Научная статья на тему 'Творческое саморазвитиеличности будущего учителя'

Творческое саморазвитиеличности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Юлия Геннадьевна

Представлены идеи теории творческого саморазвития личности. На основе анализа педагогического опыта выделяются принципы и методы творческого саморазвития личности, оцениваются их достоинства и недостатки, область применения и эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SELF-DEVELOPMENTOF A FUTURE TEACHER

The article is devoted to the analysis of the concept of creative self-development in the process of teaching. The author considers the principles and methods that facilitate students’ ability to develop their personal and professional skills. The article discusses the benefits and disadvantages of the methods as well as their practical appliance in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Творческое саморазвитиеличности будущего учителя»

УДК 378

Ю.Г. Антонова ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Представлены идеи теории творческого саморазвития личности. На основе анализа педагогического опыта выделяются принципы и методы творческого саморазвития личности, оцениваются их достоинства и недостатки, область применения и эффективность.

профессиональная подготовка учителя, творческое саморазвитие, учебно-творческая деятельность, эвристические методы.

Современная педагогика рассматривает личность обучающегося в качестве субъекта образовательного процесса, цель которого - воспитание гармонически развитой личности - достигается в результате активизации процесса ее саморазвития. В условиях информационного общества ориентация личности на саморазвитие, обучение способам самовоспитания являются особенно актуальными задачами образования. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, мир стремительно меняется, а знания морально устаревают. За последние два десятилетия практически в любой общественной и производственной сфере, в том числе образовательной, произошли радикальные изменения. Логично предположить, что многие компетенции, необходимые специалисту сегодня, перестанут представлять ценность спустя несколько лет, при этом способность к саморазвитию и непрерывному обучению не перестанет быть значимой.

Во-вторых, система образования, с одной стороны, консервативна (о чем свидетельствует, например, сохранение классно-урочной системы, проецируемой и на учебный процесс в вузе, а также определенного набора предметов, предлагаемых для изучения), с другой стороны, мобильна, то есть готова реагировать на запросы времени и отвечать потребностям современного общества.

И, наконец, чтобы личности развивать собственные творческие способности, которые в условиях современности выступают ее отличительной характеристикой, он должен понимать сущность явления саморазвития. По мнению Б.С. Алякринского, «молодежь должна знать, что способность, талант не падают с неба, что только труд упорный, ежедневный, настойчивый обеспечивает подлинный прогресс, значительный настоящий успех, но она должна знать не только это, она должна быть знакома с принципами воспитания способностей, таланта» 1.

Зарубежные (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) и отечественные исследователи (В.И. Андреев, В.А. Караковский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, А.И. Ту-бельский и др.), заложившие концептуальные основы обучения творческому саморазвитию, определяют творческое саморазвитие как процесс непрерывного самосовершенствования творческих качеств личности, как психолого-педагоги-

1 Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании. М. : Знание, 1977. С. 5.

ческий механизм, включающий процессы «самости» - самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самореализацию. Исследования В.И. Андреева подтверждают, что «Я-концепция» творческого саморазвития является подвижной и на протяжении человеческой жизни подвергается воздействию различных факторов, в том числе педагогических 2. В связи с этим именно на этапе подготовки к профессионально-педагогической деятельности в вузе, который является сензитивным периодом саморазвития личности, необходимо способствовать формированию «Я-концепции» профессионально-творческого саморазвития будущих учителей, создавая педагогические условия активизации и интенсификации процессов перехода развития личности в творческое саморазвитие.

Стратегия творческого саморазвития будущего учителя должна определяться не только потребностью в профессиональном самосовершенствовании, но и осознанием своих сильных и слабых профессионально-личностных качеств, сравнительный адекватный анализ которых, соотнесенный с объективной оценкой коллег и учеников, позволит выявить приоритетные направления стратегии творческого саморазвития. Ядром профессионально-творческой «Я-концепции» будущего учителя должны стать его профессионально значимые убеждения - ответы на вопросы: зачем, чему, как учить. Кроме того, учитель как участник инновационных процессов и исследовательских проектов должен отвечать следующим требованиеям: быть гибким, мобильным, открытым к экспериментам, то есть профессионально креативным. Не менее важным при определении стратегии творческого саморазвития будущего учителя должен стать учет особенностей культуры, которая представляет для него и его учеников особую ценность и личную значимость. Следует иметь в виду и необходимость со стороны педагога постоянно, на протяжении всей профессиональной деятельности творчески саморазвиваться в разных сферах своей деятельности: воспитательной, методической, исследовательской.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что категория творческого саморазвития личности в целом, и учителя особенности, - сложное многоуровневое образование, компонентами которого являются самопознание и самореализация. Путь к творчеству учителя начинается на этапе его профессионального становления в вузе. Поэтому при обучении и воспитании студентов -будущих учителей - необходимо активно, целенаправленно и систематически использовать принципы и методы творческого саморазвития личности с целью актуализации и мобилизации их творческих сил и способностей, углубления профессиональных знаний и развития профессионально-творческих умений.

В настоящей статье раскрывается суть творческого саморазвития личности и делается акцент на принципах и методах данного процесса. Под принципами мы понимаем основные положения теории, а под методом - способ деятельности, совокупность приемов работы. Данные категории осмыслены на примере профессиональной подготовки будущего учителя, поскольку по роду своей деятельности педагог должен стимулировать творчество обучающихся,

2 Андреев В.И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития // Центр инновационных технологий. 3-е изд. Казань, 2006. 608 с.

а значит быть готовым к творческому восприятию и преобразованию окружающей действительности. Кроме того, собственно педагогическая деятельность, к которой готовят себя будущие учителя, наполнена рефлексией, что позволяет нам наглядно рассмотреть вопросы, которым посвящена данная работа.

На основе изучения теории творческого саморазвития, осмысления педагогического опыта, описанного в литературе, и собственных наблюдений мы выделяем следующие принципы творческого саморазвития личности: самопознания, индивидуализации творческой деятельности и самоуправления.

С нашей точки зрения, принцип самопознания заключается в том, что учащиеся ориентированы на самоанализ особенностей собственного мышления, памяти, внимания, благоприятных и неблагоприятных условий разрешения проблемных ситуаций, благодаря чему развиваются способности к рефлексии, что позволяет обучающимся обобщать приемы деятельности, способствующие и, наоборот, препятствующие достижению цели.

Познавая себя, учащиеся учатся распределять свои силы, необходимые для решения творческих задач. В условиях увеличения объема информации, растущего дефицита времени, высокого ритма работы, задаваемого извне, возникает состояние напряжения. Согласно исследованиям физиолога Г.И. Косицкого «степень напряжения пропорциональна значимости цели, то есть важности задачи (величине потребности) и величине дефицита средств, необходимых для ее достижения» 3. Небольшой дефицит ресурсов вызывает состояние «адекватной мобилизации», своеобразного творческого подъема, повышение работоспособности. Если же дефицит ресурсов оказывается значителен, а цель весьма существенна, то возникает «стеническая отрицательная эмоция с более выраженными физиологическими сдвигами, а также изменениями психики» 4 В такой ситуации необходимо расслабление, снятие интеллектуального и эмоционального напряжения, отвлечение внимания от шаблонного подхода к решению творческой задачи. В условиях релаксации активизируются интуитивные процессы творческой деятельности, возникают оригинальные ассоциации. Учащиеся должны понимать, что творческая деятельность становится более эффективной при чередовании мобилизации и релаксации творческих сил и способностей личности.

Следующим, на наш взгляд, следует рассмотреть принцип индивидуализации творческой деятельности. Во-первых, данный вид деятельности должен быть личностно значим. На практике это означает, что объективная конечная цель деятельности должна быть соотнесена с лично значимыми мотивами: учащиеся желают что-то понять, получить более высокую оценку, стать первыми и пр. Во-вторых, в целях саморазвития творческих способностей личности необходимо придерживаться индивидуального стиля деятельности, то есть адаптировать общие методы решения задач с учетом личных способностей и ситуации, работать в подходящем ритме и темпе с опорой на свои сильные качества.

3 Физиология человека / под ред. Г.И. Косицкого. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 1985. С. 526.

4 Физиология человека. С. 527.

Среди характеристик принципа самоуправления процессом саморазвития нужно выделить целеполагание, планирование, самоорганизацию, самоконтроль. Учащимся следует периодически напоминать о необходимости постановки цели -как глобальной (жизненной), так и конкретной - цели осуществления данной деятельности; одновременно важно развивать умение определения приоритетности целей и установления реальных сроков их достижения. В планировании деятельности важен учет времени, анализ временных затрат и степени их рациональности. Для повышения самоорганизации необходимо научиться приступать к деятельности без промедления, выполнять назначенное качественно, использовать самопри-каз и ежедневно давать себе отчет о результатах выполненной деятельности.

Вышеназванные принципы творческого саморазвития личности применяются в совокупности и представляют собой открытую систему, которая может развиваться самой личностью. Знание указанных принципов не гарантирует успешного самосовершенствования человека, которое возможно обеспечить лишь овладев и систематически применяя описанные правила творческого саморазвития. Большего успеха, значительных достижений в области творческого саморазвития может добиться личность, обладающая ярко выраженной творческой направленностью и богатым творческим потенциалом. Данное утверждение справедливо и для педагога. Творческая направленность педагога определяется как его ориентация на творчество в профессиональной деятельности, на развитие себя как творческой индивидуальности и на формирование творческого «Я» своих учащихся. Н.В. Мартишина отмечает, что творческий потенциал педагога - это «выступающая основой реализации педагогом себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности динамическая личностная структура, выраженная интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов» 5. Кроме того, Н.В. Мартишиной выявлены и обоснованы уровни сформированное™ творческого потенциала педагога 6. Изучение этих уровней позволяет сделать вывод, что чем выше творческий потенциал личности педагога, тем с большей эффективностью и системностью применяются им принципы творческого саморазвития в своем целостном единстве.

Для решения педагогических задач творческого саморазвития учащихся необходимо целенаправленно и систематически использовать совокупность методов, разделяемых на логические, в которых преобладают логические правила анализа, синтеза, сравнения, классификации, индукции, дедукции и т.д., и эвристические, цель которых - развитие интуитивных принципов творческой деятельности учащихся. Приведем в качестве иллюстрации некоторые из эвристических методов учебно-творческой деятельности, ориентированные на практическое применение в практике обучения, и укажем их достоинства, недостатки и область применения.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») предполагает использование свободных ассоциаций и создание психоэвристического климата в группе с целью повышения эффективности решения творческих задач. Творческая активность личности учащегося обычно сдерживается психологическими, социальными или педа-

5 Мартишина Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога : моногр. М., 2006. С. 30.

6 Мартишина Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога. С. 30.

гогическими барьерами: жестким стилем педагогического управления, страхом совершения ошибки и критикой в свой адрес со стороны товарищей, авторитетом успешных учащихся или учителя и пр. В условиях «мозговой атаки» диалог снимает эти барьеры и позволяет освободить творческую энергию участников.

Существующие модификации «мозговой атаки» - прямая и массовая «мозговая атака», «мозговой штурм» с деструктивной отнесенной оценкой - имеют общую цель - преодоление стереотипности мышления, выдвижение большого количества идей, а также устанавливают основное правило метода - запрет критики предложений участников. Педагог должен умело направлять ход дискуссии, задавая стимулирующие вопросы, поддерживая непринужденную обстановку. При прямой «мозговой атаке» оптимальное число участников сессии составляет от 4 до 15 человек, при массовой - от 20 до 60 (в этом случае присутствующие делятся на малые группы, в которых и происходит генерирование и оценка идей).

Сущность «мозгового штурма» с деструктивной отнесенной оценкой заключается в коллективном выдвижении идей с последующей формулировкой контридей. Особенностью данной разновидности метода является то, что после формирования малых групп и группы анализа проблемной ситуации, генерирования идей по общим правилам «мозговой атаки» происходит систематизация и классификация идей, а затем их деструктурирование, то есть рассмотрение возможных препятствий на пути к их реализации. В окончательный список практически используемых идей вносятся только те, которые не были отвергнуты на этапе критики и выдвижения контридей.

Таким образом, метод «мозговой атаки» опирается на педагогическое сотрудничество (сотворчество), доверие творческим способностям учащихся, оптимально сочетает интуицию и логику. Практический опыт показывает, что чем активнее педагог стимулирует выдвижение оригинальных идей, будучи, таким образом, их соавтором, поощряет интуицию и инициативу, чем доброжелательнее педагогический микроклимат в группе, тем эффективнее способы решения творческих задач, предложенные учащимися. И хотя вышеописанный метод не позволяет детально разработать идею, требует от педагога высокого педагогического мастерства, его нельзя применить в случае с задачами, для решения которых необходимо провести предварительные расчеты, тем не менее, он может занять достойное место в ряду приемов, способствующих творческому саморазвитию как учащихся, так и учителей и преподавателей.

Применение метода эвристических (ключевых, наводящих) вопросов целесообразно, если в самом процессе решения творческой задачи необходимо собрать дополнительную информацию или классифицировать имеющуюся. Метод позволяет разбить задачу на подзадачи и формирует новые стратегии и тактики ее выполнения. Этапы разрешения проблемы сводятся к пониманию задачи, составлению и осуществлению плана, контролю и самоконтролю. На каждом из этапов учащимся задают вопросы: Что неизвестно? Как найти связь между данным и неизвестным? Нельзя ли проверить результат/ход решения? и пр. 7.

7 Пойа Д. Как решать задачу. Изд. 4. М. : URSS, 2010. 208 с.

Эвристические вопросы развивают общую логику решения творческих задач, однако не гарантируют абсолютного успеха. Нельзя допускать чрезмерного дробления вопросов в процессе использования эвристического метода.

Среди исследователей известен и метод «морфологического ящика», или «морфологического анализа», наиболее полно разработанный швейцарским ученым Ф. Цвики и основывающийся на системном анализе новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемого вопроса 8. Основные этапы метода предполагают уточнение формулировки проблемы, выделение всех возможных параметров объекта, их систематизацию (классификацию), построение матрицы для анализа всевозможных сочетаний признаков, критическую оценку этих комбинаций и отбор наиболее рационального. Поскольку в матрице могут оказаться сотни вариантов решений, выбор оптимального может быть затруднен, что требует определенного навыка применения данного метода со стороны преподавателя.

Еще одним методом учебно-творческой деятельности и саморазвития личности является метод инверсии (метод обращения). Он ориентирован на поиск решения в направлении, которое может быть абсолютно противоположным общепринятому. Для его реализации учащиеся должны начать решение задачи с ее переформулировки на обратную, для любой идеи искать контридею, использовать противоположные средства, такие как анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное и пр.

Важным эвристическим методом решения творческих задач всегда был метод аналогий (личной эмпатии), то есть отождествления личности с другой личностью, объектом, процессом, системой. В условиях применения этого метода учащийся «сливается» с объектом исследования, что требует развития фантазии и воображения. Самые «смелые» представления и образы позволяют снять барьеры «здравого смысла» и найти оригинальные идеи. Однако метод эмпатии требует много времени и часто не воспринимается учащимися всерьез.

Интересным методом решения задач учебно-творческой деятельности является метод синектики (объединения разнородных элементов), разработанный американцем Дж. Гордоном и получивший свое развитие в трудах Г.Я. Буша 9. Авторы метода предлагают обучать ряду «операционных механизмов творчества» - прямой, личной и символической аналогии, при этом не гарантируют развитие интуиции, вдохновения, абстрагирования и других «неоперационных механизмов», хотя и признают, что обучение может оказать положительное влияние на их активизацию. В условиях применения метода синектики не рекомендуют преждевременно четко формулировать творческую задачу; ее обсуждение целесообразно начинать с анализа некоторых общих признаков, активно используя при этом аналогии. Критическая оценка идей решения творческой задачи проводится в два этапа: вначале краткий анализ каждого предложения, затем их группировка, оценка и отбор наиболее оригинальных.

8 Титов В.В. Морфологический подход. URL : www.metodolog.ru/00915/00915.html

9 Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. Рига : Лиесма, 1976. 127 с.

Таким образом, метод синектики основывается на методах «мозгового штурма», аналогии, инверсии и ряде других, поэтому сочетает все их достоинства, однако он не позволяет решать специальные творческие задачи, а продуктивность генерирования новых идей снижается после 30-40 минут его применения.

Существуют и другие методы решения учебно-творческих задач, помимо описанных выше. Большинство из них были разработаны и активно применяются в научно-техническом творчестве, что, однако, не отрицает возможности их использования в любом другом виде творческой деятельности, в том числе педагогической. Осмысление их теоретических достоинств, анализ результатов их применения, описанных в педагогической литературе, а также личный практический опыт педагогической деятельности позволяют заявлять об эффективности эвристических методов в решении педагогических задач творческого саморазвития личности будущего учителя.

Развитие личности трансформируется в саморазвитие в результате положительных изменений в ее «самости». Активизации этого перехода должна способствовать правильная организация образовательного процесса, который будет стимулировать целенаправленное освоение личностью методологии и технологии творческого саморазвития, то есть творческому саморазвитию будущего учителя можно и нужно учить на этапе подготовки к профессионально-педагогической деятельности в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алякринский, Б.С. Беседы о самовоспитании [Текст]. - М. : Знание, 1977. -

176 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] : учеб. курс для творческого саморазвития / Центр инновационных технологий. - 3-е изд. - Казань, 2006. - 608 с.

3. Буш, Г.Я. Рождение изобретательских идей [Текст]. - Рига : Лиесма, 1976. -

127 с.

4. Мартишина, Н.В. Становление творческого потенциала личности педагога [Текст] : моногр. - М., 2006. - 264 с.

5. Пойа, Д. Как решать задачу [Текст]. - 4-е изд. - М. : URSS, 2010. - 208 с.

6. Титов, В.В. Морфологический подход [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.metodolog.ru/00915/00915.html

7. Физиология человека [Текст] / под ред. Г.И. Косицкого. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 544 с.

Y.G. Antonova CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF A FUTURE TEACHER

The article is devoted to the analysis of the concept of creative self-development in the process of teaching. The author considers the principles and methods that facilitate students’

ability to develop their personal and professional skills. The article discusses the benefits and disadvantages of the methods as well as their practical appliance in educational institutions.

creative self-development, creative teaching and learning, heuristic methods, teacher training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.