МАЛЬЦЕВ Андрей Александрович
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-10 e-mail: [email protected]
ВЯЗОВСКАЯ Вероника Владимировна
Ассистент кафедры мировой экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (961) 573-13-28 e-mail: [email protected]
Туристско-рекреационные особые экономические зоны как фактор развития экономики региона
Ключевые слова торговля услугами; туристская индустрия; мультипликативный эффект; туристско-рекреационный потенциал; особые экономические зоны; инвестиционная привлекательность; инфраструктура туризма.
Аннотация Выделены ключевые тенденции развития мирового рынка туристических услуг. Определены позиции России на международном туристическом рынке. Представлен анализ результатов функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
По мере перехода общества к постиндустриальной стадии развития одной из ключевых тенденций мирохозяйственных процессов становится постоянное увеличение объема производства и реализации коммерческих услуг. Так, в начале 1990-х годов мировой экспорт услуг составлял 900 млрд дол., в 2000 г. - 1 483, а к 2010 г. достиг показателя 3 693 млрд дол., увеличившись за 20 лет более чем в 4 раза. При этом наибольшую долю в общем объеме мирового экспорта коммерческих услуг в настоящее время занимает туризм - 33% в 1999 г. и 25% в 2010 г. [1].
Мировая индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Число прибытий иностранных туристов в мире постоянно увеличивается, как и объем доходов от реализации туристских услуг (см. рисунок).
Значение международного туризма для национального хозяйства связано с его высоким мультипликативным эффектом: развитие индустрии туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Доля туризма в мировом ВВП в 2011 г. достигла 2,8% (9,1% с учетом мультипликативного эффекта), а в отдельных странах показатели отрасли еще весомее: например, во Франции - 3,9% (9,1% ВВП с учетом мультипликативного эффекта), в Австрии - 4,3% (11,8%), в Испании - 5,1% (14,4%), в Греции - 5,6% (15,8%).
Поступления от туризма в российскую экономику не достигают даже среднемировых показателей. На долю туризма приходится 1,4% ВВП РФ, а с учетом
© Мальцев А. А., Вязовская В. В., 2012
мультипликативного эффекта - 5,9% [3]. Очевидно, что отечественный туристско-рекреационный потенциал на сегодняшний день используется недостаточно эффективно: зарубежные гости выбирают чаще всего туры в Москву, Санкт-Петербург или по Золотому кольцу России. Другие российские регионы с богатейшим культурно-историческим и природным потенциалом остаются невостребованными среди иностранных туристов. По данным ежегодного отчета Всемирного экономического форума, в 2009 г. Россия заняла 59-е место по конкурентоспособности туристского сектора экономики, 104-е - по качеству дорог, 108-е - по открытости для туризма, 115-е - по ценовой доступности размещения в гостиницах, 122-е - по эффективности маркетинговой политики и брендингов туризма. В то же время Россия заняла 5-е место из 133 стран по числу природных объектов показа и 9-е - по числу культурных объектов [4].
-----Международные туристские прибытия, млн чел.
----Доходы от международного туризма, млрд дол.
Развитие международного туризма в 2000-2010 гг. 2]
Одной из предпосылок для развития туристической отрасли в России может послужить федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“». Закон предполагает создание туристско-рекреационных особых экономических зон и поясняет понятие «особая экономическая зона»: определяемая Правительством Российской Федерации часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Создание особых экономических зон (ОЭЗ) в отрасли туризма представляет собой эффективное и перспективное направление для развития предпринимательства в сфере гостеприимства, привлечения инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и туристско-рекреационного потенциала Российской Федерации. Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются сроком до 49 лет, могут располагаться на территории нескольких муниципальных образований и полностью включать участки какого-либо города, района, области или края [5]. На начало 2012 г. в России действовали 24 особых экономических зоны четырех типов: промышленные, инновационные, туристические и портовые. За последние 5 лет в них начали свою деятельность 272 инвестора из 18 стран мира, намеренные вложить в развитие этих территорий около 10 млрд дол. [6].
Для России в настоящее время деятельность туристско-рекреационных ОЭЗ имеет огромное значение, так как страна быстро теряет туристическую привлекательность. Расходы по статье «поездки» платежного баланса РФ вдвое превышают доходы. Доля России на мировом туристическом рынке по-прежнему остается почти незаметной (табл. 1). Потенциально прибыльная туристская индустрия России перегружена многочисленными проблемами, связанными с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и другой современной инфраструктуры, необходимой для привлечения иностранных туристов и переориентации национального туристического потока.
Таблица 1
Динамика прибытий иностранных граждан, млн чел. [7; 8]
Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Мир 656, 9 687,3 683,0 703,0 694,0 763,9 789,1 842,0 908,0 924,0 880,0
Россия 2,2 2,6 2,6 2,7 3,2 2,9 2,4 2,4 2,2 2,3 2,1
Главной задачей организации туристско-рекреационных ОЭЗ является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Достижение положительного эффекта предполагается путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях ОЭЗ, различных льгот, прежде всего налоговых и таможенных, а также таких преференций, как низкая стоимость выкупа земельного участка; удобный режим администрирования; готовая инфраструктура; возможность ускоренной амортизации. Создание на территориях туристско-рекреационных ОЭЗ в регионах современных туристских комплексов с развитой инфраструктурой будет способствовать увеличению турпотока в регионы и, как следствие, созданию новых рабочих мест и пополнению региональных бюджетов.
Туристские особые экономические зоны широко распространены в мировой практике организации предпринимательской деятельности в секторе гостеприимства. В 120 странах мира насчитывается свыше 3 тыс. различных ОЭЗ с годовым оборотом более 600 млрд дол. [9]. В России постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:
1) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67);
2) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 68);
3) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 69)
4) в Ставропольском крае - «Гранд Спа Юца» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71);
5) в Иркутской области - «Ворота Байкала» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 72).
6) в Калининградской области - «Куршская коса» (постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 73);
7) в Приморском крае - «Остров Русский» (постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201).
Кроме того, в Краснодарском крае создавалась туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 70). Однако данный проект признан неэффективным из-за отсутствия интереса со стороны инвесторов: в течение трех лет с момента создания зоны не было заключено ни одного соглашения о производственной, технической или туристической деятельности. ОЭЗ «Новая Анапа» ликвидирована в 2010 г. (постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 752 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края»), получив статус туристической зоны регионального уровня.
Существующие туристско-рекреационные ОЭЗ до 2026 г. получат инвестиции в следующих объемах: федеральный бюджет вложит 44,5 млрд р.; частный бизнес профинансирует проекты более чем на 270 млрд р.; налоговые поступления достигнут почти 260 млрд р. Поток туристов на эти территории вырастет с 3 млн до 9,7 млн чел. Вклад туризма в ВВП уже к 2016 г. увеличится до 2%, а с учетом мультипликативного эффекта - до 9% 10].
Опыт функционирования туристско-рекреационных зон показывает, что данный институт является эффективно действующим звеном между государством и частным бизнесом в качестве инструмента привлечения активных игроков гостиничного бизнеса. Туристско-рекреационные зоны, где создается вся необходимая туристская инфраструктура, могут стать центрами организованного туризма, оказания качественных услуг и механизмом сохранения природных ландшафтов. Приведем ряд примеров.
На начало 2010-х годов наиболее эффективной туристско-рекреационной ОЭЗ считалась «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, позиционируемая как первый в России крупный единый комплекс природного и экстремального туризма в горах. «Бирюзовая Катунь» занимает самую большую территорию среди всех ОЭЗ туристско-рекреационного типа России (3 326 га). Определяющие характеристики данной местности - сочетание бурной реки Катунь и различных типов природного ландшафта (гор высотой до 1 000 м, равнинных участков и смешанных лесов). На территории зоны действует особый режим предпринимательской деятельности, который включает в себя предоставление налоговых и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантий от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика налогового режима, установленного на территориях особых экономических зон туристско-рекреационного типа
Виды налогов Ставка налога Ставка налога для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Алтайская долина», «Ворота Байкала», «Остров Русский»
Налог на прибыль организаций 20% 15,5%
Налог на имущество организаций 2,2% Освобождены в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества
Земельный налог 1,5% Освобождены в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок
Транспортный налог Дифференцированная 0%
ОЭЗ «Гранд Спа Юца»
Налог на прибыль организаций 20% 16%
Налог на имущество организаций 2,2% Освобождены в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества
Земельный налог 1,5% Освобождены в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок
Транспортный налог Дифференцированная 0%
ОЭЗ ТРТ «Куршская коса»
Налог на прибыль организаций 20% 0%
Налог на имущество организаций 2,2% Освобождены в течение 5 лет с момента постановки на учет имущества
Земельный налог 1,5% Освобождены в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок
Источник: [11].
На территории «Бирюзовой Катуни» зарегистрировано 14 компаний-резидентов, инвестиции в ее развитие составили около 9 млрд р., введено в эксплуатацию 12 туристских объектов [11]. Резиденты намерены построить гостиничные комплексы категории 3, 4 и 5 звезд, объекты развлекательного и спортивно-оздоровительного назначения, аутентичную деревню, горнолыжные комплексы, взлетно-посадочную площадку и другие элементы туристской инфраструктуры. Ввод в эксплуатацию строящихся туристских и развлекательных комплексов планируется с 2012 по 2014 г. 12].
Также примером результативно функционирующей туристско-рекреационной особой экономической зоны является «Алтайская долина», созданная в целях развития туристической отрасли региона на международном уровне. Концепция развития зоны разработана немецкой компанией Roland Berger и предусматривает создание курортной зоны с примыкающими к ней искусственными островами с гостиничными комплексами. Территория ОЭЗ составляет 856,83 га. Туристско-рекреационный потенциал зоны позволяет развивать горнолыжный, экологический, водный, культурно-развлекательный и лечебно-оздоровительный виды туризма.
В «Алтайской долине» на 2011 г. зарегистрировано 10 компаний-резидентов с общим объемом заявленных инвестиций около 4,5 млрд р. Основные направления их деятельности - гостиничный бизнес и развлекательные комплексы: планируется строительство коттеджей, гостиничных комплексов категории «4 звезды» на 2 280 мест, поселка обслуживающего персонала, парка развлечений с десятью аттракционами, историко-культурного комплекса «Этническая деревня» и горнолыжного комплекса «Алтайская долина» 13].
Особая экономическая зона на острове Русский в Приморском крае представляет собой уникальный проект - комбинированную технико-внедренческую ОЭЗ с элементами туристско-рекреационной с целью развития территории и стимулированием роста экономики региона. Значительные государственные инвестиции направлены на создание в данной зоне современной транспортной и коммунальной инфраструктуры к саммиту АТЭС, который состоится в 2012 г.
В то же время эффективное функционирование особых экономических турзон в России сдерживается рядом проблем [14]:
1) низкое развитие транспортной инфраструктуры. Развитие ОЭЗ и привлечение инвесторов во многом зависит от транспортной доступности региона;
2) дефицит квалифицированных специалистов, в том числе владеющих экологическими требованиями и нормами. При создании туристско-рекреационной ОЭЗ важно оценивать не только будущее влияние турзоны, но и современные экологические и социально-экономические проблемы территории;
3) дефицит финансовых ресурсов. Последствия мирового финансово-экономического кризиса привели к тому, что в настоящее время почти в 2 раза сокращен объем финансирования строительства инфраструктуры туристско-рекреационных ОЭЗ, что серьезно тормозит реализацию проекта;
4) механизм организации и управления туристско-рекреационными зонами. В особых экономических зонах создана многоуровневая, подчас не стыкующаяся система управления, когда функции разработки государственной политики и нормотворчества возложены на Минэкономразвития России, строительством инфраструктуры занимается ОАО «ОЭЗ», туристскую инфраструктуру создают частные лица - резиденты ОЭЗ.
Таким образом, успех программы создания ОЭЗ в России и улучшение инвестиционного климата в отечественной туристской индустрии напрямую зависят от того, в какой степени в туристско-рекреационных особых зонах удастся создать экономическую систему с прозрачными организационными требованиями, минимальными бюрократическими издержками и справедливой конкурентной средой.
Источники
1. WTO International Trade Statistics 2010. URL : http://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/statis_e.htm.
2. UNWTO Tourism Highlights. 2011 Edition. URL : http://www.unwto.org/facts/menu. html.
3. World Travel&Tourism Council. URL : http://wttc.org/research/economic-impact-re-search/country-reports/r/russian-federation.
4. The Travel&Tourism Competitiveness Report / World Economic Forum. Geneva, 2011.
5. О внесении изменений в Федеральный закон „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ.
6. Кукол Е. Особые экономические зоны // Рос. газ. 2012. 12 янв.
7. Въезд (выезд) иностранных (российских) граждан / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_VT#.
8. UNWTO World Tourism Barometer. URL : http://mkt.unwto.org/en/barometer.
9. Быкасов Д. С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма // Вестн. РАГС. 2007. № 1.
10. Приходько С. В., Воловик Н. П. Особые экономические зоны / Консорциум по вопр. прикл. экон. исслед., Канад. агентство по междунар. развитию и др. М. : ИЭПП, 2007.
11. ОАО «Особые экономические зоны». Режим доступа : http://www.oao-oez.ru.
12. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Режим доступа : http://www.econom22.ru.
13. Главный туристический портал Алтая. Режим доступа : http://altaidolina.ru.
14. Каллиома Л. Одной нянькой меньше // Рос. бизнес-газ. 2009. № 723 (39). 13 окт.