Научная статья на тему 'Тьюторская деятельность в дистанционном обучении'

Тьюторская деятельность в дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2959
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Тюмасева Зоя Ивановна

Дистанционное обучение, сочетающее в себе современные технологии педагогики, информационные и телекоммуникационные технологии, является одной из актуальных и перспективных форм удовлетворения потребности в образовании. Одно из перспективных направлений высшей школы построение индивидуального маршрута учебной деятельности обучающихся и его сопровождение, которое может быть реализовано педагогом-тьютором. В статье авторы обращаются к рассмотрению тьюторской деятельности в дистанционном обучении. Рассмотрены отличительные черты современного дистанционного обучения. Авторы приводят трактовки понятия «дистанционное обучение» в научной литературе. Анализируется сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут», указываются компоненты структуры данного понятия. Отмечены факторы внедрения тьюторской деятельности в дистанционное обучение и цели тьюторской деятельности. Указываются функции педагога-тьютора в дистанционном обучении, в частности, создание и проектирование информационно-образовательной среды, обеспечивающей результативность дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Тюмасева Зоя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYUTORSKAYA ACTIVITIES IN DISTANCE LEARNING

Distance learning, combining modern technology pedagogy, information and communication technologies is one of the important and promising forms meet the need for education. One of the promising directions of high school the construction individual route learning activities of students and support, which can be realized teacher-tutor. The authors refer to the consideration tyutorskoy activity in distance learning. Considered the distinctive features of modern distance education. The authors give the interpretation of the concept distance learning in the scientific literature. Analyzes the essence of the concept of "individual educational route", specified components of the structure of the concept. Noted factors tyutorskoy implementation activities in distance learning and goal tyutorskoy activities. Specifies the function of the teacher-tutor in distance education, in particular, the creation and design of the information-educational environment that ensures the effectiveness of distance learning.

Текст научной работы на тему «Тьюторская деятельность в дистанционном обучении»

УДК 378

Е.А. ЧЕЛНОКОВА1, З.И. ТЮМАСЕВА2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация

ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Дистанционное обучение, сочетающее в себе современные технологии педагогики, информационные и телекоммуникационные технологии, является одной из актуальных и перспективных форм удовлетворения потребности в образовании. Одно из перспективных направлений высшей школы - построение индивидуального маршрута учебной деятельности обучающихся и его сопровождение, которое может быть реализовано педагогом-тьютором. В статье авторы обращаются к рассмотрению тьюторской деятельности в дистанционном обучении. Рассмотрены отличительные черты современного дистанционного обучения. Авторы приводят трактовки понятия «дистанционное обучение» в научной литературе. Анализируется сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут», указываются компоненты структуры данного понятия. Отмечены факторы внедрения тьюторской деятельности в дистанционное обучение и цели тьюторской деятельности. Указываются функции педагога-тьютора в дистанционном обучении, в частности, создание и проектирование информационно-образовательной среды, обеспечивающей результативность дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, тьютор, тьюторская деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, структура индивидуального образовательного маршрута, информационно-образовательная среда, учебно-методический комплекс, дистанционные курсы.

Е.А. CHELNOKOVA1, Z.I. TYUMASEVA2

' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2 Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation

TYUTORSKAYA ACTIVITIES IN DISTANCE LEARNING

Abstract. Distance learning, combining modern technology pedagogy, information and communication technologies is one of the important and promising forms meet the need for education. One of the promising directions of high school - the construction individual route learning activities of students and support, which can be realized teacher-tutor. The authors refer to the consideration tyutorskoy activity in distance learning. Considered the distinctive features of modern distance education. The authors give the interpretation of the concept distance learning in the scientific literature. Analyzes the essence of the concept of "individual educational route", specified components of the structure of the concept. Noted factors tyutorskoy implementation activities in distance learning and goal tyutorskoy activities. Specifies the function of the teacher-tutor in distance education, in particular, the creation and design of the information-educational environment that ensures the effectiveness of distance learning.

Keywords: distance learning, tutor, tyutorskaya activities, individual educational route, the structure of individual educational route, information and educational environment, training complex, distant courses

Система высшего образования призвана обеспечить каждого гражданина общества свободным доступом к знаниям в течение всей жизни, учитывая его способности, потребности и возможности. Создание открытой системы образования способствует решению указанной задачи, обеспечивая доступность образовательных ресурсов с использованием инновационных технологий обучения. Открытое образование понимается нами как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения каждого человека. Главной целью открытого образования выступает приобретение обучающимся навыка в максимальном использовании различных ресурсов для построения своей образовательной программы.

В связи с изменениями в системе образования, с состоянием современного уровня социально-экономического развития страны и с расширением пространства информационного общества актуальной является разносторонняя подготовка специалиста, способствующая в дальнейшей профессиональной деятельности, принятию самостоятельных и ответственных решений и активной адаптации к переменам во всех сферах жизни и деятельности человека. Одной из актуальных и перспективных форм удовлетворения потребности в образовании выступает дистанционное обучение, сочетающее в себе современные технологии педагогики, информационные и телекоммуникационные технологии.

Современное дистанционное обучение имеет следующие отличительные черты:

- все обучающиеся имеют одинаковые возможности при получении образования (не зависит от состояния здоровья, места проживания и материального достатка);

- обучающиеся имеют возможность в приемлемое для них время, место и в удобном режиме осваивать программу обучения, что наиболее значимо с точки зрения психологии;

- процесс обучения возможен при совмещении основной трудовой деятельности с процессом овладения знаниями;

- оптимально используются учебные площади, различные информационно-технические средства представления учебной информации в доступном для всех формате с использованием новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

- составление и контроль индивидуального плана обучения при непосредственном участии самого обучающегося;

- экономическая эффективность проявляется в сокращении издержек на получение образования;

- обучение по программам бакалавриата и магистратуры обеспечивает разноуровневый характер образования;

- оказание поддержки и сопровождения процесса получения образования путем постоянного и непосредственного контакта с преподавателем-тьютором.

Дистанционное обучение является современной формой получения образования, которая основывается на использовании информационных технологий, способных

обеспечить обмен учебной информацией дистанционно и реализовать систему сопровождения и администрирования процесса обучения.

В научной литературе дистанционное обучение трактуется по-разному:

- E-learning - использование ИКТ и интернет-технологий в процессе обучения и сотрудничества преподавателя и обучающегося в режиме on-line и оff-line, предоставление обучающемуся кейса, содержащего необходимый набор учебных материалов для изучения их самостоятельно с дальнейшим тестированием on-line.

- «Электронное обучение», «интернет-обучение» - аналоги E-learning, трактуются в качестве передачи знаний и управления обучающим процессом при помощи информационных и коммуникационных технологий.

- Дистанционное (дистантное, распределённое) обучение - процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как обучающегося и обучаемого, так и интерактивного источника информационного ресурса, которое отражает цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и осуществляется в условиях реализации ИКТ [17].

Особенности дистанционного обучения отражаются на взаимодействии преподавателя и студента. В период обучения в высшем учебном заведении студент нуждается в помощи и поддержке преподавателя. Это обусловлено прежде всего индивидуальным графиком обучения, подразумевающим самостоятельную работу в изучении дисциплин по выбранному индивидуальному образовательному маршруту. Так как самообразование понимается как процесс управляемый и организуемый обучающимся самостоятельно, то это сопряжено с необходимостью организации тьюторского сопровождения самообразования, которое, однако, сохраняет собственную активность обучающегося.

Тьюторство как образовательная технология существует уже несколько столетий. Основная задача - сопровождение индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора средств и форм образования, эффективных именно в рамках осознанных специфических целей, разработки долговременной образовательной программы, отслеживания её эффективности и оценивания субъектно-значимых результатов. Всё это подразумевает педагогическое сопровождение самообразования.

Преподаватель-тьютор отличается от обычного учителя, он учитель нового типа: знаком и разбирается в специфике дистанционного образования, способен оказать квалифицированную помощь в процессе получения и усвоения знаний, способен корректировать и контролировать процесс дистанционного обучения.

Тьюторство исследовалось многими учёными (Н.Ю. Белякова, Т.М. Ковалёва, Н.В. Рыбалкина и др.), что помогло определить тьютора как: педагога-наставника, преподавателя-консультанта; наставника, воспитателя, куратора студенческой группы; как индивидуального научного руководителя обучающихся, воспитателя в учебном заведении; индивидуального научного консультанта студента. Исследование показало, что тьюторская деятельность понимается как содействие, поддержка, как помощь в самоопределении; создание условий для поиска, пробы себя и т.д.; планирование и организация деятельности обучающихся; организация самостоятельной работы; как содействие обучающемуся при освоении и использовании знаний для решения образовательных и жизненных проблем [21].

В этой связи одним из перспективных направлений высшей школы является построение индивидуального маршрута учебной деятельности студентов, её сопровождение. Тьюторская деятельность является эффективным средством реализации этого процесса.

Документы, раскрывающие аспекты модернизации российского образования, указывают на необходимость смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач на формирование универсальных способностей личности, которые основаны на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели непосредственно связано с индивидуализацией образовательного процесса, осуществляемого при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам.

Анализируя педагогическую литературу относительно сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут», мы установили, что некоторые исследователи склонны рассматривать «индивидуальный образовательный маршрут» в рамках отдельно взятой учебной дисциплины.

В определении Н.Г. Зверевой, «индивидуальный образовательный маршрут» выступает как «вариативная структура учебной деятельности студента, отражающая его личностные особенности, проектируемая и контролируемая в рамках отдельной учебной дисциплины совместно с преподавателем на основе комплексной психолого-педагогической диагностики» [7,с.31].

В.В. Лоренц «индивидуальный образовательный маршрут» трактует как «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации» [12, с.22].

М.Л. Соколова «индивидуальный образовательный маршрут» определяет в качестве процесса освоения студентом образовательной программы с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение образовательных задач [19, с.68]. С данной позиции индивидуальный образовательный маршрут следует рассматривать как всю образовательную программу в целом. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут может быть рассмотрен как в рамках всего образовательного процесса, так и в рамках отдельно взятой учебной дисциплины.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

-целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося при получении образования);

-содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных дисциплин, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

-диагностический (определение системы диагностического сопровождения); -организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей). Тьюторская деятельность определяется как совместная деятельность преподавателя-тьютора и студента, направленная на осознание студентами возможностей использования

ресурсов образовательного пространства вуза для построения и реализации программ личностного и профессионального развития в социально-значимой деятельности [22].

В дистанционном образовании тьюторская деятельность является, по нашему мнению, значимой, содержательной, многофункциональной, так как основной составляющей тьюторской деятельности в данном случае выступает организация условий для реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося и его сопровождение.

К факторам, способствующим внедрению тьюторской деятельности в дистанционное обучение, относятся:

1 - дефицит информационно-образовательной среды, отражающийся негативно на эффективности и качестве обучения;

2 - отсутствие у обучающихся навыков самостоятельной деятельности, целеполагания, самостоятельной организации и планирования; недостаточный уровень информационной компетентности [4];

3 - традиционные формы и методы обучения становятся неэффективными и несоответствующими, в результате чего получаемые знания не соответствуют требованиям жизни и профессии.

Тьюторская деятельность в дистанционном обучении преследует следующие цели:

- обеспечение интерактивности информационно-образовательной среды;

- создание условий для развития обучающимися в удобном для них режиме собственной компетентности посредством педагогических, информационных и организационных технологий;

- проектирование и создание информационно-образовательной среды дистанционного обучения;

- активизация процесса обучения и познавательной деятельности обучающихся;

- поддержка процесса использования полученных теоретических знаний в практическом применении.

К основным функциям тьютора относятся: проектировочная, организационно-мотивационная, информационно-консультативная, аналитическая, рефлексивная, контрольно-диагностическая, информационно-содержательная, организационно-

деятельностная и технологическая [3].

По нашему мнению, одной из основных функций является создание и проектирование информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда дистанционного обучения - это «совокупность учебных материалов, средств их разработки, хранения, передачи и доступа к ним, предназначенная для дистанционного обучения» [14].

Эффективность дистанционного обучения зависит от информационно-образовательной среды, являющейся образовательным пространством для субъектов процесса обучения и обеспечивающей результативность самостоятельной деятельности обучающегося. Следовательно, создание качественного учебно-методического комплекса по предмету, соответствующего принципам интерактивности, избыточности, целостности, самоорганизации и самообучения, является неотъемлемым фактором успешности обучения.

Дистанционные курсы являются основной частью учебно-методического комплекса и важным элементом, так как в данной ситуации важна строгая дифференциация преподавателем-тьютором информации, предлагаемой обучающемуся. Дистанционный курс по каждой дисциплине включает в себя стандартный набор учебно-методических

материалов, содержит теоретический материал и практические задания (интерактивные тесты). Однако контрольно-оценочная деятельность не подразумевает использование только лишь тестов. При оценке результатов обучения должен быть использован инструментарий, который разработан в соответствии с современными подходами к теории педагогических измерений [13].

Информационно-образовательная среда может включать в себя как учебно-методический, так и административный блок: электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, официальные информационно-образовательные ресурсы РФ, нормативно-правовую базу реализации дистанционного обучения и т.д. Содержание тьюторской деятельности в дистанционном обучении состоит в:

- осуществлении учебно-методического обеспечения и решение вопросов контроля успеваемости и качества усвоения обучающимися учебного материала в процессе обучения;

- создании учебной среды, соответствующей условиям обучения, осуществлении технологической поддержки;

- проведении индивидуальных и групповых тьюторских консультаций, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы обучения и методы их решения;

- разработке дистанционного курса в качестве главной составляющей информационно-образовательной среды;

- интеграции учебной и профессиональной деятельности;

- создании комфортных психологических условий обучения, межличностного взаимодействия, создание предпосылок для рефлексии.

Таким образом, тьюторская деятельность в дистанционном обучении обеспечивает вхождение студента в образовательное пространство высшего учебного заведения, способствуя сопровождению индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора средств и форм образования, эффективных именно в рамках осознанных специфических целей, разработки долговременной образовательной программы, отслеживания её эффективности и оценивания субъектно-значимых результатов [21]. Тьюторская деятельность в дистанционном обучении является инновационной составляющей процесса образования. Её внедрение в образовательный процесс способствует интерактивности обучающей среды, обеспечению успешного продвижения обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту.

ЛИТЕРАТУРА

1. _ Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. 2008. №7. С.243-250.

2. _ Белякова Н. Ю. Исторический опыт тьюторства в Британской высшей школе // Высшее образование сегодня. 2006. № 8.

3. _ Бендова Л. Функции тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования // Высшее образование в России. 2007. №12. С.82-89.

4. _ Бочкарева С.М. Подходы к использованию тьюторства в дистанционном обучении // Высш. образование сегодня. 2014. №10. С. 92-94.

5. _ Бочкарева С. М. Особенности тьюторства в современной зарубежной высшей школе // Высшее образование сегодня. 2011. №3. С. 9-12.

6. _ Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Тьюторское сопровождение здоровьесбережения студентов

педагогического вуза // Вестник Моск. гос. агроинженер. ун-та им. В.П. Горячкина. Серия: Теория и методика профессионального образования. 2014. Вып.4. С. 112-115.

7. _ Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики : дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2007.

8. _ Зоткин А. Индивидуализированное обучение в Англии и России // Школьные технологии. 2008. №2. С. 42-47.

9. _ Казакова Е.И. Методическое пособие для тьюторов к УМК для повышения квалификации директоров школ. М.: Нац. фонд подготовки кадров. 2006.

10. Ковалева Т.М. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: мат. Всерос. науч.-метод. сем. «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М.: АПК и ППРО, 2009.

11. Лернер П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества // Известия Академии педагогических и социальных наук. М., 2008. Вып.12.

12. Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2001. 250 с.

13. Малыгин А.А., Щаницина С.В. Современная теория тестов как теоретическая основа современных подходов к оцениванию результатов обучения // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Том 3. Вып.4. С.324-327

14. Маркелова Ю.И. Роль тьютора в системе дистанционного обучения // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». №4. С. 198-202.

15. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С.А.Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2006. 591 с.

16. Открытое дистанционное образование: словарь терминов / сост. Вербицкий А.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г., Щенников С.А., Жуковский: МИМ ЛИНК. 2005.

17. Пуляевская А.М. Формы и программные средства реализации тьюторского сопровождения дистанционного обучения учащихся // Вестник иркутского государственного лингвистического университета. 2011. Вып.3.

18. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: «Принт», 2005.

19. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в ВУЗе: дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2001. 202 с.

20. Челнокова Е.А. Профессиональные компетенции тьютора // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник научных трудов по материалам VI-й Международной научно-практической конференции (заочной) (26 февраля 2008 г.). Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008 Т.Н. Общественные науки. С. 159-160.

21. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения // Вестник Мининского университета. 2014. №4. С.23.

22. Челнокова Е.А., Храбан Г.Н. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации «Вестник Мининского университета» 2016 - № 3

самостоятельной работы студента // Вестник Мининского университета. 2016. №1.

23. С. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001.

24. Ruan, A.A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001

REFERENCES

1. Aleksandrova E. Individualizacija obrazovanija: uchit'sja dlja sebja [Personalisation of education: learning for yourself]. Narodnoe obrazovanie, 2008, no. 7, pp.243-250 (in Russian).

2. Beljakova N. Ju. Istoricheskij opyt tjutorstva v Britanskoj vysshej shkole [The historical experience of tutoring at the British Higher School]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2006, no. 8 (in Russian).

3. Bendova L. Funkcii tjutora v seti otkrytogo distancionnogo professional'nogo obrazovanija [Functions of the tutor in open and distance vocational training networks]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2007, no. 12, pp.82-89 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bochkareva S.M. Podhody k ispol'zovaniju tjutorstva v distancionnom obuchenii [The approaches to the use of tutoring in distance education]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2014, no. 10, pp. 92-94 (in Russian).

5. Bochkareva S. M. Osobennosti tjutorstva v sovremennoj zarubezhnoj vysshej shkole [Features of tutoring in modern foreign high school]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2011, no. 3, pp. 9-12 (in Russian).

6. Gladkaja E.S., Tjumaseva Z.I. Tjutorskoe soprovozhdenie zdorov'esberezhenija studentov pedagogicheskogo vuza [Tutor support zdorovesberezheniya pedagogical high school students]. Vestnik Mosk. gos. agroinzhener. un-ta im. V.P. Gorjachkina. Serija: Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija, 2014, vyp.4, pp. 112-115 (in Russian).

7. Zvereva N.G. Proektirovanie individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov studentov pedvuza na osnove kompleksnoj psihologo-pedagogicheskoj diagnostiki. Diss. kand. ped. nauk [Designing of individual educational routes of students of a teacher training University on the basis of complex psychological and pedagogical diagnostics. Cand. ped. sci. diss.]. Shuja, 2007 (in Russian).

8. Zotkin A. Individualizirovannoe obuchenie v Anglii i Rossii [Individualized training in England and Russia]. Shkol'nye tehnologii, 2008, no. 2, pp. 42-47 (in Russian).

9. Kazakova E.I. Metodicheskoe posobie dlja tjutorov k UMK dlja povyshenija kvalifikacii direktorov shkol [Toolkit for tutors to the CMO for the training of school principals]. Moscow, Nac. fond podgotovki kadrov, 2006 (in Russian).

10. Kovaleva T.M. Organizacija t'jutorskogo soprovozhdenija v obrazovatel'nom uchrezhdenii: soderzhanie, normirovanie i standartizacija dejatel'nosti tjutora [Organization of tutor support in educational institutions: content regulation and standardization tutor activities]. Moscow, APK i PPRO Publ., 2009 (in Russian).

11. Lerner P.S. Subektnye poiski smysla soderzhanija obrazovanija kak novaja zadachapedagogiki sotrudnichestva [Subjectivity search for the meaning of educational content as a new task of pedagogy cooperation]. Izvestija Akademii pedagogicheskih i social'nyh nauk. Moscow, 2008, vyp.12 (in Russian).

12. Lorenc V.V. Proektirovanie individual'no-obrazovatel'nogo marshruta kak uslovie podgotovki budushhego uchitelja k professional'noj dejatel'nosti. Diss. kand. ped. nauk [Designing individual

educational route as a condition for the preparation of the future teacher to professional work. Cand. ped. sci. diss.]. Omsk, 2001. 250 p. (in Russian).

13. Malygin A.A., Shhanicina S.V. Sovremennaja teorija testov kak teoreticheskaja osnova sovremennyh podhodov k ocenivaniju rezul'tatov obuchenija [The modern theory test as a theoretical basis of modern approaches to the evaluation of learning outcomes]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Serija «Gumanitarnye nauki», 2012, tom 3, vyp.4, pp.324-327 (in Russian).

14. Markelova Ju.I. Rol' tjutora v sisteme distancionnogo obuchenija [The role of the tutor in distance learning system]. Izvestija vuzov. Serija «Gumanitarnye nauki», no. 4, pp. 198-202 (in Russian).

15. Osnovy dejatel'nosti tjutora v sisteme distancionnogo obrazovanija [Fundamentals of Educational Personel for Distance Education]. S.A. Shhennikov, A.G. Teslinov, A.G. Chernjavskaja i dr. 2-e izd., ispr. Moscow, Drofa Publ., 2006. 591 p. (in Russian).

16. Otkrytoe distancionnoe obrazovanie: slovar' terminov [Open Distance Education: a glossary of terms]. Sost. Verbickij A.A., Teslinov A.G., Chernjavskaja A.G., Shhennikov S.A., Zhukovskij, MIM LINK. 2005 (in Russian).

17. Puljaevskaja A.M. Formy i programmnye sredstva realizacii tjutorskogo soprovozhdenija distancionnogo obuchenija uchashhihsja [Forms and software implementation of remote tutor support student learning]. Vestnik irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, 2011, vyp.3 (in Russian).

18. Rybalkina N.V. K istorii tjutorstva. Tjutorstvo: koncepcii, tehnologii, opyt. Jubilejnyj sbornik, posvjashhennyj 10-letiju tjutorskih konferencij. 1996-2005 [On the history of tutoring. Tutoring: concepts, technology and experience. Jubilee collection dedicated to the 10th anniversary of tyutorskih conferences. 1996-2005]. Tomsk, «Print» Publ., 2005 (in Russian).

19. Sokolova M.L. Proektirovanie individual'nyh obrazovatel'nyh marshrutov studentov v VUZe. Dis. kand. ped. nauk [Designing of individual educational routes of students in higher education. Cand. ped. sci. diss.]. Arhangel'sk, 2001. 202 p. (in Russian).

20. Chelnokova E.A. Professional'nye kompetencii tjutora [Professional competence of the tutor]. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija v sisteme obrazovanija: Sbornik nauchnyh trudov po materialam VI-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) (26 fevralja 2008 g.) [Fundamental and applied research in the education system: collection of scientific works based on Vl-th International scientific-practical conference (part-time) (26 February 2008)]. Tambov, TGU im. G.R. Derzhavina, 2008. T.II. Obshhestvennye nauki. Pp. 159-160 (in Russian).

21. Chelnokova E.A., Nabiev R.D. Vnedrenie tjutorskoj dejatel'nosti v obrazovatel'noe prostranstvo vysshego uchebnogo zavedenija [Implementation tyutorskoy activities in educational space of higher education institution]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4, p. 23 (in Russian).

22. Chelnokova E.A., Hraban G.N. Tjutorskaja dejatel'nost' pedagoga po individualizacii samostojatel'noj raboty studenta [Tyutorskaya activity of the teacher on the individualization of students' independent work]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1, p. 23 (in Russian).

23. Palfreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001.

24. Ruan, A.A Liberal Education: and that includes the Sciences! The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001

© Челнокова Е.А., Тюмасева З.И., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS

Челнокова Елена Александровна - кандидат Chelnokova Elena - Ph.D., assistant professor of

педагогических наук, доцент кафедры innovation management, Minin Nizhny Novgorod State

инновационных технологий менеджмента, Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian

Нижегородский государственный педагогический Federation, e-mail: chelnelena@gmail.com университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: chelnelena@gmail.com

Тюмасева Зоя Ивановна - доктор педагогических Tyumaseva Zoya- D.Sc. (Pedagogy), Professor, Head of

наук, профессор, заведующая кафедрой Department of Life safety and medical-biological

безопасности жизнедеятельности и медико- sciences, Chelyabinsk State Pedagogical University,

биологических дисциплин Челябинского Head of the Institute of Health and Human Ecology,

государственного педагогического университета, Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: zit@cspu.ru директор Института здоровья и экологии человека Челябинск, Российская Федерация, e-mail: zit@cspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.