Научная статья на тему 'Туризм как ресурс познания традиционной культуры Вьетнама'

Туризм как ресурс познания традиционной культуры Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
864
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / КУЛЬТУРА / CULTURE / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ОБЫЧАИ / CUSTOMS / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / FORK ART

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нгуен Куок Хынг

В статье рассматривается туризм в аспекте ресурса познания традиционной культуры Вьетнама. В ней отмечается возможности организации и развития туризма, которые открываются в результате познания религиозных и общекультурных традиций, обычаев, норм жизни, образцов архитектуры и других видов искусства вьетнамского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers tourism in an aspect of a resource of knowledge of the traditional culture of Vietnam. It notes possibilities, factors of organizing and development of tourism, linked with knowledge religkous and all-cultural traditions, customs, standards of life, architectural models and other kinds of art of Vietnamese people.

Текст научной работы на тему «Туризм как ресурс познания традиционной культуры Вьетнама»

.....

I I I ■ M I I I

ных предметах: фотографиях, автографах, ак- «знакомство с объектом», это, в первую оче-

варелях, книгах, бытовых вещах, принадлежав- редь, уникальное пространство культуры, име-

ших представителям старшего поколения. ющее временные привязки и представляющее

Каждая музейная экспозиция, каждый собой систему символов, культурных кодов,

туристский маршрут - не только физическое те «родники культуры», к которым приобща-

место, не только реальное время, отведенное на ются музейный посетитель и турист. Примечания

1. Александр Блок в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1980.

2. Арзамасцев, В. П. На очной ставке с прошлым. Историческое бытие и современный мемориальный музей / В.П. Арзамасцев // Мир музея. - 1998. - № 4 (162).

3. Белтинг, Г. Музей как средство информации / Г. Белтинг // Музей как сообщество в условиях глобализации. - М.: ИКОМ России, 2002.

4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1978. - Т. 3.

5. Зорин, А. Дестинация / А. Зорин, И. Зорин. - М.: РМАТ, 2009.

6. Кастельс, М. Музеи в эру информации: проводники культуры во времени и пространстве / М. Кастельс //Информационный бюллетень ИКОМ. - 2001. - № 4.

7. Малявин, В. В. Конфуций / В.В. Малявин. - М.: Молодая гвардия, 1992.

8. Пигалев, А. И. Время культуры / А.И. Пигалев // Культурология. ХХ век: энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т. 1.

9. Розенблюм, Е. А. Время и пространство в музейной экспозиции / Е.А. Розенблюм // Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. - М., 1997.

ТУРИЗМ КАК РЕСУРС ПОЗНАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЬЕТНАМА

Нгуен Куок Хынг

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается туризм в аспекте ресурса познания традиционной культуры Вьетнама. В ней отмечается возможности организации и развития туризма, которые открываются в результате познания религиозных и общекультурных традиций, обычаев, норм жизни, образцов архитектуры и других видов искусства вьетнамского народа.

Ключевые слова: туризм, культура, культурный туризм, традиции, обычаи, народное искусство, национальная культура.

This article considers tourism in an aspect of a resource of knowledge of the traditional culture of Vietnam. It notes possibilities, factors of organizing and development of tourism, linked with knowledge religkous and all-cultural traditions, customs, standards of life, architectural models and other kinds of art of Vietnamese people.

Key words: tourism, culture, the cultural tourism, traditions, customs, fork art, national culture.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 86-90

Теория и история культуры 87

Туризм - это одна из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Сегодня во многих странах мира за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Туризм влияет на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонии отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, коммерческие структуры и общественные организации активно участвовать в деле оздоровления и сохранения окружающей среды (2, с. 17).

Современное развитие туризма во Вьетнаме характеризуется наличием определенных противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное состояние туризма связанно с необходимостью повышения объемов предоставления туристических услуг, но при этом необходимо наращивать материальную базу туристской отрасли и значительно улучшать качество туристических услуг. С другой стороны, в стране отмечается высокий уровень имеющихся туристических объектов, отвечающих мировым стандартам, рост числа туристских организаций в стране. Во вьетнамской научной и публицистической литературе туризм понимается как самостоятельный вид экономической деятельности по обслуживанию туристов; туризм представляется как отрасль хозяйства, либо как межотраслевой комплекс или рынок, на котором формируется туристский продукт; в восприятии педагогов туризм рассматривается как самодеятельность людей в открытом для всех образовательном пространстве (9).

Обилие точек зрения означает, что в современном мире туризм выступает как слож-

ное социальное явление, имеющее различные аспекты и грани. Одной из его главных характеристик является то, что туризм - наилучший способ знакомства с культурой не только другой страны, но и своей собственной. Туризм знакомит с историей, жизнью, обычаями народов, обогащает духовный мир человека.

В последнее время становится актуальной проблема возрождения национальной культуры. Это не случайно, так как она является мощным связующим звеном между прошлым и будущим: выражением преемственности и тесной связи живущих поколений с их предшественниками. Национальная культура утверждает высокие нравственные ценности, такие как красота, справедливость, добро, ответственность перед будущим, глубокое уважение к старшим поколениям. Отметим при этом, что культура - один из основных мотивов передвижения людей. Без культуры туризм не мог бы существовать. Без культуры туризм был бы обеднен, может быть уведен до пляжного отдыха на курорте или просто пустого времяпрепровождения, даже в путешествии, если оно лишено культурных ориентиров и целей. Отсюда культурный туризм - это духовное присвоение личностью через экскурсии и путешествия богатств культуры и подлинности. Насколько своеобразна и уникальна культура, настолько уникален и своеобразен путь к её постижению через туризм (5, с. 47).

Для культуры туризм становится все более значимым. Туристы - это представители и разносчики самобытных культур, разнообразных культурных достижений и ценностей. Эта функция актуализирует востребованность культуры в различных её проявлениях. Партнерство культуры и туризма проявляется и в том, что финансовые поступления от последнего идут на охрану и восстановление памятных мест, имеющихся объектов культуры и на создание новых.

Национальный туризм - является одной из форм культурного туризма. Его эстетические ценности создают внутреннее состояние человека, преобразуют труд и межличностные отношения (3, с. 35). Элементы этнографичес-

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 87 1 03.10.2011, 18:19

кого наследия помогают людям отметить следы прошлого в истории и своего народа, сосредоточить внимание на новом и прогрессивном. Этот вид туризма тесно связан с историей страны, верованиями, праздниками, нравами населяющих её людей. Без этого нельзя понять смысл и символику народа, праздников, знаковые системы украшений и оберегов, символические узоры народной вышивки и т.д. Эти знания необходимы нам для того, чтобы научиться прочитывать в национальном костюме или убранстве домов ту информацию, которую пытались донести до будущих поколений далекие предки.

Однако для научного осмысления проблемы этнонационального туризма необходимо прежде всего уяснить основные категории его анализа. Первую группу составляют такие понятия, как традиции и обычаи. Между традициями, обычаями много общего, все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий (6, с. 121).

Традиции охватывают более широкий круг явлений. Они встречаются во всех сферах общественной жизни, проявляются как одна из форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому.

Остановимся на следующих определениях основных используемых понятий в анализе этнической культуры: традиция - общественное явление, которое отражает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения; особая форма общественных отношений, выражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного мнения; обычай - более узкое понятие по сравнению с традицией. Это прочно установившееся в той или иной общественной среде правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни; праздник -торжественная форма ознаменования различных событий личной или общественной жизни, которая основана на поверьях и обычаях наро-

да, день свободный от трудов и повседневных будничных забот; обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; ритуал - порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека (7). Среди всего многообразия этнических культур ученые выделяют тип традиционной культуры, распространенной в обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения. В этом типе культуры господствуют обычаи и передаваемые из поколения в поколение традиции.

Традиционность, особенности структуры бытия и быта, мифы и обряды, нормы и ценности остаются стабильными и нерушимыми. Они предаются из поколения в поколение как неписаный закон. Власть традиции, этого культурного заменителя утраченного человечеством генетического способа передачи поведенческих программ, - абсолютно освящена мифологическими представлениями. Это имеет большое значение при организации программ обслуживания с использованием национальных традиций, их источниковой базой являются: жилище и интерьер; народное зодчество и его функции; обряды, связанные со строительством жилища на уровне религиозно-мифологических понятий (причины, корни, генезис); основные элементы строения, интерьера и отражение их в домашних обрядах, приметах, нормах поведения; общественная обрядность; календарные обряды и их трансформация в наше время, их религиозное понимание; интерпретация обряда; последовательность действия в обряде; символика обряда; семейная обрядность; семейная обрядность как компонент ритуальных действий; элементы материальной культуры, словесного и музыкального фольклора; свадебный обряд и его социально-правовые отношения; народные знания, календарь; знания, связанные с земледелием, скотоводством, огородничеством; комплекс источников, посвященных

Теория и история культуры 89

народному календарю; народная сельскохозяйственная мудрость, закрепленная в пословицах, поговорках, приметах; календарь как источник информации о сроках работы и приемах в земледелии, скотоводстве, промыслах; ориентированные ткани и одежда; виды одежды и текстиля с орнаментом (1, с. 54-60).

Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса. Поэтому каждая культура по-своему выражает специфику уклада жизни своего создателя - этноса или этнической общности, его поведения, его способа мировосприятия.

Важными переменными, влияющими в этом отношении на привлекательность туристского направления, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов с целью их использования вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история, литература, музыка и другие.

Религиозное паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80% объектов туристского показа являются культовыми. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, совершение культовых обрядов и т.д. (4, с. 40-46)

Поэтому сохранение религиозного наследия и его рациональное использование для Вьетнама имеют определяющее значение в целях устойчивого привлечения туристических потоков и сохранения популярности этнического туристского направления.

В целом культурное наследие Вьетнама очень богато, разнообразно исторически и географически. Страна объединяет около 60 братских наций, которые дружно живут на её территории. Задача заключается в необходимости не только защищать национальную культуру, но и использовать её, развивать, пропагандировать во всем мире для того, чтобы иностранные туристы больше и лучше знали о стариной культуре Вьетнама (4, с. 10-11).

Сегодня можно отметить следующие возможности развития современного туризма во Вьетнаме:

1. Культурные традиции, исторические и архитектурные памятники, национальная кухня, церемонии, обычаи нации и т.д. Следует подчеркнуть, что во Вьетнаме богатая культурная основа для развития туризма, она складывалась с давних времен, имеет многовековую историю. Каждый регион, каждая нация Вьетнама имеет свою характерную культуру. Например, культура тханг Лонг, хуэ кинь бак, бак бо. Все это создает комплексный и единый характер, который создавался с древних времен и до наших дней.

2. Природный потенциал включает в себя географическое положение и многообразие ресурсов: знаменитые достопримечательности, острова, горы, пляжи, заливы и многое другое. Вьетнам находится в географически благоприятном месте: в центре юго-восточной Азии, на берегу Тихого океана, где сосредоточены ценности многих традиций.

3. Значительную роль играют трудовые ресурсы - этот потенциал, имеет большое значение для всех отраслей экономической деятельности, в том числе и для туризма. Как нам известно, в развивающихся странах для обслуживания одного туриста необходимы около трех человек в гостинице и примерно два человека, обслуживающие в комнате. Отсюда видно, что для развития туризма страна должна иметь соответствующее количество рабочих, занятых в этой области. Это могут быть как местные рабочие, так и из других стран.

4. Необходимое условие для развития туризма это - материально-техническое обеспечение (МТО). Современное, хорошее комплексное материально-техническое обеспечение создает благоприятные условия для развития туризма. МТО складывается из средств транспорта и коммуникаций: железных дорог, авиационных, морских путей и т.д. со всей необходимой инфраструктурой.

5. Помимо МТО, так же необходимо большое число гостиниц, клубов, развлекательных центров.

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 89 03.10.2011, 18:19

Учет и использование перечисленных со- развития различных видов туризма (медицин-

ставляющих создаст условия для привлечения ский, служебный, религиозный и т.д.), но, осо-

туристов и гостей во Вьетнам (8). бенно, для развития культурного туризма. Для

Итак, общим выводом из вышесказанного Вьетнама такой его вид, как туризм по озна-

можно сделать следующее заключение: Вьет- комлению с традиционной культурой страны,

нам с его богатыми природными и культурны- играет важнейшую роль и стратегическое ре-

ми ресурсами имеет большую возможность для сурсное значение.

Примечания

1. Годфри, Х. Стимулирование международного туризма в XXI веке: пер. с англ. / Харрис Годфри, Кац Кеннет. - М., 2000.

2. Ильина, Е. Н. Основы туристической деятельности / Е.Н. Ильина. - М., 2008.

3. Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма / В.А. Квартальнов. - М., 2007.

4. Путеводитель. Вьетнам. - М., 2009.

5. См.: Бабкин, А. В. Специальные визы туризма: учебное пособие / А.В. Бабкин. - Ростов-на-Дону, 2008.

6. См.: Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - М., 1999.

7. См.: Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. - М., 2003.

8. См.: Национальная администрация по туризму Вьетнама (VIPTOUR). - Ханой, 2010.

9. См.: Tien si Nquyen Quoc Hung. Knai Tnac CacGia Tri. Di Tich Lich Su Cach Mang Quanq Tri - Ha Noi. - 2010. - P. 10-211.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КУЛЬТУРНЫХ ИДЕАЛОВ СРЕДСТВАМИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Е. В. Гайманова

Московский государственный университет культуры и искусств

Автор статьи анализирует проблему формирования культурных идеалов и этнохудожественных представлений средствами современной периодической печати для детей и юношества. В качестве примера успешного приобщения к национальным культурным традициям были рассмотрены периодические издания для детей и юношества первой половины девятнадцатого века.

Ключевые слова: русская народная художественная культура, этнохудожественные представления, культурные идеалы, журналы для детей и юношества, девятнадцатый век.

The author analyzes the problem of formation of cultural ideals and ethnoart representations by means of modern periodicals for children and youth. Magazines for children and youth of the first half of the nineteenth century were taken as an example of successful familiarizing with national cultural traditions.

Key words: Russian national art culture, ethno-art representations, cultural ideals, magazines for children and youth, the nineteenth century.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 90-95

04_ôàîôèy_è_êôëûôôôû.p65 90 1 03.10.2011, 18:19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.