Научная статья на тему 'Творческий потенциал личности и его развитие'

Творческий потенциал личности и его развитие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10315
940
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал личности и его развитие»

Раздел III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В.И. Горовая Н. Ф. Петрова

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, развитие личности.

Проблема творчества является одной из наиболее дискутируемых в научной литературе. Пик изучения этой проблемы пришелся на первую треть ХХ в. Интерес к ней в этот исторический период проявили многие авторы, среди которых Е. Рибо (1901), Б. А. Лезин (1907), А.М. Евлахов, А. Пуанкаре, К. Энгельмейер (1910), И.И. Лапшин, Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, (1922-1923), С.О. Грузенберг (1923), В.М. Бехтерев (1924), В.П. Полонский, П.М. Якобсон (1924) и др. В основном выполненные учеными работы касались естественно-философского осмысления творчества, либо научного и технического творчества.

Понятие «творчество» является основополагающим во многих областях современного знания. Как отмечает Я. А. Пономарев [6], творчество - чрезвычайно многообразное понятие. Очевидно, по этой причине он считает целесообразным в основу исходного определения творчества класть самое широкое его понимание. Автор предлагает рассматривать творчество как «необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм» [6, с. 43]. Я. А. Пономарев рассматривает творчество как любое развитие живой и неживой природы, однако специфика творчества как сознательного и преднамеренного феномена при этом исчезает. Более или менее приемлемым является понимание творчества, приводимое, например в «Словаре» С.И. Ожегова: «Творчество - создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [5, с. 645] или определение А.Г. Спиркина [7, с. 193]: «Творчество - это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры».

Анализ множества существующих определений творчества показывает, что авторы опираются на разные подходы: в одном случае это результативный подход (производство нового), в другом - психологический (вдохновение, инсайт); в третьих - операциональный (деятельность с определенной структурой); онтологический (творчество как механизм развития). И все же в современной научной литературе преобладает деятельностный подход к пониманию творчества: «создание с помощью действия нового продукта (К. Роджерс); «деятельность человека по преобразованию действительности» (А. Бергсон, В.И. Вернадский);

© Горовая В.И., Петрова Н.Ф., 2013

«взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект изменяет окружающий мир, создает нечто новое, социально значимое в соответствии с требованиями объективных закономерностей» (Е.П. Ильин).

Сложность феномена творчества наталкивает исследователей на поиск критериев его оценивания. Так, анализ зарубежных источников обнаруживает в них наличие следующих критериев творческой деятельности: продуктивность, популярность, степень новизны идей, решений, общественная ценность, широта влияния деятельности ученого на различные области научных знаний и др.

В отечественной литературе критерием творчества чаще всего признаются «материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [1, с. 54].

Творчество при различных степенях его выраженности может проявляться в любом виде деятельности. Выделяют творчество научное, музыкальное, поэтическое, техническое, педагогическое, творчество полководца. По А. Маслоу [3], творчество - универсальная функция человека, которая ведет во всем формам самовыражения; способность к творчеству является врожденной, она заложена в каждом и не требует специальных талантов.

Словосочетание «творческий потенциал» как понятие в научных источниках стало использоваться с 90-х гг. ХХ ст. В словарном значении термин «потенциал» (от лат. potentia - сила) толкуется как открытые возможности в каком-либо отношении. В философском понимании потенциал - это источник, возможность, средство, запас, который может быть использован человеком для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Применительно к творчеству потенциал предполагает наличие личностных качеств, обеспечивающих как развитие личности, так и создание новых социально значимых предметов духовной и материальной культуры.

В исследовании творческого потенциала человека наметилось несколько подходов:

- онтологический - рассматривает творческий потенциал как свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самоактуализации и самореализации;

- аксиологический (Л.И. Буева, В.И. Горовая, Т.Н. Таранова и др.) - определяет творческий потенциал как комплекс приобретенных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способность к действию и мера ее реализации в определенной сфере деятельности;

- деятельностно-организационный (Г.С. Альтшуллер, В.А. Моляко, В.Г. Рындак и др.) -рассматривает творчество как меру возможностей личности осуществлять творческую деятельность;

- способностный (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Е.Л. Яковлева и др.) - отождествляет творческий потенциал с творческими способностями человека и рассматривает его как интеллектуально-творческую предпосылку;

- развивающий (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и др.) - определяет творческий потенциал личности как совокупность реальных возможностей и определенный уровень их развития;

- интегративный (А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.В. Сериков, А.К. Уразова и др.) - при рассмотрении сущности творческого потенциала личности выделяет интегратив-ность как характерное ее качество;

- энергетический (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович и др.) - творческий потенциал отождествляется с психоэнергетическими ресурсами личности.

В целом если обобщить взгляды исследователей на категорию «творческий потенциал», то можно утверждать, что это внутренняя готовность личности к самореализации в

Вестник Университета № 11, 2013

творческой деятельности. Качественными особенностями творческого потенциала личности являются умения и навыки, определяющие уровень ее развития, интенсивность реализации потенциала в деятельности, созидательный его характер. Особое внимание исследователи уделяют наличию и динамике развития способностей к творчеству. Среди последних ведущую роль играют способности интеллекта (динамичность и ассоциативность мышления, умственная активность, способность ставить и решать проблемы, осуществлять перенос и комбинирование знаний) и эмоционально-волевые проявления (вдохновение, интуиция, богатство воображения, настойчивость и целеустремленность). Наличие таких личностных особенностей обусловливает творческое начало, творческий поиск, творческую продуктивность в деятельности человека.

В последние годы в отечественной литературе довольно активно исследуется структурная организация творческого потенциала личности. По мнению некоторых исследователей (А.М. Матюшкин), наиболее выраженной характеристикой в этом контексте следует признать креативность или способность к творчеству (от лат. creation - созидание, сотворение), под которой подразумевается исследовательская активность, потребность в открытиях. Как нам представляется, именно креативность выступает ядром творческого потенциала, она отражает возможности личности актуализировать свои сущностные, творческие силы в реальной преобразовательной практике, характеризует способность личности к творчеству. Таким образом, если творчество понимается как процесс, приводящий к созданию нового, то креативность должна рассматриваться как творческий потенциал, внутренний ресурс человека, позволяющий ему отказываться от стереотипов мышления и деятельности и обнаруживать новые их способы.

В некоторых экспериментальных исследованиях (В. А. Моляко) структура творческого потенциала представлена множеством компонентов, среди которых: задатки и склонности личности, как правило, обнаруживающие себя в повышенной чувствительности ко всему новому; интересы и их направленность; любознательность, стремление к созиданию, склонность к поиску и решению проблем, образование ассоциативных массивов; достаточно высокий уровень развития общего интеллекта; настойчивость, систематичность в работе, смелость в принятии решений; склонность к комбинированию, смене вариантов, аналогиям, реконструированию; рациональное использование времени; интуитивизм.

В исследованиях ряда авторов (Г.А. Глотова, В.И. Горовая, И.О. Мартынюк, Л.Н. Мо-сквичева) способность к творчеству (потенция) стоит в одном ряду с готовностью к творческой деятельности. При этом способность к творчеству рассматривается как внутриличност-ная структура и механизм, обеспечивающий актуализацию творческого потенциала, а готовность - как социально-психологическая установка на творческое самоосуществление.

Итак, творческий потенциал способствует творческой самореализации, которая может быть разной: экспрессивной, продуктивной, изобретательной, инновационной, непредвиденной. Независимо от вида творческой самореализации она всегда обусловливается активностью личности - активность восприятия действительности, активность преобразования действительности, активность поведения, эмоциональная активность и т.п. Обращение к понятию «творческая активность» показывает, что она характеризует актуализацию творческого потенциала личности на основе осознания ею ценности феномена творчества.

Установлено, что творческие способности, как и любые другие, поддаются развитию. Эффективность данного процесса зависит не только от его интенсивности и последовательности, но и от условий реализации творческого потенциала, который, в свою очередь, предполагает развитие. Это развитие может осуществляться по-разному: 1) экстенсивный путь развития (осуществляется в процессе социобиологического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т.п.); 2) интенсивный путь развития (осуществляется в процессе мобилизации всех задатков и способностей к творческой деятельности). Как свидетельствует практика, оба пути имеют значение для развития творческого потенциала, однако второй путь наиболее предпочтителен.

В развитии творческого потенциала несомненную роль играет мотивация. В отношении того, что побуждает человека к творческой деятельности, имеются разные точки зрения. Одни исследователи считают, что все гениальное создается инстинктивно (Ч. Ломброзо). Другие отмечают, что мотивация к творчеству самовозникает и саморазвивается (М. Рорбах). Некоторые ученые решающую роль отводят мотиву достижения, стремлению к успеху. Например, по Л.Г. Жабицкой [2], мотивом творчества является автокоммуникация.

Несомненную роль в стремлении человека к творчеству является интерес. Интерес -это познавательная потребность, которая побуждает личность проявлять творчество для ее удовлетворения. Г. Мелхорн [4] описывает интерес как врожденное стремление к творчеству, как творческий импульс. Действительно, интерес - одно из генетически ранних проявлений и мотивационный источник развития креативности и поддержания творческой активности на оптимальном уровне. Разнообразие интересов создает условие накопления материала для творческих преобразований. Пробуждение интереса сопровождается эмоциональным состоянием захваченности.

Несмотря на предрасположенности каждого человека к творчеству, тем не менее, не каждый может считаться творческой личностью. Причина, на наш взгляд, состоит в том, что кроме факторов, стимулирующих творческую деятельность, есть факторы, тормозящие творческие усилия. К их числу относятся страх, чрезвычайная самокритичность, низкий уровень образования и интеллектуального развития, неумение планировать и организовывать свою деятельность и лень.

Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия. - М., 1956. - Т. 42. - С. 54.

2. Жабицкая Л.Г. О критериях диагностики литературной одаренности: Художественное творчество. Проблемы комплексного изучения / Л.Г. Жабицкая. - Л., 1983. - С. 139-151.

3. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.: Рефл.-бук. - К.: Ваклер, 1997, К.: Р8УЫБ, 2003. - 138 с.

4. Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности / Г. Мелхорн, Х. Мелхорн. -М., 1989.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1988.

6. Пономарев Я.А. Психология творчества: Тенденции развития психологической науки / Я.А. Пономарев. - М., 1988.

7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.