Научная статья на тему 'Туризм в трансграничном сотрудничестве: возможности и ограничения в Алтайском горном регионе'

Туризм в трансграничном сотрудничестве: возможности и ограничения в Алтайском горном регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
550
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CROSS-BORDER COOPERATION / ТУРИЗМ / TOURISM / АЛТАЙСКИЙ РЕГИОН / ALTAI MOUNTAIN REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дунец Александр Николаевич

В статье рассматривается роль туризма в трансграничном сотрудничестве. Отмечается, что в Алтайском горном регионе Международный координационный совет «Наш общий дом Алтай» способствует развитию туристских проектов. В ближайшие годы на трансграничное сотрудничество большое влияние может оказать китайский проект «Один пояс. Один путь», в рамках которого автором выделено три основных направления сотрудничества в Большом Алтае. Приведены результаты анализа мнения экспертов в отношении возможностей и угроз от реализации этого проекта. Определены необходимые условия для активизации трансграничного туристского сотрудничества в Алтайском горном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дунец Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM IN TRANSBOUNDARY COOPERATION: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS IN THE ALTAI MOUNTAIN REGION

The paper present researched the impact of tourism in cross-border cooperation. The border regions of different countries are competitors in attracting tourists. However, cooperation is possible between them in order to use the tourist potential and organize cross-border routes. The International Coordination Council «Our Common Home Altai» has a positive impact on the development of tourism projects in the Altai mountain region. The cross-border tourist route «Altai Golden Mountains» and the international tourist-sports festival «The Great Altai» are important projects of this organization. The Chinese project «One belt. One road» will influence on the cross-border cooperation in the Altai region. Collaborative research of Russian and Chinese scientists were held in Altai 2017. Experts' opinions are presented about the opportunities and threats of the Chinese project. The author offers the necessary conditions for the successful development of cross-border tourism in the Altai region.

Текст научной работы на тему «Туризм в трансграничном сотрудничестве: возможности и ограничения в Алтайском горном регионе»

УДК 910

ТУРИЗМ В ТРАНСГРАНИЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В АЛТАЙСКОМ ГОРНОМ РЕГИОНЕ А Н. Дунец

Алтайский государственный университет, Барнаул, E-mail: dunets@mail.ru

В статье рассматривается роль туризма в трансграничном сотрудничестве. Отмечается, что в Алтайском горном регионе Международный координационный совет «Наш общий дом Алтай» способствует развитию туристских проектов. В ближайшие годы на трансграничное сотрудничество большое влияние может оказать китайский проект «Один пояс. Один путь», в рамках которого автором выделено три основных направления сотрудничества в Большом Алтае. Приведены результаты анализа мнения экспертов в отношении возможностей и угроз от реализации этого проекта. Определены необходимые условия для активизации трансграничного туристского сотрудничества в Алтайском горном регионе.

Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, туризм, Алтайский регион.

Дата поступления 12.03.2018

Особый интерес в региональной проблематике горных территорий представляет трансграничное туристское взаимодействие. Туризм, являясь сегментом экономики, с одной стороны заставляет приграничные регионы конкурировать, а с другой - способствует укреплению сотрудничества в трансграничном регионе. Алтай располагается в границах четырех государств (Россия, Казахстан, Монголия и Китай) и имеет значительные перспективы для трансграничного туризма. Однако в настоящее время природные и социально-экономические ограничения препятствуют его интенсивному развитию.

Трансграничное сотрудничество является естественной функцией приграничных районов и одним из главных факторов их развития. Оно предполагает решение различных вопросов социально-экономического характера, этнокультурного взаимодействия, снижения угроз экономической и национальной безопасности и др. [1]. Нормативно-правовые документы, регулирующие приграничное сотрудничество, для

нашей страны можно представить в виде трех уровней.

1. Федеральные юридические акты, образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности РФ и ее субъектов (федеральные законы: «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О международных договорах РФ», «Таможенный кодекс РФ», «О государственной границе РФ» и др.).

2. Межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы взаимодействия России с международными организациями и отдельными странами (Договор о Евразийском экономическом союзе, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом).

3. Документы, подписанные региональными и местными органами власти о партнерстве и сотрудничестве со своими аналогами в соседних странах. Соглашения заключаются в рамках, имеющихся у них компетенций [2] (напри-

мер, с 2003 г. действует соглашение о сотрудничестве между административными субъектами Большого Алтая в рамках деятельности Международного координационного совета (МКС) «Наш общий дом - Алтай»).

Приграничные регионы разных стран являются конкурентами в привлечении туристов, однако между ними возможна кооперация для того, чтобы наиболее полно использовать турист-ско-рекреационный потенциал и эффективно организовывать трансграничные маршруты. Тем самым сотрудничество туристских организаций и органов управления этих территорий позволяет получить конкурентные преимущества в сравнении с другими, более удаленными от границы, регионами.

Наиболее известным примером трансграничного взаимодействия государств, расположенных в горном регионе, является деятельность стран, находящихся в пределах Альпийского горного региона. Первым международным документом консолидации усилий для стабильного развития этого региона стала «Альпийская конвенция», которую в 1991 г. подписали Австрия, Германия, Италия, Лихтенштейн, Монако, Словения и Франция, а также Евросоюз. Она направлена на интеграцию экономических интересов местного населения и обеспечение реализации принципов трансграничного сотрудничества между альпийскими странами. Для достижения этих целей разрабатываются надлежащие меры в двенадцати секторах, в том числе в туризме.

Развитие трансграничного регионального сотрудничества в РФ осуществляется на принципах федерализма и децентрализации власти. Это сотрудничество имеет свою специфику в разных частях страны. Трансграничные связи охватывают все основные сферы жизнедеятельности регионов. Ключевую роль в региональном сотрудничестве играют торгово-экономические связи, т.к. их легче всего наладить меж-

ду сопредельными территориями различных стран [3].

Влияние туризма на экономику трансграничного региона проявляется в развитии торгово-экономических связей, получении доходов от оказания услуг, шоп-туризма, приобретения туристами товаров, сувениров. Взаимодействие туризма с социально-экономическим комплексом трансграничного региона представляет собой сложную систему. Измерить такое взаимодействие невозможно, оперируя только данными статистики. Реализация функций институтов приграничных территорий идет по нескольким направлениям:

- экономическое направление определяется действием норм и правил пересечения туристами границы, провоза багажа (в т.ч. приобретенных товаров, охотничьего и рыболовного снаряжения, карт и т.д.);

- социальное направление связано с взаимодействием местных сообществ приграничных территорий;

- экологическое направление включает реализацию идеологии сохранения биоразнообразия, развития экоту-ризма, способствующего поддержанию деятельности ООПТ;

- этнокультурное направление способствует установлению культурных связей, участию в национальных и культурных праздниках, знакомству с культурными объектами и организациями (музеи, творческие коллективы и др.).

В свою очередь на туризм в трансграничных регионах оказывают влияние различные факторы, в т.ч. административно-политические. Государство использует нормативно-правовые меры для влияния на туризм (финансовая ответственность для туристских фирм, сертификация средств размещения, таможенный и паспортный контроль). В некоторых случаях государственное влияние тормозит развитие приграничных туристских центров. Отрицательно влиять на развитие туризма может ряд факторов, связанных с такими вопроса-

ми, как туристские формальности, наличие и качество транспортной инфраструктуры, социально-культурное неприятие населения, низкий уровень развития экономики и дисбаланс развития ее отраслей, недостаток инвестиций, природные особенности (высокие горные хребты, создающие естественные барьеры), наличие угроз экономической и национальной безопасности государства, сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка, политические конфликты, значительные миграционные потоки и др.

Трансграничный туризм имеет большое государственное значение. Посещение приграничных территорий другого государства способствует изучению традиций, особенностей хозяйства, которое развивается в сходных природных условиях. Это важно для экономической интеграции, оптимизации отношений между государствами и приграничными территориями. Отсутствие трансграничного туристского обмена способствует усилению барьерных функций государственной границы, созданию мифов, искажающих реальную ситуацию и отношения в трансграничном регионе.

Деловой и образовательный туризм способствует развитию коммуникаций и является важной мотивацией к формированию трансграничного сотрудничества. Проведение встреч, семинаров, конференций с участием руководителей приграничных органов власти, обмен визитами ученых, преподавателей, школьников, студентов, проведение культурных и спортивных мероприятий являются необходимыми формами трансграничного сотрудничества.

А. Г. Гранберг выделяет контактную, барьерную и фильтрующую функции границы, сбалансированность которых определяет характер трансграничного сотрудничества [4]. В пределах Алтайского трансграничного региона барьерная функция характерна для большей части государственной грани-

цы. Некоторым исключением является лишь ее участок в пределах предгорной части Алтайского края и Восточно-Казахстанской области. Неразвитость транспортной инфраструктуры в приграничных территориях Алтая является основным ограничением трансграничного сотрудничества. Государственная граница на значительном расстоянии в Большом Алтае проходит по возвышенным частям горных хребтов. В ряде участков к ней примыкают особо охраняемые природные территории, что влияет на усложнение организации туристских маршрутов. Тем не менее, существующие пограничные переходы, а также возможности авиационного сообщения позволяют развивать трансграничный туризм.

Развитие приграничного сотрудничества в сфере туризма в Большом Алтае имеет долгую историю, хотя и официальное его оформление можно отнести к 1998 г., когда на международной конференции Совета по устойчивому развитию Центральной Азии в г. Урумчи представителями четырех государств Большого Алтая был подписан протокол намерений о необходимости принятия «Алтайской конвенции». В документе отмечается необходимость сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и развитии туризма.

Сотрудничество приграничных регионов в Большом Алтае привело к тому, что был создан Международный Координационный Совет «Наш общий дом Алтай», его первое заседание состоялось 2003 г. В состав МКС входят представители законодательных и исполнительных органов власти административных субъектов стран трансграничного Алтая: Республика Алтай и Алтайский край (Россия), Восточно-Казахстанская область (Казахстан), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Китай), Ховдский, Баян-Уйльгиский аймаки Монголии. Значимыми проектами МКС являются трансграничный туристский маршрут «Алтай - Золотые

горы» и международный туристско-спортивный фестиваль «Большой Алтай». Например, в списке мероприятий МКС на 2003-2004 гг. на первом месте стоит вопрос о создании условий для активизации туристского обмена и развития экотуризма. В 2008 г. в план работы МКС внесен вопрос об организации трансграничного туристского маршрута «Алтай - Золотые горы». Первый фестиваль «Большой Алтай» состоялся в 2013 г. на территории Ховдского и Баян-Ульгийского аймаков Монголии, второй - в 2015 г. на территории Алтайского округа СУАР КНР. В августе 2017 г. в Восточно-Казахстанской области Казахстана успешно прошел третий фестиваль, который показал большой интерес к туристскому сотрудничеству представителей четырех стран.

МКС призван координировать трансграничную деятельность регионов в деле охраны природы, природопользования и развитии туризма. Однако на сегодняшний день редкие встречи представителей власти региона не оказывают достаточного влияния на развитие трансграничного сотрудничества.

Перспективным для трансграничного взаимодействия в Большом Алтае может стать китайская инициатива «Один пояс. Один путь». Этот проект возник в 2013 г. и направлен на выработку новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулирование экономического развития вовлеченных стран, укрепление культурных обменов, содействие устойчивому развитию [5]. В названии проекта скрыт большой философский смысл. В Китае говорят: «Если хочешь разбогатеть, сначала построй дорогу, если хочешь разбогатеть стремительно, построй высокоскоростную магистраль». Однако китайский иероглиф «путь» - это не просто дорога, а один из способов выражения «дао»: «дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает все множество вещей». Исходя из

этого, можно понимать, что «Один пояс. Один путь» - это не просто одна дорога или пояс, а их совокупность, они являются открытыми для развития сотрудничества [6].

В 2015 г. лидерами России и Китая было сделано совместное заявление о сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс. Один путь», которое может быть направлено на модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие строительства, энергетики, высоких технологий. В регионах России идут обсуждения возможности участия в китайском проекте. Несмотря на то, что основное направление развития инфраструктуры устремлено через страны центральной Азии в Восточную Европу, российские регионы также заинтересованы в участии в данном проекте.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), в котором находится Алтайский округ, идет активное развитие инфраструктуры и туристских проектов. Небольшой участок государственной границы (55 км) проходит по Алтайским горам между двумя странами. Однако отсутствие транспортной инфраструктуры препятствует прямому и активному российско-китайскому сотрудничеству в Алтайском регионе. Кроме того, его природные особенности, а именно, высокие горные хребты, по которым проходит государственная граница, создают проблемы в развитии транспорта.

Большой Алтай находится в полосе влияния проекта «Один пояс. Один путь». Подтверждением этому является ежегодный международный форум экономического сотрудничества «Вокруг Алтайских гор». В настоящее время разрабатываются и обсуждаются проекты торгово-экономического, культурного и туристского сотрудничества. Можно выделить три основных направления сотрудничества в Большом Алтае в рамках проекта «Один пояс. Один путь».

Формирование транспортной и инженерной инфраструктуры Большого Алтая должно быть основано на разработке согласованных схем территориального развития приграничных территорий. Целесообразно определение перечня приоритетных инфраструктурных проектов. В настоящее время российскую и китайскую части Алтая соединяют автомобильные дороги, проходящие через Монголию и Казахстан, что не всегда способствует потребностям трансграничного развития. Не решен вопрос о возможности строительства прямой дороги между Россией и Китаем, хотя в китайских проектах она обозначена как приоритетная. Однако тот факт, что российско-китайская граница на Алтае проходит в регионе, который является охраняемой природной территорией (в российской части - это зона покоя Укок), осложняет прямое туристское взаимодействие. Перспективы транспортного сообщения связаны с реконструкцией и расширением аэропортов в городе Алтай (Китай) и развитием авиасообщения с Горно-Алтайском и Барнаулом. В настоящее время образовательное и туристское сотрудничество рассматривают перспективы для появления таких авиарейсов.

Бизнес-сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве. В области промышленности целесообразно создание проектов в энергетике, в т.ч., развитие гелио- и ветроэнергетики. В китайской части Алтайского региона планируется организация китайско-российского парка экономического, технического сотрудничества «Алтай», ориентированного, в основном, на Россию, а также развитие отношений с Казахстаном и Монголией по направлениям использования энергетических ресурсов, торговли, разных сфер экономики и логистики. Китайские коллеги планируют создание «Промышленного инвестиционного фонда регионального развития Алтайских гор». В Алтайском крае разрабатываются проекты по цен-

тру приграничного сотрудничества и стратегия развития «Южной зоны», имеющей стратегическое значение для приграничного сотрудничества, в т.ч. в туристском отношении. Большие перспективы имеет развитие органического сельского хозяйства. Интерес представляет не только производство, но и переработка продукции растениеводства и животноводства.

Трансграничный туризм в Большом Алтае может стать мировым брендом. По оценкам китайских партнеров, регион могут посещать более пяти миллионов туристов в год. На китайской территории создаются крупные инвестиционные проекты в сфере туризма. Особый интерес вызывает горнолыжный центр со снежно-ледяным парком стоимостью 8 млрд. юаней [5]. Предполагается комплексное развитие зимнего туризма. Важно создание системы безвизовых турпоездок в приграничные районы. В российской части Алтая находится большое количество развивающихся центров туризма, однако особые перспективы связывают с развитием «Бирюзовой Катуни», игорной зоны «Сибирская монета», туристского кластера «Белокуриха» и Телецким озером. Основная автодорога Алтая - Чуйский тракт может стать «Туристским меридианом» с большой плотностью туристских объектов. В Восточном Казахстане в настоящее время три основных центра туризма: город Усть-Каменогорск, Бух-тарминское водохранилище и «Рахма-новские Ключи». Западная Монголия известна городами Ховд и Баян-Ульгий, от которых начинаются маршруты к озерам, ледникам и археологическим объектам.

Алтай - это один из благоприятных регионов мира для жизни человека. Планируется создание современных санаторно-курортных комплексов. Использование местных лекарственных трав, минеральных вод и лечебных грязей, биоклимата будет способствовать росту потока туристов, посещающих

регион с лечебно-оздоровительными целями. Перспективы имеет производство современных медицинских, оздоровительных и пищевых продуктов.

Научно-образовательное сотрудничество в сфере туризма обусловлено необходимостью подготовки кадров, а также разработкой новых проектов. В вузах Алтайского края на туристских направлениях подготовки обучаются студенты из Монголии, Казахстана и СУАР Китая. Это позволяет начинать развитие делового сотрудничества со «студенческой скамьи». Большие перспективы имеет обмен студентами в рамках совместных образовательных программ между вузами Большого Алтая, а также возможностью получения двух дипломов.

Китайскими коллегами ведется активная работа над созданием информационной платформы по развитию трансграничного туризма в Алтайском регионе. В Институте экологии и географии (Урумчи) создан отдел по изучению туризма, который в июне 2017 г. провел совместную с российскими учеными экспедицию. Впервые китайские ученые в течение 15 дней изучали туристские возможности Алтая, проехав через Западную Монголию в Россию на автотранспорте. Сотрудники Института познакомились с туристскими ресурсами и инфраструктурой основных объектов, расположенных на Чуйском тракте, в Усть-Коксинском районе, на Телецком озере, в «Нижней Катуни» и других территориях. Особый интерес вызвали объекты особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и туристского кластера Белокуриха. В результате были обсуждены возможные варианты туристских программ для китайских туристов в монгольском и российском Алтае.

Туризм в трансграничном регионе оказывает прямое и косвенное экономическое влияние на развитие приграничных районов и может иметь положительное и отрицательное влияние. Ана-

лиз внимания китайских ученых к туристским территориям российского Алтая, а также обсуждение возможного влияния проекта «Один пояс. Один путь» с представителями турбизнеса и местными жителями позволил выявить некоторые возможности и угрозы его реализации (табл.).

В последние годы увеличивается туристский обмен между Россией и Казахстаном. Китай и Монголия ввели практику коротких безвизовых поездок. Популярными становятся трансграничные маршруты в российско-монгольской части региона. Они в основном включают Кош-Агачский район Республики Алтай и Баян-Ульгийский аймак Монголии. Разрабатываются отдельные участки трансграничного маршрута «Золотое кольцо Алтая». В 2011 г. в его рамках был представлен туристский маршрут «Казачья подкова Алтая» (Россия-Казахстан) с использованием историко-культурного наследия населенных пунктов, входящих в ранее существовавшую Колывано-Кузнецкую оборонительную линию.

Активное сотрудничество между странами Большого Алтая в связи с реализацией совместных туристских проектов не только открывает возможности для увеличения зарубежных турпотоков в страны региона, но и способствует расширению аналогичных связей с другими государствами.

Развитие трансграничного туризма необходимо рассматривать во взаимосвязи с сохранением природы и культурно-исторического наследия Алтая, развитием транспортной инфраструктуры и расширением торгово-экономических связей. Без политической воли и интеграции нельзя успешно решить вопросы туристского взаимодействия в регионе. Использование приграничных территорий в качестве туристских дестина-ций в Большом Алтае основывается в основном на следующих видах туризма:

- альпинизм, горно-пешеходный туризм (освоение горных хребтов и вершин Табын-Богдо-Ола, Сайлюгем, Белуха, Укок и др.);

Таблица

Мнения экспертов о возможностях и угрозах проекта «Один пояс. Один путь»

Возможности

Угрозы

Заключение соглашений о международном сотрудничестве и их реализация между приграничными административными районами и туристскими организациями

Развитие туристской инфраструктуры (в т.ч. дороги) в приграничных территориях

Сложности планирования и регулирования развития туристской сферы на трансграничном уровне; существуют различные подходы к формированию туристских программ, требования к документам

центральные правительства не хотят развивать приграничные периферийные территории, имеющие низкую плотность населения неподготовленность большинства объектов для размещения туристов из соседних стран

Рост туристского потока с сопредельных приграничных территорий и развитие трансграничных туристских маршрутов

Мнение экспертов: существует лишь несколько крупных гостиниц имеющих стандартные номера, которые подходят для китайских туристов; комплексная еда в большинстве отелей не приемлема для туристов из Китая

Новый импульс развитию туристских центров; получение доходов в бюджеты регионов, развитие малого и среднего бизнеса и т. д.

повышение конкуренции в региональном туризме может привести к тому, что местные турфирмы могут прекратить свое существование, поскольку региональные туроператоры не имеют достаточного опыта в развитии трансграничных туров

Мнение экспертов: существует высокая вероятность того, что китайские фирмы вытеснят местные (например, российские) с туристского рынка

чрезмерная нагрузка на отдельные природные комплексы вследствие неготовности многих территорий к большим туристским потокам

Совместная защита природных территорий, сохранение биоразнообразия, формирование имиджа трансграничного Алтая как центра мирового экотуризма

Мнение экспертов: для туристов нет хорошей дорожно-тропиночной сети, мало оборудованных санузлов; местные жители туристского центра «Артыбаш» считают, что «большой поток туристов окажет негативное влияние на Телецкое озеро, на растительность его берегов и т.п.». Развитие традиционной культуры, культурных коммерциализация культуры, отсутствие уваже-центров, в т.ч. в отдаленных населенных пунктах ния культурных ценностей, священных мест для

местного населения и т.д.

Мнение экспертов: местные жители опасаются непонимания туристами традиций и ценностей природных и историко-культурных объектов, имеющих сакральное значение

Улучшение условий жизни людей, занятость населения, предоставление товаров и услуг, развитие социальной сферы

Улучшение информации о туристских ресурсах, включая возможности интернета (новые сайты на иностранных языках)_

рост социальных конфликтов, преступность, сокращение потребления собственных товаров и услуг

несоответствие информации, а также растворение информации о малом бизнесе в информационном пространстве_

- культурно-исторический туризм (маршруты к археологическим объектам, местам исторических событий, знакомство с культурой местного населения);

- экологический туризм (маршруты в национальных парках «Таван Богд», «Канас», «Катон-Карагайский», «Сайлюгемский», буферных зонах заповедников Катунский, Западно-Алтайский, Тигирекский, Маркакольский);

- шоп-туры, деловой туризм кратковременные поездки в приграничную зону с целью приобретения товаров, деловых встреч, заключение контрактов;

- образовательный и научный туризм (студенты и школьники посещают соседние государства, Алтай привлекает внимание организаторов научных экспедиций).

Дальнейшее развитие туризма в Алтайском трансграничном регионе, по

нашему мнению, связано с рядом условий:

- образование информационно-туристских центров и культурно-туристских зон в приграничных территориях;

- развитие транспортной сети и объектов туристского обслуживания на трансграничных маршрутах;

- организация трансграничных маршрутов в сотрудничестве с зарубежными партнерами;

- внедрение упрощенного режима пересечения границы для туристов, создание в приграничной зоне условий для посещения туристов, например, массива горы Белуха;

- создание новых погранпереходов на участках границы Россия-Монголия (в районе Табын-Богдо-Ола), Россия-Китай (перевал Канас), Россия-Казахстан (перспективны два перехода в Усть-Коксинском и Усть-Канском районах Республики Алтай).

Однако для дальнейшего эффективного развития трансграничного туристского сотрудничества целесообразным является разработка единой научно обоснованной концепции. Для этого необходимо провести анализ текущего состояния туристского взаимодействия и эффективности управления в регионе, а также проблем посещения приграничных территорий. Только после этого можно определить сценарии развития туризма с учетом вариантов пригранич-

ного сотрудничества, а также перейти к разработке совместной программы и пространственной схемы развития туризма в трансграничной территории.

Алтайский горный регион может стать крупнейшим центром международного экологического туризма, научных исследований и культурных связей. Необходима работа по дальнейшему расширению межгосударственного сотрудничества на основе принципов взаимной выгоды, укрепления безопасности в регионе. Транспортная, инженерная, туристская и иная инфраструктура будут играть важную роль в социально-экономическом развитии территории в целом и рациональном использовании ее ресурсов, в том числе рекреационного назначения.

Развитие приграничных территорий связано с решением широкого круга задач охраны природного и культурного наследия, организации туризма, поиска путей устойчивого развития территории. В условиях глобализации трансграничное взаимодействие в области туризма является одним из важнейших элементов международного сотрудничества. Для дальнейшего развития туризма на Алтае необходимо комплексно использовать приграничные территории, увеличивать количество пропускных пунктов, создавать туристскую инфраструктуру, развивать международные туристские маршруты.

Список литературы

1. Левчук Е. Проблемы развития приграничных и трансграничных районов Польши // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3(31). - http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=26352.

2. Зигерн-Корн Н.В., Севастьянов Д.В. Формирование единого рекреационного пространства и приграничное сотрудничество // Изв. РГО. - 2009. - Т. 141. - Вып. 4. -С. 74-79.

3. Шинковский М.Ю. Трансграничное сотрудничество как рычаг развития российского Дальнего Востока // Полис. - 2004. - № 5. - С. 62-70.

4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.

5. Дэн Чжаньу Усиление преимуществ, совместное строительство субрегионального экономического сотрудничества «Вокруг Алтайских гор» экономического пояса Шелкового пути // IV междунар. форум субрегионального экономического сотрудничества вокруг Алтайских гор в рамках экономического пояса Шелкового пути. - Урумчи, 2016. - С. 244-257.

6. Цзинь Но Самоуверенность и самосознание Китая в глобальном управлении. -Астана, 2017. - 259 с.

References

1. Levchuk Ye. Problemy razvitiya prigranichnykh i transgranichnykh rayonov Polshi // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2009. - № 3(31). - http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=26352.

2. Zigern-Korn N.V., Sevastyanov D.V. Formirovaniye edinogo rekreatsionnogo pros-transtva i prigranichnoye sotrudnichestvo // Izv. RGO. - 2009. - T. 141. - Vyp. 4. - S. 74-79.

3. Shinkovsky M.Yu. Transgranichnoye sotrudnichestvo kak rychag razvitiya rossyskogo Dalnego Vostoka // Polis. - 2004. - № 5. - S. 62-70.

4. Granberg A.G. Osnovy regionalnoy ekonomiki. - M.: GU VShE, 2001. - 495 s.

5. Den Chzhanyu Usileniye preimushchestv, sovmestnoye stroitelstvo subregionalnogo ekonomicheskogo sotrudnichestva «Vokrug Altayskikh gor» ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti // IV mezhdunar. forum subregionalnogo ekonomicheskogo sotrudnichestva vokrug Altayskikh gor v ramkakh ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti. - Urumchi,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. - S. 244-257.

6. Tszin No Samouverennost i samosoznaniye Kitaya v globalnom upravlenii. - Astana,

2017. - 259 s.

TOURISM IN TRANSBOUNDARY COOPERATION: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS IN THE ALTAI MOUNTAIN REGION А.К Dunets

Altai State University, Barnaul, E-mail: dunets@mail.ru

The paper present researched the impact of tourism in cross-border cooperation. The border regions of different countries are competitors in attracting tourists. However, cooperation is possible between them in order to use the tourist potential and organize cross-border routes. The International Coordination Council «Our Common Home - Altai» has a positive impact on the development of tourism projects in the Altai mountain region. The cross-border tourist route «Altai - Golden Mountains» and the international tourist-sports festival «The Great Altai» are important projects of this organization. The Chinese project «One belt. One road» will influence on the cross-border cooperation in the Altai region. Collaborative research of Russian and Chinese scientists were held in Altai 2017. Experts' opinions are presented about the opportunities and threats of the Chinese project. The author offers the necessary conditions for the successful development of cross-border tourism in the Altai region.

Keywords: cross-border cooperation, tourism, Altai mountain region.

Received March 12, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.