Научная статья на тему 'У истоков международного сотрудничества педагогов'

У истоков международного сотрудничества педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ВЫСШЕЕ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / WOMEN'S HIGHER EDUCATION / CULTURAL DIALOGUE / EDUCATIONAL POLITICS / INTERNATIONAL PEDAGOGICAL COMMUNITY / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Анжелика Николаевна

Россия после 1861 г. оказалась восприимчивой к нововведениям в сфере культуры и образования, включая идеи реформаторской педагогики. Отечественные педагоги стремились к сохранению самобытности российской школы в сочетании с новаторством и являлись участниками всемирных форумов по педагогике, начиная с Первого международного конгресса по вопросам технического, промышленного и коммерческого образования (Бордо, сентябрь 1886 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The beginning of international cooperation of pedagogues

The author shows that after 1861 Russia demonstrated receptivity to cultural and educational innovations including ideas of reformed pedagogy. Though the pedagogues strove for originality of Russian school they were open for innovations, they participated in different world forums on pedagogy such as the First international conference on problems of technical, industrial and commercial education (Bordeaux, September 1886).

Текст научной работы на тему «У истоков международного сотрудничества педагогов»

А.Н. ШАПОВАЛОВА, аспирант Московский региональный институт высшего социально-экономического образования

У истоков международного

сотрудничества

педагогов

Россия после 1861 г. оказалась восприимчивой к нововведениям в сфере культуры и образования, включая идеи реформаторской педагогики. Отечественные педагоги стремились к сохранению самобытности российской школы в сочетании с новаторством и являлись участниками всемирных форумов по педагогике, начиная с Первого международного конгресса по вопросам технического, промышленного и коммерческого образования (Бордо, сентябрь 1886 г.).

Ключевые слова: культурный диалог, образовательная политика, международное педагогическое сообщество, высшее женское образование, интернационализация образования.

Формирование единого мирового педагогического пространства является одной из важнейших составных частей современного процесса культурной глобализации. Являясь высшей стадией международной интеграции, глобализация предстает как явление сложное и противоречивое [1]. Как экономический и культурный феномен глобализация уже прошла несколько этапов в своемразвитии. Ее «первая волна» зародилась в середине XIX в. и продолжала нарастать вплоть до начала Первой мировой войны. Именно в этот исторический период зарождается активный культурный диалог между странами, разворачиваются интеграционные процессы в экономической и финансовой сферах.

Со второй половины XIX в. начинают вырабатываться организационные формы взаимодействия национальных экономик и культур. В частности, становятся постоянными международные съезды промышленников и банкиров, юристов и врачей, ученых, представителей творческих профессий - писателей, драматургов, художников, театральных деятелей. Заметным событием культурной жизни Европы стал состоявшийся в июне 1878 г. в Париже Международный литературный конгресс. В его работе приняли участие около 150 литераторов и ученых из разных стран Европы и Америки. Среди организаторов конгресса были В. Гюго и И.С. Тургенев. На конгрес-

се рассматривались не только проблемы международных прав литературной собственности, но и вопросы, связанные с повышением роли литературы в жизни народов, звучали призывы ко всеобщему миру и разоружению [2].

Объективной потребностью становится и интернационализация образовательных систем передовых стран. Она способствовала значительной активизации культурных контактов между странами и народами, расширению взаимообмена достижениями в области обучения и воспитания подрастающих поколений.

Сравнительно-исторический анализ развития и совершенствования образовательных систем индустриальных государств, к числу которых относилась и динамично развивавшаяся после отмены крепостничества Россия,свидетельствует о том, что в российскую педагогическую науку и практику начинают активно проникать передовые педагогические идеи, лучший опыт постановки школьного дела.

Одной из первых международным педагогическим сообществом была поднята проблема технического, промышленного и коммерческого образования. Ее острота объяснялась прежде всего тем, что в условиях бурного развития капиталистической промышленности и торговли, сельскохозяйственного производства многие предприятия испытывали хронический недоста-

ток квалифицированных кадров как высшей, так средней и низшей квалификации. Особенно неблагоприятное положение наблюдалось в России, где средний уровень грамотности существенно уступал странам Западной Европы и Северной Америки.

Этапным событием в выработке общей стратегии обучения кадров для производства стал состоявшийся в сентябре 1886 г. во французском городе Бордо Первый международный конгресс по вопросам технического, промышленного и коммерческого образования. Его организаторами выступили четыре французских министерства - торговли, народного просвещения, публичных работ и морского дела, а также французское Филоматическое общество, учрежденное в 1808 г. с целью распространения в народе полезных знаний, оживления промышленности. В этих целях общество вело около 50 различных теоретических и практических курсов, на которых обучалось более 2000 человек, являлось организатором высшего коммерческого училища в Бордо, постоянно устраивало выставки по различным отраслям промышленности.

В программу конгресса входило обсуждение вопросов, связанных с национальными особенностями организации технического, коммерческого и промышленного образования, его содержанием, соотношением общеобразовательных и специальных дисциплин, влиянием профессионального образования на успехи национальной промышленности, сельского хозяйства, торговли. Участники Бордосского конгресса выявили общие задачи, стоящие перед современной педагогической наукой и практикой в плане профессиональной подготовки молодежи.

Во второй половине XIX в. в связи с реализацией в странах Западной Европы и США программ всеобщего обязательного образования остро встал вопрос организации обучения детей-инвалидов. Привлечению к этому вопросу внимания правительств, местных органов самоуправления,

меценатов активно способствовал состоявшийся в 1878 г. в Париже Первый международный конгресс учителей глухонемых. Конгресс подчеркнул огромную важность распространения образования среди глухонемых, превращению их в полноценных граждан общества. Конгресс постановил: ввести в училищах глухонемых в виде опыта звуковой метод и предоставить всем ученикам, способным к успешному изучению устной речи, это неоценимое преимущество в общении с другими людьми.

В 1880 г. в Милане прошел второй аналогичный конгресс. Значительно большим количеством голосов, чем первый, он подтвердил необходимость использования для обучения глухонемых звукового метода и по возможности избегать применения мимического метода, поскольку он препятствует успешному обучению глухонемых устной речи и чтению по губам.

Это решение сыграло важную роль для дальнейшей разработки проблем обучения глухонемых. На его основании в 1886 г. в Лондоне английским парламентом, например, была учреждена особая королевская комиссия. В ее задачу входило изучение практики обучения глухонемых во всех странах Европы и Америки. Комиссией было проведено 116 заседаний с участием 47 наиболее авторитетных специалистов в данной области из различных стран мира. В течение трех лет комиссией был составлен отчет (на 1574 страницах) в трех томах большого формата.

Важную роль в дальнейшем совершенствовании обучения глухонемых сыграли проходившие в Чикаго в июле 1894 г. всемирные конгрессы по вопросам улучшения быта глухонемых (в нем участвовали исключительно глухонемые) и представителей училищ глухонемых. Причем в первом конгрессе участвовало более 1000 глухонемых из различных стран мира. Среди прочих вопросов здесь обсуждались проблемы обучения глухонемых, их физического воспитания, открытия для них технических школ [3, с. 561]. На конгрессе было осно-

вано особое общество издателей газет и журналов для глухонемых. Во время закрытия конгресса состоялось торжественное собрание учрежденного известным изобретателем телефона профессором физиологии из Бостона Грагом Беллем Общества для распространения устной речи между глухонемыми.

Годом раньше, в июле 1893 г., состоялся конгресс учителей слепых, в котором участвовали преимущественно представители учебных заведений Америки и небольшое количество зарубежных гостей [4].

Существенное место вопросы образования занимали на международных женских конгрессах, регулярно проходившихв различных городах Европы. Примечателен в этом отношении Международный женский конгресс в Берлине в 1896 г. [5]. Из 12 заседаний конгресса три были непосредственно посвящены проблемам женского образования - начального, среднего и высшего, а также проблемам дошкольной воспитательной работы.

С рефератами и сообщениями на конгрессе выступили представители педагогической общественности Германии, Франции, Англии, Венгрии, Польши, Швейцарии, России и других стран. Состоялись широкие дискуссии по рассмотрению опыта и проблем женского образования, профессиональной деятельности женщин в педагогической сфере. Особый интерес участников вызвал вопрос о повышении роли женщин в общей системе народного образования. В частности, звучали следующие требования.

1) Предоставить женщинам равные с мужчинами права на получение полноценного педагогического образования.

2) Расширить допуск женщин к преподаванию в учебных заведениях (в школах смешанного типа должно быть равное количество учителей и учительниц).

3) Во главе женских школ должны стоять исключительно женщины.

4) При одинаковых обязанностях у мужчин и женщин должны быть одинако-

вые права и одинаковое вознаграждение за одинаковый труд.

5) Женщинам должны быть предоставлены место и голос в педагогических советах, комиссиях и депутациях.

6) Женщины-учителя должны быть допущены для работы в школьных инспекциях.

Развернувшееся в конце XIX - начале ХХ вв. мощное общественно-педагогическое движение оказало влияние на разработку теории и практики обучения и воспитания женщин. Резкой критике подверглись существовавшие привилегированные закрытые женские учебные заведения за отрыв обучения и воспитания от жизни, за пренебрежительное отношение к русским национальным традициям, отечественной культуре. Прогрессивные деятели науки, культуры, образования настоятельно требовали равноправия женщин с мужчинами в сфере просвещения, доступности всех ступеней образования для девочек, ставили вопрос о всеобщем и обязательном начальном женском образовании, об учете половых особенностей учащихся в обучении и воспитании.

В конце XIX - начале ХХ вв. во многих индустриальных странах значительно возрастает интерес к проблемам нравственного воспитания молодежи. В США профессором Ф. Адлером было основано «Общество этической культуры», под влиянием которого во многих странах, в том числе и в России, возникают так называемые «Сеттльменты» - союзы и кружки молодежи, ставившие своей задачей оздоровление моральной атмосферы в молодежной среде. В Англии создается «Лига морального образования ». В Германии выходит книга Ф.В. Ферстера «Школа и характер», остро поднимающая злободневные моральные проблемы школьного образования (русский переводвышел в 1915 г.). Во Франции в конце Х1Х - начале ХХ вв. выходит около 200 учебников морали, некоторые из которых выдержали до 60 изданий [6, с. 173].

В этой обстановке в 1908 г. в Лондоне

проходит Первый интернациональный конгресс по моральной педагогике, председателем которого являлся видный английский педагог Майкл Сэдлер.

Второй конгресс по моральной педагогике состоялся в 1912 г. в Гааге. В его работе участвовали около 900 представителей из всех пяти частей света [7]. В центре внимания конгресса находился животрепещущий для многих стран вопрос об отношении морали и религии. С резкой критикой религиозного воспитания на съезде выступили идеолог официальной французской педагогики Ферд Бюиссон и германский ученый Освальд, рассматривавшие мораль как учение о взаимоотношениях людей, как прикладную социологию. Но большинство членов конгресса посчитали религию необходимым дополнением к морали. Энергичнее всех за это ратовал Ф.В. Фестер, развивавший теорию законности и силы религиозного начала в воспитании.

Международные организации педагогов, сформировавшиеся в конце XIX - начале ХХ вв., играли существенную роль в пропаганде новых педагогических идей и принципов воспитательно-образовательной деятельности. Большой интерес в этой связи представляет работа созданного в 1912 г. в Женеве под руководством Феррь-ера Международного бюро по новым школам. Оно имело своей целью сближение между т.н. новыми школами, возникавшими в разных странах, сбор данных об их деятельности. Передовой педагогической общественностью разных стран они расценивались как «лаборатории педагогики будущего». Обобщая пятнадцатилетний опыт деятельности новых школ в различных европейских странах, Феррьер выделял 30 основополагающих критериев. Приведем часть из них в той формулировке, в какой они были опубликованы в 1916 г.

• «Новая школа - это лаборатория практической педагогики, она играет для казенных школ роль пионера, разведчика в современных педагогических течениях и в вырабатываемых новых методах.

• Новая школа - интернат, чтобы полнее осуществить воспитательное влияние на ребенка(конечно,интернат далеко не идеал, оговаривается Феррьер, и влияние семьи предпочтительнее, если она представляет здоровую среду).

• Школа отнюдь не должна быть в городе, ибо ребенок должен расти среди природы, принимая участие в полевых работах и т.д. Однако желательна близость к большому культурному центру для умственного и эстетического развития воспитанников.

• Питомцы школы должны группироваться в отдельных домиках по 10-15 учеников под руководством воспитателя и его жены или другой воспитательницы, словом, должны расти в семейной обстановке, а не в казарменной, какая была в больших интернатах.

• Ручной труд обязателен, не менее как по полтора часа ежедневно, лучше всего между двумя и четырьмя часами дня. Из видов ручного труда первое место принадлежит столярному ремеслу, развивающему ловкость и твердость рук, наблюдательность, самообладание, затем обработка земли и уход за различными мелкими животными.

• Рядом с правильным регулярным трудом должно быть отведено место и «свободным работам », развивающим детскую изобретательность и находчивость.

• Для физического развития должны быть игры, спорт и гимнастика, по «естественному методу» - с обнаженным телом, или, по крайней мере, торсом.

• Новая школа ставит целью общее умственное развитие, а не нагромождение механически запоминаемых знаний. Развитие всех способностей, заложенных в ребенке, а не энциклопедичность в обучении - вот задача воспитания.

• Общее развитие сопровождается специализацией, сперва случайной,в зависимости от преобладающих в ребенке наклонностей, а затем и систематической, посредством профессионального обучения.

• Обучение должно основываться на фактах, на опыте, на наблюдениях. Теория никогда не должна предшествовать практике. Знания приобретаются личным опытом (при занятиях ручным трудом, при посещении фабрик и т.д.) или на основании чужих наблюдений, собранных в книгах.

• Единоличный труд ученика состоит в подготовке доклада к уроку; он подыскивает факты. Роется в книгах, газетах и группирует добытое в логическом порядке, смотря по своему возрасту.

• Коллективная работа учеников заключается в том, что они обмениваются имеющимся у каждого материалом и приводят его сообща в известную систему.

• В день проходится не более одного или двух учебных предметов. Ежемесячная или триместровая программа обнимает также немного предметов.

• Нравственное воспитание, как и умственное, должно исходить не извне, не от подчинения авторитету, но обратным путем, изнутри, основываясь на постепенном развитии критического сознания и развиваясь свободно. На этом основании в некоторых новых школах организовались «школьные республики »; директор, учителя, ученики, а иногда и служебный персонал сообща составляют законы, которыми управляется школа, дабы труд всего учреждения целесообразно регулировался.

• В случаях, если нельзя применять в полном объеме эту демократическую систему, в большинстве новых школ практикуется организация по образцу конститу-ционныхмонархий: ученики избирают старшин или ответственных представителей.

• Новая школа должна быть насыщена красотой. Первое условие, отправной путь - порядок во всем. Прикладное искусство, которому в школе отводится большое место, ведет к чистому искусству, пробуждающему самые благородные чувства у артистических натур.

• Совместные занятия музыкой и пением производят самое глубокое и очищающее влияние на тех, кто ими занимается,

и кто их любит. Через эти эмоции должен пройти каждый ребенок.

• Нравственное самосознание воспитывается в детях подходящими рассказами, вызывающими в них должные чувства, которые, накопляясь и определяясь, укрепляют в них сознание тесной связи с ближними. Это цель «вечернихчтений » большинства новых школ.

• В религиозном отношении большинство новых школ держится веротерпимости и чуждо клерикализма» [8, с. 803-810].

Широкое развитие в начале ХХ в. получает международный педагогический туризм.. В Европе возникает разветвленная сеть организаций, специализирующихся на приеме и обслуживании иностранных педагогов. В это время в России появляются центры организации зарубежных поездок учителей, которые устанавливают активные связи российских педагогов с их зарубежными коллегами.

Разнообразные формы международных контактов педагогов и деятелей образования, получившие развитие во второй половине XIX - начале ХХ вв., играли существенную роль в решении организационно-технических и научно-педагогических вопросов. На международных педагогических съездах, конгрессах, конференциях:

■ вырабатывались критерии для последующего установления на их основе норм и правил организации школьного дела;

■ давались научно обоснованные рекомендации для правительств, парламентов, местного самоуправления в области школьной политики и школьного строительства;

■ актуализировался общественный интерес к вопросам семейного и общественного воспитания, проблемам физического и нравственного развития, социализации юношества;

■ разрабатывались и принимались как можно более сходные критерии оценки эффективности педагогической деятельности и образовательной политики, устанавливалось терминологическое единство научных понятий;

■ шел активный процесс обмена научно-педагогической информацией, рождался диалог культур, закладывались основы народной дипломатии.

Как свидетельствует знакомство с педагогической литературой дореволюционного периода, Россия второй половины XIX -начала XX вв. была весьма восприимчива к нововведениям не только в основных отраслях экономики, но и в сфере культуры и образования. Многое тогда было сделано для внедрения новаций европейской цивилизации, распространения идей реформаторской педагогики. Преломляя зарубежный опыт через особенности национального развития, российские педагоги постоянно стремились к сохранению самобытности российской школы, органичному сочетанию традиций и новаторства в педагогике.

Литература

1. См.: Гранин Ю. Что такое "глобализация" // Высшее образование в России. 2007. №7. С. 116-121.

2. См.: Полонский Л. Литературный конгресс

в Париже // Вестник Европы. СПб., 1878. Кн. 8. С. 674-716.

3. См.: Ковалевский Е.В. и др. Народное об-

разование в Соединенных штатах Северной Америки. Высшее, среднее и низшее. СПб., 1895.

4. См.: Киричко Н.С. Шацкий и зарубежная

педагогика // С.Т. Шацкий. 1878-1934. М., 1935. С. 100-107.

5. Чебышева-Дмитриева Е.А. Школьные вопросы на Международном женском конгрессе в Берлине // Чебышева-Дмитриева Е.А. Вопросы начальной школы и педагогические очерки. СПб., 1905. С. 235-250.

6. См.: Гернет А., Готалов-Готлиб А. Современ-

ные педагогические течения. Херсон, 1925.

7. См.: Волкович В.А., Столица З.К. Второй

международный конгресс по нравственному воспитанию // Журнал Министерства народного просвещения. 1913. Февраль, март.

8. М.С. Школа нового типа // Школа и жизнь. 1916. № 33.

SHAPOVALOVA A.N. THE BEGINNING OF INTERNATIONAL COOPERATION OF PEDAGOGUES

The author shows that after 1861 Russia demonstrated receptivity to cultural and educational innovations including ideas of reformed pedagogy. Though the pedagogues strove for originality of Russian school they were open for innovations, they participated in different world forums on pedagogy such as the First international conference on problems of technical, industrial and commercial education (Bordeaux, September 1886).

Key words: cultural dialogue, educational politics, international pedagogical community, women's higher education, internationalization of education.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.