Научная статья на тему 'Творческое наследие Гипподама милетского'

Творческое наследие Гипподама милетского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1212
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поляков Е. Н., Майорова Е. В., Шаболина М. А.

Рассмотрены основные этапы жизни и творчества выдающегося зодчего-реформатора Гипподама уроженца малоазиатского города Милета. Проведен анализ его основных градостроительных идей и их практических реализаций планировочных схем гг. Пирея, Фурий, Родоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческое наследие Гипподама милетского»

Вестник ТГАСУ № 3, 2008

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК 72.031/032

Е.Н. ПОЛЯКОВ, канд. архит., доцент,

Е.В. МАЙОРОВА, студентка,

М.А. ШАБОЛИНА, студентка,

ТГАСУ, Томск

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГИППОДАМА МИЛЕТСКОГО

Рассмотрены основные этапы жизни и творчества выдающегося зодчего-рефор-матора Гипподама - уроженца малоазиатского города Милета. Проведен анализ его основных градостроительных идей и их практических реализаций - планировочных схем гг. Пирея, Фурий, Родоса.

Настоящее исследование является продолжением и, в какой-то мере, развитием наших совместных с Н.М. Зыбайло работ «Развитие идеи «вселенского креста» в античном и средневековом градостроительстве» [1] и «Гиппо-дамова сетка» в градостроительстве Древней Греции» [2]. Эти статьи были опубликованы в журнале «Известия вузов. Строительство» около десяти лет назад. В них мы попытались дать оценку творческому вкладу древнегреческого зодчего Гипподама в теорию градостроительства, выявить достоинства и недостатки его системы.

Этому исследованию будут посвящены три статьи. Мы попытаемся более подробно раскрыть сущность «гипподамовой сетки» и композиционные особенности городов, в планировке которых этот зодчий принимал участие. Кроме того, будут рассмотрены примеры практической реализации его творческих принципов в зодчестве Древней Греции эллинистического периода и Древнего Рима. Эти аспекты достаточно подробно анализировались в сообщении Е.В. Майоровой и М.А. Шаболиной на 54-й СНТК ТГАСУ (Томск, 25 апреля 2007 г.). Их доклад был отмечен дипломом второй степени по кафедре теории и истории архитектуры ТГАСУ. Материалы его легли в основу настоящей статьи.

Что представлял собой античный город «до Гипподама»?

Как известно, города в те времена занимали особое место, поскольку они являлись относительно самостоятельными единицами не только в экономическом, но и в военно-политическом отношении. То есть фактически были независимыми государствами - полисами. Обычно они располагались непосредственно на морском побережье или вблизи него. Во всяком случае, мор-

© Е.Н. Поляков, Е.В. Майорова, М.А. Шаболина, 2008

ские гавани играли важную роль в градостроительных схемах. Нередко город находился под защитой горного склона, а иногда даже «заползал» на него. Со стороны моря взору открывались поросшие густыми лесами и рощами холмы. Одноэтажные жилые строения, лепящиеся по рельефу, и поднятые над ними величественные храмы служили эффектной «декорацией» пейзажу (рис. 1).

Рис. 1. Дельфы. Панорама святилища Аполлона. Реконструкция

Вначале почти все греческие города имели нерегулярную, свободную планировку, подчиненную расположению акрополя и естественному рельефу местности. Некоторый порядок в живописную и с виду хаотическую систему вносили храмы, имевшие строгую широтную ориентацию. В архаический период сложилась двухчастная структура античного города.

Композиционное ядро составлял священный участок - акрополь, вмещавший главные храмы и располагавшийся, как правило, на скале либо на вершине укрепленного холма (рис. 2).

У подножия акрополя, который служил цитаделью для населения города, строились жилые кварталы - так называемый нижний город с торговой площадью (агорой) и другими общественными сооружениями. Город был окружен стенами по всему периметру. Однако перестройка греческих городов, разрушавшихся в ходе многолетних греко-персидских войн, начавшаяся в V в. до н. э., велась уже на основе регулярных планов.

Эти новации в античном градостроительстве традиционно связываются с именем уроженца города Милета - зодчего и математика Гипподама (греч. Hippodamos). Даты жизни его спорны. Вероятно, он жил между 485 и 405 гг. до н. э. Что известно об этом человеке? Сведения о нем достаточно скупы. Приведем целиком выдержку из «Всемирной истории»: «Архитекторы IV в. до н. э. продолжают дело Гипподама Милетского, друга Перикла, который впервые начал составлять планы строительства городов. В «гипподамовой

системе» улицы пересекаются под прямым углом - принцип, необходимый для городов с развитым движением и торговой деятельностью. По этой системе была перестроена в IV в. Приена (Малая Азия). «Гипподамова система» получила большое распространение в градостроительстве эпохи эллинизма...» [3, с. 106].

Рис. 2. Панорама Афинского акрополя. Вариант реконструкции

Биография этого человека, согласно различным источникам, связана со строительством, по крайней мере, трех городов. Аристотель утверждает, что Гипподам участвовал в строительстве порта Афин - города Пирея (446-445 гг. до н. э.), а несколько позже (444-443 гг. до н. э.) - в разбивке территории города Фурии, построенного выходцами из Афин на юге Италии. Страбон добавляет, что Гипподам также принял участие и в перепланировке города Родоса в 408-407 гг. до н. э. [4, № 1352]. На основании этих свидетельств мы попытаемся хотя бы приблизительно воссоздать жизненный путь зодчего-реформатора.

Известно, что будущий градостроитель родился в Милете. Этот портовый город был основан греками в XI в. до н. э., а в VIII в. до н. э. превратился в крупный торговый полис на юго-западном побережье Малой Азии. Через него поддерживалась связь между материковой Грецией и странами Ближнего Востока. Предприимчивые мореходы и купцы Милета основали более восьмидесяти колоний на побережье Боспора Киммерийского (Черного моря) -Абидос, Ольвию, Пантикапей (совр. Керчь), Синопу (совр. Синоп) и др. Наивысшего материального и культурного расцвета город достиг в период правления тирана Фрасибула (ок. 600 г. до н. э.). В начале V в. до н. э. Милет возглавил восстание ионийских городов против персидского владычества. В 494 г. до н. э. персы взяли город приступом и сожгли его. В 479 г. до н. э. на помощь Милету прибыл морем отряд гоплитов, возглавляемый спартанским

царем Леотихидом и афинянином Ксантиппом. Греки уничтожили персидский лагерь и корабли около мыса Микале (совр. Самсун-Даги). Этот мыс находится в северной части Милетской бухты, в устье реки Меандр. На этом месте впоследствии был воздвигнут храм Посейдона (Панионион).

После этого началось восстановление Милета по планировочной системе, впоследствии названной «гипподамовой». Немецкий археолог А. Геркан предположил, что юный Гипподам принимал непосредственное участие в этих работах. Однако эта версия не имеет пока подтверждения.

О детских и юношеских годах градостроителя практически ничего не известно. Если принять за основу, что он родился в 485 г. до н. э., то в период восстановления Милета он был еще ребенком и мог лишь пассивно наблюдать за ходом строительства. Как было отмечено ранее [2], принципы регулярного градостроительства, примененные в Милете, были известны задолго до рождения Гипподама. Милетские купцы уже апробировали эту схему во многих своих колониях и поэтому к перепланировке родного полиса приступили со знанием дела. Да и медлить было опасно - огромная армия Ксеркса уже вторглась через Фермопильское ущелье в Центральную Грецию, осадила Афины. В случае победы персов непокорный Милет ждало суровое наказание. Регулярная планировка позволила восстановить город в кратчайшие сроки, окружить его высокой стеной и подготовиться к обороне.

Следует отметить, что в концепции плана этого города нашли отражение многие философские и научные представления того времени. Как известно, Милет был не только крупным малоазийским портом со стотысячным населением, но и общепризнанным культурным центром. В VI в. до н. э. здесь жил Фалес, подытоживший математические и астрономические познания Древнего Египта и Двуречья и рассчитавший оптимальную высоту маяка в зависимости от удаления кораблей. Здесь также работал Анаксимандр, который одним из первых начертил карту ойкумены и основал город Аполлонию. Он же сконструировал гномон для определения солнечной тени. Милетец Гекатей - географ и путешественник, уточнивший карту античного мира. Здесь жили Анаксимен и многие другие философы - основоположники и представители милетской научной школы. К этому перечню можно причислить и Пифагора, который до своего изгнания жил на острове Самос, в непосредственной близости от Милета. Он создал теорию числового выражения гармонии. Так что недостатка в талантливых учителях у юного Гипподама не было. Мы не случайно перечислили имена этих ученых, поскольку их философские и научные взгляды оказали несомненное влияние на формирование политического и творческого мировоззрения будущего градостроителя. Важную роль в становлении его личности, несомненно, сыграл и родной город.

Милет - один из древнейших торговых и промышленных центров Ионии. Он размещался на берегу залива и имел две удобные гавани: северную и южную. План города включал четыре зоны: торговый центр, примыкавший к Львиной гавани; общественный центр, тяготевший к Театральной бухте, и два жилых района. Размеры кварталов Северного (более старого) района были меньше, чем в Южном, построенном позже. Пропорции кварталов в плане близки к квадрату (от 7 : 4 до 7 : 6).

Второстепенные улицы имели ширину около 3,5-4,0 м, главные -7,0-7,5 м (то есть вдвое шире). Улицы ориентированы по странам света с отклонением 22° от линии меридиана на северо-восток. Площади и крупные общественные здания органично вписывались в планировочную решетку. Город имел водопровод, канализационные каналы, каменное мощение площадей и улиц, крепостные стены и башни общей протяженностью 11,2 км. Стены, достигавшие толщины 11 м, имели боевые башни на каждом выступе и сохранили остатки клинчатых сводов над проемами. Извилистые очертания крепостной стены в плане были обусловлены рельефом местности и береговой линией мыса, на котором был расположен город (рис. 3).

Рис. 3. Милет. План города: 1 - Калабактепе; 2 - ворота священной улицы, ведущей в Дидимы; 3 - Львиные ворота; 4 - храм Афины; 5 - Западный рынок; 6 - святилище Евмена; 7 - гимнасий; 8 - стадион; 9 - театр и Театральная бухта; 10 -Львиная гавань; 11 - Дельфиний; 12 - Северная агора; 13 - гимнасий; 14 - бу-левтерий; 15 - Южная агора; 16 - хранилище зерна; 17 - поздний отрезок городской стены

Общественный центр Милета формировался вплоть до I в. до н. э. Этот ансамбль состоял из трех групп площадей и сооружений, связанных единым композиционным замыслом (рис. 4).

Рис. 4. Общественный центр Милета (по А.В. Бунину и Т.Ф. Саваренской):

1 - булевтерий; 2 - гимнасий; 3 - Северная агора; 4 - Дельфиний (священный участок Аполлона Дельфиния); 5 - театр; 6 - стадион на 14 400 мест; 7 - предполагаемый гимнасий

Северная (более древняя по времени) группа включала Военную гавань, Северный рынок, термы, палестру и гимнасий. Возможно, что именно в этом здании учился юный Гипподам. Различные по назначению сооружения были объединены открытой галереей (стоей) ионического ордера.

Средняя группа состояла из булевтерия (здания, предназначенного для заседаний городского совета) и северных ворот Южной агоры, выходящих на небольшую площадь перед восточным фасадом булевтерия. Именно эта площадь стала композиционным центром ансамбля, связавшим южную и северную группы общественного центра.

Южная группа образована обширной прямоугольной площадью Южной агоры (161,5^115,7 м). Площадь была окружена с трех сторон торговыми лавками и складами, связанными единым дорическим портиком. С восточной стороны площадь замыкалась большой стоей с тройным рядом помещений того же назначения. Эта агора имела проезд на западной стороне, соединяющий ее со спортивно-зрелищной зоной города - стадионом и театром.

Группа спортивно-зрелищных сооружений являлась вторым общественным центром Милета, живописно расположенным вокруг Театральной гавани и включавшим стадион, палестру, гимнасий и театр. Характерное для Милета разделение общественных центров по их функциональному назначению является новой отличительной чертой античной градостроительной практики.

Далеко не все из этих зданий и сооружений Гипподам мог видеть своими глазами. Многие из них были возведены после его отъезда из Милета. Однако общее решение центра, несомненно, восходит к первоначальной схеме начала V в. до н. э. То же самое можно сказать и о жилой застройке. Если северные кварталы начали межевать при Гипподаме, то южные, возможно, были построены уже в эллинистический период.

Итак, планировочная композиция Милета носила открытый характер. Крепостные стены, окружавшие городскую территорию, не имели геометрически правильных в плане очертаний. Они не сковывали рост города, а окружали свободные территории с учетом будущего его развития. Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из двух, четырех или более домов. Таким образом, город развивался путем наращивания жилых единиц от центра к периферии. Центробежные тенденции имело и пространственное развитие городского центра. То есть будущий зодчий еще в детстве получил наглядный урок по градостроительному искусству.

Нам не известны истинные причины, побудившие Гипподама покинуть родной город и направиться в Афины. Вполне возможно, что им руководило желание продолжить образование в столице Аттики, прославленной своими научными и философскими школами. Второй причиной могла послужить нестабильная военно-политическая обстановка в бывших малоазийских колониях Великой Греции, частые смены форм правления - от жесточайшей тирании восточного типа до демократии. Но возможна и третья причина - политические убеждения Гипподама. Со школьной скамьи у него сложилось представление об «идеальном» устройстве государства, которое он надеялся усовершенствовать и хотя бы частично реализовать в «демократических» Афинах.

Но именно в культурном центре Эллады эксцентричный провинциал не всегда находил понимание. Афиняне вполне терпимо отнеслись к идее регулярного градостроительства, хотя собственную столицу перестраивать не пожелали. Уже сложившаяся веками радиальная схема с акрополем в центре их вполне устраивала. Это мнение обобщил в своей «Политике» Аристотель: «Расположение частных домов считается более красивым и более отвечающим жизненным нуждам, когда улицы идут прямо, по-новейшему, то есть по Гипподамову способу.» [1, с. 27].

При этом Стагирит отметил очень важный аспект в регулярном градостроительстве: очертания крепостных стен не должны подчиняться общему рисунку регулярной сетки, поскольку плоские стены менее устойчивы против стенобитных орудий по сравнению с криволинейными, изогнутыми наподобие щита. То есть город должен строиться и развиваться по одним законам, а его оборонительная система - по совершенно иным. Между линией стен и внешней границей городских кварталов обычно оставлялась незастраивае-мая полоса, на которую падали вражеские стрелы и метательные снаряды (камни, горшки с зажигательной смесью и т. п.). Ширина этой полосы в различных городах колебалась от 50 до 150 метров. Так вот, она служила естественным пространственным «буфером» между кривым контуром крепостной стены и пилообразной границей жилых кварталов: «Однако для безопасности в военном отношении, наоборот, лучше тот способ планировки города, какой

существовал в старину... Не нужно устраивать города так, чтобы он весь в целом имел правильную планировку; надо, чтобы планировка шла правильно только по отдельным частям и кварталам: так будет лучше и для безопасности города и для его благообразия.» [1, с. 27].

Политические взгляды Гипподама на «идеальное» устройство государства Аристотель подверг резкой критике: «Гипподам, сын Еврифонта, уроженец Милета [V в. до н. э.], тот самый, который изобрел планировку городов и разделил [прямыми улицами] Пирей, Гипподам, который и вообще в образе жизни, движимый честолюбием, склонен был к слишком большой эксцентричности, так что некоторым казалось, будто он был более занят своею густою шевелюрою и ее прическою, и своей одеждой, простой, но теплой, которую он носил не только в зимнее, но и в летнее время, - этот Гипподам, желая показать себя ученым знатоком природы в ее целом, первый из частных людей попробовал изложить кое-что о наилучшем государственном устроении.» (Аристотель, Политика II, 5, I) [4, с. 29].

В чем же заключалась суть политических реформ Гипподама?

Он предложил оптимальную, с его точки зрения, численность населения полиса в 10 тысяч человек и трехчастную структуру его деления - ремесленников, земледельцев и воинов: «Он проектировал государство с населением в десять тысяч граждан, разделенное на три части: первую образуют ремесленники, вторую - земледельцы, третью - защитники государства, владеющие оружием. Территория государства также делится на три части: священную, общественную и частную. Священная - та, с доходов которой должен отправляться установленный религиозный культ; общественная - та, с доходов которой должны получать средства к существованию защитники государства; третья находится в частном владении земледельцев.» (Аристотель, Политика II, 5, 2).

Аристотель одобрил предложенную Гипподамом систему награждения граждан за особые заслуги перед полисом: «Сверх того, он устанавливает закон относительно тех, кто придумывает что-либо полезное для государства: они должны получать почести; и дети павших на войне должны воспитываться на казенный счет, коль скоро такого установления еще нет у других. Такого рода закон в настоящее время существует и в Афинах, и в других государствах. Все должностные лица должны быть избираемы народом, т. е. теми тремя частями государства, о которых упомянуто ранее. Избранные должностные лица обязаны иметь попечение о государственных делах, а также о делах, относящихся к чужестранцам и сиротам. Вот большая и наиболее примечательная часть предполагаемого Гипподамом устройства.» (Аристотель, Политика II, 5, 3). Однако форму равноправного участия всех граждан полиса в управлении государством Аристотель решительно отверг, поскольку она в корне противоречила важнейшим принципам политического и экономического устройства рабовладельческого государства: «Прежде всего, каждого, пожалуй, поставит в тупик предлагаемое разделение гражданского населения. В управлении государством принимают участие все: и ремесленники, и земледельцы, и воины. Между тем земледельцы не имеют права носить оружие, ремесленники не имеют ни земли, ни оружия, так что они оказываются почти рабами имеющих право носить оружие. Для них невозможно, следовательно, обладать всеми почетными правами,

ведь необходимо назначать и стратегов, и охранителей порядка, и, вообще говоря, верховных должностных лиц из тех, кто имеет право носить оружие. А не принимающие участия в управлении государством могут ли дружественно относиться к государственному строю?..» (Аристотель, Политика II, 5, 4). И далее: «Если защитники государства сами будут возделывать ту часть государственной территории, с которой они будут получать средства к жизни, то воины не будут отличаться от земледельцев, как того желает законодатель (Гипподам. - П.Е.). Если же устроить дело так, чтобы одни и те же люди возделывали и свои участки, и участки, составляющие собственность государства, то, во-первых, не будет от обработки земли отдельным человеком такого количества продуктов, которое было бы достаточно для двух семей, а во-вторых, почему бы этим отдельным лицам не получать себе пропитание и не доставлять его воинам непосредственно от своей земли и от своих наделов? Во всем этом немало путаницы.» (Аристотель, Политика II, 5, 6). Такое противоречивое мнение Аристотеля, писавшего о делах Гипподама полстолетия после его смерти, вероятно, выражало оценку его деятельности последующим поколением, когда права частной собственности все более возрастали во всех делах, в том числе и в строительстве городов.

Однако Гипподаму все же позволили реализовать свои градостроительные замыслы - эксцентричного оратора отправили с глаз долой, поручив ему выполнить планировку города Пирея.

Пирей (греч. Peiraieus) - порт Афин на Сароническом заливе. Имел три гавани: торговую (Канфар) и две военные - Мунихия и Зеа. В 493-492 гг. до н. э. по предложению Фемистокла был укреплен полуостров Пирей, а при Перикле была налажена удобная связь порта с Афинами благодаря постройке Длинных стен (общая протяженность около 6 км) [5].

Это был транзитный порт, через который проходили целые потоки всевозможных товаров. Сюда ввозилось зерно из Северного Причерноморья, Египта и Сицилии, соленая рыба, мед, воск, скот и кожи из Причерноморья, шерсть из Милета, карфагенские и персидские ковры, разного рода пряности, благовонные масла и другие предметы роскоши из стран Востока, слоновая кость из Африки, льняные ткани для одежды и парусов из Египта, обувь и бронзовые изделия из Этрурии, корабельный лес, смола и пенька из Македонии и Фракии, медь с Кипра и ряд других товаров. Из различных областей сюда привозились рабы. Общий валовой оборот порта достигал огромной по тем временам суммы в 2 тысячи талантов. Товары здесь хранились в огромных складских комплексах. Тут же находились верфи, мастерские, банки, нотариальные конторы, гостиницы и постоялые дворы для приезжих купцов. Пирей в этот период был самым многолюдным и оживленным местом Аттики. Тут звучала речь на многих языках. При Перикле было возведено много великолепных зданий (рис. 5). Афиняне предоставили милетскому зодчему гражданство и собственный дом в Пирее: «Гипподам жил в Пирее и имел дом. Он первый соединил Пирей [с Афинами] во время Персидских войн [Схолии к Аристофану, Всадники, 327] [4, с. 30]. Планировка Пирея, по сути, стала первым самостоятельным объектом, на котором Гипподам апробировал свои градостроительные идеи (рис. 6) [6].

Рис. 6. План Пирея, разработанный Гипподамом (по А.В. Бунину, Т.Ф. Саваренской)

Со своей задачей милетский зодчий справился настолько успешно, что главная городская площадь, расположенная между гаванями Канфар и Зеа, была названа его именем. Об этом свидетельствуют античные источники [4, с. 29-30].

«Демосфен в речи против Тимофея говорит, что в Пирее есть площадь, называемая Гипподамовой, по имени Гипподама, милетского архитектора, построившего Пирей для афинян.» [Гарпократион. Словарь (под словом «Гипподамия»)]. «Гипподамова площадь - место в Пирее, получившее свое название от милетского архитектора Гипподама, который построил афинянам Пирей и распланировал улицы города.» [Фотий, Библиотека (с исправлениями по Беккеру) (Апес^а graeca, I, 266)].

К северо-западу от Гипподамовой площади размещались портовые сооружения и склады. Жилые кварталы занимали территории к юго-западу и к северо-востоку от центра. Как и в Милете, главные улицы Пирея были ориентированы с юго-запада на северо-восток, в сторону Афин. Отклонение от меридиана составило 35°. Ширина главной улицы Пирея - 15 метров, то есть примерно вдвое шире, чем в Милете. Что касается пропорций жилых кварталов, то их контуры на схеме А.В. Бунина и Т.Ф. Саваренской (рис. 6) достаточно условны, поскольку точных археологических данных нет.

Третий этап жизни Гипподама был связан с афинской колонией Фурии в Южной Италии (444-443 гг. до н. э.): «Гипподам, сын Еврифонта, который был вместе с тем и метеорологом, планировал для Афин Пирей. Будучи милетцем, он переселился в Фурии.» [Гесихий, Словарь (под словом «Гипподамия»)] [4, с. 30]. Свой дом в Пирее зодчий вернул государству [Схолии к Аристофану, Всадники, 327]. Чем был вызван его переезд в Италию, остается загадкой. Афины в этот период находились на пике своего могущества, весомых причин для срочного отбытия не было. Объяснение напрашивается только одно. Успешное завершение планировочных работ в Пирее настолько укрепило репутацию Гипподама-градостроителя, что лучшей кандидатуры на должность главного архитектора будущей колонии у Перикла не нашлось.

Что же представляла собою заморская колония афинян?

Фурии (лат. ТЬиги) - колония, основанная в 444-443 гг. до н. э. на месте греческого городка Сибарис (Южная Италия). Свое название город получил от местного источника, вблизи которого он был построен. Здесь поселилось много афинян, желавших наладить связи с западногреческими городами. Вместе с афинянами и уцелевшими сибаритами в заселении нового города приняли участие и другие полисы бассейна Эгейского моря. Согласно Диодору, общее число государств, пославших своих переселенцев, включая сибаритов и афинян, достигало одиннадцати. Номинально Фурии были независимы, но поддерживали тесную связь с Афинами. Некоторое время здесь жили историк Геродот (484-425) и афинский оратор Лисий (445-380).

Как осуществлялась планировка города?

«Они (переселенцы. - П.Е.) поделили город по длине четырьмя улицами, из коих первая называется Гераклеей, вторая - Афродисиадой, третья -Олимпиадой и четвертая - Дионисиадой; по ширине они разделили город тремя улицами, получившими название Герои, Фурии и Фурины. Узкие промежутки между этими улицами были густо застроены домами, и так новопо-

строенный город приобрел красивый вид.» [Диодор, XII, 10 (постройка Фурий афинянами)] [4, с. 30]. Однако до настоящего времени даже местоположение города точно не установлено.

Имеются две схемы реконструкции Фурий, упомянутые в работе

В.С. Долгорукова: «А. Геркан предполагал, что город, квадратный в плане, был разбит улицами на 20 кварталов, из которых пять предназначались для устройства агоры, храмов и других общественных сооружений, а остальные служили для возведения жилых домов. Э. Эгли предложил другую реконструкцию городской планировки Фурий. Основываясь на перечислении автором групп переселенцев, принявших участие в заселении города, он считал, что вся городская территория состояла из 12 прямоугольных кварталов. 11 кварталов, соответственно количеству выходцев из каждого полиса, были предназначены для застройки жилыми домами. Двенадцатый предназначался для создания общественного центра города. Однако предложенные А. Герканом и Э. Эгли реконструкции являются не совсем точными и полными. Обе реконструкции исходят из предпосылки, что в городе было только семь улиц, упомянутых автором, хотя уже А. Геркан сомневался в этом. На наш взгляд, количество улиц должно быть гораздо большим . Любая попытка установления точного количества кварталов, без проведения археологических исследований или даже не обладая данными аэрофотосъемки, будет выглядеть довольно искусственной .» [7].

Воссоздание облика городской застройки Фурий невозможно без учета опыта италийских городов. Почти все известные городские ансамбли Сицилии и Великой Греции были созданы на основе единой регулярной сетки улиц. Основу их составляли несколько крупных городских магистралей, пересекающихся друг с другом под прямыми углами. Между ними располагались узкие улочки. Ширина центральных улиц вдвое превышала ширину менее значительных улочек. Пересечениями улиц образовывались прямоугольные узкие кварталы. Длина их варьировалась от 60 до 300 м, в то время как ширина кварталов была стандартной - 35 м. Все общественные и культовые здания гармонично вписывались в эту прямоугольную сетку и занимали площадь, кратную размерам нескольких кварталов. Иногда для их сооружения оставляли незастроенной всю центральную часть города.

По-видимому, при планировке Фурий проводилась аналогичная размежевка городской территории. Первоначально вся площадь города была поделена крупными городскими магистралями на большие прямоугольные или квадратные участки. Именно об этих главных городских магистралях, составляющих основу всего плана, упоминает Диодор. Затем каждый большой участок был еще раз поделен узкими улицами на несколько длинных и узких кварталов. Кварталы были тесно застроены домами. Поперечные улицы проходили через каждые 35 м. Узкие улочки могли быть 5 м шириной, тогда как крупные городские магистрали были, по крайней мере, в два раза шире.

Дальнейшая судьба Гипподама не вполне ясна. Военные столкновения с италийскими племенами (бруттиями, луканами) и Тарентом, начавшиеся сразу же после закладки Фурий, существенно ослабили этот город. Через полтора века колонисты были вынуждены призвать на помощь римлян, которые

в 282 г. до н. э. поставили здесь свой гарнизон. В 195 г. до н. э. город был окончательно присоединен к Риму и получил новое имя - Сор1а. Скорее всего, в этой нестабильной ситуации, живо напоминавшей милетскую, достигший уже преклонного возраста зодчий был вынужден покинуть Италию. Вернуться в Афины он не мог - вся Греция в этот период была охвачена пожаром Пелопонесской войны. Страбон предположил, что в конце V в. до н. э. Гипподам отправился на остров Родос (География, книга XIV, II, 9): «Современный город (Родос. - П.Е.) построен в эпоху Пелопонесской войны тем же самым архитектором, который, как говорят, строил и Пирей. Однако Пирея уже не существует, так как его повредили сначала лакедемоняне, уничтожившие его длинные стены, а затем римский полководец Сулла.» [8, с. 612].

Известно, что в 411-407 гг. до н. э. Родос обрел политическую независимость и стал столицей одноименного государства. Не исключено, что Гип-подам занимался планировкой этого города в 408-407 гг. до н. э. Его деятельность помогла Родосу стать торговым центром мирового значения. При этом он, скорее всего, опирался на свой собственный опыт, обретенный в Пирее: «Исходной величиной для размежевки городской территории, по мнению И. Кондиса, был взят стадий длиной в 201 м, состоящий из 600 футов (1 фут = 33,5 см). Вся площадь Родоса была разбита на сетку больших кварталов со сторонами по 201 м. Затем каждый такой большой квадрат был поделен на четыре меньших со сторонами по 300 футов. В свою очередь каждый из них был разбит на два ряда кварталов со сторонами 100^150 футов.» [7].

Страбон отзывается об этом городе с большой похвалой: «Город родосцев лежит на восточной оконечности острова Родос; в отношении гаваней, дорог, стен и прочих сооружений он настолько выгодно отличается от всех прочих городов, что я не могу назвать другого приблизительно равного или, тем более, несколько лучше его. Удивительно также основанное на законах благоустройство города родосцев. Здесь все, что имеет отношение к архитекторам. служит предметом особой заботы и даже в большей степени, чем где бы то ни было.» (Страбон, XIV, II, 5) [8, с. 610]. Любопытно, что в обычаях родосцев в какой-то степени реализовались давние мечты Гипподама об «идеальном» государстве: «Родосцы заботятся о народных интересах, хотя у них и нет демократического правления. Люди состоятельные помогают беднякам по обычаям предков; существуют известные общественные повинности по поставке продовольствия, у города нет недостатка в полезных людях, в особенности для пополнения флота.» [Там же].

И здесь Гипподам блестяще справился со своей задачей. В 305-304 гг. до н. э. Родос был осажден армией Деметрия Полиоркета (336-285). Горожане оказали упорное сопротивление знаменитому «покорителю городов» (латинский перевод прозвища Деметрия) и вынудили его снять осаду. В память об этом событии при входе в гавань Родоса была установлена бронзовая статуя Гелиоса - бога-покровителя города, ставшая шестым по счету «чудом света». В 88 г. до н. э. столь же бесславно завершилась осада Родоса армией Митри-дата VI Евпатора (132-63). Эти факты являются убедительным свидетельством незаурядного таланта милетского градостроителя.

Попытаемся теперь дать общую оценку его творческому наследию.

Начиная с середины V в. до н. э. жилые кварталы многих античных городов приобретают форму геометрически правильных, слегка вытянутых прямоугольников или квадратов, разделенных ровной сеткой улиц. Агоры, общественные и складские постройки теперь не выбиваются из планировочной сетки, а просто заполняют одну или несколько ее ячеек. Они группируются обычно вдоль одной или двух главных улиц города, которые образуют в плане характерный крест. Эти улицы имеют большую ширину. Они связывают наиболее важные объекты города - главные въезды, гавань, акрополь и т. п. Жесткие планировочные сетки мягко, естественно ложатся на сложный рельеф местности, легко вписываются в сложную береговую линию. «Гиппо-дамова сетка» напоминает не жесткую решетку, а изящную канву, пользуясь которой градостроитель создает изысканную вышивку.

В чем заключается секрет удивительного и во многом утраченного позже умения сочетать регулярность и живопись, сказать сложно. Конечно же, древнегреческие художники тонко ощущали свою сопричастность природе, уникальному ландшафту Греции. Либо причину надо искать в сравнительно небольших размерах античных городов. А.В. Бунин считал, что население крупнейших из них не превышало пятидесяти тысяч человек. Конечно, при таких размерах «сетка» не грозила утомить своим механистическим однообразием. Как бы то ни было, планы греческих городов навсегда остались жемчужинами мирового зодчества, в которых органичность творения природы удивительным образом соединилась с разумной волей человека.

Именно в Греции вместо примитивного деления городской территории на однообразные, вытянутые в плане, кварталы возникли интересные градостроительные концепции, основанные на регулярном начале, но пронизанные новыми функциональными и эстетическими принципами. Эта качественно новая ступень в развитии градостроительства, несомненно, обязана своим происхождением Гипподаму. С момента зарождения его прямоугольная планировочная «сетка» прочно вошла в обиход античных градостроителей. Она помогала не только быстро восстанавливать разрушенные города, но и основывать новые колонии в самых различных уголках ойкумены. Это изобретение продолжает служить человечеству уже две с половиной тысячи лет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Поляков, Е.Н. Развитие идеи «вселенского креста» в античном и средневековом градостроительстве / Е.Н. Поляков, Н.М. Зыбайло // Известия вузов. Строительство. - 1998. -№ 2. - С. 110-115.

2. Поляков, Е.Н. «Гипподамова сетка» в градостроительстве Древней Греции / Е.Н. Поляков, Н.М. Зыбайло // Известия вузов. Строительство. - 1999. - № 10. - С. 99-104.

3. Всемирная история. В 10 т. Т. 2. / под ред. Ю.П. Францова [и др.]. - М. : Госполитиздат, 1956. - 899 с.

4. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.

5. Сергеев, В.С. История Древней Греции / В.С. Сергеев. - М. : ОГИЗ, 1948. - С. 227.

6. Бунин, А.В. История градостроительного искусства. В 2 т. Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - Изд. 2-е. - М. : Стройиздат, 1979. - С. 67.

Вестник ТГАСУ № 3, 2QQS

19

7. Долгоруков, В.С. Градостроительный план Фурий / В.С. Долгоруков // История и культура античного мира. - М. : Наука, 1977. - С. 48-53.

8. Страбон. География в 17 книгах / Страбон / Пер. Г.А. Стратановского. - М. : Наука, 1964. - 941 с.

E.N. POLYAKOV, E.V. MAYOROVA, M.A. SHABOLINA

THE CREATIVE HERITAGE OF GIPPODAM MILETSKY

The main stages in creative biography of a prominent architect-reformer Hippodam - the native of Millet are considered in the paper. The analysis of his main town-planning concepts and their practical realization in planning schemes of Pirey, Furii, Rodos is carried out.

УДК 730

С.А. КОЛЕСНИКОВ, канд. архит.,

СГАСУ, Самара

МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОУРБАНИЗИРОВАННЫХ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ УЗЛОВ

В статью включены материалы диссертационного исследования автора, посвященного выявлению архитектурной типологии высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города. Предлагается методология комплексного анализа центров социальной активности, включающая методы структурнофункционального, эколого-ландшафтного, социологического исследования, метод композиционно-градостроительного анализа пространственного потенциала будущего узла, метод анализа экономической эффективности.

Данная статья содержит часть результатов диссертационного исследования автора, посвященного формированию архитектурной типологии высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейшего города (далее ВМУГС) - центров социальной активности, включающих в себя здания, сооружения, транспортные устройства и открытые пространства, в которых пересекаются, начинаются и заканчиваются потоки движения людей с целью получить в этом пространстве концентрированный максимум товаров и услуг, информации при минимальных затратах времени [2].

Для выявления структуры, границ и архитектурно-градостроительной композиции ВМУГС крупнейшего российского города необходимо иметь четкую методологию комплексного анализа предпосылок формирования узла. Предлагаемая автором методология является, с одной стороны, результатом его собственных научно-методических изысканий, с другой - она объе-

© С.А. Колесников, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.