Научная статья на тему 'Творчество преподавателя иностранного языка в контексте совершенствования образовательного процесса в вузе'

Творчество преподавателя иностранного языка в контексте совершенствования образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / МАСТЕРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / CREATIVE QUALITIES OF THE PERSON / CREATIVITY / SKILL / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SELF-EDUCATION / SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Углов Владимир Владимирович

Статья посвящена анализу творчества в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в условиях высшего образования. Приведен анализ понятий «творчество», «мастерство», приведены разные позиции педагогов-ученых и педагогов-практиков в понимании творческой педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKS OF THE TEACHER OF THE FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article is devoted to the analysis of creativity in the professional activity of a foreign language teacher in higher education. The analysis of the concepts of "creativity", "skill", given the different positions of teachers-scientists and teachers-practitioners in the understanding of creative pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Творчество преподавателя иностранного языка в контексте совершенствования образовательного процесса в вузе»

позволяет развивать умения определять проблему и формулировать ее, принимать решения и нести за них ответственность, умения самостоятельно ставить цели и достигать их, умения работать в команде и делегировать полномочия и т.д.

Проектный подход тесно связан с идей интеграции. Если первый позволяет определить границы образовательного процесса, например, на уровне школы и класса; увидеть и удержать его целостность с учетом всех причинно-следственных связей и особой организацией деятельности, то интегративный отражает суть этих связей, интегративную характеристику субъектов деятельности и предметного содержания, которое эти субъекты реализуют. Сегодня вопрос интеграции поставлен остро. Это связано со стремлением уйти от «предметацентризма» в образовании, когда обучение школьников построено на дисциплинарном принципе -учебные предметы используются преподавателями как автономные образовательные системы. Другая причина востребованности интегративного похода, которыйпозволяет интеграцию отношений между субъектами, реализующих образовательный проект.

Литература:

1. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество знаний / Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 108-118.

2. Новиков А.М. О предмете педагогики / Педагогика. 2010. № 6. С. 8-15.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Проект как цикл инновационной деятельности и организация практической образовательной деятельности / Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 5. С. 3-11.

4. Wodak R. (1999). Cilliah. de, Reisinge M., Liebhart K. The Discursive Construction of National Identity. Edinburg: Edinburg University Press, 1999. P. 11.

Педагогика

УДК 377

ассистент Центра дополнительного образования Углов Владимир Владимирович

Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов (г. Москва)

ТВОРЧЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу творчества в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка в условиях высшего образования. Приведен анализ понятий «творчество», «мастерство», приведены разные позиции педагогов-ученых и педагогов-практиков в понимании творческой педагогической деятельности.

Ключевые слова: творческие качества личности, творчество, мастерство, педагогическая деятельность, самообразование, самосовершенствование.

Annotation. The article is devoted to the analysis of creativity in the professional activity of a foreign language teacher in higher education. The analysis of the concepts of "creativity", "skill", given the different positions of teachers-scientists and teachers-practitioners in the understanding of creative pedagogical activity.

Keywords: creative qualities of the person, creativity, skill, pedagogical activity, self-education, self-improvement.

Введение. Педагогическая деятельность предусматривает постоянное совершенство педагогом своих навыков и профессионализма, проявление в своей работе творческого подхода. Инновационный режим работы педагога в современных обстоятельствах обусловливает возникновение разного рода обстоятельств, не повторяющихся в практике, соответственно, не предусмотренных существующей методологией. Задача педагога - в любой новой ситуации продемонстрировать все свои профессиональные и творческие качества для нахождения верного пути решения возникшей проблемы. Именно этим и определено требование к современному педагогу в части постоянного усовершенствования его творческого мышления [15].

В трудах Бордовского Г.А., Радионовой Н.Ф., Сластенина В.А., Извозчикова В.А., Тряпицыной А.П., которые посвящены современным аспектам деятельности педагогов в стремительно меняющемся социуме, внимание обращено на тот факт, что главной задачей педагогических вузов является именно подготовка профессионального педагога, способного оперативно и эффективно решать вопросы, связанные с постоянным информационным развитием современного общества. Данные задачи оказывают существенное влияние на работу преподавателей таких вузов, за последние несколько лет значительно изменившуюся в качественном плане. Разработка профессиональных образовательных стандартов, составление программ, в целом проектирование образовательной системы государства производятся с привлечением профессорско-преподавательского состава. Все методические программы должны соответствовать и личностным ориентациям обучающихся, будущих педагогов, и постоянно обновляющимся, ужесточающимся требованиям стремительно трансформирующегося социума, постоянно сталкивающегося с инновационными веяниями современности [5].

Данное утверждение вполне соответствует тому факту, что трансформации современного социума потребовали развития обновленных функций системы образования. Принимая во внимание работы известных педагогических деятелей государства, среди которых Вершловский С.Г., Сериков В.В., Никандров Н.Д., Сластенин В.А., к подобным новым функциональным особенностям образования необходимо отнести воспитание у студентов педагогических вузов творческого индивидуализма и всесторонней поддержки проявления самостоятельности [7]. С учетом современных тенденций обновились и ценности системы образования: высоко стали оценивать самообразование и самосовершенствование, саморазвитие, самоорганизацию, самореализацию.

Изложение основного материала статьи. Данные трансформации современного социума обусловили новые, дополнительные требования к современному педагогическому составу - это должна быть не только самостоятельная, но и творческая личность. Высшая педагогическая школа сегодня должна готовить именно такие высококвалифицированные кадры, специалистов высшего звена, имеющих четко сформированные качества, отвечающие новым требованиям общества. Вопросы, касающиеся развития творческой стороны

личности преподавателя, не впервые затрагиваются в научных исследованиях, которые проводились в разное время в различных государствах. Данный вопрос изучался мыслителями и выдающимися педагогами всех времен в разрезе самых разных областей науки. Творческие качества личности во все времена рассматривались как характерная черта человека, которая обусловливает процесс всей его деятельности, являясь весомой составляющей сознания человека, определяющей его мироощущение и мировоззрение [13].

Необходимо отметить, что любой предмет или процесс, с которым мы сталкиваемся в жизни, является результатом того, что человек проявляет свои творческие порывы. Это можно отнести не только к искусству, но к трудовой деятельности человека, к комплексу накопленных тысячелетиями знаний. Н. Рерих полагал, что творческий педагог - это такой педагог, который не только открывает своему ученику знания, но и умудряет его опытом и одобряет различные действия. Творческая деятельность с философской точки зрения является процессом жизнедеятельности человека, в котором окружающий его мир трансформируется, подстраивается под его потребности и цели, опираясь на объективные законы реальности.

Профессиональная литература в данной области проводит определенные грани между понятиями педагогики и психологии творческих процессов. Под педагогикой творческой деятельности понимается целый раздел науки о всей системе педагогики, изучающей два типа жизнедеятельности человека: педагогику воспитания личности и ее самовоспитания в ходе взаимодействия с другими людьми и в процессе осуществления собственной деятельности. Психология творчества представляет собой отдельную область знаний, которая изучает созидание личностью чего-то нового, полезного ему и обществу, неповторимого, востребованного в самых разных сферах жизни. Ученые, вплотную занимающиеся психологическими аспектами человеческой жизнедеятельности, особое внимание обращают на саму структуру творчества; на пути, которые приводят к новым открытиям; на познавательную роль воображения, интуиции, предвидения и прочее [1, 6, 10, 14, 17].

Педагогика творчества имеет перед собой цель сформировать по-настоящему творческую личность, имеющую высокую мотивацию, устойчивую, обладающую собственным творческим стилем, который может быть реализован во всех видах его деятельности. Труды, написанные педагогами-практиками и -теоретиками, практически всегда сходятся в одном: творчество является одновременно и процессом деятельности как педагога, так и его учеников, и его результатом. Педагогическое творчество неповторимо в силу того, что его содержанием является человеческое творение, а человек - всегда существо уникальное.

Основываясь на позиции Поташника М.М., к доминантным параметрам творчества относятся следующие составляющие [4]:

- формирование инновационного продукта или видоизменение существующего;

- уникальность как самого процесса создания продукта деятельности, так и его результата;

- взаимодействие и слияние творчества и самотворчества.

Таким образом, можно согласиться с А.И. Кочетовым в том, что творчество представляет собой процесс производства нового продукта с высокими количественными и качественными показателями и наименьшим инвестированием времени и усилий [9].

Важно иметь в виду, что творчество представляет собой сложное явление социального уровня бытия. Все исследования, проводившиеся до настоящего времени, рассматривали это явление со всех сторон. Однако современные ученые до сих пор полагают, что исследования далеко не завершены и на данном этапе отсутствует единая теория творчества, признанная мировым обществом. Различные ученые в своих трудах, помимо философского уровня исследований, используют и частнонаучные методы. Это значит, что вопрос анализируется со всех сторон и по всем направлениям. Сегодня творчество исследуется по ряду векторов [11]:

• психологическое направление изучает механизмы творчества личности с психологической точки зрения (психологическая теория творчества - Пономарев Я.А., Богоявленская Д.Б. и проч.);

• философское направление изучает самые распространенные закономерности творческой деятельности, обусловленные характерными особенностями субъекта познания и существующей действительности, диалектикой их взаимоотношений, спецификой мыслительной и предметно-практической и человеческой деятельности (Майданов А.С., Батищев Г.С., Буш Г.Я. и проч.). Данные закономерности выражаются в отличительных чертах и структуре развития процесса творчества, в его методах и средствах, в приемах поиска;

• эврилогическое направление (эвристика, специфическая теория творческой деятельности, эвристическое программирование - Пушкин В.Н., Андреев В.И. и проч.). Предмет данного направления -определение, систематизация и разработка механики и закономерностей антиципации, опредмечивания и конструирования знаний, развития и управления креативными человеческими потенциями.

Предмет и исследовательские методы составляют особенности творчества по каждому направлению. Объединяющим началом для всех направлений служит практическое значение творчества, способы его развития и реализации, особенности протекания творческого процесса. Данные параметры находят отражение в исследовательской практике современного этапа.

Педагогическое творчество представляет собой непрерывный процесс решения актуальных на данный момент задач, которые могут возникать на протяжении всей педагогической деятельности. В условиях современного быстро развивающегося мира такого рода задачи возникают перед педагогом все чаще. Кузьмина Н.В. отмечает, что педагог в ходе своей деятельности должен принимать решения постоянно, поскольку задачи перед ним возникают практически всегда, без перерывов. И при этом педагог должен ориентироваться на поставленную перед ним цель - сформировать у своего ученика полноценную личность с адекватным принятием современного мира, со своими убеждениями и собственным обоснованным мнением, которое определяет его последующее поведение в обществе [2]. Творческие задачи, стоящие перед педагогом, разделены Пономаревым Я.А. на два класса, первый из которых - это решающиеся на основании осознаваемых приемов и методов (умения, знания, навыки педагога, которые применяются в ходе решения конкретной задачи, продолжая оставаться осознанными). Определяя характеристики данного типа задач, Пономарев А.Я. рассуждает о трансформации творческого начала данных задач после проведения специального анализа условий при помощи предварительно разработанных средств. Решение данных задач определяется посредством уже созданного алгоритма действий. Именно это и отличает их от задач, относящихся ко второму классу - решение которых требует от педагога самостоятельности в выборе ходов с опорой на профессиональную интуицию, подсознание. У задач, которые являются творческими,

одновременно можно наблюдать характеристики как первого, так и второго класса.

Если рассматривать задачи, стоящие перед педагогом, с точки зрения их повторяемости, то можно констатировать, что любая задача будет являться творческой в своем роде, так как совершенно идентичных ситуаций не может быть. Однако существуют задачи, похожие на предыдущие. В этом случае можно найти их решения, исходя из их типа и опираясь на опыт. В своем труде «Основы педагогического анализа» Спирин Л.Ф. основательно подходит к методике анализирования и решения так называемых «стандартных» задач, наиболее часто встречающихся у педагогов в процессе их практики [3].

После обобщения разных взглядов на данный вопрос Лихолетов В.В. предложил такое определение: творчество является весьма ценным видом деятельности с точки зрения психологии, которое оказывает развивающее действие на субъект, обладающий определенными творческими способностями, имеющий нестандартное мышление, отличающееся от шаблонов; у данного субъекта развиваются и укрепляются эмоционально-волевые и мотивационно-смысловые качества личности, дающие впоследствии возможность познавать для себя новые уникальные ценности [8].

Шатух О.Н. обращает внимание на то, что можно выделить следующие предпосылки, обусловливающие творческую деятельность педагога: навыки и умения учителя (Поташник М.М., Кан-Калик В.А. и проч.), совокупность личностных качеств, обусловливающих эффективность работы педагога (Гоноболин Ф.И., Кузьмина Н.В., Щербаков А.И. и проч.), знания, которые воплотили в себе опыт и все современные научные достижения педагогики (Бабанский Ю.К., Журавлев А.И. и проч.) [12].

Исследования педагогической практики приводят О.Н. Шатух к утверждению эффективности и продуктивности коллективного характера такой творческой деятельности педагогов, которая ориентирована на гуманизм и образовательно-воспитательный вектор развития. Ряд исследователей выделяют системный, модульный, локальный уровни проектов. Сам процесс проектирования предусматривает рассмотрение и анализ существовавших ранее ситуаций, условий и процессов, результатов и перспектив.

Необходимо дифференцировать понятия творчества и мастерства. Так, последнее обычно связывают со способностью качественного выполнения каких-либо видов работ на основе опыта, в то время как первое не обязательно ассоциируется с опытом и зрелостью.

Все современные педагоги могут быть подразделены на различные группы, исходя из уровня творчества, который они используют в своей деятельности. Группа №1 - это группа, включающая в себя педагогов, которые могут пользоваться клишированными шаблонными методами, они могут создавать что-то новое, но несложное. Группа №2 - преподавательский состав, который включает в себя специалистов, желающих постоянно разрабатывать что-то новое, при этом их работа отличается уже более сложными видами деятельности. Наконец, группа №3 - это высококвалифицированные профессионалы, которые самостоятельно способны создавать системы технологий обучения.

Учебно-воспитательные процессы на современном уровне требуют, чтобы педагог полностью вкладывал все имеющиеся у него познания, не жалея творческих и духовных усилий. Педагог творческий отличается особым мышлением как на психологическом, так и на педагогическом уровнях, он обязан обладать высочайшей квалификацией, иметь незаурядные личностные качества для проведения собственных экспериментов и исследований, уметь критически анализировать результаты своей деятельности и широко применять на практике самые передовые наработки практики преподавателей всего мира.

Содержательная основа деятельности педагога состоит в гармоничной комбинаторике самостоятельных адекватных действий в неповторимых контекстах и осмысления требуемых корреляций автоматизированных и неавтоматизированных составляющих данного процесса.

Творческая деятельность педагога может быть охарактеризована своей собственной спецификой, поскольку она обладает целью: взаимное сотрудничество и обмен опытом, навыками передачи знаний между преподавателем и учеником. То, что преподаватель непосредственно принимает участие в протекании познавательного процесса его ученика, непреложно. Именно педагог помогает постичь все стороны процесса познания в той или иной области. В то же время преподаватель также получает некоторые новые навыки, а также повторяет уже пройденные когда-то им этапы познания. Во всем этом можно обусловить, выделить одну важную тенденцию - у преподавателя обязательно должна присутствовать потребность самосовершенствования, что и будет являться определяющим фактором в его профессионализме.

Тот факт, что педагог принимает и осознает собственные навыки и умения в разрезе совершенных моделей, появившихся в результате объединения практических приемов и научных достижений последних лет, которые преподаватель пронес через собственную практику, должен выступать мотивом для формирования собственной позиции педагога относительно внедрения новшеств в свою работу и использования в ней творческих качеств.

Самосознание преподавателя должно базироваться на трех главных составляющих: 1) осознание собственного положения как специалиста; 2) эмоциональное отношение к самому себе как профессиональному педагогу; 3) оценивание себя в качестве специалиста. Самооценка педагога может только тогда выступать в качестве регулятора его мастерства, когда в ее основе лежит несоответствие между его представлением об идеале педагога и оценкой собственного мастерства. Соответственно, самосознание педагога выступает в качестве результата его собственного мышления, которое обусловливается как внешними факторами, так и собственным, внутренним самосознанием. В этом случае недостаточно простого знания и умения вести педагогическую деятельность, нужно понимать и четко следовать общественным целям общего и частного характера, выраженным педагогическим языком. Это и будет вектором развития педагога, являясь в то же время четкой установкой на дальнейшую деятельность [16].

Анализируя данные положения, необходимо сформулировать вывод о том, что в педагогике творчество является наивысшей формой преподавательской деятельности, направленной на переформатирование современной педагогики относительно обучающихся в разрезе современных тенденций. В этой связи творческая деятельность педагога будет наличествовать лишь в том случае, если данного рода педагогическая деятельность имеет такие характеристики: периодическое проведение анализа собственной работы в разрезе обновленных педагогических знаний и новых теорий, формирование действенных методов и способов разрешения профессиональных задач с творческим подходом, наличие собственного взгляда на данные вопросы и отстаивание своей позиции как специалиста-профессионала.

К творческим составляющим можно причислять следующие аспекты: профессиональные знания и опыт, самосознание, образ мышления и мировоззрение, культура и педагогическая техника, наличие собственной

позиции с профессиональной точки зрения. Данные составляющие в то же время представляют собой и содержательные элементы педагога как личности, и продукты современной педагогики в его памяти, сознании, мироощущении, и результаты его творческих способностей. Все это в комплексе может быть наработано исключительно с опытом, на протяжении многих лет практики.

Посредством психической деятельности усовершенствуются творческие составляющие личности, которые представляют собой некий «интегратор», лежащий в основе собственной позиции и определяющий точку зрения профессионала: профессионализм постепенно перерастает в мастерство, мастерство становится подвижничеством. Выходит, что при послаблении любой из данных творческих составляющих нельзя прогнозировать серьезные достижения в профессиональной педагогической деятельности.

Согласно вышеуказанному можно утверждать с еще большей долей уверенности, что необходимо и дальше искать существенные параметры, по которым нужно проводить оценку деятельности педагога как высококвалифицированного специалиста. В разрезе творческого процесса обоснованно будет задаться вопросом относительно уровней, по которым можно оценивать творческую деятельность конкретных преподавателей в любом из ее проявлений.

Реализация собственных творческих способностей у преподавателя может иметь место на самых разных стадиях развития его деятельности в качестве специалиста. Следует обратить внимание на предложенный Кузьминой Н.В. функционально-деятельностный подход к проблемам мастерства и профессионализма. На основании того, что у преподавателя много функций, в том числе организаторская, коммуникативная и прочие, получают систематизацию определенные признаки, по которым можно судить о профессионализме того или иного педагога. Так, к одним из самых важных функций, которые возложены на педагогический состав, исследователь причислила трансформацию ученика как объект воспитания в субъект самообразования, саморазвития, самовоспитания. Она считает, что при реализации данной функции собственно профессионализм заключается в навыках педагога тщательным образом подвергать анализу основные составляющие собственной деятельности [7].

Также данный исследователь, декомпозируя «мастерство» и «профессионализм», определяет первый термин не как обособленное умение, хотя и высочайшего уровня, а как комплекс неких навыков, индивидуализирующий преподавательскую деятельность, делая ее своеобразной, выводя на новый уровень. В качестве наивысшего проявления способности преподавателя к творчеству автор теории рассматривает подвижничество, новаторские методы, искусство педагога как специалиста.

Барабанщиков А.В. имеет мнение, несколько отличное от предыдущего. Он полагает, что мастерство педагога представляет собой совокупность целой системы специфических знаний и навыков, высокоразвитого психолого-педагогического мышления, эмоционально-волевых средств выразительности. Именно этот комплекс, по мнению исследователя, дает преподавателю широчайшие возможности и разнообразие инструментов при решении задач, встающих перед ним в ходе воспитательного и учебного процессов. Мастерство педагога - это сложнейший комплекс, он имеет много граней и обусловливается не только характером задач, стоящих перед педагогом как перед специалистом, но и всем содержанием деятельности педагога. Он считает также, что ключевой составляющей мастерства педагога как специалиста выступает высокоразвитое психолого-педагогическое интуитивное мышление, которое и определяет степень творчества во всей сложной и обширной работе преподавателей [10].

Также можно обратиться к работе Страхова И.В., который полагает, что мастерство педагога базируется на продолжительной практике, сопряженной с творческим пониманием методологии и теории педагогической деятельности. Оно находит выражение в повсеместном использовании комплекса действенных способов, возникающих перед педагогом задач, в их оперативном и верном решении, в объединении искусства и педагогики, в навыках общения с объектом и персонализации воздействия на него с учетом всех требований мотивации и такта, характерных для педагогической деятельности [15].

Выводы. Принимая мастерство педагога как одну из главнейших черт профессиональной культуры, отдельные авторы в содержание данного понятия вводят такие аспекты как профессиональную эрудицию преподавателя, его навыки и умения как специалиста, умение правильно и вовремя использовать нужную в данный момент педагогическую технику, личным примером оказывая воздействие на учеников.

Настоящие профессионалы в своей педагогической деятельности могут понятно и несложно объяснить казалось бы сложные вещи, при этом привлекая внимание каждого ученика к вопросу, который освещается в данный момент. Они могут поспособствовать тому, чтобы учащиеся самостоятельно проявляли интерес к вопросу и искали на него ответы. Профессиональные педагоги могут наблюдать за процессом со стороны и вносить в нужный момент необходимые корректировки, исходя из позиций обучаемых, их навыков и поведения; они оценивают факторы, лежащие в основе поведения своих учеников, и могут даже изменять внешние факторы воздействия с целью направить линию поведения в нужное русло. Педагог-специалист может и готов менять и приспосабливать собственные умения, навыки, опираясь на существующие ситуации и основываясь на передовом опыте коллег, при этом не теряя индивидуальный стиль преподавания, не отходя от личных принципов.

Важно указать и на положительную сторону стремления многочисленных исследователей ввести в понятие мастерства педагога не только его общую эрудицию в разрезе методов и содержания преподавания, не только навыки передачи обучающимся собственных теоретических и практических знаний и навыков, но и тончайшее понимание настроения учеников. В этом заключается прогностический характер деятельности педагога, создание требуемой дружеской, но в то же время деловой обстановки, базирующейся на личных взаимоотношениях обучаемых, а также на побуждении их к проявлению активности в стремлении помочь друг другу в обучении.

Литература:

1. Ju R., Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. FORESIGHT METHODS IN PEDAGOGICAL DESIGN OF UNIVERSITY LEARNING ENVIRONMENT // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Т. 13. № 8. P. 5281-5293.

2. Sergeeva M.G., Nikitina E.E. Criteria indicators of formation of economic competence of system of the general education // SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. P. 01064.

3. Sergeeva M.G., Flyagina V.Yu., Taranenko I.V., Krasnova E.V., Vilkova A.V. THE INTERACTION OF LABOR MARKET AND EDUCATIONAL SERVICES MARKET CONSIDERING SOCIAL PARTNERSHIP

MECHANISM AND SPECIFICITY OF THE REGIONAL EDUCATIONAL POLICY.Ponte. 2017. Т. 73. № 12.P. 2.

4. Neverkovich S.D., Bubnova I.S., Kosarenko N.N., Sakhieva R.G., Sizova Z.M., Zakharova V.L., Sergeeva M.G. Students' Internet Addiction: Study and Prevention//Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14(4). Р. 1483-1495.

5. Колчина В.В. Современные подходы к формированию готовности менеджера к инновационнопредпринимательской деятельности // Профессиональное образование и общество. 2017. № 4. С. 56-66.

6. Колчина В.В. Состояние проблемы и условия формирования инновационно-предпринимательских умений в педагогической теории и практике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 91. С. 196-201.

7. Колчина В.В. Формирование готовности менеджера к инновационно-предпринимательской деятельности как педагогическая проблема // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 3. С. 28-34.

8. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

9. Королева Г.Э., Сергеева М.Г. Информационно-коммуникационные технологии в экономическом образовании старшеклассников [Текст] / Г.Э. Королева, М.Г. Сергеева; Региональный финансово -экономический институт. — Курск, 2016. — 202 с.

10. Косырев В.П., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2008. № 6-1 (31). С. 23-27.

11. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

12. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е.Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

13. Сергеева М.Г. Дидактическая модель формирования экономических компетенций обучающихся на разных уровнях образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1 (52). Том 1. С. 107-114.

14. Сергеева М.Г. Конкурентоспособность выпускника средней профессиональной школы как показатель качества его подготовки // Человеческий фактор: общество и власть. 2004. № 4 (5). С. 68-69.

15. Сергеева М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. С. 3-15.

16. Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. С. 14-17.

17. Соколова А.С., Колчина В.В. Организация исследовательской деятельности студентов в контексте профессионального самоопределения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 275-278.

Педагогика

УДК:378

старший преподаватель Яновская Галина Самойловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье раскрывается проблема повышения заинтересованности студентов в изучении иностранного языка в неязыковом ВУЗе. Определена роль педагога в данном процессе, а так же выделены ключевые императивы в его работе, способные повысить качество обучения иностранному языку. В качестве одного из методов повышения заинтересованности студентов описан опыт проведения студенческих конференций на иностранном языке в МАИ. Описана практическая значимость проводимого мероприятия, основываясь на двух ключевых составляющих: технической и гуманитарной, так как данное мероприятие является интеграционным по своей сути: объединяет технические знания в профессиональной сфере и лингвистические навыки, полученные в ходе освоения дисциплины «Иностранный язык». Автором изложены основные этапы при формулировке тезисов выступления на конференции на иностранном языке и предложены основополагающие вопросы, помогающие студентам при подготовке интересного и качественного выступления.

Ключевые слова: качество образования, иностранный язык, заинтересованность студента, студенческая конференция, деятельностный подход в обучении.

Annotation. The article examines the problem of increasing students' interest in learning foreign languages in a non-linguistic University. It gives a clear idea of the tutor's role in this process. One of the methods, that can increase the students' interest, is the students' conferences. This method is highly used in MAI and the article describes this experience. The practical significance of the event is based on two components: technical and humanitarian. It combines technical knowledge in the professional sphere and linguistic skills from «Foreign language» discipline. The author sets out the main stages of speaking at the conference in a foreign language and offers the ways to make their speech interesting and qualitative.

Keyword: quality of education, foreign language, student interest, student conference, activity approach in learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.