И. И. Цупикова
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-7-х КЛАССОВ
Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского Государственного Университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых
В статье впервые дается уточненное и расширенное понятие учебной успешности, которая проявляется в мотивационио-ценностном отношении к обучению, степени проявления и уровня сформированности учебно-познавательных интересов, креативности, успеваемости и качестве знаний.
A full and extended definition of studying progress is given for the first time in the article. It comes out in motivation to learning progress, level of activation and level of formation of learning interests, creativity, getting good marks and quality of knowledge.
Впервые термин учебная успешность ввел в науку Б. Г. Ананьев. С его точки зрения, она учитывает не только результат обучения, но и темп, напряженность, индивидуальное своеобразие (стиль) учебной деятельности, степень прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, чтобы
1
прийти к определенной цели . С позиции В. А. Якунина, успешность обучения понимается «как эффективность руководства учебно-познавательной деятельностью ,.., обеспечивающего высокие психологические результаты при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых,
Творческие задания как средство формировании учебной успешности учащихся 5—7-х классов
физических, психологических и т. п.)»4. Критериями учебной успешности является обычно академическая успеваемость, отражающая в бальной оценке (отметке) уровень учебных достижений, а также качество и способы умственной работы (активность, напряженность, темпы, длительность, систематичность, соотношение ориентировочных и исполнительных действий, рациональных и нерациональных приемов работы и т. п.).
Как показывают проведенные нами исследования, основным действующим показателем учебной успешности в настоящее время, является академическая успеваемость, а также качество и способы умет венной работы. В этом смысле понятие академической успеваемости соотносится с понятиями результативность и эффективности и определятся как степень совпадения реального результата учебной деятельности с запланированным.
Проведенный нами анализ различных факторов учебной успешности позволяет' уточнить и расширить понятие учебной успешности. На наш взгляд, дтя того, чтобы объективно и в полном объеме определить уровень сформированное™ учебной успешности, одной отметки недостаточно, необходимо учитывать мотивациошю-цен-ностное отношение к обучению, степень проявления и уровень сформированное™ учебных интересов, креативность личности, успеваемость и качество знаний.
Кратко раскроем каждый из компонентов учебной успешности.
Ценностно-ориентированный компонент, согласно которому образование, как ценность, должно выходить на первое место. Основной ценностью образовательного процесса являются знания. Процесс, в результате которого порождаются знания, называют познанием. Учебное познание, как правило, осуществляется под руководством учителя, который выступает посредником между познающим субъектом и научным знанием, являющимся предметом усвоения. Поэтому мы можем рассматривать сформированное™ определенных цен-
ностеи у школьников как показатель результативности образовательного процесса и, как следствие, один из структурных компонентов учебноИ успешности.
Мотивационный компонент. Поскольку в обучении первостепенное значение мотивации подчеркивается многими авторами, И. П. Подтасый отмечает, что мотивы обучения, наряду с пониманием пели и интересом к обучению, оказывают наибольшее влияние на результат: наряду с мотивами на учебную успешность влияют учебно-познавательные интересы, их взаимосвязь подчеркивается многими авторами, отмечается, что интерес является одним из мотивов учения, компонентом учебной мотивации. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебный мотив, как отмечает А. К. Маркова __ это «направленность школьника на отдельные стороны учебноИ работы, связанная с внутрен-
„ 2
ним отношением ученика к неи» .
Г. И. Щукина: «Познавательный интерес интегральное образование личности... интерес выступает как непосредственный внутренний побудитель познаватель-3
ной деятельности» .
Интерес не является врожденным качеством личности, а формируется в процессе деятельности человека. Мы солидарны с А. К. Марковой, которая рекомендует использовать степень проявления интереса учащимися к предмету дтя «измерения» мотивации учения. Поэтому степень проявления интереса нами рассматривается одним из структурных компонентов учебной успешности.
В процессе формирования учебной успешности, по нашему мнению, необходимо учитывать такое качество личности, как креативность.
Креативность (отангл. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности ■ выявление личностных качеств, с которыми она связана. Креативность соответствует критериями учебной успешности, отражающихся в бальной оценке (отметке) уровня учебных достижений, а также качестве и способах умственной работы (активность, напряженность, темпы, длительность, систематичность, соотношение ориентировочных и исполнительных действий, рациональных и нерациональных приемов работы).
Успеваемость и качество знаний, как компонент формирования учебной успешности: успеваемость, которая связана с наличием неудовлетворительных отметок и качество знаний, которое связано с количеством учащихся обучающихся на «4» и «5» по отношению ко всем учащимся класса.
Таким образом, учебную успешность мы предлагаем рассматривать, как интегральную качественную характеристику личности школьника, позволяющую осваивать учебный материал в полном объеме, которая проявляется в мотивациошю-цен-ностном отношении к обучению, степени проявления и уровня сформированное™ учебных интересов, креативности, успеваемости и качестве знаний.
Есть различные способы формирования учебной успешности и, в том числе, творческие учебные задания, которые представляют собой совокупность учебных задач, при решении которых учащиеся должны применять творческие способы и приемы.
Нами разработан комплекс творческих учебных заданий, который удовлетворяет выдвинутым критериям сформированнос-ти учебной успешности. Комплекс охватывает учащихся 5-7-х классов на каждом этапе формирования учебной успешности. Творческие задания постепенно усложняются и решают поставленные перед ними задачи. Комплекс творческих учебных заданий одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность творческих учебных заданий, объединенных для
формирования учебной успешности учащихся 5-7 классов, удовлетворяющих требованиям: полноты, наличия ключевых задач, связности, возрастания трудности в каждом уровне, целевой ориентации, целевой достаточности, эмоционально-психологической комфортности, объединенного системообразующего фактора, в качестве которого выступают цели современной школы, связанные с информатизацией образования.
Разработанный комплекс творческих учебных заданий для учащихся 5-го класса направлен на формирование учебной успешности ребят, а именно на этой ступени обучения необходимо привлечь школьников к изучению математики, развивать интерес к предмету, показать примеры применения в жизни многих ситуаций, которые повышают мотивацию учения, закладывают основы для творческого подхода к процессу обучения.
Как показывают проведенные исследования, учебный материал 6 класса призван для осуществления индивидуальных творческих учебных заданий, направленных на развитие креативных способностей школьников. Это, прежде всего, исторический материал, который собран в специальные блоки, и материал из различных предметных областей. Специальные задания мотивируют деятельность учащихся к порождению нового творческого учебного задания, учат конструировать различные типы заданий.
Выполнение творческих учебных заданий семиклассниками способствует дифференциации учения, поскольку каждый ученик сам может выбрать сложность предстоящей работы, способен оценить свои творческие способности и разработать задание в соответствии со своими возможностями. Выполнение же творческих учебных заданий, моделирующих жизненную практику, позволяет ребятам оказаться в реальной ситуации, внести вклад в решение творческого задания, тем самым позволяет развивать учебную мотивацию.
Разработанный комплекс творческих учебных заданий показал, что в качестве
приоритетного направления формирования учебной успешности учащихся 5 7-х классов нами отобраны задания и разработан комплекс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся срещге-го звена по всем темам и разделам изучаемого курса. Задания на формирование понятий («Объемные тела», «Округление чисел»), задания по составлению ориентиро-
вочной основы деятельности («Свойства движения», «Инструменты для вычислений»), задания по контролю знаний («Простейшие геометрические фигуры», «Декартовы координаты на плоскости»).
Апробирование указанных приемов в процессе опытно-экспериментальной работы показало целесообразность их включения в образовательный процесс.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. С. 41. Формирование мотивации учения: Кн. ддя учителя / Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. М.: Просвещение, 1990. С. 9.
^ Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. 1988. С. 18.
4
Якунин В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.; Изд-во «Полиус», 1998. С. 274.