Научная статья на тему 'Туризм и государственные границы'

Туризм и государственные границы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1533
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм и государственные границы»

О. Г. Ступина

ТУРИЗМ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ

Международный туризм, включающий поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства, по своей природе связан с пересечением государственных границ.

По данным Всемирной туристской организации число международных туристских поездок в 2008 г. достигло 922 млн. [10]. В это число включены факты выезда за пределы национальных границ путешествующих лиц, которые остаются в стране назначения, по крайней мере, с одной ночевкой. Случаи однодневных зарубежных поездок, несмотря на их широкое распространение в современном мире, остаются неучтенными в статистке туризма. Так, например, число пересечений только государственных границ США (с Канадой и Мексикой) путешествующими лицами со сроком пребывания в стране назначения менее одного дня ежегодно превышает 100 млн. в обоих направлениях [9]. В условиях либерализации международных отношений и процессов региональной экономической интеграции, отмечается ослабление ряда туристских формальностей, что способствует увеличению масштабов международного туристского обмена. В этой связи становится актуальной задача изучения влияния государственных границ и трансграничного сотрудничества на развитие туризма.

Исследования по данной тематике в отечественной экономико-географической литера-

туре не многочисленны, они начали появляться лишь в последние годы, что во многом обусловлено запоздалым проявлением интереса отечественных исследователей к проблематике международного туризма по сравнению с западными школами. За рубежом изучение влияния границ на развитие туризма началось в конце 1970-х гг. с работы Д. Матцнеттера "Границы и туризм: фундаментальные связи" [7], однако более широкое развитие получило лишь в 2000е гг. Фундаментальным трудом в этой области считается монография Д. Тимоти "Туризм и политические границы" [9].

Взаимодействие между национальными границами и туризмом носит комплексный характер. Матцнеттер выделил три типа пространственных взаимосвязей между туризмом и границами, основанных на расположении туристских объектов относительно границ:

- отсутствие туристских зон вблизи границы;

- наличие прилегающей туристской зоны с одной стороны границы;

- наличие туристских зон, простирающихся сквозь границу или прилегающих к границе с двух сторон [7].

На базе работы Д. Матцнеттера американским ученым Д. Тимоти было выделено три типа взаимодействия между туризмом и границами: граница как барьер, туристская дестинация и модификатор туристского ландшафта* (рис. 1).

..і..................................

Т* 1 ь

граница - барьер граница - 'іурис гская граница - модификатор

десгинация туристского ландшафта*

Рис. 1. Взаимодействие туризма и границ (по Д. Тимоти) [9]

* Под туристским ландшафтом Д. Тимоти понимал особый тип культурного ландшафта, формирующийся в туристских дестинациях в результате воздействия туристской деятельности.

Граница как барьер. С точки зрения перемещения туристов между странами государственные границы выступают как реальными барьерами, так и воспринимаемыми таковыми, психологическими.

Первые из вышеупомянутых создают непреодолимые преграды на пути следования путешествующих лиц, как в виде физических барь-

еров, так и при помощи жесткой миграционной политики, сложных таможенных формальностей. Кроме того, препятствиями для пересечения государственных границ туристами являются неблагоприятные международные отношения между сторонами, политические конфликты, войны, территориальные споры, государственные перевороты и преступность (табл. 1).

Таблица 1.

Реальные барьеры в международном туризме

Барьеры Примеры

Фортификационные сооружения, пограничные знаки и другие физические препятствия Пограничные стены и ограждения вдоль границы США и Мексики для предотвращения потока нелегальных мигрантов.

Не благоприятные внешнеполитические отношения между граничащими странами В 1974-2002 гг. ограничения со стороны властей Республики Кипр на поездки в северную часть страны.

Ограничения выезда граждан за рубеж: - ограничения на вывоз валюты; - трудная процедура получения выездных документов; - ограничения на загранпоездки; - таможенные ограничения для возвращающихся в страну граждан; - въездные сборы для граждан страны Ограничения на вывоз валюты. Например, ввоз иностранной валюты во Вьетнам не ограничен, в то время как ее вывоз лимитирован. При этом в стране существуют ограничения на покупку конвертируемой валюты.

Ограничения для въезда нерезидентов в страну: - ограничения на ввоз и вывоз валюты; - въездные визы, ограничения по срокам пребывания; - ограничения на перемещение туристов внутри страны; - ограничения на общение туристов с местным населением; - ограничения на перемещение при помощи собственных транспортных средств; - формальности, касающиеся автомобильной страховки и водительских удостоверений; - ограничение для нерезидентов на приобретение имущества в стране; - сборы с иностранных туристов Отказ выдачи въездных виз для граждан отдельных стран (например, на протяжении нескольких лет КНДР не выдавал въездные визы гражданам Японии, США, ЮАР и Израиля).

Полити^ские конфликты Следствием событий на площади Тяньаньмэнь 1989 г. стало существенное сокращение туристских прибытий в КНР.

Войны Войны являются барьером для развития туризма, как в странах, непосредственно участвующих в конфликте, так и в соседних государствах. Например, въездной поток туристов в Хорватию оставался ограниченным в связи с продолжающимися военными действиями в Боснии и Г ерцеговине.

Т ерриториальные споры В 1969-1985 гг. въездной поток туристов в Гибралтар был существенно ограничен из-за закрытия границы с Испанией по причине территориального спора между Испанией и Великобританией.

Г осударственные перевороты В случае военных переворотов государственные границы часто оказываются временно закрытыми, что становится серьезным препятствием на пути следования туристов.

Преступность Приграничные зоны являются объектом повышенного интереса со стороны преступных группировок для осуществления контрабанды различных товаров (в т.ч. оружия и наркотиков), незаконной миграции и других видов организованных трансграничных преступлений. Например, на территории национального парка Биг-Бенд, расположенного на границе США и Мексики, действуют преступные группировки, занимающиеся грабежами, контрабандой автомобилей и наркотиков, и нелегальной перевозкой людей через границу.

Психологические барьеры при пересечении государственных границ возникают из-за страха людей оказаться в чуждой политической и социально-экономической, культурной и языковой среде. Многие испытывают дискомфорт при прохождении таможенного и паспортного контроля на границе.

При восприятии государственных рубежей туристами большое значение имеет степень близости разделяемых национальных культур, которая зависит от возраста границы и уровня ее открытости. Недавно установленные рубежи, как правило, разделяют страны со схожими культурными ценностями. Границы, существующие на протяжении длительного времени, свидетельствуют о том, что соседние государства уже давно развивались отдельно друг от друга и между ними имеются существенные культурные различия. Ярким примером является граница между Мексикой и США, разделяющая страны с разными языками, культурой, традициями, историей, политическим устройством, уровнем жизни. Многие американские путешественники, оказавшись на мексиканской стороне границы, испытывают трудности при общении на родном языке, во время вождения автомобиля из-за недостатка дорожных знаков на магистралях; большое внимание уделяют соблюдению правил личной гигиены и собственной безопасности [1].

При восприятии границ туристами важную роль играют также экономические аспекты, например, такие как визовые сборы, курс валюты, разница цен товаров и услуг, установ-

ленные законодательством ограничения на ввоз и вывоз валюты, особенности таможенного регулирования. Чаще всего путешественники испытывают неудобства, связанные с расчетами в иностранной валюте, поскольку они плохо ориентируются в денежных знаках и обменном курсе за рубежом. Высокие цены и налоги, неблагоприятный курс валюты, - все это увеличивает общую стоимость поездки, что оказывает косвенное влияние на принятие решения о путешествии за границу. Жесткие нормы таможенного регулирования, высокие ставки ввозных пошлин на импортную продукцию, устанавливаемые с целью защиты и поддержки внутреннего производства отдельных товаров, также выступают сдерживающим фактором международных туристских поездок и расходов.

Сочетание рассмотренных выше воспринимаемых барьеров находит выражение в так называемой функциональной дистанции (functional distance) или добавленной психологической дистанции, которая, наряду с реальной физической удаленностью, оказывает значительное влияние на интенсивность пересечения государственных рубежей путешествующими лицами. Функциональная дистанция, создаваемая государственной границей, эквивалентна разнице расстояний, которые турист способен преодолеть без ее пересечения и с ее преодолением. Многие люди скорее склонны путешествовать на значительные расстояния в пределах страны проживания, чем на более короткие, но пересекая государственную

границу В некоторых случаях добавленная психологическая дистанция оказывает большее влияние на туристов, чем реальная [9].

Граница как туристская дестинация. Государственные границы часто становятся объектом повышенного внимания со стороны туристов. Во-первых, благодаря тому, что они разделяют страны с различными социальными и экономическими системами и политическими режимами, у многих людей возникает интерес приблизиться к границе, т.к. это позволяет взглянуть на соседние государства, даже не посещая их. Во-вторых, сама линия границы с присущими ей атрибутами (демаркационные указатели, наблюдательные вышки, ограждения и др.) часто выступает в качестве достопримечательности. В некоторых местах на границах государств устанавливают специальные знаки, памятники, свидетельствующие об особом значении местоположения. Например, на стыке трех стран: Норвегии, Финляндии и Швеции, - сооружен интересный монумент, который является наиболее популярной достопримечательностью на территории финского заповедника Малла. В-третьих, на границах государств в знак добрососедских отношений часто создаются специальные тематические объекты. Так, в Северной Америке в 1932 г. в результате объединения двух национальных парков: Уотертон-Лейкс (провинция Альберта, Канада) и Глейшер (штат Монтана, США), -впервые в истории был образован Международный Парк Мира. Он включает участки прерий, лесов, альпийских и ледниковых высокогорий, обладает исключительно богатой флорой и фауной. Этот парк ежегодно посещают сотни тысяч туристов, с 1995 г. он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО [2]. В-четвертых, государственные границы иногда пересекают широко известные природные и культурные объекты. Например, реки, как естественные преграды, часто служат разделительными линиями между странами, в результате чего многие водопады, в том числе и наиболее крупные, располагаются на стыке нескольких государств: Виктория - Замбии и Зимбабве, Игуасу - Аргентины и Бразилии, Ниагарский -США и Канады.

В связи с тем, что государственные границы разделяют страны с отличными социально-экономическими, политическими и куль-

турными системами, прилегающие к ним приграничные области выполняют специфические контактные функции. Разница в ценах, ассортименте и качестве товаров и услуг, в правовых и нравственных нормах способствуют развитию в этих зонах определенных видов деятельности, ориентированных на туристов из соседних стран. Здесь открываются крупные торговые центры, различные игорные заведения, бары, рестораны, ночные клубы.

Одной из наиболее распространенных форм туризма в приграничных зонах является зарубежный шопинг, при котором люди пересекают государственные границы с целью приобретения товаров и услуг. Этот вид активности предоставляет путешественниками целый ряд преимуществ: большой выбор товаров по более низким ценам, удобный режим работы магазинов. Наиболее востребованными при таких поездках являются товары первой необходимости (продукты питания, предметы одежды и обуви), а также бытовая электроника, ювелирные изделия и автомобильное топливо [1]. Явление зарубежного шопинга в приграничных зонах получило широкое развитие по всему миру. Например, граждане США пересекают границу с Мексикой для получения более дешевых медицинских, стоматологических и косметических услуг, ремонта автомобилей, отдыха и развлечений, покупки тропических фруктов, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, мебели, лекарств. Мексиканцы приезжают в США за продуктами питания, одеждой, обувью, косметическими средствами и предметами личной гигиены, фото- и спорттоварами, различными машинами и инструментами, хозяйственными товарами [9].

Широкое распространение различных игорных заведений на приграничных территориях связано с запретом подобного рода деятельности во многих странах мира. Существующую потребность в азартных играх резиденты этих государств часто решают за счет поездок в соседние страны, где они разрешены. Соответственно, для удовлетворения этого спроса рядом с границами открываются казино, ориентированные на зарубежных клиентов. Ярким примером является увеличение потока российских посетителей в соседние страны, в частности в Республику Беларусь, после вве-

дения запрета на осуществление игорной деятельности на территории РФ за исключением четырех специальных зон. Кроме того, вдоль государственных границ часто отмечается скопление различных питейных заведений и центров продажи алкогольной продукции. Туристов из соседних стран привлекают низкие цены на спиртные напитки, меньшие акцизные сборы, отсутствие ограничений по возрасту на продажу алкогольной продукции и удобный режим работы.

Влияние эффекта границы на развитие туризма наиболее ощутимо в так называемых карликовых государствах, которые по площади или численности населения значительно отличаются от других. В Европе размер самой крупной такой страны, Андорры, достигает 468 км2, что меньше площади Москвы более чем в два раза, а самой маленькой, Ватикана, составляет лишь 0,44 км2. Таким образом, посетитель, попадая даже в центр такого государства, продолжает находиться в приграничной зоне. Малые размеры этих стран делают туризм важным сектором их экономики, где занята значительная часть населения, а количество посетителей во много раз превосходит число резидентов. В таких государствах складывается специализация на определенных видах туристской активности. Например, в Андорре и Лихтенштейне посетителей привлекает шопинг и катание на лыжах, Монако известен во всем мире как крупный центр игорного бизнеса, Ватикан - резиденция высшего духовного руководства римско-католической церкви, - важная религиозная и культурная дестинация. При этом значительная часть путешествующих лиц ограничивается кратковременным визитом в эти страны, часто менее одних суток, из-за их малых размеров и, соответственно, ограниченности туристско-рекреационных ресурсов, а также целей, которые преследуют посетители во время поездки в карликовые государства [9].

Граница как модификатор туристского ландшафта. Государственные границы оказывают существенное влияние на развитие туризма, как в масштабе страны в целом, регулируя объемы въездных и выездных потоков путешествующих лиц, так и на приграничных пространствах. Различия в уровне и характере развития туризма, а также в способах его территориальной и структурной организации на со-

предельных территориях определяются рядом социально-экономических факторов: особенностями идеологических систем, моделей расселения, городской структуры, землепользования, и др. Например, в приграничных зонах, где линия раздела является объектом туристского интереса, формируются рекреационные ландшафты, находящиеся в непосредственной близости от пунктов пересечения границ. В тех случаях, когда граница выполняет лишь транзитную функцию, складывается особый ландшафт, для которого характерным является наличие большого количества пунктов обмена валюты, отделений страховых компаний, ресторанов, автозаправочных станций и туристских информационных центров [9]. Низкий уровень проницаемости границ (как физической, так и психологической), характерный для большинства национальных государств мира, не только влияет на величину туристского потока между странами, но и часто приводит к созданию дублирующей рекреационной и транспортной инфраструктуры на сопредельных территориях [8].

Геополитические трансформации, как правило, влекут за собой изменение роли и значения государственных границ и, соответственно, прилегающих к ним территорий. В то время как рубежи становятся более открытыми, линии раздела трансформируются в контактные зоны, где развивается производство, торговля и туризм. При обратном процессе, например, во время войн и других периодов политической нестабильности, приграничные территории могут представлять повышенную опасность, где присутствие туристов является нежелательным.

Трансграничное сотрудничество в туризме. В настоящее время усиливающиеся процессы либерализации международных отношений и интернационализации хозяйственной деятельности приводят к значительному увеличению объемов внешней торговли, зарубежных инвестиций, потоков мигрантов и туристов. На этом фоне отмечается рост числа международных организаций, координирующих взаимодействие стран, при одновременном расширении сфер их компетенции, а также усиление трансграничного сотрудничества между соседними государствами. Взаимодействие стран в области совместного развития

смежных приграничных территорий широко распространено в рамках региональных интеграционных международных группировок, таких как Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др., а также в двусторонних межгосударственных соглашениях.

Трансграничное сотрудничество наибольшее развитие получило в одной из старейших интеграционных группировок ЕС. Впервые определение трансграничному региону было дано в конце 1970-х годов швейцарским философом Дени де Ружмоном. Основоположник концепции "Европы регионов" понимал его как ""потенциальный регион", единый с точки зрения географии, истории, экологии, этнических групп, экономических возможностей и т.д., но разбитый на части суверенитетом правительств, управляющих по обеим сторонам границы" [6]. Начиная с конца 1950-х гг. в странах Западной Европы создаются различные трансграничные структуры, наиболее распространенными формами которых являются рабочие сообщества и еврорегионы, их количество к настоящему времени уже превысило 100 единиц.

Финансирование трансграничного сотрудничества в рамках региональной политики ЕС осуществляется из средств Европейского фонда регионального развития (ЕФРР). В современном программном периоде (2007-2013 гг.) на цель "европейское территориальное сотрудничество" выделено 7,75 млрд евро (2,5% ЕФРР), из которых 73,9% предусмотрено для финансирования трансграничного сотрудничества, 20,9% - транснационального сотрудничества, 5,2% - внутрирегиональной кооперации [5].

Туризм является важной составляющей трансграничного сотрудничества в Европе. Например, в еврорегионе "Боденское озеро" (Alpenrhein-Bodensee-Hochrhein), возникшем в рамках крупного трансграничного туристского района, включающим австрийскую землю Форарльберг, немецкие Баварию и Баден-Вюртемберг, княжество Лихтенштейн и некоторые кантоны Швейцарии, значительная часть реализуемых проектов относится к сфере путешествий [3]. Почти во всех существующих

еврорегионах важной составляющей является реализация транспортных инфраструктурных проектов, что оказывает существенное влияние на развитие их туристских комплексов.

В рамках других региональных интеграционных объединений также формируются различные формы трансграничного сотрудничества. Так, в АСЕАН наиболее эффективным является создание "треугольников экономического роста", которые объединяют приграничные области трех государств. В сфере туризма примером такого сотрудничества может служить кооперация на границах Индонезии (о-ва Риау), Малайзии (штат Джохор) и Сингапура. Этот треугольник развивается, используя сконцентрированные на относительно небольшой территории, но разделенные государственными границами объекты рекреации и транспортной инфраструктуры: аэропорт и пассажирский порт Сингапура, курорты Малайзии и Индонезии с их высококлассными пляжами и полями для гольфа и относительно недорогим обслуживанием [4].

В целом трансграничное сотрудничество между странами, как правило, проявляется в согласованном и устойчивом развитии туризма на смежных территориях государств (двух или более), обладающих определенным единством. Кроме того, оно способствует более эффективному и бережному использованию совместных природных и культурных ресурсов, снижению расходов на создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на проведение маркетинговых мероприятий, связанных с продвижением региона как единой туристской дестинации.

В мире существует множество форм трансграничного сотрудничества, отличающихся интенсивностью взаимодействия, географическим охватом, юридическим оформлением. Его тип во многом определяется свойствами и функциями межгосударственных рубежей. Так, границы, представляющие собой выраженные барьеры, обуславливают пониженную активность такого взаимодействия, в то время как при значительных контактных свойствах имеется существенный потенциал развития глубокого трансграничного сотрудничества.

Литература

1. Александрова А.Ю. Роль и влияние границы, пограничности и трансграничности в развитии туризма // Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство. Материалы Ш-й международной научно-практической конференции. - Улан-Уде: БНЦ СО РАН, 2009. - С. 56-66.

2. Официальный сайт списка всемирного наследия ЮНЕСКО - URL: http://whc.unesco.org/en/list/354.

3. Официальный сайт еврорегиона "Alpenrhein-Bodensee-Hochrhein" - URL: http://www.interreg.org.

4. Chang T.C. Tourism in a 'Borderless' World: The Singapore Experience // AsiaPacific Issues. Analysis from the East-West Center. 2004. № 73 (May). URL: http://www.eastwestcenter.org/fileadmin/stored/pdfs/api073.pdf.

5. Council Regulation (EC) No 1083/2006 of 11 July 2006 laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund and the Cohesion Fund and repealing Regulation (EC) No 1260/1999 // Official Journal. L 210. 31.7.2006. - P. 25-78.

6. De Rougemont D. L'avenir est notre affaire. - Paris: Stock, 1977. - 374 p.

7. Matznetter J. Border and tourism: Fundamental relations // Tourism and Borders: Proceedings of the Meeting of the IGU Working Group - Geography of Tourism and Recreation. - Frankfurt: Institut für Wirtschaftsund Sozialgeographie der Johann Wolfgang Goethe Universität, 1979. - P. 61-73.

8. Prokkola E.-K. Borders in tourism: the transformation of the Swedish-Finnish border landscape // Current Issues in Tourism, Issue 3, 2010. - P. 223-238.

9. Timothy D. Tourism and political boundaries. - London: Routledge, 2001. - 240 p.

10. Tourism Highlights 2009 Edition / UNWTO, 2009. URL: http://www.unwto.org/facts/eng/pdf/highlights/ UNWTO_Highlights 09_en_HR.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.