Научная статья на тему 'Творческие проекты как средство формирования профессионально-технологической компетенции выпускников учреждений начального профессионального образования'

Творческие проекты как средство формирования профессионально-технологической компетенции выпускников учреждений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непогода Л. И.

В статье раскрыта актуальность исследования, дана характеристика системы начального профессионального образования на современном этапе, раскрыта концепция модернизации образования, в основу которых заложен компетентностный подход. На основе этого подхода разработана модель выпускника учреждений начального профессионального образования. Данная модель направлена на формирование ключевых профессиональных компетенций, из которых мы выделили профессионально-технологическую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Непогода Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article reveals the topicality of the research, gives the characteristic of the basic vocational education system at the modern stage, describes the concept of education modernisation on the basis of competence approach and works out the model of a graduate of a basic vocational education institute. This model is aimed at forming key-note professional competences, in particular, professional technologic one.

Текст научной работы на тему «Творческие проекты как средство формирования профессионально-технологической компетенции выпускников учреждений начального профессионального образования»

Л. И. Непогода

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Брянского государственного университета им. академика И. Г. Петровского.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. В. Ретивых

В статье раскрыта актуальность исследования, дана характеристика системы начального профессионального образования на современном этапе, раскрыта концепция модернизации образования, в основу которых заложен компетентностный подход. На основе этого подхода разработана модель выпускника учреждений начального профессионального образования. Данная модель направлена на формирование ключевых профессиональных компетенций, из которых мы выделили профессионально-технологическую.

26 1

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

The author of the article reveals the topicality of the research, gives the characteristic of the basic vocational education system at the modern stage, describes the concept of education modernisation on the basis of competence approach and works out the model of a graduate of a basic vocational education institute. This model is aimed at forming key-note professional competences, in particular, professional technologic one.

Основная цель начального профессионального образования (НПО) состоит в подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профи -ля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту1. Поэтому задача начального профессионального образования заключается в создании необходимых условий для совершенствования специальной подготовки учащихся, приобретения ими опыта продуктивной, компетентной профессиональной деятельности2.

Однако в современной практике обучения в начальных профессиональных образовательных учреждениях можно выделить противоречие между необходимостью преобразования сложившейся в них образовательной среды с целью формирования современных профессионально компетентных выпускников и отсутствием разработанных педагогических условий ее создания3.

Необходимость разрешения указанной проблемы обусловило открытие областной экспериментальной площадки в 2003 г. на базе профессионального лицея г. Брянска по теме «Творческие проекты как средство формирования профессионально-технологической компетенции выпускника учреждений профессионального начального образования». В соответствии с проблемой исследования нами были отобраны экспериментальные и контрольные группы и разработана научная концепция.

Проведенный нами анализ теоретических источников позволил выделить и обосновать следующие ключевые профессиональные компетенции:

• когнитивно-информационную компетенцию - когнитивный критерий (уровень усвоения, процент успеваемости, средний балл);

• профессионально-личностную и социальную компетенции - мотивационно-по-требностный критерий (адаптация выпускников школ для успешного обучения в профессиональном лицее, степень контактности, общекультурный кругозор, определение жизненно-важных ценностей);

• специально-технологическую компетенцию - операционно-практический критерий (уровень развития профессионально значимых качеств, уровень развития личностных качеств, коэффициент здоровья).

На основе вышеуказанных критериев, нами была спроектирована модель формирования ключевых профессиональных компетенций выпускника профессионального лицея торгово-кулинарного профиля.

В основу разработанной нами модели положены материалы по технологии, про-фессиограммы профессиональных образовательных учреждений, разработанные Э. Ф. Зеером, 3. 3. Кириковой, В. А. Бажу-тиной, И. В. Осиповой и др.

Составляющие модели (рис. 1) соответствуют требованиям, предъявляемым сегодня к профессиональной компетентности работника квалифицированного труда4.

Системообразующими элементами этой модели стала профессионально-технологическая компетенция, переменной составляющей мы назвали элементы, с помощью которых осуществляется данное формирование.

Пр о фессион а ль но-техно логическая компетенция включает следующие основные элементы: основы менеджмента, организация коммерческой деятельности, виды договоров и контрактов, техника обслу-

Творческие проекты как средство формирования профессионально-технологической...

Учащиеся профессионального лицея

Выпускник профессионального лицея

Рис. 1. Модель формирования профессиональных ключевых компетенций

живания покупателей, производственная санитария и гигиена, техническое оснащение и охрана труда, применение экономически обоснованных приемов технологии и организации труда в общественном питании, органолептическая оценка качества, пользование сборником рецептур блюд и кулинарных изделий и мучных кондитерских изделий, расчет количества сырья по нормативам, обслуживание посетителей.

Новизной нашего исследования является выделение и обоснование влияния метода творческих проектов на формирование у выпускников профессионального лицея профессионально-технологической компе-

тенции. Формирование профессионально-технологической компетенции учащихся профессионального лицея является одним из способов сохранения конкурентоспособ-ности системы начальной профессиональной подготовки.

Ведущим методом в системе професси-онально-технологической подготовки уча-щихся является инновационный метод проектов. Сущность данного метода состоит в том, что в процессе организации учебно-трудовой деятельности преподаватель создает различные творческие ситуации, побуждающие учащихся активизировать мыслительный аппарат и воплощать свои идеи в действительность5.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время возникает проблема в недостатке информации по вопросам внедрения метода проектов в систему начального профессионального образования как одной из альтернативных форм итогового контроля профессиональных знаний, умений и навыков учащихся6. Нами была разработана комплексно-целевая программа реализации модели формирования профессионально-технологической компетенции на основе внедрения метода творческих проектов. Выполненный учащимися творческий проект может являться выпускной творческой работой, в полной мере характеризующей профессионально-технологическую компетентность выпускника учреждений начального профессионального образования.

В ходе реализации комплексно-целевой программы учащимися были разработаны и выполнены следующие творческие проекты: «Приготовление дрожжевого полу от -крытого пирога», «Выпечка хлеба пшеничного ГОСТ-269870-086», «Организация мини-кафе в лицее № 39», «Холодные блюда и закуски», «Приготовление торта "Чер-

ный принц", «Карвинг, или Искусство резки цветов из овощей», «Открытие продовольственного магазина "ОАЗИС"» и др.

Одним из показателей эффективности формирования профессионально-технологической компетенции выпускника системы начального профессионального обра -зования на основе внедрения метода проектов являются профессионально значимые качества (ПЗК).

Была проведена первичная диагностика учащихся 1-го курса контрольных и экспериментальных групп по выявлению уровня развития профессионально значимых качеств. Для этого были использованы: «Тест ориентировочный предпринимательских способностей (ТОПС)», «Корректурная проба», «Память на числа», «Владение речью».

Результаты диагностики показывают, что по сравнению с результатами 2004-2005 учебного года уровень развития ПЗК и в экспериментальных группах, и в контрольных группах возрос: в экспериментальных группах в 2.1 раза, в контрольных группах в 1,02 раза (рис. 2).

3,8 3,6 3,4 3,2 3

3,65

3,33 3,27

/ ~Л_^

3,51

2004-2005

2006-2007

□ ср. балл ПЛ №39 □ ср. балл ПЛ №35

Рис. 2. График роста уровня развития ПЗК контрольных и экспериментальных групп

Экспериментальные исследования подтвердили высокую эффективность формирования профессионально-технологической компетенции в условиях реализации метода творческих проектов у учащихся профессионального лицея.

Получены результаты исследования, которые подтверждают выдвинутую нами научную гипотезу и свидетельствуют о том, что проведенное нами научное исследование актуально и имеет научную и практическую значимость.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. С. 34.

2 Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. С. 281.

3 КарташоваН. Н. Модель успешного функционирования профессионального лицея в условиях реструктуризации сети. С. 72.

4 Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно - ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. № 3. С. 42.

5 Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. С. 21.

6 Ярочкина Г. В., Ефимова С. А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.