Научная статья на тему 'Творческая самореализация педагога-музыканта в учреждении дополнительного образования детей'

Творческая самореализация педагога-музыканта в учреждении дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ESTABLISHING SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHO-PEDAGOGICAL TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / AND CREATIVE SELF-REALIZATION / TEACHER / MUSICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюхина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной культуры педагога-музыканта учреждения дополнительного образования детей, способы улучшения его психолого-педагогической подготовки и повышения уровня компетентности посредством достижения наилучшей творческой самореализации педагога в процессе работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюхина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the development of professional culture of the teacher-musician institutions of further education for children, improve their psychological and educational training and competency by achieving the best creative self-educator in the process of working with children.

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация педагога-музыканта в учреждении дополнительного образования детей»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Образование в сфере культуры 163

ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

О. В. Дедюхина

Музыкально-хоровая школа «Радость»

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной культуры педагога-музыканта учреждения дополнительного образования детей, способы улучшения его психолого-педагогической подготовки и повышения уровня компетентности посредством достижения наилучшей творческой самореализации педагога в процессе работы с детьми.

Ключевые слова: педагог-музыкант, учреждение дополнительного образования детей, психолого-педагогическая подготовка, компетентность, творческая самореализация.

The article discusses the development of professional culture of the teacher-musician institutions of further education for children, improve their psychological and educational training and competency by achieving the best creative self-educator in the process of working with children.

Keywords: teacher, musician, establishing supplementary education for children, psycho-pedagogical training, competence, and creative self-realization.

В свете новой образовательной парадигмы деятельность педагога дополнительного образования способствует определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребенка. В связи с этим возрастают требования к профессиональной культуре педагога, его психолого-педагогической подготовке, уровню его компетентности.

В системе дополнительного образования это особенно важно, так как именно педагог является тем субъектом, который в значительной степени определяет содержание, формы и методы работы с детьми.

Достижение профессионализма связано с приобретением мастерства в профессии и развитием личностно-профессиональных качеств. Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессио-

нализмом, осуществляемое в саморазвитии и самореализации личности в профессиональной деятельности.

Поэтому очень важно на уровне учреждения создать систему непрерывного педагогического образования, которая является необходимой предпосылкой развития творческих способностей педагога, что характеризует качество образовательной деятельности учреждения. Рост профессионального мастерства и культуры педагога идет более интенсивно, если педагог занимает позицию активного субъекта деятельности, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий поиск.

Одной из актуальнейших проблем совершенствования профессионального мастер-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 163-166

05_îâôàçîâàièà.p65 163 1 07.02.2012, 17:52

.....

ш

164 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

ства педагога дополнительного образования сегодня является его творческая самореализация. Какие условия необходимо создать в учреждении, чтобы этот процесс имел место? Остановимся на деятельности Государственного учреждения дополнительного образования детей - Музыкально-хоровой школы «Радость» (Москва).

Ежегодно в МХШ «Радость» проходит конкурс музыкантов-исполнителей «Москва - Искусство - Дети». Показав первые успехи молодой хоровой студии уже через год после ее создания, он каждую осень отсчитывает очередную веху в истории нашего образовательного учреждения. В этом конкурсе могут раскрыть свои способности и возможности воспитанники, родители и, конечно, педагоги.

По традиции, конкурс объединил учеников всех музыкальных классов, отделов и подразделений школы - исполнителей на фортепиано, скрипке, синтезаторе, домре, балалайке, баяне, аккордеоне, флейте и блокф-лейте, гуслях, гитаре и, конечно, вокалистов и артистов фольклорных ансамблей. В 2010 году он был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи конкурса:

- воспитание у детей бережного отношения и уважения к национальной русской культуре, народным традициям, обычаям, обрядам; осуществление патриотического воспитания, привитие любви к Родине в целом и к своему родному городу, расширение знаний учащихся об истории своей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов через знакомство с лучшими образцами музыкального наследия русской классической музыки, произведениями современных российских и московских композиторов;

- объединение усилий школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения, создание условий для сотрудничества детей и взрослых; приобщение родителей к активной общественной жизни школы, воспитание осознанного позитивного отношения к деятельности школы, педагогов и детей; воспитание в детях чувства неразрывной

связи со своей семьей, ответственности за честь своего народа;

- выявление новых тенденций в методике преподавания и повышение педагогического мастерства преподавателя-музыканта; повышение исполнительского мастерства учащихся; выявление одаренных и профессионально перспективных педагогов и учащихся.

Условия конкурса:

- участники конкурса: учащиеся 11-Х классов МХШ «Радость»;

- конкурс состоит из 4-х туров: для участия в первом и втором туре выбираются разнохарактерные пьесы; участие в первом туре (сольное выступление) предполагает исполнение музыкального произведения, соответствующего тематике 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, и создание собственного рисунка, отражающего характер исполняемой музыки; участие во втором туре (сольное выступление) предполагает исполнение музыкального произведения, соответствующего тематике 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, и создание собственного литературного сочинения (рассказ, стихотворение и т.п.), навеянного исполняемой музыкой и имеющего отношение к событиям Великой Отечественной войны; участие в третьем туре предполагает исполнение ансамбля либо учащимися, либо с участием педагога по теме конкурса; участие в четвертом прослушивании предполагает семейное музицирование (ансамблевая пьеса);

- в программу выступлений учащихся (всех туров) могут быть включены произведения русской классики, музыка советского периода (1917-1991 годов), современных российских и московских композиторов. Также можно включить в программу переложения оркестровых, инструментальных, вокальных сочинений, обработки русских народных и военных песен. К исполняемому произведению нужно подобрать стихотворение, его можно сочинить самому воспитаннику, или небольшой сопроводительный текст или рисунок соответствующий настроению произведения и отражающий тему конкурса.

05_Tä6ägTääieä.p65 164 1 07.02.2012, 17:52

.....

ш

Образование в сфере культуры 165

Подготовка к участию в конкурсе включала: подбор репертуара военных лет для воспитанников, аранжировка военных песен, просмотр и изучение репродукций о войне, чтение книг и стихов.

В результате длительной подготовки воспитанники класса флейты приняли участие в следующих номинациях конкурса: сольное исполнительство, ансамбль и семейное музицирование.

Плешков Василий (8 лет) исполнил «Андантино» А. Хачатуряна и нарисовал рисунок, который назвал «И снова мирное небо». За проникновенную игру и отражение образа произведения в рисунке был удостоен звания лауреата 2 степени и награжден грамотой за художественную композицию. Тишкина Дарья (16 лет) исполняла «Колыбельную» Т. Хренникова и представила на суд жюри рисунок «Петергоф - после войны», жюри достойно оценило Дашину игру и присудило ей звание лауреата 2 степени. Творчески подошел к участию в конкурсе Дунаев Юрий (8 лет), виртуозно исполнивший «Вальс» Г. Свиридова. Юра написал рассказ о бойце, который исполнял вальс на баяне, перед тем как идти в бой. Дунаев Юрий был награжден званием лауреата 1 степени.

Лирично, музыкально и проникновенно прозвучала «Элегия» Ю. Должикова в исполнении ансамбля флейт в составе: Юрия Дунаева, Андрея Дунаева, Василия Плешкова, Ксении Плешковой и Дарьи Тишкиной. Жюри оценило их игру по достоинству и присвоило «Гран-при».

В номинации семейное музицирование участвовал ансамбль, состоящий из учеников и их родителей моего класса. Дунаев Юрий (8 лет, флейта), Дунаев Андрей (8 лет, домра), мама - Дунаева Екатерина Александровна (балалайка-контрабас), Карнаухов Арсений (8 лет, блокфлейта), Карнаухова Александра (4 года, треугольник), мама - Карнаухова Эльвира (гитара), Фомина Наталья (10 лет, флейта), мама Фомина Татьяна Николаевна (баян), Тишкина Дарья (16 лет, флейта), Тиш-кина Ольга (8 лет, колокольчики), Тишкин

Кирилл (10 лет, малый барабан), мама - Тишкина Марина Николаевна (треугольник). Гран-при единогласно присудило жюри этому ансамблю за исполнение «В лесу прифронтовом» М. Блантера.

Все переложения для ансамблей были сделаны специально для конкурса педагогом класса флейты.

Хотя семейные ансамбли, состоящие из исполнителей разного возраста и разной музыкальной подготовки, как правило, не позволяют добиться высокого уровня исполнительского мастерства, они пробуждают стойкий интерес к домашнему музицированию. И в один момент этот интерес может оказаться решающим, так как семейное музицирование способствует эмоциональной отзывчивости и взаимопониманию. Когда начинающий музыкант чувствует, что его умение петь, играть соло и в ансамбле вызывает интерес у родных, доставляет им удовольствие и рождает желание принять участие в музыкальных занятиях, у него, естественно, возрастает интерес к музыкально-творческой деятельности.

Данный конкурс - открытая экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могут познакомиться с профессиональными находками ведущих педагогов учреждения дополнительного образования детей. Конкурс становится мастер-классом для всех участников и зрителей, предоставляет каждому из воспитанников, родителей и педагогов возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализоваться, а также поделиться педагогическими находками. Именно здесь выявляются ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты педагогов, их отношение к детям, родителям, коллегам, профессии.

Атмосфера конкурсного общения, которая создана в МХШ «Радость», - реальная возможность словом и делом помочь педагогам-практикам стать лучше, совершеннее, получить шанс достичь больших высот профессионального мастерства, профессиональной компетентности. Это - главный результат

05_ТабадТаа1ёа.р65 165 1 07.02.2012, 17:52

.....

п

166 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

конкурса «Москва - Искусство - Дети».

Конкурс - это один из инструментов повышения квалификации педагогических кадров, который позволяет добиться динамики

личностного развития педагогов, сформировать у них самостоятельность, ответственность, креативность, структуру интересов и ценностей, умения самовыражаться.

НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА ТАНЦА МОДЕРН Л. Л. Васькова

Московская государственная академия хореографии

В статье уделяется внимание научному анализу генезиса танца модерн. Рассматриваются работы зарубежных авторов. Отмечается, что центральной задачей современной теории педагогики - это оценка и вынесение суждения относительно модернизма и примитивизма - двух конфликтующих, но тесно связанных явлений.

Ключевые слова: научный анализ, генезис танца, таец модерн.

In article the attention to the scientific analysis of genesis of dance a modernist style is paid. Works of foreign authors are considered. Art of Balanchina, in its basic characteristics is marked that, tends to ideals пуризма. Hence, the central problem of the modern theory of pedagogics is an estimation and removal of judgement concerning a modernism and primitiveness - two clashing, but closely connected phenomena.

Keywords: the scientific analysis, dance genesis, modernist style.

При анализе письменных источников неизбежно сталкиваешься с тем, что большинство зарубежных трудов, посвященных этой теме, не переведены или переведены фрагментарно. Как правило, обнаружить можно только ссылки на эти работы. В отечественных изданиях эта тема не получила достаточного освещения.

Среди работ на английском языке, посвященных интересующей нас теме, обращает на себя внимание сборник статей «Что есть танец? Чтения по теории и критике» (What is Dance? Readings in Theory and Criticism (Oxford University, 1983)) под редакцией Маршала Ко-эна и Роджера Коупленда. В сборнике представлено 60 эссе лучших балетных критиков Америки и Европы, которые посвящены истории и теории танца.

Маршал Коэн - профессор философии и юриспруденции, автор книги «Film Theory and Criticism», а также автор нескольких статей по теории танца и философии искусства, опубликованных в данном сборнике. Работа «Примитивизм, модернизм и теория танца» (Primitivism, Modernism and Dance Theory (1981)) представляет собой сравнительный анализ двух концептуально противоположенных воззрений на современное искусство.

Первое восходит к Лессингу и его труду «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» и настаивает на том, что каждый вид искусства поддерживает тесную связь с той художественной формой, в которой он воплощается. По мнению Коэна, этот взгляд часто объединяет некую версию того, что может быть названо принципом модернизма в искус-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 166-170

05_Tä6ägTääleä.p65 166 1 07.02.2012, 17:52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.