Научная статья на тему 'Туризм для лиц с особыми потребностями'

Туризм для лиц с особыми потребностями Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1136
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИЗМ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНЫЕ И СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА / TOURISM / SOCIAL TOURISM / TOURISM FOR PEOPLE WITH SPECIAL NEEDS / TOURIST SERVICES / SOCIAL AND SOCIO-CULTURAL FUNCTIONS OF TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аникеева Ольга Александровна

Развитие туризма становится одной из самых ярких характерных черт современного общества. Расширяются социальные функции туризма, а с ними и спектр туристских услуг, объекты и субъекты туризма, расширяется спектр социальных групп вовлеченных в туристскую деятельность, появляются новые, нестандартные целевые группы (сегменты). Среди них можно выделить группы с особыми потребностями, обусловленными не только особенностями здоровья, возраста, семейного положения, социального статуса, но и особыми религиозными, этно-социальными и социо-культурными запросами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism development has become one of the most striking characteristics of modern society. Tourism expands its social functions as well as its range of tourist services, objects and subjects of tourism, the spectrum of social groups involved in tourism activity. New, nonstandard target groups (segments) appear. Among them are groups with special needs based not only on features of health, age, marital status, social status, but also a particular religious, ethnic, social and socio-cultural needs.

Текст научной работы на тему «Туризм для лиц с особыми потребностями»

УКД 316. 42

ТУРИЗМ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Аникеева Ольга Александровна, профессор кафедры психологии и социальной работы, olga-double@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

Tourism development has become one of the most striking characteristics of modern society. Tourism expands its social functions as well as its range of tourist services, objects and subjects of tourism, the spectrum of social groups involved in tourism activity. New, nonstandard target groups (segments) appear. Among them are groups with special needs based not only on features of health, age, marital status, social status, but also a particular religious, ethnic, social and socio-cultural needs.

Развитие туризма становится одной из самых ярких характерных черт современного общества. Расширяются социальные функции туризма, а с ними и спектр туристских услуг, объекты и субъекты туризма, расширяется спектр социальных групп вовлеченных в туристскую деятельность, появляются новые, нестандартные целевые группы (сегменты). Среди них можно выделить группы с особыми потребностями, обусловленными не только особенностями здоровья, возраста, семейного положения, социального статуса, но и особыми религиозными, этно-социальными и социо-культурными запросами.

Keywords: tourism, social tourism, tourism for people with special needs, tourist services, social and socio-cultural functions of tourism

Ключевые слова: туризм, социальный туризм, туризм для лиц с особыми

потребностями, туристские услуги, социальные и социо-культурные функции туризма

Развитие туризма в современном мире стало частью важнейших социальных процессов цивилизованного общества. Туризм определенно стал значимым

социальным институтом общества, и в этом качестве характеризуется наличием следующих особенностей:

• внутренней организацией и внешним взаимодействием;

• нормативно-правовым регулированием;

• наличием социально-значимых функций [8, с. 16].

Туризм как вид деятельности формировался столетиями. Одним из истоков были географические путешествия, расширявшие горизонты познания человечества. Другим мощным истоком стало паломническое движение, которое восходит к рубежу новой эры. Третьим источником можно считать образовательно-познавательный туризм -путешествия с целью получения образования, учебы у знаменитых мастеров и мудрецов. В XIX веке в Европе и России стали популярны путешествии с целью лечения и оздоровления. Как бы то ни было, развитие путешествий с определенными социальными целями человечество практикует с незапамятных времен. Появление профессиональной деятельности, которая стала частью социально-экономической системы общества, -явление последнего столетия.

Туризм как вид деятельности отвечает важным потребностям современного человека [1]. Функции, выполняемые туризмом в современном мире, многообразны, их можно сгруппировать в три подсистемы: социально-экономическую, социо-

культурную, социально-политическую. К первой подсистеме (социальноэкономической) можно отнести:

- функции туризма как вида экономической деятельности, удовлетворяющего определенные потребности человека, имеющего свои нормы, правила и закономерности, нацеленного на получение прибыли субъектом деятельности;

- социально-экономические функции туризма, которые включают сферу занятости населения и профессиональную подготовку кадров для туризма;

- туризм как вид социально-экономической деятельности выполняет функции важного или даже системообразующего компонента в экономике различных регионов (становясь в некоторых из них ведущим и наиболее прибыльным направлением национальной экономики).

Социокультурные функции не менее значимы:

- рекреационные (в настоящее время доминирующие, т.к. поездки из мест проживания граждан внутри или вне страны, практически всегда связаны с отдыхом, отпуском);

- культурно-познавательные функции (ставшие очень важной частью программы въездного и выездного туризма - туристические поездки, как правило, сопровождаются культурно-познавательной экскурсионной деятельностью);

- функции коммуникативные (в ходе туристических поездок и профессиональной туристской деятельности граждане различных национальностей, принадлежащие к разным этно-конфессиональным группам, разным социокультурным

слоям и историко-культурным традициям, общаются между собой, находят общие интересы и взаимодействуют, что способствует расширению спектра общения, познавательных возможностей, укрепляет способность к взаимовыгодному сотрудничеству;

- функции культурного обмена в сфере туризма очевидны, т.к. общаясь и взаимодействуя, приезжающие туристы не могут не наблюдать различия в образе жизни и нормах поведения с принимающим сообществом, и при этом могут передавать свои знания и достижения населению принимающей стороны;

- функции культурного заимствования продолжают функции культурного обмена и предполагают возможность перенесения части наблюдаемого опыта на родную социальную почву; история знает немало случаев, когда при соприкосновении разных культур и цивилизаций происходили позитивные перемены у обеих сторон;

- одна из важнейших социокультурных функций туризма - формирование толерантности в межнациональном общении, что в наше время становится одной из самых важных и злободневных задач; путешествия, сопровождающиеся узнаванием, пониманием другой культуры, ее богатства, особенностей, знакомство с людьми принимающего сообщества могут и должны способствовать большей терпимости и эмпатии в межнациональных отношениях;

- к социокультурной функции пока относят и удовлетворение оздоровительных потребностей населения; оздоровление становится нередко частью программы туристической поездки (к оздоровительным программам относят возможность получить амбулаторное лечение в специализированных медицинских центрах, возможность специализированной диагностики, консультирования в престижных медицинских центрах, особое место занимают программы репродуктивной помощи бездетным семейным парам и т.п.).

В последние годы есть основания выделить социально-политические функции туризма:

- очевидно, что развитие туризма способствует укреплению международных

связей;

- степень активности туристской деятельности служит индикатором степени устойчивости и неконфликтности отношений между государствами и регионами;

- толерантное отношение между разными народами укрепляет культурные, социальные, образовательные и экономические связи, что расширяет возможность закрепления этих направлений деятельности через систему международных договоров;

- укрепление межгосударственных связей в различных направлениях способствует снижению политической напряженности, укреплению позитивных отношений в больших регионах нашей планеты.

Все вышеназванные факты указывают на то, что в развитии туристической деятельности большую роль играют социальные функции во всем их многообразии.

Сегодня туризм как направление предпринимательской деятельности в России получило большое развитие, хотя проблем в этом направлении довольно много: от нормативно-правового оформления этой деятельности до оценки ее качества и эффективности, а также обеспечения гарантий безопасности граждан.

Российский туризм отстает от зарубежного в социальном отношении: в нашей стране, провозгласившей себя «социальным государством», крайне мало программ социальной направленности. Речь идет не только о социальном туризме как важном направлении туристской деятельности в целом, но о специализированных туристских услугах гражданам и группам с особыми потребностями. О необходимости расширения туристической инфраструктуры и расширении спектра социальных групп, вовлеченных в туристскую деятельность, говорил в 2009 году Президент России Д.А. Медведев [5]. Эти целевые программы получили широкое развитие за рубежом. Они были достаточно развиты и в советский период.

Сегодня целевые программы могут быть сгруппированы в несколько направлений:

1) целевые программы для оздоровительного туризма (этой деятельностью занимаются несколько туристских фирм, однако деятельность не систематизирована и часто недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой; к этой группе надо отнести репродуктивные программы). Потребность в такой разновидности туризма в нашем обществе растет стремительно: количество хронически болеющих граждан растет, диагностика часто требует качественной медицинской техники и современных технологий, которыми наша медицина пока не располагает. Финансирование может быть смешанным, что уже практикуется как за рубежом, так и в России. Оно включает возможность участия общественных организаций, благотворительных фондов, спонсоров, бюджетное участие, а также личные накопления граждан. Допустимо и кредитование программ оздоровления граждан, причем не только молодых, но и пожилых (при участии в погашении кредита взрослых работоспособных детей). Оздоровительный туризм - специфическое направление, оно требует

межведомственного взаимодействия, сотрудничества организаций и фирм разных форм собственности, разных видов профессиональной деятельности, но в конечном счете

принесет большую пользу населению, и, следовательно, может оказаться прибыльным с экономической точки зрения;

2) корпоративный туризм и туризм лиц и групп определенных профессий -довольно развитое направление туристской деятельности: в нашей стране в советский период этот вид деятельности развивали профсоюзные организации, которые в подборе различных туристских программ учитывали профессиональную деятельность членов своего профсоюза. За рубежом более развит туризм корпоративный, который стал частью формирования корпоративной культуры - с одной стороны, и частью расширенного социального пакета - с другой. Российские компании и организации только в исключительных случаях используют такой способ закреплении и поощрения хорошо и длительно (или инновационно) работающих сотрудников как туристические поездки. Для этого направления характерны две программы: кратковременный выезд (на выходные и праздники, на празднование особых корпоративно почитаемых дат или общих праздников); относительно долговременные виды отдыха (в среднем от недели до двух недель), которые могут сопровождаться арендой помещений (домов отдыха, пансионатов и т.п.), а также фрахтом туристических яхт, теплоходов и т.п. Специально может оговариваться спектр дополнительных услуг для семейных или разновозрастных групп, для детей разного возраста и т.п. Можно ожидать, что по мере преодоления кризиса спрос на такой вид услуг будет расти и коснется не только крупных и высокодоходных корпораций, но и многих трудовых коллективов, в том числе бюджетной сферы (в зависимости от стоимости туров и условий отдыха). Подвидом может стать туристская деятельность, связанная с профессиональным обменом опытом представителей различных профессий, когда туристско-познавательные программы ориентированы на профессиональный интерес группы. Такой туризм в нашей стране появился в середине 1990-х годов и развивается очень активно, но ему также требуется профессиональная поддержка. Финансирование может быть долевым -за счет организации с привлечением личных средств работников.

3) семейный туризм. Данный целевой сегмент туризма в нашей стране требует особого внимания. Развитие туризма, понимаемого как совместный отдых семьи, может внести глубокие позитивные изменения в уровень конфликтности в обществе. К сожалению, социальные процессы в семье часто носят негативный характер и приводят к непоправимым потерям. Опыт социальных учреждений Московского региона, как и многих других, показывает, что правильно организованный туристический отдых семьи может помочь в преодолении конфликтности, отчужденности, снять напряжение и

укрепить межличностные и межпоколенные связи. Организация такого отдыха требует специально подготовленных программ и специальных кадров;

4) молодежный и экстремальный туризм - один из самых активно развивающихся видов туризма. В нем в качестве подвида надо выделить туризм образовательно-просветительский и развивающий с определенным типом целевого потребителя (студенты, школьники, преподаватели). Данное направление настолько велико, разнообразно по формам и организации, по содержанию и разнообразию туристских технологий, что требует отдельного анализа. Форма финансирования также может быть смешанной;

5) одно из самых интересных и перспективных направлений, развивающихся в современном туризме - этнотуризм, сельский туризм и событийный. Теоретически это три разных, хотя и взаимосвязанных вида туризма. Этнотуризм предполагает углубленное знакомство с культурой, традициями и обычаями того или иного народа, страны. Традиционная подача - через посещение музеев и выставок - перестала привлекать внимание туристов. Новая подача материала предполагает историкокультурную реконструкцию - восстановление образа жизни сельских или городских жителей разного времени, посещение возможно «с погружением», т.е. с участием членов туристических групп в различных видах деятельности (ремесла, праздники, участие в обрядах). Другая форма - историко-событийный туризм (реконструкция каких-либо важных исторических событий, в которых туристы могут принять участие как зрители или исполнители; в настоящее время восстанавливаются рыцарские турниры, фрагменты военных особо прославленных битв и т.п.). Опыт развития этого вида туризма в России есть, но он не велик и держится пока силами «ролевиков», восстанавливающих образ жизни предков, преимущественно славянских. Однако они не в состоянии удовлетворить большой спрос на такое направление туризма. Многонациональность нашей страны, без преувеличения - великая история, богатейший историко-культурный потенциал, разнообразные ремесла, уникальное прикладное искусство - это несравненный капитал нашей страны. И он пока не востребован, а точнее не реализован;

6) отдельный и особый вид туризма - социальный туризм. В широком смысле слова всякая туристская деятельность - социальная, т.к. выполняет широкие социальные функции, отчасти рассмотренные выше [9]. В узком смысле социальный туризм является разновидностью туризма, с одной стороны, адресованный особым социальным объектам: пожилым гражданам, лицам и группам с ограничениями возможностей жизнедеятельности (ОВЖ), малообеспеченным семьям, студентам и др.

С другой стороны, социальный туризм имеет некоторые особенности в финансировании. Источниками финансирования являются государственные и муниципальные средства на социальные нужды, соответствующие средства частных, корпоративных, государственных, смешанных предприятий и организаций, благотворительных фондов.

В настоящее время деятельность по развитию социального туризма лимитируется рядом причин. Во-первых, до сих пор не принят закон о социальном туризме, предложенный еще в 1999 году. Во-вторых, слишком упрощенное понимание социального туризма как напрямую дотированное из государственного бюджета (и только) не позволяет надеяться на успешное его развитие. В-третьих, экономический кризис значительно ухудшил положение малообеспеченных граждан и оно продолжает ухудшаться, в то время как государство стремится выйти из кризиса, максимально сбрасывая социальные расходы, т.е. за счет тех же малообеспеченных граждан.

Один из выходов - в применении зарубежного опыта, использовании технологий социального страхования, создания различных фондов социальной направленности, в самоорганизации граждан. Технологии разнообразны, многочисленны и требуют специального изучения.

Значение развития социального туризма в современном обществе трудно переоценить. Он дает возможность повысить активность социальных групп, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их самореализацию, создать стимулы для повышения своей занятости, образования, для повышения адаптированности в обществе. Развитие социального туризма снимает конфликтность, повышает жизненный тонус граждан, позволяет активизировать познавательный потенциал разных социально-возрастных групп.

Приоритетом в настоящее время выступает паратуризм - организация туризма для лиц с ОВЖ [2, 3]. В 2010-2011 годах Россия ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов. Результаты параолимпийского движения, предстоящая в Сочи в 2014 году Паралимпиада привлекают внимание политиков, инвесторов, организаторов туристской деятельности. По оценкам экспертов, более 70% инвалидов в стране в физическом и материальном отношении могут и хотят путешествовать. Часть из них имеет вполне солидную спортивную подготовку и даже вполне приемлемый материальный уровень. [10].

В Московском регионе проведены маркетинговые исследования по целевым сегментам социального туризма, которые позволяют оценивать численный и

экономический потенциал социального туризма. Оценки экспертов позволяют высказать осторожный оптимизм в отношении развитии данного направления [6].

В последние годы туризм в России активно развивается выездной туризм для граждан нашей страны, постепенно активизируются потоки въездного туризма, хотя для его процветания требуются еще очень большие усилия и капиталовложения. По данным статистики, внутренний туризм развивается также активно, но он пока не достиг уровня развития 1960-1970-х годов. Он может охватить многие сотни тысяч наших граждан, что будет иметь социальный и экономический эффект. Кроме того, это возможность снизить зависимость туристского бизнеса от мировых кризисов и катаклизмов, создать определенный финансовый и материально-технический задел для успешного предпринимательства с опорой на общественный заказ и интересы общества.

Литература

1. Федеральный закон № 132-Ф3 от 24 ноября 1996 года «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 30.07.2010).

2. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009).

3. Манильская декларация по мировому туризму. Всемирная конференция по туризму. 10 октября 1980 года.

//http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33268.html (дата обращения: 12.08.2011).

4. Всемирная Туристская Организация. Декларация по упрощению

туристских путешествий (2009 г.) (Declaration on the facilitation of tourist travel. 4 Pers ons with disabilities) Резолюция A/RES/578 (XVIII)/20, принятая Генеральной

Ассамблеей на ее 18 сессии 5 - 8 октября 2009 г. Астана Казахстан (ЮНВТО).

5. Медведев Д.А. Культура отдыха и развитие массового спорта в нашей стране. // http://blog.kremlin.ru/post/5/transcript. (дата обращения: 12.08.2011).

6. Назина Н.А., Платонова Н.А., Христофорова И.В., Колгушкина А.В. Социальный туризм. Подходы к проведению маркетинговых исследований» // Маркетинг услуг. 2010. № 1.

7. Российский статистический ежегодник. 2009. Федеральная служба государственной статистики. Статистический сборник. М.: Росстат. 2010. 795 с.

8. Сахарчук Е.С. Социальные последствия развития туризма. Монография. М., 2009.

9. Социальный туризм как он есть // http://turzona.ru/news/7586.html (дата обращения: 12.08.2011).

10. Шилкина Ю. Об организации отдыха для людей с ограниченными возможностями //www.paraturism.ru/ ООО «Well grup» (дата обращения: 12.08.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.