Научная статья на тему 'Творческое саморазвитие учителя как процесс совершенствования его профессионализма'

Творческое саморазвитие учителя как процесс совершенствования его профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2697
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ / КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER / CRITERIA OF EFFICIENCY OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / COMPONENTS AND LEVELS OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверин Ю. А.

Выявлены существенные характеристики процесса творческого саморазвития учителя и критерии его эффективности; рассмотрены цель, условия, механизм творческого саморазвития учителя, определены его компоненты и уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER AS PROCESS OF PERFECTION OF ITS PROFESSIONALISM

The article desribes the essential aspects of creative self-development of a teacher and suggests the criterions of this process efficiency. The article also covers goal, conditions, mechanism of creative self-development of a teacher, defines its components and levels.

Текст научной работы на тему «Творческое саморазвитие учителя как процесс совершенствования его профессионализма»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 374.1

Ю. А. Каверин

ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ КАК ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Выявлены существенные характеристики процесса творческого саморазвития учителя и критерии его эффективности; рассмотрены цель, условия, механизм творческого саморазвития учителя, определены его компоненты и уровни.

Ключевые слова: творческое саморазвитие учителя, критерии эффективности творческого саморазвития, компоненты и уровни творческого саморазвития.

Многообразие и сложность задач формирования нового человека в изменившихся социально-экономических условиях делают проблемы профессионализма учителя особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя - обязательной составляющей современного образования.

Саморазвитие большинством исследователей понимается как высший этап развития, хотя полностью заменить процесс развития не может. Оно строится на философской основе самодвижения как его высший уровень (И. А. Шаршов), на котором происходят не спонтанные, самопроизвольные изменения, а направленные, осознанные. Относя «саморазвитие» к основным категориям педагогической науки, многие исследователи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферо-ва, Л. С. Выготский, А. Маслоу, В. С. Мерлин. С. Л. Рубинштейн и др.) определяют его как собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала. Е. И. Исаев, Л. М. Митина, В. И. Слободчиков рассматривают саморазвитие как фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. В. Г. Маралов трактует саморазвитие как непрерывный процесс постановки и достижения человеком конкретных целей посредством изменения собственной деятельности, поведения или самого себя на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний.

Саморазвитие педагога - показатель субъектнос-ти учителя на всех этапах его непрерывного педагогического образования (Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцы-

ферова, Н. М. Борытко, О. С. Газман, 3. Д. Жуковская, Н. К. Сергеев, Б. Е. Фишман и др.). Саморазвитие учителя в профессиональной деятельности является «сущностным социокультурным проявлением процессов самоорганизации личности», «неотъемлемой человеческой ценностью и потребностью, направленной к идеалу, результатом собственного сознательного целеполагания» [1, с. 13]. Анализ исследований К. А. Абульхановой-Славской, Н. М. Борытко,

В. Г. Маралова, Н. К. Сергеева, В. А. Сластёнина, Б. Е. Фишмана, И. А. Шаршова и др. позволяет выделить ряд существенных характеристик саморазвития: саморазвитие - обязательно внутренний процесс самоизменения личности под воздействием внутренних противоречий;

саморазвитие - способ реагирования человека на воздействие социальной среды;

саморазвитие - проявление активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя;

саморазвитие - сознательное качественное изменение самого себя и собственной деятельности;

саморазвитие - целенаправленный процесс, в котором изменения происходят не только в мотивационной, эмоциональной, волевой и интеллектуальной и других сферах, но и в процессах «самости».

Целью саморазвития учителя являются: освоение качественно нового уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, обеспечивающего способность совершенствовать педагогическую реальность; рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное - «это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [2,

с. 9]. Уровень творческого саморазвития является высшим уровнем, на котором происходит профессиональное становление педагога [3].

В. И. Андреев рассматривает творческое саморазвитие учителя как целенаправленный осознаваемый процесс созидательного изменения самого себя, как «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов “самости”, среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности» [4, с. 41]. В. А. Слас-тёнин определяет профессиональное саморазвитие как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешнее задает содержание, формы, схемы, а внутреннее движение обеспечивает реализацию саморазвития, ее личностный смысл. Н. К. Сергеев признает профессионально-личностное саморазвитие важнейшим элементом профессиональной деятельности и понимает его как специфическую самоорганизацию педагогом своего личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект своего профессионального становления и развития, где происходит освоение и принятие им содержания и технологий современного образования, выработка индивидуально-творческого профессионального почерка, авторской педагогической системы. 3. Д. Жуковская определяет процесс саморазвития как «восхождение к неповторимой индивидуальности, условиями которого являются профессиональное самосознание, принцип динамизма и процессуальный подход» [5, с. 236].

Проведенный анализ различных подходов к определению понятия «творческое саморазвитие учителя» позволяет нам рассматривать творческое саморазвитие учителя как непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют нам выделить следующие критерии эффективности процесса творческого саморазвития учителя:

- способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития;

- доминирование в структуре педагогической деятельности действий учителя, направленных на профессиональное обновление, на изменение своих способов деятельности;

- осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности;

- поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование;

- самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

- изменения в мотивационной сфере;

- развитие способности реализовать свой творческий потенциал;

- постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

- динамика научно-теоретических, психолого-пе-дагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума;

- сформированность оценочно-рефлексивной позиции учителя.

Главным механизмом саморазвития, как целенаправленного воздействия человека на самого себя, является разрешение противоречий между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач (К. А. Абульханова-Славская, В. И. Андреев, С. Б. Елканов, Э. Ф. 3еер, К. Обуховский, С. Л. Ру-бинштей, В. Д. Шадриков). Б. Е. Фишман конкретизирует эти противоречия: движущей силой развития выступает противоречие между растущими потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения, а в саморазвитии - противоречие между осознанным личностью собственным социальным назначением и реальными возможностями его осуществления (противоречие между собою-желае-мым и собою-реальным); в процессе развития личность рассматривается как объект процесса, в процессе саморазвития - как субъект, как активный творец себя [1]. Саморазвитие всегда детерминируется изнутри личностной нуждой и духовной устремленностью личности, которые Б. Е. Фишман считает реальными мотивирующими факторами саморазвития.

Фундаментальным условием профессионального развития педагогов является осознание ими необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира, поиска новых возможностей самоосуще-ствления в педагогической деятельности, т. е. повышение уровня профессионального самосознания. Богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность педагогической деятельности побуждают учителя к изучению себя как профессионала. Учитель осознает профессионально значимые качества, испытывает чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, устанавливает соответствие «образа Я» идеальному образу себя как педагога. «Образ Я» учителя является обобщенной системой представлений субъекта о себе, образующейся в результате процесса осознания себя в трех взаимодополня-

ющих и взаимопересекающихся системах: в педагогической деятельности, в педагогическом общении и в личностном развитии. Под воздействием внутренних и внешних факторов возможно изменение «образа Я». Осознанная потребность в том или ином виде деятельности формирует внутренний настрой (мотив) на целенаправленную преобразующую деятельность. Исходным началом мотивации является самосознание. Вслед за самосознанием начинается развитие психических процессов: самоопределение - самовыражение - самоутверждение - самореализация - саморегуляция, которые составляют рефлексивную природу саморазвития человека [6].

На основе проведенного анализа психолого-педа-гогических исследований мы представляем процесс творческого саморазвития учителя как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно-деятельностного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, так как изменение одного из них является условием развития любого другого.

Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения учителя, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию. Он отражает психологический настрой учителя, осознание себя как профессионала, своих профессиональных затруднений и личностно значимых профессиональных качеств, целеполагание в условиях творческого саморазвития. Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития). Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу творческого саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана. Конструктивно-деятельностный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса. Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности учителя к работе

над собой. Результативный компонент включает в себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностнозначимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности.

Основными содержательными характеристиками саморазвития выступают: ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценка, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание. Именно они определяют направленность и динамику саморазвития, дают возможность человеку преобразовывать себя, организовывать самостоятельную деятельность по собственному самосовершенствованию. Наше исследование показало, что творческое саморазвитие учителей может характеризоваться разными уровнями: первый уровень - остановившееся саморазвитие, когда учитель проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость, но у него отсутствует внутренняя мотивация к саморазвитию; он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту; не умеет сформулировать цели и задачи саморазвития (они существуют в виде неопределенного желания стать лучше); не использует психолого-педагогические знания в качестве средства своего личностно-профессионального развития; самообразовательная деятельность протекает в основном на уровне компенсаторного самообразования;

второй уровень - достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой учителем личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности; умелым использованием диагностических методик личностно-профессионального саморазвития с целью внесения изменений в свою деятельность и личность; самообразованием, протекающим на экстенсивном уровне, хотя степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер, сильно зависит от внешних условий;

третий уровень - активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную и глубоко осознанную ценность; учитель осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся; использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств; спосо-

бен дать адекватную самооценку своей личности и деятельности; самостоятельно и обоснованно формулирует цели и задачи саморазвития; способен к проектированию своей личности и профессиональной деятельности на основе саморефлексии; проявляет активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способен реализовать свой творческий потенциал; успешно реализует программы своего профессионально-личностного роста; содержание саморазвития поднимается от частныгс качеств до интегральных характеристик личности учителя.

Развитие творческой индивидуальности педагога, формирование профессиональной компетентности, совершенствование педагогического мастерства и профессионализма учителя происходит в процессе его творческого саморазвития, реализация которого возможна в рамках спроектированной на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов организационно-дидактической системы творческого саморазвития учителя.

Список литературы

Фишман Б. Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога // Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 10-16.

Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. 201 с. (Библиотека школьного психолога).

Сластёнин В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5.

С. 4-15.

Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1994. 246 с. Жуковская 3. Д. О развитии творческой индивидуальности педагога как основы качества повышения его профессиональной квалификации // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: мат-лы Второй заоч. межрегион. науч.-практ. конф. М.; Воронеж: ИЦПКПС МГИСС, ВОИПКРО, 2005. С. 233-238.

Третьяков П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 1997. 283 с.

2

3

6

Каверин Ю. А., учитель.

МОУ «Тамбовская средняя общеобразовательная школа».

С. Тамбовка, Терновский район, Воронежская область, Россия, 397116.

E-mail: kaverin@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 11.08.2009

Yu. A. Kaverin

CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER AS PROCESS OF PERFECTION OF ITS PROFESSIONALISM

The article desribes the essential aspects of creative self-development of a teacher and suggests the criterions of this process efficiency. The article also covers goal, conditions, mechanism of creative self-development of a teacher, defines its components and levels.

Key words: creative self-development of the teacher, criteria of efficiency ofcreative self-development, components and levels of creative self-development.

Municipal Educational Institution «Tambov Average Comprehensive School».

V. Tambovka, Ternovsky rayon, Voronezhskaya oblast, Russia, 397116.

E-mail: kaverin@rambler.ru

— 5S —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.