Научная статья на тему 'Творческий дневник — традиционное средство театральной педагогики'

Творческий дневник — традиционное средство театральной педагогики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4563
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИК / УПРАЖНЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / НАБЛЮДЕНИЯ / РЕЖИССЕР / К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ / DIARY / JOURNAL / EXERCISE / VOCATIONAL TRAINING / PERSONAL OBSERVATION / DIRECTOR / K. S. STANISLAVSKY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанова Инна

Рассматривается вопрос воспитания режиссерских способностей через тренинговые упражнения на наблюдательность. Обращается внимание на то, что одним из ключевых упражнений на наблюдательность является ведение творческого дневника или дневника наблюдений. Раскрывается понятийный аппарат, прослеживается зарождение и становление жанра дневника, приводятся примеры известных людей в истории культуры, которые вели личные дневники. Значительное внимание уделяется реформатору театра К. С. Станиславскому, чья литературная деятельность непосредственно связана с данным вопросом. Доказывается мысль о том, что именно на основе дневниковых записей и заметок создана его знаменитая система. Автор предполагает, что впервые в театральную педагогику режиссерские дневники ввел Е. Б. Вахтангов. Кроме того, раскрывается эффективность вышеназванного театрального упражнения в процессе обучения на примерах разных театральных педагогов и режиссеров, даются практические советы по ведению творческих дневников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE JOURNAL - THE TRADITIONAL MEANS OF THEATRE PEDAGOGY

The article is dedicated to director skills development by training exercises on observation. The article draws attention to the fact that one of the key exercises on observation is keeping a creative diary or a journal. The author reveals the conceptual framework, traces the origin and formation of the diary genre, and gives the examples of famous in cultural history people who had personal diaries. The theatre reformer K. S. Stanislavsky, whose literary activity is directly connected with keeping a diary, is heavily emphasized. Also the author substantiates the idea that famous Stanislavsky system was created on basis of diary entries and notes. The author suggests that it was E. B. Vakhtangov who introduced director diary into theatre pedagogy for the very first time. Moreover the article reveals the effectiveness of traditional theatre exercises in the learning process of the directors by giving the examples of different theatre teachers, the author summarizes the experience base of theatre directors and gives practical advice on keeping a creative diary.

Текст научной работы на тему «Творческий дневник — традиционное средство театральной педагогики»

УДК 792

И. В. Степанова

канд. пед. наук, доцент, Челябинская государственная академия культуры и искусств

E-mail: inna7778@bk.ru

ТВОРЧЕСКИЙ ДНЕВНИК - ТРАДИЦИОННОЕ СРЕДСТВО ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Рассматривается вопрос воспитания режиссерских способностей через тренинговые упражнения на наблюдательность. Обращается внимание на то, что одним из ключевых упражнений на наблюдательность является ведение творческого дневника или дневника наблюдений. Раскрывается понятийный аппарат, прослеживается зарождение и становление жанра дневника, приводятся примеры известных людей в истории культуры, которые вели личные дневники. Значительное внимание уделяется реформатору театра - К. С. Станиславскому, чья литературная деятельность непосредственно связана с данным вопросом. Доказывается мысль о том, что именно на основе дневниковых записей и заметок создана его знаменитая система. Автор предполагает, что впервые в театральную педагогику режиссерские дневники ввел

Е. Б. Вахтангов. Кроме того, раскрывается эффективность вышеназванного театрального упражнения в процессе обучения на примерах разных театральных педагогов и режиссеров, даются практические советы по ведению творческих дневников.

Ключевые слова: дневник, упражнение, профессиональный тренинг, наблюдения, режиссер, К. С. Станиславский

Для цитирования: Степанова, И. В. Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики /И. В. Степанова //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 3 (43). - С. 84-89.

Воспитание профессиональных способностей призвано создать необходимые условия для успешной творческой деятельности будущих режиссеров. Эта задача должна пронизывать собой всю работу по их воспитанию, подразумеваться в каждом, даже самом первоначальном упражнении.

Режиссер - это человек, которому просто необходимо быть предельно наблюдательным и внимательным. Для него абсолютно все, что окружает его в повседневной жизни, может являться ресурсом для дальнейшей работы над постановкой.

Поэтому уже с первых занятий студентам во всех вузах культуры и искусств по специальности или направлению «Режиссура» преподаватели рекомендуют вести дневник наблюдений или творческий дневник с целью развития режиссерской наблюдательности.

Ни дня без строчки.

Ю. Олеша

Для начала рассмотрим понятие дневник и проследим его появление в истории культуры. «Дневник (буквальный перевод с фр. journal - 'поденный’, 'ежедневный’) - совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи (“записки”) организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование “я”, параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии» - такова трактовка понятия в свободной интернет-энциклопедии [3].

Новый литературный словарь дает следующее определение: «Дневник - в художественной литературе один из мемуарных жанров, который предполагает определенную форму изложения, как правило, основанную

84

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

И. В. Степанова

Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики

на записях, расположенных в последовательном, хронологическом порядке. Дневник обычно отражает индивидуальное восприятие автором тех или иных событий, либо переживания внутреннего мира» [2].

Нельзя не согласиться с М. О. Чудаковой, что дневник - это «форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны - они современны описываемым событиям. Наиболее определенно дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц» [12].

Литературовед К. Р. Кобрин отмечает, что жанр дневника возник с появлением христианской традиции, ему предшествовали хроники и путевые заметки [5]. С ним вступает в спор исследовательница Н. Момот, которая зарождение жанра дневника выводит из античной традиции: первыми образцами дневников являются римские Commentarii (домашние бухгалтерские книги, записи речей сенаторов), поскольку в их основу «положены записи о событиях из жизни автора» [7].

Даже исходя из этих разных позиций, можно определить, что дневник как самостоятельный жанр имеет достаточно богатую историю.

Расцвет дневникового жанра приходится на XVIII - XIX вв. Личные дневники вели писатели (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Л. Кэрол, В. Скотт и др.), политические деятели (Т. Рузвельт, королева Виктория, Николай II), актеры, музыканты, художники, т. е. представители искусства, не имеющие прямого отношения к созданию текстов (П. И. Чайковский, В. Нижинский, Ф. Кало, К. С. Станиславский и др.).

К. С. Станиславский (великий реформатор театра, режиссер, актер и педагог) оставил огромное литературное наследие в сокровищнице театрального искусства. Многие монументальные труды К. С. Станиславского созданы на основе его дневниковых записей, заметок. Как отмечает литературный и театральный критик Н. Н. Чушкин: «Форма дневника вообще характерна для К. С. Станиславского, она помогала ему осмыслить свой личный опыт, понять,

проверить, сформулировать найденное им в искусстве, приблизиться к познанию органических законов творчества, управляющих поведением актера на сцене» [10].

Самые первые записи, связанные с театром, встречаются в кратком незаконченном дневнике, озаглавленном К. С. Станиславским «Спектакль у Сапожниковых 18 марта 1879 г.».

К примеру, одна из его книг «Театральный дневник любителя драматического искусства» представляет собой практическую «школу на ходу» - наблюдения Станиславского-актера за собой и партнерами по сцене, заметки и отдельные приемы игры других актеров. В ней также представлены записи из его режиссерского дневника 1904-1905 гг., в которых анализируются спектакли [11].

Также из записных книжек гениального режиссера родилась, собственно, и сама Система Станиславского. Не было бы у великого Константина Сергеевича привычки с юношества вести записи, возможно, не было бы и знаменитой Системы. Из воспоминаний К. С. Станиславского: «В первое время я записывал свои заметки не для печати, а для себя самого, в помощь поискам, которые производились в области нашего искусства и его психотехники. Нужные мне для иллюстрации люди, выражения, примеры, естественно, брались из тогдашней, далекой, довоенной эпохи (19071914 гг.). Так незаметно, из года в год, накапливался большой материал по “системе”» [9].

Более того, основные книги, отражающие ключевые положения Системы («Работа актера над собой: Работа над собой в творческом процессе переживания», «Работа над собой в творческом процессе воплощения»), также написаны в форме дневника ученика.

К. С. Станиславский очень напряженно и мучительно думал над способом изложения своих театральных идей. После разного рода колебаний и сомнений он в конце концов остановился на форме дневника ученика, т. е. попытался ввести читателя в свою систему как бы через сознание человека, приобщающегося к тайнам актерской профессии. В предисловии ко второму тому он напишет: «Эти условия вынудили меня искать

85

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

И. В. Степанова

Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики

для этой книги особой формы, помогающей читателю чувствовать то, о чем говорится в печатных словах. Я пытаюсь достигнуть этого с помощью образных примеров, описаний школьной работы учеников над упражнениями и этюдами. Если мой прием удастся, то печатные слова книги оживут от чувствований самих читателей» [9]. Станиславский оказался прав.

Традиция ведения творческого дневника (как учебного упражнения) в отечественной театральной педагогике, на наш взгляд, связана с именем выдающегося театрального режиссера Е. Б. Вахтангова.

При анализе и обобщении литературных источников мы выяснили, что не существует однозначного названия этого тренингового упражнения. В книгах встречается, по крайней мере, три варианта. Итак, дневником в театральной педагогике приято называть режиссерский дневник, творческий дневник или дневник наблюдений. В любом случае, какое бы ни было название, форма и содержание остаются одинаковыми.

Но вернемся к историческому аспекту заявленной темы. Е. Б. Вахтангов осуществлял педагогическую деятельность в Московской драматической студии, переименованной впоследствии по его просьбе в 3-ю студию МХАТ (1920 г.). Приведем выдержки из книги его ученика (студийца) Н. М. Горчакова (доктор искусствоведения, педагог) «Режиссерские уроки Вахтангова»: «Он (режиссер) ведет свой дневник и в него записывает все, что считает нужным отметить за день: замечание студийцу, которое он сделал бы, нарушение дисциплины, усовершенствование, которое ему показалось необходимым внести в жизнь студии, оценку урока или репетиции, на которых он присутствовал, мысли о жизни, о себе самом, о своей личной работе.

И только я один имею право потребовать у режиссера его дневник, прочесть его, поговорить с вами всеми о занесенных в него записях.

- Значит, это все-таки записи не только для себя, но их может узнать по вашему желанию и вся режиссерская группа? - спросил кто-то из нас.

- Безусловно, - отвечал Вахтангов, - а если я найду нужным, то и вся студия. Я понимаю,

что это обязывает ведущего дневник к строгому отбору своих мыслей, но этой цели и служит дневник: уметь из прожитого дня отбирать все наиболее ценное и нужное не только для себя, но и для окружающих. Я считаю, что это первое упражнение к тому, чтобы приучить режиссера пристально всматриваться в жизнь, глубже понимать людей, и в то же время контролировать свои наблюдения через их значимость для общества, для нашего искусства» [1].

«Каждую неделю вы обязаны заносить в свои дневники, что вы прочитали за неделю, с картинами какого художника познакомились, что нового узнали о театре, старом и современном. Кроме того, вы обязаны раз в неделю ходить и слушать хорошую музыку. Можете ходить к знакомым, в концерты, куда хотите. Но режиссер, который не отдал два-три часа в неделю музыке, никогда не будет хорошим режиссером. Вы не обязаны разбираться в тонкостях музыкального произведения, в его композиции, в основной и дополнительных темах, темпоритме и прочих его специальных качествах. Вы должны вбирать в себя музыку, дышать ею, как воздухом самого целебного качества, очищающим ваши мысли от всякой повседневной ерунды. Слушая музыку, учитесь мечтать, уноситься полетом мысли в неизвестные еще человеку сферы деятельности, чувства и отношения... Впрочем, кому дано понять сие, тот поймет, что я хотел сказать» [Там же].

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что Е. Б. Вахтангов считал ведение режиссерского дневника «первым» тренинговым упражнением в процессе обучения. А главным критерием в работе с ним, по мнению педагога, является систематичность его заполнения.

Другой воспитанник Е. Б. Вахтангова -Б. Е. Захава (доктор искусствоведения, профессор) в своем знаменитом учебнике «Мастерство актера и режиссера» пишет: «Очень хорошо, если будущий режиссер выработает в себе привычку записывать в особую тетрадь все интересное, с чем приходится ему сталкиваться в повседневной жизни. Сюда относятся: различные проявления человеческих

чувств (в интонациях, мимике и жестикуля-

86

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

И. В. Степанова

Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики

ции), наружность людей, их костюмы, манеры, говоры, привычки, отдельные выражения и даже целые диалоги, неожиданные по своей выразительности мизансцены, описание различных мест действия, отдельных предметов, явлений природы и т. п.» [4].

Кроме того, Б. Е. Захава подчеркивает, что «очень важно, чтобы записи в дневнике носили лаконичный, предельно конкретный, образно-чувственный характер. Здесь крайне существенны всякого рода выразительные детали, подробности, воздействующие на наши органы чувств, вызывающие образные представления о предмете, помогающие запомнить этот предмет, чтобы в случае надобности его можно было бы легко восстановить в своем воображении» [Там же].

Исследователь И. Б. Малочевская, поэтапно освещая процесс обучения в режиссерской школе Г. А. Товстоногова (доктор искусствоведения, профессор), также отмечает, что в программу первого года обучения в качестве обязательного тренингового упражнения включено и ведение дневника [6].

С первых шагов письменному осмыслению своей актерской и режиссерской работы на площадке учил студентов и Б. В. Зон (театральный режиссер и педагог). «Записывайте роль в тетрадь с золотым обрезом золотым пером золотыми буквами», - часто цитировал Борис Вульфо-вич образное выражение К. С. Станиславского. На первом этапе он предлагал записывать свой этюд в виде рассказа, уделяя особое внимание фиксации цепочки действий в этюде [13].

Исходя из опыта вышеупомянутых театральных педагогов, можно сделать вывод, что будущие режиссеры должны постоянно вести творческие дневники, где им необходимо анализировать увиденные спектакли, фильмы, размышлять о книгах, музыке, освещать свои впечатления от посещений выставок, музеев; любые яркие жизненные события, обогащающие их творческие копилки; уроки, репетиции, все происходящее в театральной школе, что наполняет их художественный багаж, расширяет профессиональный опыт. Это мо-

жет найти отражение в творческих дневниках, которые могут быть написаны в любой форме.

Ведение творческого дневника, на наш взгляд, - серьезная, ответственная работа, требующая духовных и аналитических усилий от будущих режиссеров. К сожалению, на практике педагоги часто встречаются с инертностью будущих режиссеров, с нежеланием или непониманием того, как вести творческий дневник. Поэтому необходимо убедить студентов следовать практическому совету Б. Е. Захавы: «Чтобы дисциплинировать волю, направленную на воспитание в себе наблюдательности, полезно принуждать себя к выполнению определенных заданий в этой области» [4].

Кроме того, по мнению американского оратора, бизнес-тренера Д. Рона, «человек, который может эффективно думать на бумаге, столь же эффективно действует в жизни» [8]. Эта цитата применима и к режиссерской деятельности и может служить дополнительным мотиватором, стимулирующим выполнение тренинговых упражнений через ведение дневника наблюдений.

Необходимо отметить, что руководитель (мастер) курса должен периодически знакомиться с записями в дневнике и делать их предметом индивидуальной беседы со студентами.

Творческий дневник для удобства можно разделить на тематические разделы. Далее мы предлагаем авторский вариант структуры.

1. Фильмы, спектакли, массовые зрелища.

В этом разделе можно анализировать все

зрелищные формы искусства, выявлять режиссерский стиль, определять сверхзадачу, делать зарисовки ярких мизансцен или сценографического решения, фиксировать интересные режиссерские приемы и т. д.

2. Книги.

В данном разделе важно уметь делать идейно-тематический анализ произведения (тема, идея, конфликт, жанр), определять основные события или композиционное построение литературной основы, давать характеристику персонажей, описывать собственные выводы и впечатления от прочитанной книги и др.

3. Наблюдения.

87

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

И. В. Степанова

Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики

Сюда можно отнести непосредственно кусочки жизненных наблюдений, зарисовки микрособытий, наблюдения за происходящим вокруг, а именно: все интересное, что произошло, то, что могло удивить; высказывания, речь людей; неожиданные фразы, интересные действия и поступки; необычная одежда, неординарные типажи; удивительные жесты, мимика, походка человека и т. д.

4. Творческие идеи.

Этот раздел - так называемый мозговой штурм. Он может содержать идеи, разработки, авторские мысли, режиссерские замыслы будущих сценических произведений искусства.

5. Крылатые мысли и выражения ЖЗЛ.

Здесь необходимо записывать интересные и

любопытные мысли, афоризмы и высказывания

известных личностей не только в сфере искусства, но и в других отраслях. Эти выписки однажды могут стать аргументами в творческом споре или в обосновании собственных замыслов.

Предложенный перечень разделов является приблизительным, он варьируется по усмотрению студентов. К примеру, можно отдельным разделом вывести «Репетиции». Именно записям репетиционной работы над постановкой посвящены многие труды корифеев театрального искусства (К. С. Станиславский, М. А. Чехов, Е. Б. Вахтангов и др.).

Подводя итог сказанному, хочется заметить, что ведение творческого дневника для будущего режиссера, несомненно, является закономерным и даже обязательным в своем роде тренинговым упражнением.

1. Горчаков, Н. М. Режиссерские уроки Вахтангова / Н. М. Горчаков. - Москва: Искусство, 1957. - 203 с.

2. Гурьева, Т. Н. Новый литературный словарь / Т. Н. Гурьева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - С. 86.

3. Дневник [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энцикл. - Режим доступа:

https ://ru.wikipedia. org/wiki/Дневник.

4. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. - Москва: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 432 с. - Серия: Вахтанговская бибилиотека.

5. Кобрин, К. Р. Похвала дневнику / К. Р. Кобрин // Новое литературное обозрение. - 2003. - № 61. -

С. 288-295.

6. Малочевская, И. Б. Режиссерская школа Товстоногова / И. Б. Малочевская. - Санкт-Петербург:

С.-Петерб. акад. театр. искусства, 2003. - 160 с.

7. Момот Н. М. Щоденник Т. Шевченка як творчо-психолопчний та жанровий феномен : дис... канд. фшол. наук: 10.01.01 / Юровоградський держ. педагопчний ун-т iм. Володимира Винниченка. - Кировоград, 2006.

8. Рон, Д. Как вести личный дневник [Аудиокнига] / Д. Рон; исполнитель О. Вол. - Минэлла, 2006.

9. Станиславский, К. С. Система Станиславского. Работа актера над собой. Процесс переживания / К. С. Станиславский. - Москва: Эксмо, 2013. - 448 с. - Серия: Мастер сцены.

10. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 5 / К. С. Станиславский. - Москва: Искусство, 1958.

11. Станиславский, К. С. Театральный дневник любителя драматического искусства / К. С. Станиславский. -Санкт-Петербург: ЛКИ, 2010. - 178 с.

12. Чудакова, М. О. Дневник / М. О. Чудакова // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. -Москва: Совет. энцикл., 1962-1978. - Т. 2: Гаврилюк - Зюльфигар Ширвани, 1964.

13. Школа Бориса Зона. Уроки актерского мастерства и режиссуры / сост. В. Львов. - Санкт-Петебург: Сеанс, 2011. - С. 120.

Получено 17.04.2015

88

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

И. В. Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческий дневник - традиционное средство театральной педагогики

I. Stepanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts E-mail: inna7778@bk.ru

CREATIVE JOURNAL - THE TRADITIONAL MEANS OF THEATRE PEDAGOGY

Abstract. The article is dedicated to director skills development by training exercises on observation. The article draws attention to the fact that one of the key exercises on observation is keeping a creative diary or a journal. The author reveals the conceptual framework, traces the origin and formation of the diary genre, and gives the examples of famous in cultural history people who had personal diaries. The theatre reformer K. S. Stanislavsky, whose literary activity is directly connected with keeping a diary, is heavily emphasized. Also the author substantiates the idea that famous Stanislavsky system was created on basis of diary entries and notes. The author suggests that it was E. B. Vakhtangov who introduced director diary into theatre pedagogy for the very first time. Moreover the article reveals the effectiveness of traditional theatre exercises in the learning process of the directors by giving the examples of different theatre teachers, the author summarizes the experience base of theatre directors and gives practical advice on keeping a creative diary.

Keywords: diary, journal, exercise, vocational training, personal observation, director, K. S. Stanislavsky

For citing: Stepanova, I. Creative Journal - the Traditional Means of Theatre Pedagogy /1. Stepanova // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 84-89.

Reference

1. Gorchakov, N. Rezhisserskie uroki Vakhtangova [Directing Lessons by Vakhtangov] / N. Gorchakov. - Moscow: Iskusstvo, 1957. - 203 p.

2. Gureva, T. Novyy literaturnyy slovar' [New Literary Dictionary] / T. Gureva. - Rostov-on-Don: Feniks, 2009. - P. 86.

3. Diary // Wikipedia: free encycl. [Electronic resource]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki^HeBHm.

4. Zakhava, B. Masterstvo aktera i rezhissera [The Actor and Director Skill] / B. Zakhava. - Moscow: Russian Academy of Theatre Arts, 2008. - 432 p. - Series: The Vakhtangov Library.

5. Kobrin, K. Praise the Diary / K. Kobrin // Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review]. - 2003. -№ 61. - P. 288-295.

6. Malochevskaia, I. Rezhisserskaya shkola Tovstonogova [Director School of Tovstonogov] / I. Malochevskaia. -Saint Petersburg: The St. Petersburg Theatre Arts Academy, 2003. - 160 p.

7. Momot, N. Dnevnik Tarasa Shevchenko kak tvorcheski-psikhologicheskiy i zhanrovyy fenomen [Shevchenko Diary as a Creativity-Psychological Phenomenon and Genre] / N. Momot. - Kirovohrad: The Kirovohrad Volo-dymyr Vynnychenko State Pedagogical University, 2006. - 19 p.

8. Ron, D. Kak vesti lichnyy dnevnik [How to Keep a Personal Diary] / D. Ron, performer O. Vol. - Minella, 2006.

9. Stanislavsky, K. Sistema Stanislavskogo. Rabota aktera nad soboy. Protsess perezhivaniya [Stanislavsky System. An Actor's Self-Improvement Work. The Process of Emotional Experience] / K. Stanislavsky. - Moscow: Eksmo, 2013. - 448 p. - Series: The Stage Master.

10. Stanislavsky, K. Sobranie sochineniy: v 8 t. T. 5 [Collected Works: in 8 vol. Vol. 5] / K. Stanislavsky. - Moscow: Iskusstvo, 1958.

11. Stanislavsky, K. Teatral'nyy dnevnik lyubitelya dramaticheskogo iskusstva [Theatre Diary of a Dramatic Art Lover] / K. Stanislavsky. - Saint Petersburg: LCI, 2010. - 178 p.

12. Chudakova, M. Diary / M. Chudakova // Kratkaya literaturnaya entsiclopedia [Brief Literary Encyclopedia] / ed. A. Surkov. - Moscow: Soviet encyclopedia, 1962-1978. Vol. 2: Gavrilyuk - Zulfigar Shirvani, 1964.

13. Shkola Borisa Zona. Uroki akterskogo masterstva i rezhissury [School of Boris Zone. Acting Classes and Directing] / comp. V. Lvov. - Saint Petersburg: Seans, 2011. - P. 120.

Received 17.04.2015

89

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.