Туристское районирование мира: геокультурный подход Текст научной статьи по специальности «География»

Научная статья на тему 'Туристское районирование мира: геокультурный подход' по специальности 'География' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 39 — География
  • ВАК РФ: 25.00.23; 25.00.26
  • УДK: 91

Статистика по статье
  • 2108
    читатели
  • 373
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 1
    соц.сети

Научная статья по специальности "География" из научного журнала "Псковский регионологический журнал", Манаков Андрей Геннадьевич

 
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Туристское районирование мира: геокультурный подход". Научная статья по специальности "География"

А. Г. Манаков
ТУРИСТСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ МИРА: ГЕОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
В мировой практике и статистике туризма чаще всего выделяют шесть крупных туристских регионов (макрорегионов): 1) Европа;
2) Ближний (и Средний) Восток, 3) Азиатско-Тихоокеанский регион; 4) Южная Азия; 5) Африка; 6) Америка [9; 10].
Состав этих туристских макрорегионов, расположенных вне стран СНГ, обычно видится следующим образом [2]:
1) Европейский макрорегион включает страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы;
2) Ближневосточный макрорегион включает страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливию;
3) Азиатско-Тихоокеанский макрорегион включает страны Юго-Восточной и Восточной Азии, Австралию и Океанию.
4) Южно-Азиатский макрорегион включает страны Центральной и Южной Азии.
5) Африканский макрорегион включает страны Африки, кроме Египта и Ливии.
6) Американский макрорегион включает страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.
В то же время в статистике Всемирной туристской организации можно увидеть и некоторый разнобой в выделяемых туристских регионах мира, например, Америка может быть рассмотрена в виде трех регионов: Северная Америка, Латинская Америка и Карибский бассейн. Нет единства и в выделении туристских регионов в Азии и Океании. Африка иногда подразделяется на Северную и остальную (к югу от Сахары) [7; 9].
Аналогичная ситуация характеризует и учебники по географии международного туризма. Например, в учебном пособии Е.А. Окладниковой [6] выделяется Средиземноморский регион, фактически подменяющий Ближний Восток; Америка подразделяется на Северную и Латинскую; Азия - на Восточную и
Южную; отдельно рассмотрен Австрало-Океанийский регион.
На этом фоне достаточно продуманная система туристско-рекреационного районирования представлена Ю.Д. Дмитревским в книге "Туристские районы мира" [3]. Им предложена следующая иерархия туристских районов:
1) туристско-рекреационная зона; 2) туристский макрорайон; 3) туристский мезорайон; 4) туристский микрорайон. В разработанной им системе туристских районов мира частично использованы идеи М.А. Ананьева, П.Н. Зачиняева и
Н.С. Фальковича. Всего за пределами стран СНГ выделено 24 туристско-рекреационные зоны, которые делятся на 83 туристских макрорайона. Лишь в некоторых случаях (например, в Великобритании и Италии) представлено туристское районирование на уровне мезорайонов.
Туристско-рекреационные зоны и туристские макрорайоны мира (по Ю.Д. Дмитревскому [3]) выглядят следующим образом (рис. 1):
I Восточная Европа1
1. Балтия. 2. Польша. 3. Центральный макрорайон. 4. Причерноморский макрорайон.
П. Северная Европа
5. Дания. 6. Швеция. 7. Норвегия. 8. Исландия. 9. Финляндия.
Ш. Западная Европа
10. Британские острова. 11. Альпийский макрорайон. 12. Германия и Бенилюкс. 13. Франция.
IV. Южная Европа
14. Адриатический макрорайон. 15. Апеннино-Мальтийский макрорайон. 16. Пиренейский макрорайон. 17. Южное побережье Франции. 18. Греция.
V. Юго-Западная Азия
19. Турция и Кипр. 20. Палестина (Израиль и палестинские территории). 21. Арабские страны Ближнего Востока. 22. Средний Восток (Иран и Афганистан).
VI Южная Азия
23. Пакистан. 24. Индостан (Индия и Бан-
1 На наш взгляд, в данном случае лучше использовать название "Центральная Европа".
Рис. 1. Туристско-рекреационное районирование мира (по Ю.Д. Дмитревскому)
гладеш). 25. Гималайский макрорайон. 26. Цейлон (Шри-Ланка).
VII. Юго-Восточная Азия
27. Индокитай. 28. Островной макрорайон (Индонезия и Филиппины).
УШ. Восточная Азия
29. Япония. 30. Корейский макрорайон. 31. Северо-Восточный и Восточный Китай. 32. Южный Китай.
IX. Центральная Азия
33. Западный Китай. 34. Тибет. 35. Монголия.
X. Северная Африка
36. Магриб. 37. Ливия. 38. Египет.
XI. Африка южнее Сахары
39. Западно-Приатлантический макрорайон. 40. Западный внутренний макрорайон.
41. Восточный макрорайон. 42. Верхне-Нильский район. 43. Островной район. 44. Южный район (Южная Африка).
XII. Австралия
45. Юго-Восточная Австралия. 46. Восточная Австралия. 47. Северная Австралия. 48. Центральная и Западная Австралия. 49. Южный район. 50. Тасмания.
XIII. 51. Новая Зеландия
XIV. 52. Океания
XV. Восток США
53. Приозерный район. 54. Район Огайо. 55. Новая Англия. 56. Приатлантический район. 57. Аппалачи.
XVI. Запад США
58. Скалистые горы. 59. Внутренние плато (Колумбия, Большой бассейн, Колорадо). 60. Западные хребты.
XVII. Тихоокеанский запад США
61. Северный район. 62. Южный район.
XVIII. Центр США
63. Центрально-Северный район. 64. Центрально-Южный район.
XIX. Юго-Восток США
65. Флорида. 66. Побережье Мексиканского залива.
XX. Аляска
67. Южный район. 68. Центральный район. 69. Северный район.
XXI. Гавайские острова
70. Юго-Восточный район. 71. СевероЗападный район.
XXII. Канада
72. Приозерный район. 73. Приатлантичес-
кий район. 74. Среднезападный район. 75. Тихоокеанский макрорайон. 76. Северный район.
XXIII. Карибская Америка
77. Мексика. 78. Островной район (Вест-Индия). 79. Центральная Америка.
XXIV. Южная Америка
80. Северный макрорайон. 81. Бразилия. 82. Южный макрорайон. 83. Макрорайон Анды.
Заметим, что существующие сетки туристско-рекреационного районирования учитывают, в первую очередь, рекреационные ресурсы территорий, и только во вторую очередь
- культурно-исторические достопримечательности. При этом нередко к числу важнейших туристско-рекреационных ресурсов, зачастую определяющих выбор туристом маршрута путешествия, относят уникальные природные и культурные ландшафты, памятники истории и культуры, которые обозначаются как "природное и культурное наследие" и объявляются многими странами национальным достоянием. Особую значимость имеют объекты, включенные ЮНЕСКО в список Всемирного культурного и природного наследия [2].
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО стал составляться в 1972 г, когда была принята Конвенция об охране выдающихся культурных и природных объектов, которые являются достоянием всего человечества. Сюда входят археологические объекты, архитектурные сооружения, исторические центры городов, отдельные храмы, заповедники и национальные парки. В начале 2010 г. список объектов культурного и природного наследия включал 890 объектов, в тч. 689 культурных, 176 природных и 25 смешанных. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО расположены в 148 странах мира [8].
Однако в распределении объектов Всемирного культурного и природного наследия по частям света существует явная диспропорция: 44% объектов ЮНЕСКО приходится на Европу, и еще 23.5% - на Азию. Отмеченный контраст еще более заметен в распределении памятников культуры - в Евразии сконцентрировано 3/4 мирового культурного наследия (50% - в Европе и 25% - в Азии). Тем не менее, по сравнению со сложившимися к данному времени мировыми туристскими потоками (свыше половины международного туристско-
го обмена и дохода от него приходится на Европу), распределение по странам и материкам объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО относительно более равномерное, что может уже в ближайшем будущем сказаться на увеличении веса неевропейских стран в туристской отрасли мировой экономики [5].
Взгляд на Всемирное культурное и природное наследие в качестве одного из важнейших ресурсов развития туризма (прежде всего, культурно-познавательного) требует особого подхода к делимитации территории. Это означает, что для того, чтобы максимально учесть и правильно структурировать культурное и природное наследие территории, необходимо создать систему туристского районирования, качественно отличающегося от традиционного туристско-рекреационного районирования. Многие полезные для такого районирования идеи можно найти в географии культуры. Подход к туристскому районированию с позиции данного научного направления можно назвать геокультурным.
В географии культуры наиболее интересная система районирования мира разработана в рамках геоисторической концепции [4]. Как считают авторы концепции, геоисторичес-кий подход позволяет избежать крайности сложившихся в исторической науке формационного и цивилизационного подходов. При этом вся система районирования получила название "историко-культурной". Элемент "истори-ко-" означает роль районов как элементов исторического процесса, а элемент "культурное" в силу расплывчатости всеобъемлющего понятия "культура" может пониматься как сумма формационного и цивилизационного.
Геоисторические регионы образуют ключевой уровень предлагаемой таксономии районов и сетки историко-культурного районирования. Геоисторические регионы - это "действующие лица" истории, и в этом названии подчеркивается их роль осязаемых носителей синтеза географии с историей. В качестве примера можно привести названия и краткие характеристики геоисторических регионов Европы [4, с. 111]:
1) Средиземноморский юг Европы, носящий отпечаток античности;
2) Центр Европы - зона культурного антично-варварского синтеза и средневекового расцвета;
3) Протестантский Север Европы, ставший колыбелью буржуазной цивилизации;
4) Балканский полуостров, представляющий собой смешанное наследие европейского моста в Азию;
5) Восточноевропейский буферный пояс как наследие имперского соперничества на окраине Западной Европы (рис. 2).
Так, авторы концепции отмечают, что "античное рабовладение было только в Средиземноморье, классический феодализм - только в Средней Европе (в зоне равновесного синтеза античных и варварских элементов), а классический капитализм автохтонно развивался только в Северной (протестантской) Европе. Классический европейский феодализм мог родиться только за пределами региона античности, а капитализм - за пределами региона "чистого" феодализма" [4, с. 99-100].
При этом границы геоисторических регионов очень устойчивы, благодаря чему регионы уподобляются палимпсестам - "неоднократно переписываемым старым пергаментам, где тексты на страницах время от времени смываются, а поверх их проступающих следов пишутся новые, но при этом "формат" страниц и структура фолианта не меняются. При всех перипетиях нашествий, переселений, технологических и политических революций границы регионов имеют свойство вновь "проступать" наружу, перевоплощаясь во все новых ипостасях. Устойчивость границ объясняется исторически аккумулированной "массой своеобразия", своего рода наследственностью регионов, но генетически это границы физико-географические..." [4, с. 105].
Мы можем предложить свою систему туристского районирования мира, которая лишь частично опирается на геоисторическую концепцию, но в заметно большей степени учитывает культурно-историческое наследие территорий, чем традиционное туристско-рекреационное районирование.
Туристское районирование является сложной задачей. Сложность ее заключается в следующем [2, с. 91]:
- рассматривается территория всего мира, т.е. очень разные, не схожие друг с другом области;
- районирование должно охватить такие места, где туризма практически нет или
Рис. 2. Историко-культурное (геоисторическое) районирование мира
он слабо развит, но для него есть определенные предпосылки.
К числу районообразующих факторов в туризме обычно относят:
1) особенности географического положения территории с точки зрения туризма;
2) особенности природы, комфортность климата, богатство и разнообразие рекреационных ресурсов;
3) насыщенность территории природными и культурно-историческими достопримечательности, степень их привлекательности;
4) доступность региона с точки зрения коммуникаций;
5) уровень развития туристской инфраструктуры, сервиса и экономики в целом;
6) особенности и перспективы развития туризма в данной местности.
В качестве ключевых признаков культурного районирования территорий, учитываемых при определении границ туристских регионов разных уровней, на наш взгляд, можно назвать следующие:
1) религиозная принадлежность населения в настоящем и прошлом;
2) этническая принадлежность населения, этнографические особенности, используемые языки;
3) историческое прошлое, бывшая государственная (или колониальная) принадлежность территории;
4) культурное наследие территории: насыщенность памятниками культуры и их принадлежность к определенным историко-культурным пластам;
5) физико-географические (природные) особенности территории.
Таким образом, использование геокуль-турного подхода при выделении туристских регионов ставит задачу учета следующих границ: политических (государственных, административных), физико-географических, исторических (историко-географических областей), историкокультурных (геоисторических регионов), конфессиональных (ареалов распространения мировых и национальных религий), этнических, этнографических и лингвистических. При этом наибольшее значение следует уделять конфессиональным и этническим границам, т.к. пре-
обладающее количество объектов культурного наследия является памятниками архитектуры, специфика которых определяется религиозными и национальными традициями.
Обычно в качестве единицы туристского районирования выступает страна. Рассмотрение каждой страны в отдельности абсолютно необходимо, если ставится задача развития международного туризма, т.е. обмена туристами между отдельными странами. Кроме того, весь статистический учет в международном туризме проводится именно по странам. Следует отметить и то, что влияние туризма на экономику рассматривается также по странам. В силу этих факторов страна выступает как важнейшая таксономическая единица при районировании в международном туризме [9].
По нашему мнению, иерархию туристских районов лучше строить по схеме: 1) макрорегион, 2) мезорегион, 3) микрорегион,
4) макрорайон, 5) мезорайон, 6) микрорайон. Разграничение между региональным и районным уровнями можно осуществить следующим образом. Выделение туристских регионов разного масштаба (макро-, мезо- и микро-) строится по принципу объединения стран по определенному набору признаков. За нижний уровень регионов (микрорегионы) можно принять группы небольших стран или отдельные государства средних размеров (в крайнем случае - значительные части наиболее крупных стран). И лишь на следующем, еще более низком, уровне начинается собственно туристское районирование территории стран, имеющее свою собственную иерархию: макрорайоны - мезорайоны - микрорайоны.
При осуществлении туристского районирования мира воспользуемся также предложением Ю.Д. Дмитревского выделять потенциально-туристские районы, которые могут превратиться в полноценные туристские районы в случае проведения большой организационной работы и вложения достаточно крупных средств в развитие туристской инфраструктуры [3, с. 104].
Всего, с учетом потенциальных возможностей в развитии туризма, нами выделено десять туристских макрорегионов мира (рис. 3).
Рис. 3. Туристские регионы мира (с учетом культурной специфики)
Туристские макрорегионы мира разделены на 46 мезорегионов. При определении состава и названий туристских мезорегионов мы опирались на традиции, сложившиеся в социально-экономической, физической и исторической географии, а также в страноведении и сфере международной политики. Некоторые туристские мезорегионы (особенно европейские) благодаря развитому туристскому сервису уже сейчас могут быть разделены на микрорегионы.
I Зарубежная Европа
1. Северная Европа (4 микрорегиона). 2. Западная Европа (5 микрорегионов). 3. Центральная и Восточная Европа (3 микрорегиона). 4. Южная Европа (4 микрорегиона).
И Россия как потенциально-туристский макрорегион, включающий потенциально-туристские мезорегионы:
5. Северо-Запад. 6. Центр. 7. Поволжье. 8. Юг (Северный Кавказ). 9. Урал. 10. Сибирь. 11. Дальний Восток.
Ш. Западная и Средняя Азия
12. Западная Азия (3 микрорегиона: Левант, Малая Азия и Закавказье). 13. Арабский Восток (Машрик). 14. Средний Восток. 15. Средняя Азия.
IV. Южная и Восточная Азия
16. Южная Азия. 17. Центральная Азия. 18. Великая Китайская равнина. 19. Дальний Восток (Япония и Корея). 20. Материковый Индокитай. 21. Островной Индокитай (Ост-Индия).
V. Австралия и Океания (потенциальнотуристский макрорегион)
22. Австралия. 23. Новая Зеландия. 24. Океания.
VI Мусульманская Северная Африка
25. Нильский мезорегион (Египет и Судан). 26. Арабский Запад (Магриб). 27. Сахель.
28. Северо-Восточная Африка.
VII. Центральная и Южная Африка
29. Восточная Африка. 30. Западная Африка. 31. Центральная Африка. 32. Южная Африка. 33. Юго-Восточная Африка.
VIII. Северная Америка
34. Канада и Гренландия. 35. Аляска. 36.
Северо-Восток США. 37. Средний Запад США. 38. Юг США. 39. Горный и Тихоокеанский Запад США (включая Г авайи).
IX. Мезоамерика
40. Мексика. 41. Центральная Америка.
42. Карибская Америка (Вест-Индия).
X. Южная Америка
43. Север Южной Америки. 44. Андские страны. 45. Бразилия. 46. Умеренная Южная Америка.
Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, и при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые туристско-рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще неосвоенных местах, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями, дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам [2].
В этой связи можно вспомнить интересную мысль, высказанную директором Российского НИИ культурного и природного наследия Ю.А. Ведениным. ".. .Туристский потенциал местности может быть измерен через многообразие и распространенность носителей, рассказывающих о красоте, историческом и литературном богатстве региона. В любом регионе, поселении, уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс. Это существенным образом меняет стратегию развития туристской отрасли и значительно расширяет роль географии. Задача рекреационной географии и туристского ресурсоведе-ния заключается сейчас не только в том, чтобы найти и оценить новые ресурсы в местах, до сих пор не освоенных туристской отраслью, а обогатить туристский потенциал уже освоенных мест, обустроенных туристскими учреждениями" [1, с. 88-89].
Литература
1. Веденин Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территории // Известия РАН, сер. геогр., 1998. № 4. С. 80-90.
2. География туризма: Учебник / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов / Под ред. Е.И. Богданова. СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 2007. 264 с.
3. Дмитревский Ю.Д. Туристские районы мира: Учебное пособие. Смоленск: СГУ, 2000. 224 с.
4. Крищюнас В.-Р.Л. Геоисторическая парадигма и районирование мира // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Выпуск 13. Проблемы общественной географии. М., 1993. С. 95-113.
5. Манаков А.Г География международного туризма и Всемирного наследия ЮНЕСКО: взгляд сквозь призму концепции "центр-периферия" // Псковский регионологический журнал. № 8. Псков: ПГПУ, 2009. С. 63-74.
6. Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира: Учебное пособие. М., СПб.: ИФК Омега-Л; Учитель и ученик, 2002. 384 с.
7. Туризм в цифрах. 2007: Стат. сб. М.: ИИЦ "Статистика России", 2007. 40 с.
8. ЦКЬ: http://whc.unesco.org/en/list (дата обращения 03.01.2010).
9. ЦКЬ: http://www.Hfe-zona.ш/foшms/mdex.php?showtopю=1595 (дата обращения 02.01.2010).
10. ЦКЬ: http://www.turizmpomiru.ru/turistskie-regiony-mira/ (дата обращения 02.01.2010).

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх