ТВОРЧЕСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Г луховаТ.И., ЗубченкоЛ.В., Кирилаш А.Р., Малый А.Т.
Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта
Аннотация. В статье рассматривается творчество как стержень педагогической культурыи профессионального мастерства преподавателя и некоторые компоненты его содержания в современной школе. Показана сущность педагогического творчества, его содержание, основные теоретические источники. Указаны этапы его становления, представлена в общем виде классификация необходимых компонентов творчества педагога в общей системе образовательных учреждений сферы народного образования.
Ключевые слова: творчество, мастерство, личность, индивидуальность, мышление, способности, качества. Анотація. Глухова Т.І., Зубченко Л.В., Кірілаш А.Р., Малий О. Т. Творчість як педагогічна проблема. В статті розглядається творчість як стрижень педагогічної культуриі професійної майстерності викладача і деякі компоненти його змісту в сучасній школі Показано сутність педагогічної творчості, його зміст, основні теоретичні джерела. Зазначено етапи його становлення, представлена в загальному виді класифікація необхідних компонентів творчості педагога в загальній системі освітніх установ сфери народної освіти.
Ключові слова: творчість, майстерність, особистість, індивідуальність, мислення, здібності, якості.
Annotation. Glukhova T.I, Zubchenko L.V., Kirilash A.R., Maliy A.T. Creative work as a pedagogical problem. The article deals with creative work as the core of pegagogical culture and professional skill components of its contents at the contemporary school. The nature of pedagogical creativity, his contents, the basic theoretical sources is shown. Stages of his becoming are specified, classification of necessary components of creativity of the teacher in common system of educational establishments of sphere of national education presented in a habit view.
Key-words: creative work, skill, personality, individuality, thinking, aptitude, quality.
Введение.
Общеизвестным является тот факт, что деятельность преподавателя любой школы всегда отличалась творческим характером и прогнозируемым результатом. В связи с дальнейшей демократизацией и гуманизацией общества, внедрением компьютерных технологий, актуализацией демографической политики государства вхождения в мировую образовательную систему, расширение кредитно-модульного обучения требует обязательного научного подхода к педагогическому творчеству всех работников сферы образования. Это выполняют, прежде всего, 75802 педагога высшей квалификации (профессоры и доценты) в 904 ВУЗах системы образования У краины, обучающих около 3 млн. человек. Их опыт подтверждает, что при проведении каждого занятия ученые стремятся творчески изменить содержание учебного материала, найти новые подходы в методике, повысить уровень организации лекций и семинаров. И это закономерно, т.к. ведущей фигурой процессов обучения и воспитания является педагог.
Трудно переоценить роль творчества педагога в духовной жизни средней, специальной и высшей школы Осознание творческого элемента в жизни и тру де неизмеримо увеличивает силы учащихся и сту дентов в борьбе с трудностями побуждает их к овладению все новыми и новыми знаниями, облагораживает их духовный облик в коллективе и закаляет волю.
Для педагогов такого уровня всегда характерны такие черты: независимость суждений познавательная активность, критичность мысли, смелость воображения и прогнозирования. Названные качества раскрывают особенности действительно свободной, самобытной и активной личности современного педагога
Изучение и анализ психолого-педагогической медицинской технической и специальной литературы по проблеме творчества свидетельствует; что в прямом смысле этого слова, творчество - это создание духовных и материальных ценностей высокой государственной значимости. Оно является вершиной духовной жизни педагога, показателем высшей ступени развития его интеллекта, чувств и воли. Нами установлено, что творческая деятельность характерна не только для ученых, писателей, композиторов изобретателей - элементы творчества есть в труде рабочих, менеджеров, врачей и безусловно педагогов. Ведь педагог - носитель высших ценностей общества, выполняющий социальный заказ государства. Названное подтверждается трудами Б.Теплова, В.Крутецкого Ф.Г оноболина Н.Кузьминой, П.Якобсона Черты творческой личности исследовались Ю.Бабанским, З.Зеером, И.Раченко, М.Поташником
Творчество педагога является сердцевиной его профессионального мастерства. Успех в таком труде невозможен без постоянной сосредоточенности, непрерывных поисков новой информации, эффективных средств современного обучения и воспитания, в т.ч. с учебным телевидением и компьютерными технологиями Подлинному творчеству всегда свойственны черты научного исследования
Педагогическое творчество не мыслится без предвидения, ему всегда противопоказаны обыденность, серость, формализм. В таком труде органически сливается деятельность педагога и ученого, режиссера и актера, наставника и профессионала Как справедливо заметил Л.Толстой оконченность и совершенство в педагогическомтруде «недопустимы а развитие и совершенство бесконечны) [3, с.91].
Творческая деятельность - важнейшее условие утверждения нравственного достоинства личности, благодаря творчеству обогащается ее эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности и наклонности Творческая деятельность, соответствующая стремлению и наклонностям учащихся и студентов способствует тому, что в их моральном облике преобладают положительные качества, и, что особенно важно, по мысли В.Сухомлинского, «личными, нравственными усилиями устраняются отрицательные) [7, с.295].
Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.
Цель исследования - проанализировать педагогическое творчество преподавателя и его развитие в ходе занятий.
Результаты исследований.
Педагогическая деятельность, как известно, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики Уровень педагогического труда можно правильно оценить при условии творческого отношения к нему педагога Именно многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность в ходе каждого занятия требуют творческого подхода к анализу и решению вытекающих и постоянно усложняющихся задач.
Философия объясняет, что развитие сознания и творческих параметров человека осуществлялось от простого созерцания к абстрактному мышлению и лишь затем к творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [1, 2]. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Вот почему природа творческого деяния - это созидание, рождение нового, прогрессивного, способствующегоразвитию человека и общества
Педагогическая деятельность - это процесс постоянного творчества Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.
Анализ изученной литературы показал, что творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется многочисленными качествами Мышление творческой личности всегда характеризуется самостоятельностью, ясностью, четкостью, логичностью, последовательностью, гибкостью, быстротой. И наше исследование подтвердило, что преподавателям с творческим складом мышления присущи систематический поиск нерешенных актуальных задач; выявление новых путей решения возникающих проблем; непрерывное совершенствование стилей, методов и приемов личной деятельности; способность быстро переходить от репродуктивной деятельности и наоборот, формирование на основе имеющегося опыта новых комбинаций; умение отказаться от сделанного, если оно не является оптимальным для достижения результата и другое Для доказательства сказанного сошлемся на опыт 97 преподавателей, соискателей и студентовстарших курсов, представленных в сборнике „Педагоги по призванию” (см. список литературы) [59].
Нам представляется интересной типология творческой личности, которая наиболее четко представлена в работах В. Андреева и может быть распространена на педагогов различных сфер деятельности, а именно: а) теоретик-логик - это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематизации информации; б) теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к проектированию новых оригинальных идей. Педагоги такого содержания не боятся противопоставить свои мысли общепринятым, обладают исключительной фантазией и развитым воображением; в) практик-экспериментатор всегда стремиться новые гипотезы проверить экспериментально. Педагоги такого типа любят и умеют работать с техническими средствами обучения У них преобладает интерес и способность к профессиональной деятельности; г) педагог-организатор - тип творческой личности, обладающий высокой эрудицией коммуникабельностью, способностью подчинить деятельность коллектива своей воле и направить ее на решение все новых творческих задач; д) педагог-инициатор характеризуется всегда энергичностью, прогнозированием, и прежде всего, на начальных стадиях решения нестереотипных задач. Опыт свидетельствует; что именно они быстро переключаются на решение других творческих задач [4, 7]. На наш взгляд в современной средней школе можно говорить о педагогах-энтузиастах, которые творчески преобразуют содержание, методику и организацию учебной практики в связи с постоянной перестройкой программ, учебников и дидактического арсенала.
Однако, для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимо соблюдать по мнению Н.Кузьминой и В.Кан-Калика определенные условия: временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени; сопряженность творчества педагога с инициативой учащихся и других педагогов; отсроченность результата и необходимость его прогнозирования, атмосфера публичного выступления, необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций [1, 2].
Обращаясь к решению множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность эвристически Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач. Известно, что в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. А решение специально подобранных задач, предполагающих развитие структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, разнообразие вариантов, их классификация и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога
Часто сферу проявления творчества педагога сужают, сводя ее к нестандартному решению профессиональных задач. Нельзя не заметить, что творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативныхзадач. Поэтому В.Кан-Калик, выделяя логико-педагогические аспекты творческой деятельности, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативноготворчества (например, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т.д.) [3-6].
В сфере личности творчество педагога проявляется как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и создание собственной программы самосовершенствования. Оно характеризуется разными уровнями:
- элементарного взаимодействия с аудиторией
- оптимизации деятельности на занятиях;
- эвристическим, когда педагог использует творческие возможности живого общения;
- высший уровень творчества, который характеризуется его полной самостоятельностью и отражает творческую индивидуальность педагога и особенности личности обучаемых [9].
Из вышеназванного следует, что преподавателю высшей школы необходимо стимулировать себя к педагогическому творчеству, т.к. педагогическое творчество не «регламентировано) во времени. Этапы творческого процесса - возникновение педагогическогозамысла, его реализация связаны во времени и требуют оперативного перехода от одного уровня к другому. Отсроченность результатов творческих поисков педагога, как выявлено нами, так как и результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, навыках, умениях, деятельности и поведении будущих педагогов, тренеров и реабилитологов и оцениваются лишь частично и относительно, в том числе и в системе кредитно-модульногообучения.
У словиямц определяющими эффективность решения задачи подготовки к педагогическому творчеству в профессиональной деятельности преподавателя, выступают обеспечение полноты элементов познавательного процесса, их адекватность содержанию и методам профессионально-методической и профессиональной исследовательской деятельности студентов Осуществление профессионально-методической подготовки преподавателя как подготовки к творческой деятельности предполагает реализацию ведущих, взаимодополняющих идей этих подходов: приоритетное развитие активности и самостоятельности студентов на основе применения методов самостоятельной работы; организация учебной деятельности, адекватной будущейпрофессиональной деятельности за счет соответствующегосодержания учебного материала и выбора организационных форм; развитие мотивационной сферы, определяющей профессиональную и творческую направленность личности будущего учителя. Основными условиями реализации этих идей в методической подготовке преподавателя является разработка системы творческих учебных заданий, посредством которых студенты включаются в продуктивную учебно-исследовательскую деятельность, моделирующую профессиональную творческую работу преподавателя, обеспечивающую дифференциацию и индивидуализацию обучения [1-5].
К ведущим функциям системы методической подготовки преподавателя в высшей школе является: формирование самосознания будущего учителя тренера); развитие направленности личности будущего педагога (тренера) на творческое осуществление своей профессиональной деятельности; определение необходимого комплекса профессиональных знаний, умений и навыков для творческого осуществления профессиональной деятельности педагога (тренера); обобщение лучшего опыта практической профессиональной деятельности педагога (тренера), основанного на исследовательскомподходе
Творческая индивидуальность педагога (тренера) проявятся в неповторимом самобытном способе осуществления педагогической деятельности, предполагающей качественное преобразование личности педагога (тренера), развитие его творческого потенциала Она может проявляться в меньшей или большей степени и, следовательно отражает разные этапы её становления. Их можно определить следующим образом:
I этап характеризуется устойчиво проявляющимся интересом, ясно выраженной направленностью личности на профессионально-педагогическую деятельность, погружение в её среду. На этом этапе деятельность педагога в основном носит воспроизводящий характер.
II этап характеризуется развитием подражательной активности и связан с повышением уровня освоения деятельности, интенсивным творческим овладением профессиональными методами, средствами и приёмами. Поэтому характер деятельности педагога на этом этапе можно назвать как творческое подражание.
III этап предполагает обогащение деятельности педагога посредством постепенного снижения общего числа подражательных действий, и, одновременно, увеличением инициативных действий и действий согласования. Деятельность педагога на данном этапе характеризуется свободным владением комплексом продуктивных творческих педагогических технологий.
IV этап отличается явным переходом от подражания к самостоятельному творчеству. Деятельность педагога на этом этапе характеризуется возрастанием числа творческих действий, связанных с открытием и реализацией новых идей, что свидетельствует об обретении педагогом самостоятельного творческого «Я).
V этап связан с повышением профессионально-творческой активности личности педагога (тренера), наличием индивидуального творческого стиля деятельности и умением оперативно решать нестандартные задачи природы общества и человеческого мышления [4, с.58-59].
Творческая индивидуальность как качество личности без профессионального опыта и мастерства не имеет опоры и средств реализации. Она может быть потеряна под влиянием собственной неудовлетворённости и отсутствием процесса самореализации.
Другими словами, чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она должна быть в той или иной форме осознана самой личностью. Должна иметь потенциальные средства, необходимые определённые условия, в которых такое проявление индивидуальности возможно.
Потенциальные продукты педагогического творчества можно представить в определенной системе, в частности Ю.Фокин приводит расширенный перечень потенциальных продуктов творчества в сфере образования [9]. Каждый из них может воплощаться в разных видах работы преподавателя, как в устных (лекциях), так и в печатных (учебники, учебные пособия), или в конструкции наглядных пособий. Сказанное можно представить в виде системы: план занятия и его реализация (реализация плана - продукт творчества); Методическая находка (новый методический приём); Методическое усовершенствование (преобразование научной информации в учебную); Методическое обобщение (подготовка частной методики конкретной учебной дисциплины); методическое изобретение (разработка новых методических приёмов и средств, см. работы В.Шаталова); дидактическое обобщение (классификация методов по определенному основанию); дидактическое изобретение (обоснование новых способов и средств обучения); дидактическое открытие (подготовка новых процедур обучения см. учение П.Гальперина и И.Лернера); совершенствование теории (разработка отдельных определений или утверждений, см. Н.Талызиной); теоретическое обобщение (подведение под известную теорию новых процессов); новая теория (обобщение взаимосвязанных определений и утверждений); педагогическое усовершенствование (подготовка нового учебного плана на основе установленного стандарта средней, средне-специальной и высшей школы); педагогическое изобретение (обоснование нового содержания образования, например, кредитно-модульная система); педагогическое открытие (создание новой системы обучения для подготовки бакалавров, специалистов, магистров).
Выводы.
В данной статье показана сущность педагогического творчества, его содержание, основные теоретические источники, указали этапы его становления и представили в общем виде классификацию необходимых компонентов творчества педагога в общей системе образовательных учреждений сферы народного образования.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других аспектов творчества с позиций педагогической проблемы.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Анисимов Н.М. Современные представления об изобретательской и инновационной деятельности /Н.М.Анисимов // Школьные технологии - 1998. - №5. - С. 49-75.
3. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры/А.В.Барабанщиков, С.С.Муцынов - М., 1980 -Вып. 1. - 206 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2000. - 130 с.
5. Горовая В.А. Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации /В.А.Горовад Н.В.Антонова, Л.В.Харченко - Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 120 с.
6. Плотников П.В. Педагоги по призванию /П.В.Плотников! - Донецк, 2007. - 346 с.
7. СухомлинскийВ.А. Избранные произведения: в 5 тт, - К.: Радянська школа, 1979. - Т.1. - 685 с.
8. Фокин Ю. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество /Ю.Фокин. - М.: Академия, 2002. - 130 с.
Поступила в редакцию 08.10.2008г.