Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСТВО МАХТУМКУЛИ – НАСЛЕДИЕ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ'

ТВОРЧЕСТВО МАХТУМКУЛИ – НАСЛЕДИЕ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество Махтымкули / Махтымкули Фраги / Туркменская поэзия XVII веке / creativity of Makhtumkuli / Makhtumkuli Fragi / Turkmen poetry of the XVII century

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Д. Баймухаммедов, Н. Ходжаназаров, Д. Гарлыев

Творчества поэта-классика, стихотворения которого дошли и до наших дней благодаря исполнителям песен – бахши, очень многогранна. С момента появления его стихов прошло почти три века, но они до сих пор не теряют свою актуальность, поскольку в них отражаются общечеловеческие ценности. Поэтому их переводили и продолжают переводить на разные языки народов мира. Особое внимание обратили на философские взгляды поэта, которые прослеживаются в его творениях, а также на стихи, посвящённые социальной тематике. Подчёркивалось влияние его произведений на творчество поэтов последующих периодов, в том числе и наших современников. В данной статье рассмотрен идейно-структурный анализ стихов поэта и основные идеи, которые он выдвигал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKS OF MAGTYMGULY – HERITAGE OF ETERNAL VALUES

Literary works of classic poet, whose poems were passed down till our days thanks to national singers-bagshi, very multi-faceted. It has been three centuries since the creation of poets first poems of Magtymguly, but they haven’t lost their importance, due to the fact express values common to humanity. That’s why they were translated into and being translated into many languages around the world. Special attention was given to philosophical views of the poet which can be traced to his literary works, also to his works dedicated to social themes. His influence on later writers, including to our contemporaries was accentuated as well. The article reviews ideological-structural analysis of poems by poet and main ideas he advocated.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСТВО МАХТУМКУЛИ – НАСЛЕДИЕ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

ТВОРЧЕСТВО МАХТУМКУЛИ - НАСЛЕДИЕ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Д. Баймухаммедов, старший преподаватель Н. Ходжаназаров, студент Д. Гарлыев, студент

Туркменский государственный архитектурно-строительный институт (Туркменистан, г. Ашхабад)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-152-155

Аннотация. Творчества поэта-классика, стихотворения которого дошли и до наших дней благодаря исполнителям песен - бахши, очень многогранна. С момента появления его стихов прошло почти три века, но они до сих пор не теряют свою актуальность, поскольку в них отражаются общечеловеческие ценности. Поэтому их переводили и продолжают переводить на разные языки народов мира. Особое внимание обратили на философские взгляды поэта, которые прослеживаются в его творениях, а также на стихи, посвящённые социальной тематике. Подчёркивалось влияние его произведений на творчество поэтов последующих периодов, в том числе и наших современников. В данной статье рассмотрен идейно-структурный анализ стихов поэта и основные идеи, которые он выдвигал.

Ключевые слова: творчество Махтымкули, Махтымкули Фраги, Туркменская поэзия XVII веке.

Владение поэтическим мышлением -дар, данный свыше. Не каждый способен выразить красоту этого мира, чувства радости и переживания, юношескую влюблённость и пламенную страсть, любовь к Родине и тоску о ней словами, которые находят место в сердце каждого неравнодушного человека. Не всем дан талант писать так, чтобы каждый, читая поэтические строки, думал, что он тоже этими словами выразил бы свои чувства. Ведь не случайно со времён античности муза - одна из девяти богинь, являвшаяся покровительницей наук и искусств, считается источником поэтического вдохновения. И она покровительствует только избранным.

Канули в Лету мифические божественные образы, оставив вечный след в сознании человечества - веру в сверхчеловеческое. Поэтому по-прежнему великие гении ушедших эпох предстают перед нами как люди, имеющие великий божественный дар - способность открывать перед нами то, что скрыто от глаз обычного обывателя. Их творения проходили через сито времени, и до нас дошли произведения самых талантливых. У каждого народа есть гении, вписавшие свои имена навеки в историю литературы [3]. Их знают далеко за

пределами Родины. Например, если XIX век явился миру золотым веком русской литературы, связанной с именем гения русской поэзии А.С. Пушкиным, то сокровищница туркменского поэтического творчества была освещена уже в XVIII веке - в тот самый период, когда была украшена бесценным бриллиантом поэзии Махтумкули [2]. Несмотря на то, что прошли столетия, его поэзия нисколько не теряет значимости, она во все времена остаётся современной, продолжает волновать сердца миллионов людей. Недаром 2024 год - год трёхсотлетия со дня рождения поэта - Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) объявлен «Годом великого поэта и мыслителя тюркского мира - Махтумкули Фраги». В ходе подготовки к поистине историческому событию уже который раз убеждаемся, насколько нелёгкая судьба Махтумкули неразрывно связана с судьбой туркменского народа. Тема Родины в поэзии Махтум-кули красной нитью проходит через стихотворение «Будущее Туркмении» [8]. Осознавая необходимость единения, поэт предстаёт перед нами истинным пророком, рисующим картину нашего будущего: В зелёном ли, в алом ли пери пройдёт, -

В лицо благовонною амброй пахнёт.

Возглавлен мудрейшими дружный народ,

Гордится земля городами Туркмении [10].

Осознавая силу единения племён и родов, в стихотворении «Птица счастья» [4] поэт мудро призывает:

Туркмены! Если бы мы дружно жить могли,

Мы сокрушили б Нил, мы б на Кульзум пришли.

Теке, йомуд, гоклен, языр и алили, -

Все пять! - должны мы стать единою семьёю.

На нашу долю выпало счастье жить в то время, когда исполнилась заветная мечта поэта. Современный Туркменистан объединил значительно большее количество его граждан, чем указано в этом стихотворении. Мы стали свидетелями священного пророчества великого поэта - в одно государство объединены пять братских велая-тов:

Овеяна ширь от хазарских зыбей

До глади Джейхуна ветрами Туркмении [7].

Махтумкули в сознании туркменского народа всегда был больше, чем поэт, таковым он и останется. Его творчество значительно шире, ибо охватывает как философские, так и исторические и гуманистические вопросы времени сквозь призму культурного наследия, традиций туркменского народа. Знания о жизни и творчестве Махтумкули дошли до нас благодаря его поэзии, хотя многие произведения были уничтожены или безвозвратно утеряны.

Сила поэта никогда не иссякала, она до конца его дней питалась пророческой мечтой, верой в благословенное будущее туркменского народа. Ибо поэт понимал, что народ, свято сохраняющий источник силы - свою самобытную культуру, гуманистические традиции, по сути своей, не может быть несчастливым. Великий Фраги знал, что у туркменского народа с присущим ему справедливым отношением к жизни всегда было и есть великое будущее [2].

Крепка основа у туркмен! И вечна, как луна!

Пребудет вольною навек туркменская страна.

Творчество Махтумкули ценно ещё и тем, что именно с него поэзия начинает обретать народно-поэтические черты, становясь доступной и понятной широкому кругу читателей. Великого Фраги можно назвать преобразователем туркменского литературного языка. Истинный сын туркменского народа, он своим творчеством открыл красоту и поэтичность туркменского языка, способного наряду с арабо-персидским поэтическим языком творить чудеса высокой поэзии [5]. Система стихосложения в период до Мах-тумкули опиралась на арабо-персидскую поэзию, кстати, ею в совершенстве владел и использовал в своём творчестве отец поэта Довлетмаммет Азади. Новаторство Махтумкули проявилось в введении в туркменскую классическую поэзию силла-бо-метрического стихосложения, которое по звучанию и природной органике было созвучно туркменскому языку, его фонетическим законам. Приблизив литературно-письменный язык к разговорному, великий Фраги привнёс неоценимый вклад в формирование и развитие литературного туркменского языка. Он приблизил свою поэзию к простому народу, сделал её понятной и доступной [12]. Однако, чтобы достичь той вершины, которой достигла поэзия Махтумкули, мысли и чаяния великого Фраги бесценным жизненным опытом должны были пройти сквозь него, обнажая ранимую душу поэта. Каждое стихотворение Махтумкули - это обобщение пережитых чувств:

Я безумец, я нищий, сожгите меня, мотылька!

Что мне делать на свете? Как небо, Менгли далека.

Что мне райские рощи, когда я лишён цветника,

Без которого душу терзает такая тоска,

Что рыданий подобных в аду не слыхали, Менгли! [1]

Через всю жизнь он пронесёт юношескую любовь к Менгли, сокрушаясь над несправедливостью судьбы. Душа, лишённая крыльев, до конца дней будет оплаки-

вать горечь несбывшихся надежд. Ведь великий Фраги так и не станет счастливым без своей музы. Любовная лирика Махтумкули тем и сильна, что чувства в нём не остыли, и печаль его озарена только воспоминаниями [6].

Лирика Махтумкули - это песня, вложенная в уста сказителей-бахши. Через них она дошла до наших дней и до сих пор

волшебной стрелой пронзает душу любого туркмена, впитавшего в себя с молоком матери волшебные звуки дутара. Неразрывная связь туркмен с национальным музыкальным инструментом дутаром - ещё одна сопутствующая тема, вплетённая в поэзию Махтумкули национальным музыкальным орнаментом [9].

Гулял я по лугам невинным, Пел небесам, горам, долинам, А ныне в логове змеином Я звонкий свой дутар ищу.

Рыдать мне больше не вели! Возлюбленной Махтумкули Под стать и косы до земли, И звучный мой дутар - под стать!

ляется как чудотворец, который постиг все книги, все науки мира... Книга его ещё долго будет у туркмен занимать первое место после Корана» [11].

Венгерский учёный-путешественник А. Вамбери, в 1862-1864 годах совершивший путешествие по Ирану и Средней Азии, писал о Махтумкули: «Он представ-

Библиографический список

1. Магтымгулы. Шыгырлар. Уч томлук. - Ашгабат, 1992.

2. Magtymguly. Eserler yygyndysy. I-II jilt. - A§gabat, 2013.

3. Чарыев Г.О. Магтымгулы -акылдар. - А.:Ылым, 1971.

4. Материалы по истории туркмен и Туркмении [В 2 т.] - М.; Изд. АН СССР, 1938. -Т. 2.

5. Гаррыев Б.А. Магтымгулы. - А.: Ылым, 1975.

6. Мырадов С. Асырларын жуммушинден. - А.: Магарыф, 1978.

7. Мередов А., Ахаллы С. Туркмен классыкы эдебиятынын созлуги. - А.: Туркменистан, 1988.

8. Реджебов Р. Эдебият ылмына дегишли терменлерин созлиги. - А. Туркменистан, 1966.

9. Магтымгулы. Сайланан гошгулар. - Ашгабат: Туркменистан, 1977.

10. Magtymguly. Saylanan goçgular. Açgabat: "Türkmenistan", 1976.

11. Вамбери А. Язык туркмен и творчество Махтумкули. Из журнала Германского восточного общества, том 33. - Лейпциг, 1899.

12. Очерки истории философской и общест-венно-политической мысли в Туркменистане. - Ашхабад: "Ылым", 1970.

WORKS OF MAGTYMGULY - HERITAGE OF ETERNAL VALUES

D. Baymuhammedov, Senior Lecturer N. Hojanazarov, Student D. Garlyyev, Student

Turkmen State Architecture and Construction Institute (Turkmenistan, Ashgabat)

Abstract. Literary works of classic poet, whose poems were passed down till our days thanks to national singers-bagshi, very multi-faceted. It has been three centuries since the creation of poets first poems of Magtymguly, but they haven't lost their importance, due to the fact express values common to humanity. That's why they were translated into and being translated into many languages around the world. Special attention was given to philosophical views of the poet which can be traced to his literary works, also to his works dedicated to social themes. His influence on later writers, including to our contemporaries was accentuated as well. The article reviews ideological-structural analysis of poems by poet and main ideas he advocated.

Keywords: creativity of Makhtumkuli, Makhtumkuli Fragi, Turkmen poetry of the XVII century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.