УДК 004.9:338.48:796.5 (571.17)
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ КУЗБАССА КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ РОССИИ
Ващенко Андрей Юрьевич, кандидат географических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории, [email protected],
Новокузнецкий институт (филиал) ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Российская Федерация
В статье рассматриваются вопросы инвентаризации туристско-рекреационных ресурсов одного из высокоиндустриальных регионов России — Кемеровской области. Анализируются состояние и перспективы развития туриндустрии Кузбасса. «Электронная карта Кузбасса», разработанная на основе ГИС-технологий. Ее создание предполагает формирование многоуровневой электронной базы туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области, которое включает в себя сбор, обработку и систематизацию информации с последующим размещением ее на портале «TOURGIS.RU».
Ключевые слова: туристско-рекреационныересурсы, электронная карта Кузбасса
Последнее десятилетие — период глобализации и интеграции мирового хозяйства. Это приводит к усилению межгосударственных связей в сфере индустрии отдыха и туризма, строительству отелей, кемпингов, гостиничных цепей и предприятий питания. Туристская индустрия становится системообразующей отраслью для многих стран мира. В РФ туриндустрия является важным механизмом воздействия на социально-экономическое развитие регионов и стимулирует их экономическую и сервисную деятельность, транспорт, связь, торговлю, производство сувенирной продукции, общественное питание. Сегодня каждый регион страны имеет стратегию социально-экономического развития. В ней учтены не только особенности территорий, но и возможности реализации туристской и сервисной деятельности в регионе. Так, в «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года» намечены следующие приоритетные задачи социально-экономического развития: повышение уровня диверсификации экономики Кемеровской области (особенно в малых городах/моногородах); повышение уровня конкурентоспособности экономики области (за счет более эффективного использования имеющихся территориальных туристско-
рекреационных ресурсов); повышение уровня жизни жителей Кемеровской области (за счет вовлечения населения в сектор туристских услуг, увеличения налоговых отчислений, уровня занятости в муниципальных образованиях); развитие человеческого капитала (за счет реализации потенциала для внутреннего туризма и рекреации); обеспечение поддержки малого бизнеса (за счет реализации мер по развитию институциональных условий и деловой среды в секторе туризма [6].
Кузбасский регион — высокоиндустриальный регион России. Основа формирования Кузбасского индустриального района связана с решением крупной хозяйственной задачи 30-х годов прошлого века — созданием Урало-Кузнецкого комбината (УКК). Объективной предпосылкой для этого стала концентрация природных ресурсов, в первую очередь, угольных. Это определило экономическое развитие района как угольно-металлургической базы тяжелой индустрии СССР. Выделены следующие отрасли производственной специализации: угольная, черная и цветная металлургия, химия.
Кузбасский регион относится к категории старопромышленных районов (СПР). В современных условиях на совершенствование функциональной и территориальной структур
района оказывают влияния факторы не только природно-географические, но и социально-экономические, такие как наличие высокого уровня экономического потенциала, квалифицированных кадров, производственной структуры, транспортной освоенности территории. Однако Кузбасский регион находится в депрессивном состоянии. Кризисное состояние экономики района объясняется последствиями действовавшего ранее хозяйственного механизма, выразившееся в падении общегосударственных, региональных и локальных интересов. Это повлияло на неравномерность развития экономической базы, усиление диспропорций в уровнях производственной и социальной сфер, общее снижение социальных показателей, ухудшение условий качества жизни населения, обострение экологической ситуации. Поэтому одним из направлений перспективного развития Кемеровской области является совершенствование туристской и сервисной деятельности [3]. Для этого имеются объективные условия, связанные с ее природ-но-ресурсным потенциалом.
На территории Кемеровской области расположены многочисленные памятники природы, заповедник «Кузнецкий Алатау», Шорский национальный парк, 13 государственных природных заказников. Разнообразные природные ландшафты от равнинно-степных до гор-но-нивальных, горные реки — Томь, Казыр, Бельсу, Кия, Мрассу, Уса и Терсь представляют собой объекты туристского интереса для активных видов туризма, охоты и рыбалки. Природно-климатические, ландшафтные, культурно-исторические особенности Кемеровской области позволяют отнести ее к региону с высоким туристско-рекреационным потенциалом. Процесс становления и развития туризма в Кузбассе сопровождается формированием единого туристско-рекреационного пространства, базой которого является развитие межрегиональных туристских потоков. Однако для данного процесса существенным тормозом является традиционный (административно-территориальный) подход в организации ту-ристско-рекреационной деятельности в рамках существующих территориальных образований. Развитие туристско-рекреационных центров в наиболее благоприятных для развития туриндустрии районах позволит решить следующие задачи: повысить эффективность процесса согласования интересов соседних му-
ниципальных образований в ходе реализации основных направлений туристско-рекреаци-онной политики; избежать нерациональных затрат и дублирования в процессе формирования и реализации местных турпродуктов и объектов туриндустрии; сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в туристический бизнес, в том числе за счет создания межмуниципальных организаций, ассоциаций, фондов.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем Кемеровской области, обеспечивая развитие предпринимательства, в малых городах, районах и моногородах, способствует росту доходов работающего и малообеспеченного населения. Согласно данным Кемеровостата, объем платных услуг населению от туристских, гостиничных и сана-торно-оздоровительных услуг в 2010 году составил 2 млрд 558 млн рублей, что на 245 млн рублей больше, чем в 2009 году. Это говорит о большом потенциале туристской деятельности, который необходимо наращивать с помощью привлечения инвестиций. Налоговые поступления в бюджет Кемеровской области за 2011 год от субъектов предпринимательства в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса составили 426,2 млн руб., от предоставления услуг воздушного транспорта — 8,6 млн руб., от организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — 507,6 млн рублей. Количество иностранных граждан, посетивших область, — 56,2 тыс. чел. В общей структуре видов туризма по функциональному предпочтению оздоровительный составляет 45%, спортивный — 25%, познавательный — 22%, экологический — 5%, охотничий и рыболовный — 2%, паломнический и другие виды по 0,5% [7].
В Кемеровской области уже сложились территориально -рекреационные комплексы в пригородных зонах городских агломераций, обладающих высокоразвитой инфраструктурой: Южно-Кузбасской, Притомской, Горношорской. Здесь сосредоточены большая часть санаториев, пансионатов, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей и туристских баз региона. Кузбасс имеет высокий туристско-рекреационный потенциал для развития туризма и в других рекреационных районах: Томь-Усинском, Терсинском, Центрально-Кузбасском, Салаирском, Топкинско-Ин-ском, Тисульском, Мариинско-Тяжинском, Северо-Кузбасском, Нижнетомском.
Для Кемеровской области наиболее перспективным является экологический туризм: научный, туры истории природы, приключенческий. В целом развитие экологического туризма, начавшееся в российских регионах, должно активно продолжаться [3, с. 243]. В Кузбассе существуют большие возможности для развития активного туризма (горнолыжного, снегоходного, пешеходного, водного, горного, велотуризма, парусного, конного). В Кемеровской области представлен широкий спектр потенциально привлекательных объектов туристского интереса, активное использование которых невозможно без развития инфраструктуры и привлечения инвестиций. При этом наличие туристско-рекреационных ресурсов не может считаться единственным и достаточным условием для развития турин-дустрии в Кузбассе. Необходима выработка общей государственной стратегии, базирующейся на двух идеях: социально-экономическом подъеме регионов и сохранении природно-ре-креационного потенциала страны [6].
В 2011 году была разработана «Стратегия развития туризма в Кемеровской области на период до 2025 года» (она уже упоминалась выше) [5]. Под Стратегией развития туристической отрасли в Кемеровской области понимается деятельность по разработке и реализации взаимосвязанных по задачам, срокам и ресурсам комплекса целевых региональных программ и проектов организационного, нормативно-правового и экономического характера, направленных на эффективное решение проблемы динамичного и устойчивого развития туризма в регионе. Основной целью реализации Стратегии является формирование в Кемеровской области современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для развития внутреннего и внешнего туризма, а также развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в отдыхе и лечении. Реализация Стратегии должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение следующих общерегиональных задач современного этапа экономического развития области: • создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия (с учетом смежных отраслей) должна обеспечить свой вклад в дополни-
тельный прирост темпов экономического развития региона;
• повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей Кемеровской области;
• повышение конкурентоспособности экономики путем повышения привлекательности региона как туристского направления;
• обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований, включая моногорода, за счет увеличения доли туризма в ВРП региона [6, с. 3].
Одним из путей повышения конкурентоспособности региона мог бы послужить кластерный метод, который применялся раньше в основном только в промышленном производстве. В последние годы этот метод стал актуальным и для развития туристских регионов. Одним из примеров использования кластерного подхода в туриндустрии может послужить опыт наших соседей — создание туристско-рекреаци-онного кластера «Бирюзовая Катунь» на Алтае. Под туристско-рекреационным кластером понимают группу географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки, использующие рекреационный потенциал территории [8, с. 3]. Причинами объединения в кластер служат: формирование особой инновационной среды, способствующей повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона; снижение степени риска, укрепление имиджа, который обеспечивает рост качества за счет синергетического эффекта; обеспечение более гармоничного развития территории и занятости населения.
Одним из важных этапов технологии создания и управления туристско-рекреационных кластеров служит инвентаризация туристско-рекреационных ресурсов региона, то есть разработка туристско-рекреационного паспорта территории. В НФИ КемГУ с 2011 года ведется работа над созданием туристско-рекреацион-ного паспорта Кузбасса в виде проекта «Электронная карта Кузбасса» [2, с. 13—14]. Это комплексный документ, созданный на основе ГИС-технологий, фиксирующий современное туристско-рекреационное состояние территории и являющийся информационной основой
для формирования и дальнейшего развития кластеров в Кемеровской области.
Главной идеей проекта является сочетание возможностей современных информационных технологий с систематизированной информацией о туристской территории. Проект «Электронная карта Кузбасса» направлен на создание региональной базы данных туристско-рекреа-ционных ресурсов области, с возможностью свободного доступа к этой информации. Вместе с тем это новый способ изучения туристского пространства региона, формирующий особую основу комплексной характеристики туристских возможностей Кузбасса, а также на оказание информационных услуг для развития внутреннего туризма в области. Разработка «Электронной карты Кузбасса» подразумевает создание многоуровневой электронной базы данных туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области, которая включает в себя сбор, обработку и систематизацию информации с последующим размещением ее на сайте «TOURGIS.RU».
Для формирования многоуровневой электронной базы данных были определены объекты туристско-рекреационного потенциала Кузбасса такие как: туроператоры и турагентства; гостиницы, кемпинги, базы отдыха, санатории; предприятия общественного питания; горнолыжные комплексы; экскурсионные объекты (природные, историко-этнографи-ческие, культурные, музеи, археологические); предприятия, специализирующиеся на про-
изводстве и торговле товарами для отдыха, туризма, охоты и рыбалки; центры и клубы спортивного и экстремального туризма; районы (маршруты) и базы для активного туризма, охоты и рыбалки; объекты транспортной инфраструктуры; образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для турин-дустрии; места дислокации спасателей МЧС; общественные организации и органы управления туриндустрией [1, с. 221—222].
В результате работы над проектом коллективом разработана инфологическая модель базы данных и зарегистрировано ноу-хау «Создание уникальных баз данных для разработки «Электронной карты Кузбасса». В настоящее время «Электронная карта Кузбасса» размещена на сайте http://tourgis.ru [9, с. 1].
Одной из проблем осуществления проекта является невысокая активность субъектов ту-риндустрии в размещении информации о своих предприятиях и организациях. Кроме того, требуется большая работа по сбору, инвентаризации и камеральной обработке информации и материалов по объектам туристского интереса Кемеровской области.
Создание единой электронной базы (карты) туристско-рекреационных объектов Кемеровской области позволит обеспечить рекламу и продвижение турпродукта на внутреннем и внешнем рынке туристических услуг, позволит привлечь потенциальных инвесторов в развитие туристической отрасли Кузбасса и создания туристско-рекреационных кластеров.
2.
7.
Литература
Ващенко А.Ю. Создание электронной карты как фактор инвестиционной привлекательности для развития туриндустрии Кузбасса // Проблемы гармоничного развития предприятий и территориальных образований. Новокузнецк, 2012. С. 220—223.
Ващенко А.Ю. Электронная карта Кузбасса и ее роль в развитии туриндустрии. Инновационные процессы в социально-культурном сервисе и туризме в современном мире: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк: филиал ГУ КузГТУ, 2012. С. 12—16.
Мытарева Е.А., Пальянова О.А. Агроэкотуризм как форма гармоничного взаимодействия природы и общества // Проблемы гармоничного развития предприятий и территориальных образований. Новокузнецк, 2012. С. 242-247.
Программа «Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года». Кемерово, 2011. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года. № 74-03, от 11 июля 2008 года.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» утв. приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года».
Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tourism-kusbass.ru. (дата обращения: 09.10.2012).
Актуальные проблемы развития туризма: электрон. версия, круглый стол. Совет Федерации РФ 21.05.2009. URL: http://wwwxouncil.gov.m/events/roundtbl/item/27/recommend. html (дата обращения: 10.10.2012). «Электронная карта Кузбасса [Электронный ресурс]. URL: http://tourgis.ru/ (дата обращения: 10.11.2012).