Научная статья на тему 'Туризм как стратегический фактор развития Алтайского края'

Туризм как стратегический фактор развития Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2845
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / БЛАГОПРИЯТНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ РЫНКИ / ALTAI REGION / FAVORABLE ENVIRONMENTAL CONDITIONS / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / PROMOTION OF TOURIST PRODUCT TO RUSSIAN AND FOREIGN MARKETS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мамашев Дамир Ревович, Барышникова Елена Михайловна

Одним из преимуществ экономико-географического положения Алтайского края является туристско-рекреационная привлекательность: природно-климатические факторы (уникальные природные ресурсы и благоприятная экологическая обстановка). Уникальность природного комплекса признана и на международном уровне Золотые горы Алтая находятся в числе десяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации. Целью работы является исследование развития рынка региональных туристских услуг за 2008-2013 гг. Представленные в результате исследования данные (динамика роста туристского потока, общего количества занятых в сфере туризма, объема налоговых отчислений туристской отраслью и др.) указывают на значимость туристского сектора экономики для региона и обоснованность приоритетного стратегического направления развития. Рассмотрены основные существующие проекты, реализованные со-гласно программам и при активной позиции региональной власти, их влияние на формирование целостного туристского пространства и развитие всесезонного туризма в Алтайском крае, продвижение туристского продукта на российский и зарубежный рынки, повышение качества жизни сибиряков. Выявлены факторы, негативно влияющие на развитие туристской сферы, а именно: дороговизна транспортной инфраструктуры, низкая активность участников в программе «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 гг., недостаточный уровень природоохранных затрат. Предложенные способы решения существующих задач обеспечат соответствие современным международным стандартам туристских услуг, внесут вклад в динамичное развитие рынка региональных туристских услуг, а также будут возможны в использовании при разработке конкретных маркетинговых стратегий в сфере туризма и программ развития туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мамашев Дамир Ревович, Барышникова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A STRATEGIC FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE ALTAI REGION

One of the advantages of economic and geographical position of the Altai Region is its recreational appeal. The natural environment and climatic factors of the Altai Region (its unique natural resources and favorable environments) are meant. The unique character of ecosystem is internationally recognized: Golden Mountains of Altai make one of ten UNESCO World Heritage Sites in Russia. The research goal is to study the development of the regional market of tourist services during 2008-2013. The research data (growth rates of tourist flow, the employment in the field of tourism, tax liabilities capacity etc.) show the weight of touristic economic sector for the Region and justification of strategic development of the area of priority. The main projects implemented through the target program, their influence on the formation of integral touristic area and development of year-round tourism in the Altai Region, as well as promotion of tourist product to Russian and foreign markets and rise in living standards of Siberians were investigated. The following factors constraining strategic development of touristic field were revealed: high prices of transport infrastructure, low activity of “Rural Tourism Development Program 2009-2012” participants, and insufficient level of environment-oriented costs. The proposed solutions would enable reaching the modern international standards, and contribute to the development of local touristic service market. They also may be used for marketing policy in tourism industry and developing of Tourism Development Programs in the Region.

Текст научной работы на тему «Туризм как стратегический фактор развития Алтайского края»

Библиографический список

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/342.htm.

2. Долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 [Электронный ресурс]. Постановление Администрации Алтайского края от

05.10.2012 г. № 523. (в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от

09.01.2013 N 2, от 01.03.2013 N 103) URL:

http://base.consultant.ru/regbase/cgi/onli

ne.cgi?req=doc;base=RLAW016;n=39942

3. Сычева И.Н., Тихомирова Ю.А. Проблемы адаптации механизма господдержки аграрного сектора России к условиям членства в ВТО / / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 7(105). — С. 124-128.

4. Глобализация мирового хозяйства и место России / отв. ред.: В.П. Колесов, М.Н. Осьмова. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2010.

5. Пухмахтеров Д.В. Условия Всемирной торговой организации по внутренней поддержке сельского хозяйства // Проблемы устойчивого развития регионального АПК: матер. науч.-практ. конф. (6-9 февраля 2006 г.). — Иркутск: Изд-во ИрГСХА, 2006 г.

6. Kevin Lane Keller. Strategic Brand Management: Building Measuring and Management Brand Equity, Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2012.

7. Борисова О.В. Концептуальные основы управления коммерческой деятельностью предприятий пищевой промышленности / / Организация и функционирование эффективной экономики в региональном АПК: сб. науч. ст. / под общ. ред. Г.М. Гриценко. — Барнаул, 2007.

/

Ключевые слова: Алтайский край, благоприятная экологическая обстановка, историко-культурное наследие, продвижение туристского продукта на российский и зарубежный рынки.

References

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gg. [Elektronnyi resurs]. URL: http://mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/342.htm.

2. Dolgosrochnaya tselevaya programma «Razvitie sel'skogo khozyaistva Altaiskogo kraya» na 2013-2020 [Elektronnyi resurs]. Post-anovlenie Administratsii Altaiskogo kraya ot 05.10.2012 g. № 523. (v red. Postanovlenii Administratsii Altaiskogo kraya ot 09.01.2013 N 2, ot 01.03.2013 N 103) URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online .cgi?req=doc;base=RLAW016;n=39942.

3. Sycheva I.N., Tikhomirova Yu.A. Proble-my adaptatsii mekhanizma gospodderzhki agrarnogo sektora Rossii k usloviyam chlenstva v VTO // Vestnik Altaiskogo gosudarstvenno-go agrarnogo universiteta. — 2013. — № 7 (105). — S.124-128.

4. Globalizatsiya mirovogo khozyaistva i mesto Rossii / otv. red. V.P. Kolesov, M.N. Os'mova. — M.: Ekonomicheskii fakul'tet MGU, TEIS, 2010.

5. Pukhmakhterov D.V. Usloviya vsemirnoi torgovoi organizatsii po vnutrennei podderzhke sel'skogo khozyaistva // Problemy ustoichivo-go razvitiya regional'nogo APK: mater. nauch.-prakt. konf. 6-9 fevralya 2006 g. — Irkutsk: Izd-vo IrGSKhA, 2006.

6. Kevin Lane Keller. Strategic Brand Management: Building Measuring and Management Brand Equity, Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2012.

7. Borisova O.V. Kontseptual'nye osnovy upravleniya kommercheskoi deyatel'nost'yu predpriyatii pishchevoi promyshlennosti // Or-ganizatsiya i funktsionirovanie effektivnoi eko-nomiki v regional'nom APK: sb. nauch. st. / pod obshch. red. G.M. Gritsenko. — Barnaul, 2007.

\y-

Keywords: Altai Region, favorable environmental conditions, historical and cultural heritage, promotion of tourist product to Russian and foreign markets.

+ + +

504/338.48 Д.Р. Мамашев, Е.М. Барышникова

D.R. Mamashev, Ye.M. Baryshnikova

ТУРИЗМ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

TOURISM AS A STRATEGIC FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE ALTAI REGION

Одним из преимуществ экономико-географического положения Алтайского края является туристско-рекреационная привлекательность:

природно-климатические факторы (уникальные природные ресурсы и благоприятная экологическая обстановка). Уникальность природного комплекса признана и на международном уровне — Золотые горы Алтая находятся в числе десяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации. Целью работы является исследование развития рынка региональных туристских услуг за 2008-2013 гг. Представленные в результате исследования данные (динамика роста туристского потока, общего количества занятых в сфере туризма, объема налоговых отчислений туристской отраслью и др.) указывают на значимость туристского сектора экономики для региона и обоснованность приоритетного стратегического направления развития. Рассмотрены основные существующие проекты, реализованные согласно программам и при активной позиции региональной власти, их влияние на формирование целостного туристского пространства и развитие всесезонного туризма в Алтайском крае, продвижение туристского продукта на российский и зарубежный рынки, повышение качества жизни сибиряков. Выявлены факторы, негативно влияющие на развитие туристской сферы, а именно: дороговизна транспортной инфраструктуры, низкая активность участников в программе «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 20092012 гг., недостаточный уровень природоохранных затрат. Предложенные способы решения существующих задач обеспечат соответствие современным международным стандартам турус-луг, внесут вклад в динамичное развитие рынка региональных туристских услуг, а также будут

возможны в использовании при разработке конкретных маркетинговых стратегий в сфере туризма и программ развития туризма в регионе.

One of the advantages of economic and geographical position of the Altai Region is its recreational appeal. The natural environment and climatic factors of the Altai Region (its unique natural resources and favorable environments) are meant. The unique character of ecosystem is internationally recognized: Golden Mountains of Altai make one of ten UNESCO World Heritage Sites in Russia. The research goal is to study the development of the regional market of tourist services during 2008-2013. The research data (growth rates of tourist flow, the employment in the field of tourism, tax liabilities capacity etc.) show the weight of touristic economic sector for the Region and justification of strategic development of the area of priority. The main projects implemented through the target program, their influence on the formation of integral touristic area and development of year-round tourism in the Altai Region, as well as promotion of tourist product to Russian and foreign markets and rise in living standards of Siberians were investigated. The following factors constraining strategic development of touristic field were revealed: high prices of transport infrastructure, low activity of "Rural Tourism Development Program 2009-2012" participants, and insufficient level of environment-oriented costs. The proposed solutions would enable reaching the modern international standards, and contribute to the development of local touristic service market. They also may be used for marketing policy in tourism industry and developing of Tourism Development Programs in the Region.

Мамашев Дамир Ревович, к.э.н., проф., Бийский технологический институт (филиал), Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Тел.: (3854) 368248; 903-949-81-33. E-mail: damir@bti.secna.ru. Барышникова Елена Михайловна, соискатель, Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», тел. 960-965-76-63. E-mail: el-mih9@mail.ru.

Mamashev Damir Revovich, Cand. Econ. Sci., Prof., Biysk Technologic Institute (Branch), Altai State Technical University named after I.I. Polzunov. Ph.: (3854) 368248; 903-949-81-33. E-mail: da-mir@bti.secna.ru.

Baryshnikova Yelena Mikhaylovna, Degree Applicant, Biysk Technologic Institute (Branch), Altai State Technical University named after I.I. Polzunov. Ph.: 960-965-76-63. E-mail: el-mih9@mail.ru.

Введение

Алтайский край — перекресток культур и цивилизаций. Одним из преимуществ экономико-географического положения края является туристско-рекреационная привлекательность: это природно-климатические факторы (уникальные природные ресурсы, благоприятная экологическая обстановка) в сочетании с хорошо сохранившимся историко-культурным наследием. Уникальность природного комплекса признана и на международном уровне — Золотые горы Алтая находятся в числе десяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации. Несмотря на седьмое место в рейтинге экологически чистых регионов страны, уровень

туристского потенциала среди регионов Российской Федерации недостаточен, поэтому одним из приоритетных направлений Стратегии развития Алтайского края на среднесрочную перспективу (далее Стратегия) является формирование организационной и экономической среды для развития в крае современного всесезонного туристско-рекреационного комплекса [1-3].

Цель исследования — изучение условий для устойчивого развития всесезонного туризма и продвижения туристского продукта на российский и зарубежный рынки в рамках Стратегии.

Объект исследования — региональный рынок туристских услуг.

Методы исследования: формальнологический, системный, теоретический.

Попытаемся проанализировать развитие туризма как стратегического фактора развития в регионе.

Государственное регулирование кластерных проектов осуществляется с помощью Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». В её рамках в регионе реализуются два проекта: автотуристский кластер «Золотые ворота Алтая» и туристско-рекреационный кластер «Белокуриха».

Автотуристский кластер «Золотые ворота Алтая» на въезде в г. Бийск раскинется на 60 га. Этот комплекс включит в себя ресторан, гостиницу-кемпинг, информационно-логичес-кий центр, торговый центр, сувенирные лавки, филиал автовокзала, блок с душевыми и горячей водой, ландшафтный дизайн с водными объектами.

Туристско-рекреационный кластер «Бело-куриха» основан на развитии 3 крупных комплексов, подразумевающих развитие 9 инвестиционных проектов, 5 из которых будут находиться в городе-курорте федерального значения Белокурихе. Это туристско-развле-кательный комплекс, санаторий, оздоровительный центр, 2 гостиничных комплекса. Содержание отрицательных аэронов воздуха в верхней части курорта и на склонах гор превосходит швейцарский курорт Давос более чем в два раза, а солнечных дней в году столько же, сколько на курортах Кавказа и Крыма. Курортный субкластер «Белокуриха-2», представляет собой горный курорт на высоте 600-800 м над уровнем моря. Значимость проекта заключается в наличии радоновых источников и в отсутствии необходимости в постройке отелей, поскольку от Бело-курихи, располагающей приличным гостиничным фондом, всего 5 км. Строящаяся автомобильная дорога сама по себе станет одним из привлекательных объектов для туристов за счет своей уникальной серпантинной конструкции. Проект «Белокуриха-3» будет специализироваться на активном туризме (сплавы, маршруты в горы и др.)

Рост туристских потоков связан с освоением проектов «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Большое золотое кольцо Алтая», реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» [4]. Так, брендовый маршрут «Малое Золотое кольцо Алтая» начал активно осваиваться туристами. Его продолжительность от 2 до 5 дней, в зависимости от наполнения программы. Он включает в себя два города (Бийск, Белокуриха) и четыре района края (Бийский, Красногорский, Алтайский («Бирюзовая Катунь») и Смоленский

районы). Общая протяженность маршрута — около 295 км. Трансграничный маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая», протяженностью 1,5 тыс. км свяжет Восточно-Казахстанскую область Республики Казахстан, предгорья, степную часть Алтайского края (всего девять городов и 47 районов края) и Кузбасс. В туристский маршрут войдет и Мемориальный музей, посвященный конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову, в селе Курья, где представлена не только деятельность известного земляка, но и планируется создание конструкторского бюро, где любой желающий с помощью современных компьютерных программ сможет почувствовать себя настоящим конструктором.

Турпоток в Алтайский край за 2008-2013 гг

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Годы

Рис. 1. Динамика роста туристского потока

Одним из перспективных направлений по популяризации историко-культурного наследия является создание и продвижение сети туристских маршрутов, таких как «Колыбель человечества» в Солонешенском районе (обнаружены самые старые в Северной Азии следы обитания древнего человека в Денисовой пещере и ее окрестностях), трансграничного маршрута «Казачья подкова Алтая», маршрута в г. Барнаул по пути доставки знаменитой «Царицы ваз».

Интересны перспективы роста туристских потоков, связанных с посещением экологически привлекательных и лечебно-оздоровительных объектов. Открывает летний туристский сезон праздник «Цветение маральника» на «Бирюзовой Катуни» в Алтайском районе. Туристами и экскурсантами востребованы фитоэкскурсии в дендрарий, посещение археологического парка «Прекресток миров», большой Тавдинской пещеры, маральников. Здесь и огромное искусственное озеро, и современные отели, и лечебно-оздоровительные учреждения. На конечном этапе строительства — аквапарк, спортивно-оздоровительные и торгово-развлекательный комплексы, центр экстремальных видов спорта, конно-спортивный комплекс, молодежный лагерь, горнолыжные спуски с системой искусственного оснеживания, скало-дром и пр. В Смоленском районе востребованы объекты туристско-развлекательного комплекса «Сибирское подворье» (турист-

2

1,5

0,5

0

ско-развлекательные комплексы «Конный двор», «Рыбацкая деревня» и «Сибирская деревня»). В Советском районе популярен краевой заказник «Лебединый». С недавних времен лебеди-кликуны остаются зимовать и на реке Бия (в окрестностях города Бийска), вблизи слияния рек Бия и Катунь, где берет начало великая сибирская река Обь. В 2012 г. обосновались на зимовку около 20 птиц, а в 2014 г. - уже 40.

Уникальное направление — пантооздоров-ление. Ещё в 1596 г. в Китайской сводной фармакопее утверждалось, что панты увеличивают «жизненную силу человека, укрепляют волю и отдаляют старость». Современной наукой доказано, что к началу лета в пантах скапливается большое количество биологически активных веществ, из-за которых так ценятся панты. Оздоровительные процедуры с применением продукции пантового мараловодства можно получать круглый год, посещая мараловодческие хозяйства. Алтайский край один из немногих регионов, где эти уникальные животные живут в естественных для них условиях. Наиболее популярные оздоровительные комплексы находятся в нескольких районах: Алтайском (маральники «Басаргино», «Никольское», «Каимское»), Чарышском («Сентелек»), Солонешенском (маральник «Тополинский»). В регионе действует программа «Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае».

В рамках интеграции в общеевропейские и мировые культурные процессы началось формирование межрегионального культурно-познавательного туристского проекта «Великий шелковый путь», который реализуется под эгидой Всемирной туристкой организации (ЮНВТО) Семь субъектов России (Республики Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Алтайский и Ставропольский края, Астраханская область) выразили свое намерение участвовать в этом проекте по сохранению и популяризации историко-культурного наследия, развитию культурно-познавательного туризма. Готовится презентация трансграничного международного маршрута « По следам Великого шелкового пути» совместно с Лозаннской школой гостиничного бизнеса.

К наиболее известным мероприятиям в рамках делового и событийного туризма относятся: туристский фестиваль «Песчаная», Международный молодежный управленческий форум «АТР», Шукшинские дни на Алтае, Международный форум «Сельский туризм», международный туристско-спор-тивный фестиваль «Большой Алтай», «Фестиваль туризма», Молодежный форум ШОС. В рамках гастрономического туризма набирают популярность «Медовый праздник» и Ме-

ждународный фестиваль «Праздник сыра». Разрабатывается идея по созданию Музея-заповедника «Архиерейское подворье» в г. Бийске для развития паломнического и познавательного туризма.

Результаты и их обсуждение

Туризм в крае активно развивается на территории 29 муниципальных районов и 6 городских округов. В региональной экономике туристская отрасль заняла достойное место: поток туристов в 2013 г. достиг 1,6 млн чел. (рис. 1), общая численность занятых в сфере туризма — 16,2 тыс.чел. (рис. 2), а доля туристских услуг в ВРП в 2012 г. с учетом сопутствующих отраслей (питание, транспорт, связь) составила 6,3%. При этом наиболее развитыми видами туризма являются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, активный, сельский, событийный.

В настоящий момент в крае функционируют 900 туристских предприятий, из которых около 562 единицы — коллективные средства размещения и «зеленые» дома. Путевки в Алтайском крае реализуют около 250 туристских фирм, 45 из них имеют статус туроператоров. Количество мест размещения выросло до 47,4 тыс., в т.ч. круглогодичных — 16,6 тыс. Отдых туристов обеспечивают 182 гостиницы, 44 санаторно-курортных учреждения, в том числе 8 детских санаторно-курортных организаций, 150 турбаз и баз отдыха. В 2013 г. инвестиции в основной капитал средств размещения края составили 2,6 млрд руб., в т.ч. из внебюджетных источников — 2 млрд руб. [5].

18

4 2 0

2008 2009 2010 2011 2012 2013 Годы

—*— Количество занятых

Рис. 2. Динамика роста общего количества занятых в сфере туризма

За исследуемый период наблюдается устойчивый рост источников формирования доходной базы регионального бюджета Алтайского края (рис. 3).

Тем не менее туристско-рекреационная инфраструктура еще не на всей территории края соответствует современным международным стандартам туруслуг. Так, сущест-

вуют факторы, сдерживающие стратегическое развитие туристской сферы, а именно:

1000

800

<0

> о. 600

X

Ц 400

2

200

0 -I-,-,-,-,-,-

2008 2009 2010 2011 2012 2013 Годы

Объем налоговых отчислений

Рис. 3. Динамика налоговых отчислений туристской отраслью за 2008-2013 гг.

- удаленность туристских объектов от аэропорта и дороговизна авиационного сообщения из западной и восточной части страны (способы решения: включение в существующие планы развития малой авиации региона возможности внедрения бюджетных авиалиний (на примере стран ЕС) для организованных туристов. Это не только усилит репутацию территории, но и перенаправит вектор туристских потоков в регион (в настоящий момент базовый целевой туристский рынок Алтайского края — регионы Сибири: Новосибирская, Кемеровская, Томская, Омская области и Красноярский край);

- низкая деловая активность в участии ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 гг. Так, при 46% доли сельского населения края (около 440 тыс. сельских усадеб, ведущих личное подсобное хозяйство) число объектов сельского туризма («зеленых» домов) в 2013 г. достигло 186 единиц, что составило 0,04% ЛПХ (способы решения: пролонгация сроков реализации программы, повышение квалификации, должной заинтересованности руководителей на местах и экономической образованности населения). Расширение сферы занятости сельских жителей повысит их благосостояние при относительно небольших финансовых затратах, увеличит доходную базу местных бюджетов, обеспечит развитие смежных секторов экономической деятельности на селе, рассредоточит потоки отдыхающих и снизит экологическую нагрузку на традиционные зоны отдыха;

- недостаточный уровень природоохранных затрат. Так, согласно оценке экологического состояния природных объектов, в худшем из оцененных объектов — природный парк Ая, озеро Яровое и Малиновое озеро [6, с. 147-148] (способы решения — закрепить законодательно на региональном уровне целевое использование платежей за загрязне-

ние окружающей среды на природоохранные цели). В последней версии Федерального закона «Об охране окружающей среды» положение о запрете использования платежей за загрязнение на цели не природоохранного назначения исчезло. Учет платежей и контроль за полнотой и своевременностью их поступления полностью перешли к налоговым органам (в федеральный бюджет — 20%, в бюджеты субъектов РФ — 80%). В связи с чем целевой характер расходования платежей за загрязнение окружающей среды на природоохранные цели был утрачен [7]. Но всемирно известный немецкий ученый Эрнст фон Вайцзеккер, рассуждая о масштабной экологизации экономики, утверждает: «... простое расходование денег не всегда ведет к изящным решениям» [8].

Заключение

Таким образом, в соответствии со Стратегией развития Алтайского края в регионе формируется целостное туристское пространство на основе культурного наследия и уникальных природных объектов, создаются условия для устойчивого развития всесезон-ного туризма, продвижения регионального туристского продукта на российский и зарубежный рынки. Основными негативными факторами развития туристской отрасли региона являются дороговизна транспортной инфраструктуры, низкая активность участников в программе «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 гг., недостаточный уровень природоохранных затрат. Решение существующих задач, сдерживающих стратегическое развитие региона в туристской сфере, обеспечит соответствие современным международным стандартам ту-руслуг и внесет вклад в динамичное развитие рынка региональных туристских услуг, позволит использовать для разработки конкретных маркетинговых стратегий в сфере туризма и программ развития туризма в регионе.

Библиографический список

1. Режим доступа: http://altairegion22.ru /Ыо/^иг_оН/ altai_6-9/index.php?sphrase _id=143624 [Электронный ресурс].

2. Статистический бюллетень «Об итогах реализации программы социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 г. за I полугодие 2010 г.» / Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.

3. Статистический сборник «Социально-экономическое развитие Алтайского края 2006-2011» / под общ. ред. д.т.н., проф. М.П. Щетинина, 2012 г.

4. Карлин А.Б. В Алтайском крае функционируют 880 туристских предприятий [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://altairegion22.ru/region_news/aleksand r-karlin-v-altaiskom-krae- funktsioniruyut - 880-turistskih-predpriyatii_237321.html.

5. Режим доступа: http://altairegion22.ru/ region_news/v-2013-godu-v-altaiskom-krae-nachali-funktsioni-rovat-poryadka-40-novyh-obektov-razmescheniya-turistov_320431.html. [Электронный ресурс].

6. Рассыпнов В.А., Максимова Н.Б., Морковкина А.Г. Оценка привлекательности туристских объектов в сельских районах Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — № 3 (113). — С. 147-148.

7. Тагаева Т.О. Развитие системы государственного управления природоохранной деятельностью в России // ЭКО. — 2014. — № 3. — С. 154-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Weizsдcker, Factor Four: Doubling Wealth, Halving Resource Use. — P. 412.

References

1. http://altairegion22.ru/info/tour_old/alt ai_6-9/index.php?sphrase_id=143624. [Elekt-ronnyi resurs].

2. Statisticheskii byulleten' «Ob itogakh reali-zatsii programmy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Altaiskogo kraya na period do 2012 g.

za I polugodie 2010 g.» Glavnoe upravlenie ekonomiki i investitsii Altaiskogo kraya.

3. Statisticheskii sbornik «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Altaiskii krai 20062011» pod obshch. red. d.t.n., prof. M.P.Shchetinina, 2012 g.

4. Karlin A.B. «V Altaiskom krae funktsioniruyut 880 turistskikh predpriyatii». — [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://altairegion 22.ru/region_news/aleksandr-karlin-v-altaiskom-krae-funktsioniruyut-880-turistskih-predpriyatii_237321 .html.

5. http://altairegion22.ru/region_news/v-2013-godu-v-altaiskom-krae-nachali-funktsionirovat-poryadka-40-novyh-obektov-razmescheniya-turistov_320431.html. [Elektronnyi resurs].

6. Rassypnov V.A., Maksimova N.B., Mor-kovkina A.G. Otsenka privlekatel'nosti turistskikh ob"ektov v sel'skikh raionakh Altaiskogo kraya // Vestnik Altaiskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2014. — № 3 (113). — S. 147-148.

7. Tagaeva T.O. Razvitie sistemy gosudars-tvennogo upravleniya prirodookhrannoi deya-tel'nost'yu v Rossii // EKO. — 2014. — № 3. — S. 154-169.

8. Weizsacker, Factor Four: Doubling Wealth, Halving Resource Use. — P. 412.

+ + +

УДК 60.550.325.13

С.Г. Максимова, О.Е. Ноянзина, М.Б. Максимов, Н.П. Гончарова, Д.А. Омельченко S.B. Maksimova, O.Ye. Noyanzina, M.B. Maksimov, N.P. Goncharova, D.A. Omelchenko

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

SOCIO-ECONOMIC FACTORS OF DRUG ABUSE SPREAD AS SOCIAL DISEASE: FOLLOWING THE OFFICIAL STATISTICS AND SOCIOLOGICAL STUDIES

Ключевые слова: социально-экономические условия, социальные болезни, социально-экономические последствия, наркотизация, социальная безопасность, приграничные регионы.

Представлен анализ данных официальной статистики, связанных с потреблением наркотических средств и психотропных веществ по Алтайскому краю и России, а также основные результаты социологического исследования, касающиеся особенностей распространения наркомании; доступности наркотиков и специфики их потребления; причин социального, экономического и иного характера, способных оказать влияние на развитие наркотической ситуации в Алтайском крае. Приведен сравнительный анализ материалов социоло-

гического исследования в приграничном регионе России на примере Алтайского края (n = 600). Дана комплексная оценка наркотической ситуации в Алтайском крае в сравнении с официальными данными по Сибирскому федеральному округу и России в целом.

Keywords: social-economic conditions, social diseases, social-economic consequences, drug use, social security, border regions.

The analysis of the data by official statistics related to the use of drugs and psychoactive substances in the Altai Region and Russia is presented. The general results of the sociological research on the features of drug use distribution, that is drug

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.