Научная статья на тему 'Творческая активность в спортивном воспитании'

Творческая активность в спортивном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1347
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЙ СПОРТСМЕН / СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максачук Екатерина Павловна

В статье рассматривается значение творческой активности в процессе спортивного воспитания, целью которого является формирование гармонически развитой личности. Структура творческой активности, приведенная в статье, помогает понять, на что именно необходимо обращать внимание в тренировочном процессе, чтобы избежать одностороннего подхода. Рекомендации по организации творческой активности в тренировочном процессе дают возможность разобраться в том, как сделать тренировку разнообразной и интересной. Благодаря креативному компоненту в спортивном воспитании юные спортсмены могут проявлять свои индивидуальные способности, становясь субъектом деятельности, а не объектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative activity in sports education

The article discusses the importance of the creative activity in the process of sports education, the goal of which is formation of the harmoniously developed personality. Structure of the creative activity given in the article helps to understand what you need to pay attention on in the training process, to avoid one-sided approach. The recommendations on the organization of the creative activity in the training process help to understand how to make the training varied and interesting. Thanks to the creative component in the sports education, the young athletes may demonstrate their individual abilities, becoming stakeholders, and not an object.

Текст научной работы на тему «Творческая активность в спортивном воспитании»

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что коэффициент сложности игр с участием квалифицированных волейболисток с течением времени будет повышаться, будет повышаться накал спортивной борьбы, а значит, будет увеличиваться процентное отношение игровых ситуаций с высокой и экстремальной напряженностью, следовательно, еще более возрастут требования к психологической составляющей подготовленности спортсменок. В связи с этим одним из направлений эффективности подготовки квалифицированных волейболисток на современном этапе должно стать направление, связанное с проявлением личностных качеств в условиях повышенной психоэмоциональной напряженности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаров, Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание. Системность. Развитие : монография / Ю.М. Макаров. - Санкт-Петербург : Изд-во «Лема», 2013. - 237 с.

REFERENCES

1. Makarov, J.M. (2013), Play action in sports games. Knowledge. Consistency. Development, monograph, publishing house “LEMA”, St. Petersburg.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.01.2014.

УДК 374.1

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В СПОРТИВНОМ ВОСПИТАНИИ

Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук,

Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка

Аннотация

В статье рассматривается значение творческой активности в процессе спортивного воспитания, целью которого является формирование гармонически развитой личности. Структура творческой активности, приведенная в статье, помогает понять, на что именно необходимо обращать внимание в тренировочном процессе, чтобы избежать одностороннего подхода. Рекомендации по организации творческой активности в тренировочном процессе дают возможность разобраться в том, как сделать тренировку разнообразной и интересной. Благодаря креативному компоненту в спортивном воспитании юные спортсмены могут проявлять свои индивидуальные способности, становясь субъектом деятельности, а не объектом.

Ключевые слова: юный спортсмен, спорт, спортивное воспитание, творческая активность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p102-105 CREATIVE ACTIVITY IN SPORTS EDUCATION

Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences,

Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka

Annotation

The article discusses the importance of the creative activity in the process of sports education, the goal of which is formation of the harmoniously developed personality. Structure of the creative activity given in the article helps to understand what you need to pay attention on in the training process, to avoid one-sided approach. The recommendations on the organization of the creative activity in the training process help to understand how to make the training varied and interesting. Thanks to the creative component in the sports education, the young athletes may demonstrate their individual abilities, becoming stakeholders, and not an object.

Keywords: young athlete, sport, sports education, creative activities.

ВВЕДЕНИЕ

Дети, пришедшие заниматься в ДЮСШ, безусловно заинтересованы в выбранной ими деятельности. Но, как показывает практика, определенный процент занимающихся оставляет занятия в скором времени, а некоторые, хотя и не бросают тренировки, но относятся к ним формально.

Творчество можно определить как социальную активность личности, мотивированную стремлением к самореализации и самосовершенствованию. Креативный подход в спортивной деятельности - это единство индивидуального и социального. Индивидуальное отражает возможности человека созидающего и связано с данной личностью. Социальное объясняется тем, что в обществе развиваются и реализуются способности человека, формируется социальный спрос на новшество, удовлетворяющее социальные потребности. В данной статье изложен материал, помогающий построить тренировочный процесс как можно интереснее, учитывая потребности юных спортсменов.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время все более актуальной становится тема гармонически развитой личности в спорте. Спортсмен не должен восприниматься как некий робот, четко выполняющий заданную программу. Спортсмен - это целеустремленная личность, поэтому необходимо строить тренировочный процесс так, чтобы занимающийся смог раскрыть весь свой потенциал.

Элементы творческой активности в спортивном воспитании помогают раскрыть гуманистическую направленность спорта. Спортивное действие рассматривается как результат личностного усилия, что в полной мере может быть возможно в условиях социальной группы, ориентирующейся на развитие телесной и духовной культуры личности, что предполагает формирование творческих качеств, а не только узконаправленные интересы.

Прежде чем определять содержание творческого потенциала спортивной деятельности, необходимо определить интересы юных спортсменов. О конкретной деятельности человека можно судить только в том случае, когда четко определена потребность и мотив. Многие дети начинают занятия спортом, ощущая потребность в общении, в желании найти друзей на основе общего интереса к спортивной деятельности. В спорте дети любого возраста могут осознать значимость для жизни коллектива. Присвоение социальной роли в спортивной деятельности помогает формировать чувство гражданской ответственности, необходимое в повседневной жизни.

Своеобразие творческой деятельности в учебно-тренировочном процессе заключается в том, что спортсмен проявляет себя как активно познающий и действующий субъект.

Обеспечение спортсменов информацией о спортивной деятельности обеспечивает формирование устойчивой мотивации к спорту. Удобной формой получения знаний о спорте являются образовательные тетради, где сообщается основная информация, а также определены задания в виде вопросов, на которые нужно ответить письменно. Информация, изложенная в тетрадях, должна быть краткая, чтобы не перегружать юных спортсменов и не отнимать много времени. Для проверки знаний целесообразно устраивать в рамках соревнований по виду спорта викторины.

Спорт в процессе формирования гармонически развитой личности изменяет сферу познания индивида, что приводит к новому смыслополаганию и пониманию действительности.

Интерес к выбранной деятельности подкрепляется достижением поставленных целей, что является вполне объяснимым - чем больше трудностей на пути к поставленной цели - тем больше вероятность угасания интереса к этой деятельности. Поэтому процесс целеполагания очень важен в учебно-тренировочном процессе. Цель должна быть дости-

жима, а для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности спортсмена.

Для поддержания общности в спортивной команде нужно ставить общие цели (коллективные). Таким образом, личные цели спортсмена должны сочетаться с коллективными. Совместная творческая активность - важнейший механизм развития как личности, так и общества. Используя в своих целях информацию, человек строит свою творческую деятельность, создавая и развивая мир вокруг себя. Преобразовательная активность не только изменят мир и общество в целом, но и развитие самого человека.

Помимо общих спортивных задач, можно давать задания по подготовке настенной газеты с заданной спортивной тематикой, при этом нужно сообщить спортсменам литературные источники для поиска информации.

К функциям творческой деятельности в учебно-тренировочном процессе можно отнести следующее:

- формирование деятельностного отношения к миру;

- создание механизма решения важных задач, алгоритм действий которых субъекту неизвестен;

- реализация права личности на свободу, выход за пределы обязательного.

Творческий подход к деятельности в спорте способствует становлению следующих личностных качеств: продуктивное самосознание как совокупность креативных представлений о себе, интеллектуальный творческий потенциал и инициатива, критичность ума, самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем.

Цель - формирование устойчивого интереса к спортивной деятельности

Эмоциональный

компонент

Интеллектуальный

компонент

Волевой компонент (способность добиваться результата)

7

Интересы юного спортсмена

С

Общение со сверстниками

Знания

Спортивный

результат

Присвоение

социальной

роли

Условия творческой активности

Т

\

Элементы новизны и занимательности

Интеллектуальный

поиск

Конструктивное развитие творческого замысла - критика и совершенствование

Рис. 1. Модель творческой активности в спортивном воспитании

Проявлению творческой активности способствуют соответствующие условия:

• Элементы новизны и занимательности на тренировочных занятиях. Однообразие тренировок вызывает привыкание и потерю интереса к выбранной деятельности.

Поэтому, к примеру, в заключительной части занятия можно предложить эстафету, упражнения и условия выполнения которой заранее должны придумать сами спортсмены.

• Интеллектуальный поиск. Например, тренер может дать задание по нахождению информации, связанной с определенным этапом тренировочного процесса.

• Конструктивное развитие творческого замысла (критика и самосовершенствование). В процессе обсуждения коллективных решений должны приниматься наилучшие варианты, дорабатываться, вноситься корректировки.

Поэтому, творческий потенциал спортивной деятельности можно подразделить на несколько компонентов:

• Эмоциональный компонент. В процессе творческой деятельности наблюдается эмоциональный подъем, что способствует сплочению коллектива. Спортсмены испытывают радость от целесообразно принятого решения.

• Интеллектуальный компонент. Во время творческого процесса спортсмены применяют на практике полученные знания.

• Волевой компонент (способность добиваться результата). Творческая деятельность в спорте способствует проявлению настойчивости, целеустремленности. В зависимости от уровня развития волевых качеств, тренер может давать творческие задания.

ВЫВОДЫ

1. Креативный компонент в спортивной деятельности способствует формированию неординарного мышления, волевых качеств, а также становлению устойчивого интереса к спорту, привнося разнообразие в тренировочный процесс.

2. Благодаря творческой активности в спортивном воспитании юный спортсмен чувствует себя субъектом деятельности, а не объектом, проявляя свои индивидуальные способности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Копаев, О. Синергетический подход в педагогике / О. Копаев, С. Симонов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С. 29-34.

2. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути ее освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 10-15.

3. Фирсин, С.А. Состояние физкультурного воспитания в системе досуга учащейся молодежи / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 7 (89).

- С. 134-138.

REFERENCES

1. Kopaev, O. and Simonov, S. (2007), “Synergetic approach in teaching Theory and practice of physical culture”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 29-34.

2. Lubysheva, L. I (1997), “Value potential of modern physical culture and sports and ways to develop society and the individual”, Theory and Practice of Physical Culture, No 6, pp. 10-15.

3. Firsin S.A.(2012), “State of physical culture education in the leisure time system of students youth”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, pp. 134- 138.

Контактная информация: kate-maksachyk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.