Научная статья на тему 'Туристский потенциал Архангельской области и его влияние на социально-экономическое развитие региона'

Туристский потенциал Архангельской области и его влияние на социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1326
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТУРИЗМ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ARKHANGEL’SK REGION / TOURISM / LONG-TERM STRATEGIC PROGRAM / INTERNAL TOURISM / TOURISM POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Осипова Е. Э.

Статья посвящена развитию туризма в Архангельской области с точки зрения использования древнейших историко архитектурных памятников и уникальных природных особенностей региона. Проведен анализ показателей деятельности туристских фирм. Рассмотрена стратегия социально экономического развития Архангельской области до 2030 года с точки зрения развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist potential of Arkhangel’sk region and its impact upon the socio-economic development of the region

The article focuses on the development of tourism in Arkhangel’sk region with particular regard to its ancient historical and architectural monuments and unique nature. The author presents the analysis of tourist firms’ activity indices and discusses the strategy of socio-economic development of Arkhangel’sk region till 2030 from the point of view of tourism development.

Текст научной работы на тему «Туристский потенциал Архангельской области и его влияние на социально-экономическое развитие региона»

туристский потенциал архангельской ОБЛАСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Е.Э. Осипова,

профессор кафедры менеджмента и стратегического прогнозирования

Института управления (г. Архангельск) grape65@mail.ru

Статья посвящена развитию туризма в Архангельской области с точки зрения использования древнейших историкоархитектурных памятников и уникальных природных особенностей региона. Проведен анализ показателей деятельности туристских фирм. Рассмотрена стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года с точки зрения развития туризма.

Ключевые слова: Архангельская область, туризм, долгосрочная целевая программа, внутренний туризм, туристский потенциал региона

УДК 332.1 ББК 65.05

Архангельская область определила развитие туризма как одну из наиболее приоритетных сфер развития и повышения имиджа региона. Так, в 2010 г. по поручению губернатора Архангельской области разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 годы» общей стоимостью более 1 млрд рублей. В июне текущего года при поддержке Ростуризма впервые проведен «Архангельский Международный Туристский Форум»1. Целью проведения данного форума стали: организация встреч и диалога между представителями власти, бизнеса, научного сообщества и общественных объединений стран Баренцева (Евроарктического региона), а также других зарубежных стран по вопросам работы в туристском мировом пространстве; формирование и позиционирование нового центра инновационных технологий в туристской сфере на Северо-Западе России в контексте Баренцева сотрудничества, а также позиционирование нашего региона на мировом туристском рынке2.

По данным статистики в Архангельской области зарегистрировано 83 турагентства и 10 туроператоров. Для размеров области такое количество фирм оправдано спросом населения (см. табл.). На внутренний и въездной туризм работают не более 15% компаний. Задачами долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011-2013 гг.» являются: привлечение инвестиций на развитие инфраструктуры туризма; внедрение механизмов государственно-частного партнерства; увеличение въездного и внутреннего туристского потока в Архангельскую область.

Следует отметить, что конкуренция среди турфирм области наблюдается достаточно высокая, особенно в Архангельске, Северодвинске, Вельске и др., поэтому каждый туроператор и

турагент старается привлечь клиента и предложить ему более выгодный тур, предоставить достаточную для выбора информацию о турпродукте. Для поддержания своего уровня на рынке туристических услуг многие туроператоры принимают участие в мировых выставках, в том числе проходящих в Китае, Финляндии, Норвегии. На российском рынке наши турфирмы принимают участие во всех крупных туристических выставках.

Часто отмечается, что сфера туризма характеризуется большим синергетическим эффектом, т.к. она затрагивает основные направления туристической деятельности: гостиничный бизнес, общественное питание, транспорт, розничная торговля (сувениры). Туристы также посещают музеи, выставки, театры и различные мероприятия. При этом синергетический эффект можно получить во всех сферах туризма: экономической, социальной, экологической и иных областях. По подсчетам экономистов на один рубль оборотных средств в туризме приходится до 5 рублей в сопутствующих сферах.

Хочется отметить, что в регионе запланированы обучающие мероприятия по программе развития туристической сферы. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области провело четыре выездных семинара, темы которых были посвящены: исследованию проектной деятельности в сфере туризма и способам привлечения инвестиций; менеджменту и маркетингу в туризме; организации гостевого дома и т.д.4 Для предпринимателей, желающих открыть туристическую фирму и получить помощь на стартовом этапе, есть смысл принять участие в конкурсе проектов, который организует министерство экономического развития региона. Победители конкурса получают грант на открытие своего дела.

В результате проведения исследований туристического рынка Архангельской области были получены ответы на вопросы о

Таблица

Основные показатели деятельности туристских фирм по Архангельской области3

Показатели 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число туристских фирм, (на конец года) — всего, ед. 23 29 43 48 60 86 93

Средняя численность работников, включая внешних совместителей и работников несписочного состава, чел. 133 171 182 218 242 297 301

Число реализованных туристских путевок населению — всего, ед. 4834 11150 14404 183331 20985 27911 26017

Стоимость реализованных населению туристских путевок — всего, млн руб. 54,6 130,3 223,4 352,9 569,5 1046,7 1203,8

Число обслуженных туристов (без экскурсантов) — всего, чел. 7635 15355 22036 30062 39885 60882 59138

Число принятых туристов (граждане других стран) — всего, чел. 160 244 113 214 486 103 141

Число отправленных туристов (граждане России) — всего, чел. 7475 15111 21923 29848 39399 60779 58997

Выручка от оказания туристских услуг, млн руб. 31,6 42,1 71,2 65,2 103,5 157,3 147,5

том, какое количество людей предпочитают внутренний туризм (внутри региона) и уровень его цен.

Несмотря на все усилия, в настоящее время в Архангельской области отсутствуют готовые проекты, которые могли бы войти в программу развития. Правда в четвертом квартале 2010 г. была проведена разработка плана мероприятий по устойчивому развитию Арктического туризма, как нового направления экологического и культурного туризма на территории Архангельской области. По результатам реализации разработанных и внедренных мероприятий планируется войти с проектами в государственную программу «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011 — 2020 гг.».

Таким образом, уникальные природные и культурные достопримечательности региона, современная туристическая инфраструктура, активное продвижение области на российском и международном рынках позволили обеспечить более 1 млн. туристических прибытий в год, а следовательно дали новые рабочие места людям и данное развитие повлияло на изменение социально-экономического климата региона.

Высокая привлекательность туристического направления в целом в России определяется, прежде всего, растущими доходами населения и, как следствие, быстрым ростом расходов населения на отдых, а также увеличением популярности новых туристических направлений и видов туризма. Так, прогнозируется долгосрочный рост количества внутренних туристических поездок в России на уровне 4% ежегодно, а средние расходы туристов на поездку увеличатся в 2-2,5 раза к 2030 г.5 Необходимо также отметить, что туризм характеризуется одним из самых высоких мультипликативных эффектов и оказывает существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики.

В Архангельской области есть значительный потенциал для привлечения туристов и развития туристического сектора региона:

• на территории области расположены уникальные культурные и исторические объекты, в том числе Соловецкий архипелаг Кенозерский национальный парк и др.;

• особенные природные условия региона обладают высокой привлекательностью для развития многих современных, наби-

рающих популярность видов туризма, таких как экстремальный туризм, охота и рыбалка.

Это огромный ресурс, который в настоящее время не используется в полной мере. В этом направлении открывается широкое поле для деятельности по приему и размещению туристов в гостевых домах, которые могут быть созданы в северных деревнях, со своей культурой и традицией.

Большинство стран со схожими природно-географическими условиями выделяют туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики, социального развития и повышения привлекательности своей культуры (например, ежегодный въездной поток туристов в Финляндию превышает 4 млн чел., в Ирландию — 1,6 млн чел., причем большинство туристов из России).

На территории Архангельской области наиболее возможно и привлекательно развитие таких направлений туризма, как познавательный и экологический туризм, экстремальный туризм (джипинг, спелеологические туры, лыжные походы, катание на оленьих упряжках, сплавы по рекам, сафари на снегоходах), охота и рыбалка.

Одним из существенных факторов, определяющих высокий приоритет туристического сектора в развитии региона, является зависимость от эффективности деятельности региональной администрации. Успех развития экономики Архангельской области будет в значительной степени определяться человеческими ресурсами. Для обеспечения роста экономики области потребуются трудовые ресурсы различного уровня квалификации и образования. С целью развития кадрового потенциала Архангельской области, усилия администрации должны быть направлены на обеспечение привлекательных условий для жизни и труда в регионе, а также на создание качественной системы образования, отвечающей потребностям экономики. Для обеспечения прогнозируемого роста экономики региона потребуется увеличение доли малого бизнеса в общем обороте экономики Архангельской области (с текущих 16% до 30% до 2030 (базовые значения)). Основной прирост оборота малого и среднего бизнеса в регионе должен произойти за счет торговли, машиностроения, судостроения, и развития туризма, который поддерживается заинтересованностью администрации6.

Литература

1. Михальчук И.Ф.. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. — 2008. — 79 с.

2. www.dvinaland.ru/news

3. www.arhangelskstat.ru/digital/DocLib25/tur.htm

4. www.regnum.ru/news/tourism

1 www.regnum.ru/news/tourism

2 www.dvinaland.ru/news

3 www.arhangelskstat.ru/digital/DocLib25/tur.htm

4 http://www.regnum.ru/news/tourism

5 В фиксированных ценах.

6 Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.