Научная статья на тему 'Творческий работник в современной библиотеке: новые потребности и новые возможности'

Творческий работник в современной библиотеке: новые потребности и новые возможности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
394
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / БИБЛИОТЕКА / АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ARTISTS / LIBRARY / ART MANAGEMENT / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хабибрахманова Светлана Маратовна

Рассматриваются актуальные и постоянные проблемы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников (музыкантов, артистов, художников, литераторов и т. д.). Отмечаются противоречия между информационными потребностями творческих работников и современной системой информационно-библиотечного обслуживания. Раскрывается специфика информационных потребностей, информационного поведения, информационного самообслуживания и информационной культуры творческих работников как особой социально-профессиональной группы. Выявлена роль информатизации культуры в изменении системы социальных коммуникаций, в которой реализуется потенциал творческих работников. Исследуется динамика их информационных потребностей и ставится задача адекватного реагирования современной системы информационно-библиотечного обслуживания. Автор не ограничивается констатацией необходимости развития системы отраслевых электронных информационных ресурсов. Библиотека рассматривается как один из институтов арт-менеджмента, создающий условия для эффективной деятельности в сфере культуры и искусств в результате удовлетворения триединства информационных потребностей творческих работников: в информации общекультурного и профессионального характера; формировании персонального фрагмента информационных ресурсов по искусству; организации обратной связи с реципиентом. Предлагаемая концепция заключается в предоставлении новых сервисов для пользователей библиотек по искусству или библиотек, формирующих коллекции по искусству как виртуальных, так и традиционных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses current and persistent problems of information-library services of artists (musicians, actors, artists, writers etc). It considers specific information needs, information behavior, information self-service and informational culture of artists as a special social-professional group. The modern library is represented as the institution of art management creating conditions for effective activity in the field of professional art. The culture informatization role in changing the social communication system is revealed, which realizes the potential of creative workers. The dynamics of their information needs is studied and the problem is set to respond adequately to the information-library service modern system. The library is considered as an institution of art management creating the conditions for effective activity in the culture and arts field as a result of the trinity meet the information needs of creative professionals: information of general cultural and professional character; forming a personal fragment of information resources on the arts; providing feedbacks to a recipient. The proposed concept is to arrange new services to users of libraries on arts or libraries forming art collections both virtual and traditional.

Текст научной работы на тему «Творческий работник в современной библиотеке: новые потребности и новые возможности»

БИБЛИОСФЕРА, 2015, № 2, с. 33-36

Библиотековедение

УДК 025.5:7.071 ББК 78.373.6+60.543.12

ТВОРЧЕСКИЙ РАБОТНИК В СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ: НОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

© С. М. Хабибрахманова, 2015

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7

Рассматриваются актуальные и постоянные проблемы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников (музыкантов, артистов, художников, литераторов и т. д.). Отмечаются противоречия между информационными потребностями творческих работников и современной системой информационно-библиотечного обслуживания. Раскрывается специфика информационных потребностей, информационного поведения, информационного самообслуживания и информационной культуры творческих работников как особой социально-профессиональной группы.

Выявлена роль информатизации культуры в изменении системы социальных коммуникаций, в которой реализуется потенциал творческих работников. Исследуется динамика их информационных потребностей и ставится задача адекватного реагирования современной системы информационно-библиотечного обслуживания. Автор не ограничивается констатацией необходимости развития системы отраслевых электронных информационных ресурсов. Библиотека рассматривается как один из институтов арт-менеджмента, создающий условия для эффективной деятельности в сфере культуры и искусств в результате удовлетворения триединства информационных потребностей творческих работников: в информации общекультурного и профессионального характера; формировании персонального фрагмента информационных ресурсов по искусству; организации обратной связи с реципиентом. Предлагаемая концепция заключается в предоставлении новых сервисов для пользователей библиотек по искусству или библиотек, формирующих коллекции по искусству как виртуальных, так и традиционных.

Ключевые слова: творческие работники, библиотека, арт-менеджмент, информационная культура.

The paper discusses current and persistent problems of information-library services of artists (musicians, actors, artists, writers etc). It considers specific information needs, information behavior, information self-service and informational culture of artists as a special social-professional group. The modern library is represented as the institution of art management creating conditions for effective activity in the field of professional art. The culture informatization role in changing the social communication system is revealed, which realizes the potential of creative workers. The dynamics of their information needs is studied and the problem is set to respond adequately to the information-library service modern system. The library is considered as an institution of art management creating the conditions for effective activity in the culture and arts field as a result of the trinity meet the information needs of creative professionals: information of general cultural and professional character; forming a personal fragment of information resources on the arts; providing feedbacks to a recipient. The proposed concept is to arrange new services to users of libraries on arts or libraries forming art collections both virtual and traditional.

Keywords: artists, library, art management, information culture.

Роль искусства в современном мире ставит вопрос о всесторонней поддержке со стороны государства и общества творческих работников. Вузы культуры и искусств создали эффективную систему профессиональной подготовки представителей творческих профессий, однако каждый выпускник, покинув alma mater, сталкивается с множеством проблем, о которых прежде не задумывался. Творческие работники - особая социально-профессиональная группа, наиболее уязвимая в сложных жизненных ситуациях, требующих прагматического подхода, жестких админист-

ративных рамок, оперирования сложными инструментами социального взаимодействия. В числе социальных институтов, которые должны учитывать специфику «человека искусства», - современные библиотеки.

Проблемы удовлетворения информационных потребностей творческих работников, развития информационных ресурсов по искусству исследовались многими авторами, заложившими научные основы современного библиотечно-библиографиче-ского обслуживания. Научная тема, популярная в годы расцвета отраслевой библиографии, сегодня

не пользуется вниманием ученых. Отсутствуют исследования, посвященные состоянию и перспективам развития информационно-библиотечного обслуживания творческих работников в условиях информатизации.

Анализ современной системы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников выявил противоречия, сложившиеся между информационными потребностями и современной системой информационно-библиотечного обслуживания данной социально-профессиональной группы. Проблемы обусловлены информатизацией как глобальной тенденцией современного социального развития, в том числе информатизацией культуры, усилением информационного компонента многих видов профессиональной деятельности, изменением системы социальных коммуникаций, в которой реализуется творческий потенциал современных музыкантов, художников, литераторов, актеров и т. д.

Изменение информационных потребностей творческих работников требует адекватного реагирования современной системы информационно-библиотечного обслуживания. Проведенные пилотажные социологические исследования показали, что значительная часть творческих работников ограничивается информационным самообслуживанием, сталкиваясь с тремя основными проблемами:

• доступа к национальному и мировому культурному наследию,

• поиска в условиях профицита информации и информационного шума,

• представления в современной информационной среде художественной информации, созданной или репродуцируемой ими.

Значительная часть творческих работников, принявших участие в исследовании, неспособна решить данные проблемы без профессиональной помощи современных информационно-библиотечных специалистов, в том числе без консультативно-методической помощи.

В данной ситуации актуально совершенствовать систему информационно-библиотечного обслуживания, в том числе и систему научно-вспомогательной библиографии в области искусств, на основе электронных информационных ресурсов. Однако это не единственное перспективное направление информационно-библиотечного обслуживания творческих работников.

Сейчас успех творческого работника во многом зависит от его встроенности в современную систему арт-менеджмента. На практике она часто ассоциируется лишь с работой арт-менеджера по организации конкретного мероприятия, однако более глубинный анализ этого вида деятельности позволяет говорить о создании целой инфраструктуры, которая поддерживает и содействует развитию сферы искусства.

Т. Н. Суминова - один из ведущих специалистов, изучающих артосферу - обращает внимание на то, что именно в этой области создаются информационные ресурсы по искусству, «многочисленные вариативные тексты, документы, культурные формы»: информация собственно художественная, биографическая, искусствоведческая, а также информационно-вспомогательные материалы. Т. Н. Суминова называет их информационными объектами артосферы, доказывает их значение для арт-менеджмента и роль знания информационной составляющей артосферы в компетентностном комплексе современного арт-менеджера [1].

На наш взгляд, современные информационные ресурсы по искусству представляют собой конгломерат, не стремящийся к системной интеграции. С одной стороны, мы имеем современную систему информационно-библиотечного обслуживания, обладающую традициями и новыми технологиями, но недостаточно востребованную у творческих работников в силу множества причин, в том числе из-за несформированности важнейших компонентов информационной культуры специалиста. С другой - есть разрозненные генераторы коллекций информационных ресурсов артосферы, которые дублируют, нелегитимно копируют информацию, создают подчас информационный шум. Но именно они хорошо знакомы современной артосфере. Наконец, имеется сам творческий работник, понимающий, что от его активности в современном информационном пространстве зависит возможность заниматься любимым делом, содержать семью, создавать «базис» для творчества. Его профессиональная деятельность сегодня находится на пересечении трех важнейших зон: творчества, арт-ме-неджмента и глобальных информационно-коммуникационных систем (термин Н. А. Слядневой).

Отсутствие координации такого триединства и создает основные проблемы в удовлетворении сложного комплекса информационных потребностей творческих работников, без чего невозможен успех - цель каждого представителя этой социально-профессиональной группы. С одной стороны, им необходимо знать и понимать мир, который их окружает, следовательно, классический механизм формирования информационных потребностей, а также основные виды имеют прямое отношение к деятельности творческого работника. С другой стороны, они сами создают художественную информацию с целью ее широкого распространения, следовательно, необходимы структуры, позволяющие это делать в соответствии с современным правом, реализуя идеи самопозиционирования, сохранения информации и представления доступа к ней целевой аудитории (как непосредственных реципиентов, так и арт-менеджеров). Кроме того, есть потребность в обратной связи - общественном мне-

С. М. Хабибрахманова, 2015, № 2, с. 33-36

нии, социальной оценке творческой деятельности, экспертной оценке искусствоведов, общении со зрителями.

Современные библиотеки обладают необходимым потенциалом и ресурсом для создания такой информационной инфраструктуры творческой деятельности, которая способна учесть все вышеперечисленные позиции. В этом случае библиотека (в первую очередь, библиотека по искусству) оказывается одним из институтов арт-менеджмента, создающим условия для эффективной деятельности в артосфере.

В этой связи крайне актуальной становится мысль С. Г. Антоновой о том, что «необходим процесс моделирования специальной библиотеки. При построении модели следует выделить библиотеки по искусству, а также важнейшие основные связи объекта - внутренние и внешние, отражающие качественные типообразующие признаки моделируемого материала» [2, с. 33]. Идея службы для сохранения и распространения трудов деятелей искусства, выдвинутая С. Г. Антоновой и другими специалистами, остается по-прежнему актуальной, хотя сейчас речь идет уже не только о мемориальной функции таких информационных ресурсов, но и о регулировании актуальных информационных потоков, создаваемых творческими работниками.

Предлагаемая нами концепция подразумевает предоставление новых сервисов для пользователей библиотек по искусству или библиотек, формирующих коллекции по искусству как виртуальных, так и традиционных. Творческий работник должен получить возможность быть не только читателем библиотеки, но и включать в ее фонд информационные ресурсы, связанные с его творчеством. Речь идет, например, о создании депонированной коллекции (архива) музыканта, артиста, художника, писателя (депонированная рукопись) и т. д. Это делается по желанию автора творческой работы, с его непосредственным участием и на условиях безвозмездной передачи материалов библиотеки. Такое решение предполагает введение дополнительных платных услуг библиотекой, расширение контингента ее пользователей, формировании благоприятной и более комфортной информационной среды в области искусства.

Мы считаем именно такие информационные инструменты арт-менеджмента наиболее привлекательными для творческого работника, поскольку:

• Институт депонирования и активное формирование института самопубликаций позволяет обеспечить творческому работнику сохранение его прав (авторских и смежных), а именно библиотека способна создать такие возможности на высокопрофессиональном уровне.

• Самопубликуемые и депонируемые информационные ресурсы и коллекции на базе библио-

тек, архивов, музеев оказываются более доступными для целевой аудитории, ибо попадают в специально организованную информационную среду, где процесс поиска более эффективен в силу струк-турируемости массива, разнообразия критериев поиска.

Например, человек хочет, чтобы запись его скрипичного концерта была доступна арт-менед-жерам. Он размещает информацию на youtube. Это просто, но обеспечить поисковую оптимизацию может далеко не каждый, поэтому шанс быть замеченным минимальный, ибо вряд ли арт-менеджер положит в основу поискового запроса фамилию исполнителя, скорее это будет просто: «скрипка», «девушка-скрипачка» или название произведения.

Современные технологии организации информационного пространства позволяют преодолеть эти недостатки. Профессиональным владением таких инструментов славятся именно библиотекари и библиографы. Возможность удаленного доступа к электронным коллекциям библиотек, музеев, архивов позволяет пользователю работать с такими информационными ресурсами из различных уголков земного шара.

Работа с актуальными потоками информационных ресурсов артосферы добавит в работу библиотеки и функции архивов. Целесообразность и значимость такой интеграции доказывают примеры, приведенные Н. В. Лопатиной в ее программной статье, посвященной информатизации культуры: «Новации информатизации проникли в творческий процесс и творческую лабораторию современного художника... Но интерес... традиционно представляет архив художника - черновики, наброски, дневники, письма - то, что в творческой лаборатории современного художника создается и хранится в цифровых информационно-коммуникативных форматах. <...> то, что в традиционных документных форматах хранится веками, в цифровом формате - практически сиюминутно. Риски потери цифровых культурных ценностей связаны как с проблемами информационной безопасности (несанкционированный доступ, вирусы, сбои аппаратных и программных средств), так и с эволюцией носителей и форматов представления цифровой информации, и с проектным характером большинства интернет-акций, и со спецификой организации личной интернет-коммуникации художника. Читая письма классиков русской литературы или музыки, мы с сомнением предполагаем возможность подобного познания внутреннего мира и творческого контекста современного нам писателя или композитора - утрата пароля почтового ящика, автоматическое удаление "следов" в рамках проектов на основе Web 2.0. и т. п. лишают нас этой возможности» [3]. Автор эмоционально и образно ставит вопрос: «.тысячелетия мы вспоминаем

библиотеку Ашшурбанипала, веками пытаемся отыскать библиотеку Ивана Грозного - подвластно ли нам сегодня управлять "ускользающей современностью"?» [3, 14].

Таким образом, сейчас творческий работник в информационных процессах играет «двойную» роль, выступая и потребителем информации, и поставщиком. Основная задача современного информационно-библиотечного обслуживания - предоставить ему возможность исполнять эти роли, выступать посредником между художником, исполнителем и информационной средой.

Литература

1. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент как социокультурный концепт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. -№ 3. - С. 117-123.

2. Антонова С. Г. Отражение литературы по театру в системе текущих отраслевых информационно-библиографических изданий : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1981.

3. Лопатина Н. В. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы // Научно-техническая информация. Серия 1. - 2010. - № 3. -С. 13-17.

Материал поступил в редакцию 07.04.2015 г.

Сведения об авторе: Хабибрахманова Светлана Маратовна - аспирант кафедры документоведения и документационного обеспечения управления, тел.: (495) 570-01-44, e-mail: svetlanamuse@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.