Научная статья на тему 'Творческий потенциал библиотечных кадров: по результатам социологического исследования'

Творческий потенциал библиотечных кадров: по результатам социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКАРИ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIBRARIANS / LIBRARY SPECIALISTS / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE ABILITIES / IMPLEMENTATION OF CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вафина Елена Минхаеровна, Руссак Зоя Витальевна

Описана методика прикладного исследования, приведены его основные результаты. Дан анализ представления библиотекарей о своем творческом потенциале. Установлены факторы и мотивы, влияющие на активизацию творческого потенциала библиотекаря. Представлены выводы, сделанные по результатам анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE POTENTIAL OF LIBRARY SPECIALISTS: ACCORDING TO THE RESULTS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH

The article has described the methodology of applied research, has represented its principle results. It has given analysis to the librarians' ideas of their creative potential. It has stated the factors and motives influencing activation of librarian creative potential. It has represented the conclusions, made on the results of questioning.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал библиотечных кадров: по результатам социологического исследования»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 021

Е. М. Вафина, З. В. Руссак

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ:

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Описана методика прикладного исследования, приведены его основные результаты. Дан анализ представления библиотекарей о своем творческом потенциале. Установлены факторы и мотивы, влияющие на активизацию творческого потенциала библиотекаря. Представлены выводы, сделанные по результатам анкетирования.

Ключевые слова: библиотекари, библиотечные специалисты, творческий потенциал, творческие способности, реализация творческой деятельности

The article has described the methodology of applied research, has represented its principle results. It has given analysis to the librarians’ ideas of their creative potential. It has stated the factors and motives influencing activation of librarian creative potential. It has represented the conclusions, made on the results of questioning.

Keywords: librarians, library specialists, creative potential, creative abilities, implementation of creative activity

Сущностная структура библиотечной профессии, по мнению специалистов, отражается в таких комплексных показателях, как ее социальный статус и личные качества профессионала, обусловленные общекультурным уровнем, профессионализмом, психологическими качествами и творческим потенциалом [8].

Проблемы творчества и реализации творческого потенциала библиотечных кадров сегодня привлекают внимание многих специалистов: идет поиск сущности творческого характера библиотечной профессии (В. Н. Боровников, С. И. Головко, В. А. Соколов) [1; 4; 10], рассматривается творчество библиотечного специалиста в процессе его профессионализации (А. И. Каптерев, А. С. Чачко) [5; 6; 12], творчество исследуется в контексте становления профессионального самосознания и самоидентификации личности библиотекаря (Л. Б. Волынская, С. Г. Матлина, В. А. Соколов) [3; 7; 11], возможность творческой реализации анализируется в структуре мотивации трудовой деятельности работников библиотек (Е. А. Потанина) [9] и др.

Анализ материалов по теме позволил установить проблему, требующую изучения: определение условий и средств актуализации творческого потенциала библиотекарей в процессе их профессиональной деятельности. Ее комплексное разрешение в рамках диссертационного исследования среди других действий предопределило проведение в 2009 г. анкетирования 690 сотрудников библиотек Пермского края, Кировской и Челябинской областей, обеспечившего массовый сбор данных. Объектом эмпирического исследования выступили библиотекари как субъекты профессиональной деятельности; предметом - представления библиотекарей о сущности и значимости творческого потенциала как важнейшей составляющей их профессиональной деятельности и самооценка реализации собственного творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Исследование имело целью получение аргументации относительно гипотез: 1) возможность реализации творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности является значимым фактором профессионального самосознания библиотекарей; 2) процесс актуализации творческого потенциала библиотечных специалистов будет оптимальным под влиянием комплекса условий и средств.

Выборочная совокупность респондентов в проведенном исследовании была определена исходя из структуры генеральной совокупности, ее количественной и качественной характеристики. Анкеты распространялись в библиотеках разных типов, кроме детских и школьных. Были выделены группы респондентов с различными социальнодемографическими характеристиками, с учетом уровня их образования, стажа библиотечной работы, возраста и выполняемых функциональных обязанностей, что позволило показать мнения широкой аудитории библиотечной общественности. Используемые ниже полученные данные приведены в виде процентов с округлением до целого числа.

Исследование показало, что подавляющее большинство участников опроса (97 %) считают профессию библиотекаря творческой, из них определяют степень творческой составляющей формулировкой «да, в полной мере» 58 %о, допускают, что не все направления библиотечной деятельности являются творческими 39 %о. Многие, избирающие библиотечную профессию, изначально не представляют себе ее содержания и не задумываются о ее творческой составляющей. Оставшись в профессии, 90 % респондентов не жалеют о сделанном выборе и, как правило, осознают ее творческий характер. По их мнению, возможность проявить творческий потенциал нередко способствует закреплению в профессии.

Большинство согласилось с тем, что профессия позволяет не только реализовывать творческие природные и профессионально ориентированные способности, но в определенной мере требует их проявления. Кроме того, специалист должен обладать литературными, актерскими, режиссерскими, художественными, исполнительскими способностями. Среди нужных библиотекарям профессионально ориентированных способностей лидируют организаторские, далее следуют умения сотрудничать, анализировать, создавать новое и оригинальное.

Библиотекари, как правило, определяют среди нужных именно те способности, которые им удается применить в работе; а которых им недостает в иерархии «должен обладать» занимают последние места. К сожалению, такие важные для оценки творческого потенциала способности, как нестандартное мышление, вариативность, генерирование идей, преимущественно не были отмечены как глав-

19

ные характеристики профессии. Создание нового и оригинального, отметили большинство респондентов скорее всего потому, что такой итог виден в реализации мероприятий, проектов и т. д.

Профессиональная возможность проявить творческий потенциал при непосредственном общении библиотекаря с читателем является для анкетируемых неоспоримым подтверждением тезиса: «творчество есть всегда еще и процесс общения» [2, с. 29]. Удовлетворение самообразовательных и духовных потребностей в процессе профессиональной деятельности и возможность обнаружить и раскрыть свои природные способности участники опроса также относят к творческим возможностям профессии.

Среди библиотекарей преобладает убеждение, что созидательно можно и нужно работать вне зависимости от занимаемой должности, но возможность творчески реализоваться предоставляется не в каждом отделе библиотеки. Половина анкетируемых оценили коллективы своих библиотек как творческие; остальные отметили, что творчески работают отдельные сотрудники и некоторые структурные подразделения проявляют творческую инициативу.

Выявление условий и средств, способствующих реализации творческого потенциала библиотекарей, показало, что главными катализаторами их творчества являются личное стремление к инициативе, желание быть активным, обусловленные уверенностью необходимости своей работы. Традиционно для библиотекарей не характерны ярко выраженные карьерные амбиции, вероятно, поэтому повышение в должности не станет для большинства стимулом их профессионального творчества. Среди внешних мотивов, активизирующих творческий потенциал персонала, преобладающими являются важность и значимость творчески выполняемой работы, возможность взаимного обогащения креативными идеями.

Данные нашего исследования показали, что формы активного творчества явно недостаточно востребованы специалистами. Подтверждение этому мы находим в ответах респондентов: они в основном реализуют творческий потенциал - 32 %, частично - 41 %, крайне мало - 14 %. Каждый десятый отметил, что никак не реализует свой потенциал в профессиональной деятельности. В полной мере, по их признанию, творчески работают только 5 % специалистов.

Руководство библиотек, как правило, создает условия для реализации творчества сотрудников посредством морального и материального поощрения, в ряде библиотек непосредственно от руководителя исходят поручения творческого характера, реже практикуется делегирование полномочий от руководителя подчиненному.

Были выявлены причины, мешающие библиотекарям реализовать свой творческий потенциал, среди них: отсут-

ствие необходимой материально-технической базы (27 %) и материальной поддержки (21 %). Не всем достаточно соответствующих способностей, профессиональных знаний, а также мешают личная инертность, недостаточная информированность об инновационном опыте других библиотек и нетворческая атмосфера в коллективе.

Полученные результаты прикладного исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Библиотекари считают свою профессию творческой в силу того, что она дает возможность каждому раскрыть свои способности, проявить творческий потенциал в процессе повседневной деятельности (во многом благодаря ее коммуникативной составляющей); закрепление в профессии происходит в том числе и за счет ее творческого характера.

2. Работая в различных структурных подразделениях библиотеки и занимая любую должность, библиотечный специалист может реализоваться творчески.

3. Личное стремление быть активным преобладает в группе факторов, способствующих реализации творческого потенциала, оно мотивируется в первую очередь склонностью библиотекарей сделать что-нибудь полезное и нужное, при этом карьерная и финансовая составляющие не превалируют в системе мотивации библиотечных кадров.

4. Импульс творчеству библиотекарей придает как непосредственное знакомство с опытом работы других библиотек, так и информация о нем, представленная на страницах профессиональной печати, озвученная на семинарах и конференциях.

5. Творческая активность коллектива, как правило, способствует формированию положительного имиджа библиотечного учреждения в глазах местного сообщества и органов власти и содействует улучшению качества библиотечно-информационного обслуживания.

6. Несмотря на осознание необходимости раскрытия творческого потенциала в профессиональной деятельности, для многих библиотекарей его реализация происходит частично и ограничивается участием в оформлении выставок и массовых мероприятиях. Соответственно большинство библиотекарей не оценивают себя яркими представителями творческого процесса, признают нереализованность своих потенциальных сил и высказывают потребность раскрыть их, найти им применение.

7. Руководители библиотек, по мнению сотрудников, недостаточно стимулируют проявление творчества в деятельности подчиненных.

8. Причины творческой пассивности библиотекарей носят в большей степени персональный характер и соответственно требуют индивидуального подхода в их разрешении.

1. Боровников, В. Н. Библиотечная профессия как социокультурный феномен: мифы и реалии / В. Н. Боровников // Библ. вестн. Прибайкалья. - 2001. - № 2. - С. 19-20.

2. Бузгалин, А. Россия в обществе знаний: концепт культурного лидерства. Ст. 1. Перекрестки глобальных трансформаций / А. Буз-галин // Библиотековедение. - 2009 - № 3. - С. 28-33.

3. Волынская, Л. Б. Об адаптации и жизненных ориентациях работников московских библиотек / Л. Б. Волынская // Социол. исслед. -2009. - № 1. - С. 127-130.

4. Головко, С. И. Социально-культурные функции библиотечной профессии / С. И. Головко // Библиотековедение. - 2004. - № 6. -С. 32-38.

5. Каптерев, А. И. Виртуальный мир российского библиотекаря. Опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов: моногр. / А. И. Каптерев. - М.: Профиздат, 2001. - 256 с. - (Современная библиотека; вып. 12).

20

6. Каптерев. А. И. Теоретические проблемы профессионализации в библиотечной деятельности: пособие для преподавателей / А. И. Каптерев; Моск. гос. ин-т культуры, Инфором.-метод. центр по проблемам культурол. образования М-ва культуры Рос. Федерации. - М.: МГИК, 1993. - 130 с.

7. Матлина, С. Г. И это все о нем. Попытка самоидентификации / С. Г. Матлина // Библ. дело. - 2008. - № 20. - С. 2-7.

8. Полтавская, И. Л. Сущностная структура библиотечной профессии (как составляющая модели подготовки информационных кадров) / И. Л. Полтавская // Науч.-техн. информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 1992. - № 2. -С. 13-16.

9. Потанина, Е. А. Мотивация труда в библиотеках (по страницам профессиональной печати) / Е. А. Потанина // Библиотековедение. - 2007. - № 4. - С. 118-124.

10. Соколов, А. В. Интеллигенты и интеллектуалы в библиотечной профессии / А. В. Соколов // Библиотековедение. - 2007. - № 1. -С.114-117.

11. Соколов, А. В. Поколения библиотечной интеллигенции России. Приглашение к профессиональному самопознанию / А. В. Соколов // Библиотековедение. - 2000. - № 1. - С. 19-26.

12. Чачко, А. С. Библиотекарь - актуальная профессия информационного общества / А. С. Чачко // Вестн. БАЕ. - 2003. - № 1. -

С. 70-73.

Сдано 1.03.2011

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.