграции Польши в Европейский Союз. Также уделено внимание экономическому сотрудничеству Германии и Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF GERMANY IN THE EC EXPANSION TO THE EAST AND POLAND

The article is devoted to the FRGs contribution to the integration of the Central Eastern Europe (CEE) in the European Community (EC). The reasons for Germanys taking an active part in establishing closer relations between Poland and the European Community are considered. Based on the foreign policy papers of the Polish Republic the author singled out two stages of the FRGs participation in Polands integration in the European Community. Economic cooperation between Germany and Poland is also given attention.

Текст научной работы на тему «Участие Германии в процессе расширения ЕС на Восток и Польша»

УДК 940.55

БУДАНОВА Дарья Сергеевна, аспирант кафедры новой и новейшей истории и международных отношений Ивановского государственного университета. Автор 3 научных публикаций

УЧАСТИЕ ГЕРМАНИИ В ПРОЦЕССЕ РАСШИРЕНИЯ ЕС НА ВОСТОК И ПОЛЬША

Статья посвящена участию ФРГ в интеграции стран Центрально-Восточной Европы в Европейский Союз, рассмотрены причины, по которым Германия приняла активное участие в сближении Польши и Евросоюза. Опираясь на документы внешней политики Польской Республики, автор выделил две фазы участия ФРГ в процессе интеграции Польши в Европейский Союз. Также уделено внимание экономическому сотрудничеству Германии и Польши.

Расширение ЕС на Восток, польско-германское сотрудничество

Вклад ФРГ в процесс интеграции стран Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) в Европейский Союз (ЕС) российскими исследователями изучен не достаточно полно1.

Частично восполнить образовавшуюся лакуну призвана наша работа. Ее источниковую базу составили документы внешней политики Польши: международные договоры и выступления политических лидеров2.

Германия приняла самое активное участие в продвижении стран ЦВЕ в ЕС. Разумеется, страной двигали собственные национальные интересы, среди которых важнейшими, на наш взгляд, являются следующие:

1) осознание исторической и цивилизационной связи с данным регионом;

2) экономические интересы немецких деловых кругов;

3) возможность внести важный вклад в демократическую стабильность восточных партнеров ФРГ, в их экономическую трансформацию, в развитие плюралистической культуры, в интернационализацию экономики;

4) интересы безопасности, т.к. в случае интеграции стран Восточной Европы в ЕС ФРГ из пограничного государства превращалась в географический центр сообщества, а страны ЦВЕ теперь должны были взять на себя основное бремя сдерживания беженцев, иммигрантов и т.д. Для Германии значительно снижалась опасность «импорта нестабильности» с Востока3.

Анализ источников позволяет выделить две фазы участия Германии в процессе расширения Европейского Союза на Восток. В течение первого этапа немецкие политики делали основной акцент на получении от партнеров по ЕС согласия на расширение Евросоюза на страны Центрально-Восточной Европы. К 1993 году этот период успешно завершился. На заседании Европейского Совета, которое состоялось 2122 октября 1993 года в Копенгагене, все страны-члены ЕС выразили принципиальную готовность поддержать прием в сообщества государств ЦВЕ, получивших к тому времени статус ассоциированных членов Евросоюза4.

Вторая фаза заключалась в дальнейшем развитии и уточнении условий приема стран Центрально-Восточной Европы в Европейский Союз. В рамках своих полномочий, которые закончились весной 1998 года, канцлеру Г. Колю (1982-1998) удалось продвинуть вперед процесс расширения ЕС и перевести его в стадию двусторонних переговоров между представителями Сообщества и кандидатами на вступление. Решения, обеспечивающие этот процесс, были приняты на совещании глав государств и правительств стран - членов ЕС в Люксембурге в декабре 1997 года5. После избрания канцлером Герхард Шредер (1998-2005), хотя и слыл в Брюсселе «евроскептиком», продолжил поддержку стран ЦентральноВосточной Европы на их пути в Евросоюз.

Серьезным испытанием для Г. Шредера как канцлера Германии и как европейца стало председательство ФРГ в ЕС с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года и проведение саммита Евросоюза в Берлине в марте 1999. Задачи этого саммита состояли в принятии решений стратегической концепции Комиссии ЕС, которая фигурировала под названием «Повестка дня 2000». В лице Г. Шредера Германия выступила координатором переговорного процесса. Его итогом стало закрепление status-quo в отношении расширения ЕС на Восток. Следует отметить, что на протяжении обеих фаз расширения ЕС на Восток Германия использовала образовавшийся после распада социалистического лагеря вакуум для повышения своего экономического присутствия в этом регионе. Она умело использовала свое исторически традиционное партнерство со странами Центральной и Восточной Европы. До начала Второй Мировой войны в 1938 году доля Германии в экспорте 16 западноевропейских стран в Восточной Европе составляла 35%, в импорте - 29. На эти страны приходилось 14,5% экспорта и 15,2% импорта Германии. Во время «холодной войны» из-за сдерживания торговых связей с Восточной Европой ФРГ понесла самый большой экономический ущерб из всех западноевропейских государств. Однако с начала 1970-х годов, когда к власти пришло правительство В. Брандта, хозяйственные связи ФРГ с восточноевропейс-

кими странами во многом восстановились и приобрели долговременный характер. Ее позиции в ЦВЕ улучшились после распада Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Организации Варшавского Договора (ОВД) и СССР6. Для Германии этот регион ценен прежде всего как рынок сбыта. Экспорт ФРГ в страны ЦВЕ возрос в 1993-2000 годах с 39,9 до 112,6 млрд марок, то есть увеличился на 183%.

Самыми крупными торговыми партнерами Германии стали Польша, Чехия и Венгрия, причем первая имела наибольшее значение вследствие географической близости, на нее в 2000 году приходилось 25% всего германского экспорта в страны - кандидаты на вступление в ЕС. В 1994 году этот показатель составлял 24%.

Бурными темпами рос и импорт из этих стран. За указанный период он увеличился на 200%, а его доля во всем германском импорте возросла с 6,0 до 9,6%.

С переориентацией экономики восточноевропейских стран на рыночный путь развития этот регион становится приоритетным и для германских прямых инвестиций. Для ФРГ основными мотивами прямого инвестирования в страны ЦВЕ являлась возможность сбыта своей готовой продукции с учетом быстрорастущего спроса (прежде всего в Польше) и слабой развитости ряда секторов экономики в указанных государствах. Большое значение имела для Германии более низкая стоимость квалифицированной рабочей силы, электроэнергии и других ресурсов восточноевропейских стран.

Среди немецких компаний, действующих на польском рынке, наиболее значительные капиталовложения в экономику страны осуществили «Opel», «Volkswagen», «Reemtsma», а также банки «Hypovereinsbank», «Commerzbank». Различные германские предприятия активно участвовали в приватизации крупных объектов государственной собственности в странах Восточной Европы, в частности в Польской Республике.

Поляки с конца 1990-х годов выражали все большую обеспокоенность, что с расширением Европейского Союза на Восток немецкое население и организации не только смогут еще более активно участвовать в экономической жиз-

ни их страны, но и скупят земли и предприятия. В части польского общества возобладало мнение, что таким образом Германия мирным путем, не применяя оружие, пересмотрит итоги Второй мировой войны, вернув территории, присоединенные к Польше после 1945 года. Именно эти настроения привели к появлению законодательства, которое существенно ограничило продажу земли иностранцам. На приобретение сельхозугодий необходимо получить разрешение в четырех министерствах, в том числе в министерстве обороны. В результате на долю иностранцев в начале 1999 года приходилось лить 0,03% всей проданной земли.

Кроме того, при вступлении в Европейский Союз Польша пыталась выторговать для себя 18-20-летний переходный период, в течение которого продолжали бы действовать ограничения на продажу земли иностранцам.

Договор о присоединении к ЕС, вступивший в силу в мае 2004 года, законодательно закрепил более сжатые сроки перехода к свободной продаже сельскохозяйственных угодий гражданам ЕС. Причем для Венгрии, Чехии, Литвы, Латвии и Эстонии этот период равен 7 годам, а для Польши -12 годам. Разрешение на покупку может быть выдано раньше указанного срока при условии, что покупатель арендовал эти земли не менее трех лет, для Польши и этот срок увеличивался и составил 3-7 лет.

Подведем итог нашей работы. Германия активно способствовала вступлению Польши и других стран ЦВЕ в ЕС, потому что в рамках Евросоюза значительно облегчался доступ немецким предприятиям на польский рынок. Таким образом, интеграция Польши в Европейский Союз соответствовала национальным интересам Германии.

Примечания

1 ВоробъеваЛ.М. Объединение Германии. М., 1998;Ееже. Внешняя политика ФРГ на порогеXXI века. М., 2000; Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия. М., 2003; ШишелинаЛ.Н. Расширение Европейского Союза на восток и интересы России. М., 2006.

2 Raport Rady do spraw ogolnych pizedlozony Radzie Europejskiej na temat strategii przygotowania do czolonkos twa krajowstowarziszonych Europy Srodkowej I Wschodniej. Essen, 9-10 grudnia 1994 r. URL: http://www.zbiordokuentow.pl/ 1994/4/8.html (дата обращения: 05.03.2009); Wnioski Prezydencji Rady Europejskiej Luksemburg, 12-13 grudnia 1997 r. URL: http://www.zbiordokumentow.p1/1997/4/4.html (дата обращения: 05.03.2009); Partnership for the association ofthe Poland Republic; URL: http://www.europa.eu.int/scadplus/leg/en/lvb/e40106.htm (дата обращения: 05.03.2009); «Polska droga do Unii Europejskiej» — wystapienie prezidenta Polski A. Kwasniewskiego podczas spotkania ze Stowarzyszeniem DziennikarzyBerlinskich. Berlin, 12 stycznia2001 r.; URL: http://www.zbiordokumentow.p1/2001/l/3.html (датаобращения: 05.03.2009).

ъ Расширение ЕС на Восток: Предпосылки, проблемы, последствия. М., 2003. С. 123.

4Raport Rady do spraw ogolnych pizedlozony Radzie Europejskiej na temat strategii przygotowania do czolonkos twa krajow stowarziszonych Europy Srodkowej I Wschodniej. Essen, 9-10 grudnia 1994 r. URL: http://www.zbiordokuentow.-pl/1994/4/8.html (датаобращения: 05.03.2009).

5 Wnioski Prezydencji Rady Europejskiej Luksemburg, 12-13 grudnia 1997 r. URL: http://www.zbiordokumentow.pl/ 1997/4/4.html (дата обращения: 05.03.2009).

Budanova Daria

PARTICIPATION OF GERMANY IN THE EC EXPANSION TO THE EAST AND POLAND

The article is devoted to the FRG’s contribution to the integration of the Central Eastern Europe (CEE) in the European Community (EC). The reasons for Germany’s taking an active part in establishing closer relations between Poland and the European Community are considered. Based on the foreign policy papers of the Polish Republic the author singled out two stages of the FRG’s participation in Poland’s integration in the European Community. Economic cooperation between Germany and Poland is also given attention.

Контактная информация: e-mail\ dsskvorcova@rambler.ru

Рецензенты - Черноперов В.Л., доктор исторических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Ивановского государственного университета; Полывянный Д.И., доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Ивановского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.