Научная статья на тему 'Туристский комплекс как элемент региональной экономики'

Туристский комплекс как элемент региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2061
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТСКАЯ УСЛУГА / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА / ОБЪЕКТЫ ТУРИЗМА / ПОДСИСТЕМА СПРОСА / ТУРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУР-ИНДУСТРИЯ / REGIONAL TOURISM / TOURIST SERVICES / TOURIST PRODUCT / TOURISM SECTOR INFRASTRUCTURE / TOURIST OBJECT / DEMAND SUBSYSTEM / TOURISM ORGANIZATION / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Виноградова М. В.

В статье рассмотрены составляющие туристского комплекса региона, функционирование иразвитие которого оказывает значительное влияние на региональную экономику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Виноградова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism as an Element of the Regional Economy

The author reviews the components of the regional tourism complex and its impact on the regional economy.

Текст научной работы на тему «Туристский комплекс как элемент региональной экономики»

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА

УДК 338.48

I ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ЭЛЕМЕНТ I РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

М.В. Виноградова,

кандидат экономических наук, доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author reviews the components of the regional tourism complex and its impact on the regional economy.

В статье рассмотрены составляющие туристского комплекса региона, функционирование и развитие которого оказывает значительное влияние на региональную экономику

Key words: regional tourism, tourist services, tourist product, tourism sector infrastructure, tourist object, demand subsystem, tourism organization, tourism industry.

Ключевые слова: региональный туристский комплекс, туристская услуга, туристский продукт, инфраструктура туристского комплекса, объекты туризма, подсистема спроса, туристские организации, тур-индустрия.

Процессы рыночной трансформации в экономике России повлекли изменения условий функционирования административно-территориальных единиц, расширение их самостоятельности, полную ответственность за результаты деятельности. Источниками повышенной сложности управления являются высокая степень нестабильности и неопределенности внешней среды, рост конкуренции, недостаток финансовых ресурсов. В таких условиях концентрация усилий местной власти на формировании программ развития туризма с помощью приемов и методов оперативного управления и соответственно краткосрочного планирования является недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, во времена постоянных изменений для обеспечения не только выживания территории, но и усиления ее конкурентных позиций на рынке необходимо, чтобы местная власть разрабатывала стратегические планы экономического развития, что является одним из наиболее передовых методов муниципального управления. Именно стратегическое планирование позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с ориентацией на долгосрочные цели; является наиболее

адекватным инструментом, который способен консолидировать усилия администрации и общества для решения существующих проблем; создает единственный вектор усилий всех активных сил территориального образования.

Принимая во внимание значимость проблемы и масштабы генерируемых ее последствий, разработка технологии стратегического планирования развития регионального туристского комплекса приобретает в нынешней ситуации особую актуальность.

Специалисты, занимающиеся планированием туристских комплексов на целостной основе, должны обладать даром целостного восприятия, комплексного видения множества мелких проблем внешнего мира. При этом первым шагом при планировании должно стать формирование индуктивной основы для целостного восприятия.

Региональный туристский комплекс подвержен действию универсальных законов, поскольку благодаря этим законам он существует, ведь, подобно другим общественным системам, он зависит от природных факторов.

Рассматривая региональный туристский комплекс как систему, можно выделить подсистему предложения, состоящую из объектов туризма как

таковых (как первоначальных мотиваторов — то, что определяет спрос и ради чего туристы выбирают данный регион), а также из дополняющей их инфраструктуры (услуг, делающих возможными и комфортабельными туристские поездки). Для соединения объектов туристского комплекса с элементами туристского комплекса, которые приобретают рыночную стоимость лишь в своей совокупности, необходим третий элемент подсистемы предложения — организационная составляющая услуги, или организационные элементы туристского комплекса.

Рядом с этими подсистемами предложения в рамках общего туристского комплекса существует также подсистема спроса. Она включает в себя туристские агентства и организаторов поездок, которые образуют промежуточное звено между спросом и предложением, обеспечивая удовлетворение спроса туристов, людей, отправляющихся в командировки, на конференции, съезды и т. д., а также людей, относящихся к особым социологическим группам (например, инвалидов).

Таким образом, региональный туристский комплекс можно охарактеризовать как совокупность природных, культурных, исторических особенностей региона, элементов инфраструктуры, организационной составляющей, характеризующихся наличием стойкого массового потребительского рынка со структурно дифференцированным спросом.

Туристский комплекс представляет собой целостную хозяйственную систему, целевой функцией которой является предоставление услуг отдыха, лечения и развлечений.

Туристский комплекс как хозяйственная система обладает своим набором факторов производства, ресурсной базой и собственной инфраструктурой. Видовым отличием туристского комплекса является высокая зависимость факторов производства, ресурсной базы и инфраструктуры от территориальной дислокации и связанных с ней природных факторов.

Структурная модель регионального туристского комплекса представлена на рис. 1. Туристские комплексы всех разрядов (всемирный ком-

Туристические агентства Организаторы поездок Организаторы однодневных поездок Потребители туруслуг

Рис. 1. Модель регионального туристского комплекса

плекс, комплекс отдельной страны, отдельного региона, например Подмосковья, или местности, например район Сергиева Посада) имеют одну и ту же структуру.

Туристский комплекс включает в себя по крайней мере один элемент из четырех подсистем. Значение каждой из составных частей целого можно понять и оценить, лишь поняв и оценив значение всех остальных составных частей. Поэтому исследование туристского комплекса в целом следует начинать с одновременного рассмотрения всех его компонентов. Перечислим их.

1. Объекты туристского комплекса:

• природные особенности региона;

• социально-культурные особенности региона;

• исторические особенности региона;

• специально созданные для туристского комплекса в качестве его основных элементов объекты, структуры и т. д.

Указанной подсистеме туристические фирмы уделяют особое внимание при планировании своей деятельности. В существующих туристских комплексах преобразования с целью улучшения предложения затрагивают главным образом эту подсистему.

2. Инфраструктура туристского комплекса:

• система транспортного обслуживания и связи;

•система питания и гостиничного обслуживания;

•развлекательно-зрелищная сфера;

•система розничной торговли;

•бытовые услуги и другие сопутствующие и дополнительные услуги;

• конгрессные и выставочные центры;

•производство туристских товаров, сувениров и пр.

Эта группа элементов составляет основу, в известной степени не подчиняющуюся законам целостной организации. Прежде всего речь идет о транспортной инфраструктуре, которая, как все относительно неизменные структуры, обладает свойством, с одной стороны, оказывать поддержку, а с другой — порождать застой. Таким образом, транспортной инфраструктуре при целостном планировании должно уделяться первостепенное внимание.

3. Организационная составляющая туристского

комплекса:

• управление в области туризма;

• информационная составляющая;

• подготовка кадров для сферы туризма;

• маркетинг территорий.

Туризм в конкретном городе или регионе может успешно развиваться лишь в том случае, если эта подсистема организационных элементов туристского комплекса будет поистине динамичной системой, организующей гармоничное взаимодействие между всеми подсистемами и занимающейся такими вопросами, как увеличение тематического богатства и разнообразия туристских объектов, их территориальное расширение и увеличение часов их работы.

4. Подсистемы спроса туристского комплекса:

• туристические агентства;

• организаторы поездок;

• потребители;

• организаторы однодневных экскурсий.

Туристский комплекс даже при прекрасной

организации всех вышеописанных подсистем и элементов останется «мертвым» без подсистемы спроса. Именно благодаря ей туристский комплекс становится организмом.

Подсистема спроса состоит из трех групп элементов:

1) лица, едущие в командировку либо на съезд, праздник, манифестацию, конференцию и т. д.;

2) туристы;

3) лица, путешествующие по социологическим причинам (посещение родственников, паломничество и др.).

Спрос выступает в двух конкретных формах:

•индивидуальные поездки или индивидуальный туризм;

•групповые поездки.

Главными элементами подсистемы спроса в области туризма являются фирмы, занимающиеся организацией поездок, туристические агентства, авиакомпании, организаторы съездов, конференций, ассоциации, крупные предприятия и маркетинговые организации, обслуживающие туристические фирмы.

Безупречное тесное взаимодействие между четырьмя подсистемами является основной предпосылкой успешного функционирования комплекса в целом. Только при условии интенсивного взаимодействия и обмена информацией между всеми подсистемами, когда каждому отдельному клиенту (гостю или туристу) предлагается оптимально сбалансированный набор услуг, можно говорить о туристском комплексе как о теоретически совершенной единой системе. Следовательно, при планировании и осуществлении

мероприятий по развитию туризма нужно всегда стремиться к оптимальным результатам.

На основе учета отечественного и зарубежного опыта управления туристским комплексом можно выделить три подхода к развитию туризма.

Первый подход заключается в том, что городская политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, часто не проводится индивидуально, а интегрируется в политику других секторов экономики. Города включают в свои экономические стратегии планы развития туризма (например, Антверпен, Санкт-Петербург, Псков). Необходимость решения проблем туризма в общем контексте социально-экономического развития города обусловливается рядом причин:

1) туристский комплекс является неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы территориального образования. На развитие экономики туризма оказывает заметное влияние состояние кредитно-денежной системы, уровень развития смежных народно-хозяйственных отраслей, сферы услуг в целом и т. п.;

2) развитие туриндустрии требует концентрации значительных финансовых средств и во многих случаях предусматривает наличие большого количества участников как на стадии формирования инвестиционного портфеля, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования предприятия;

3) как показывает практика, наиболее высокие результаты в плане окупаемости вложенного капитала достигаются при возможности формирования конкурентоспособного комплексного туристического продукта, что предусматривает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры и специализацию на всех стадиях производства и реализации туристических услуг.

Второй подход основывается на том, что территории, которые характеризуются высокой туристической привлекательностью и развитым туристическим сектором, разрабатывают самостоятельные стратегии развития туризма. Этот подход является целесообразным при условии обоснования того, что развитие туризма будет содействовать динамическому и сбалансированному развитию административно-территориальных единиц, потому что стратегический план — это документ, который нацелен на главное (в данном случае — это развитие туристической отрасли) для повышения конкурентоспособности территории.

Третий подход учитывает следующее обстоятельство: места, привлекательные для туристов, нередко находятся в границах более чем одной ад-

министративной единицы, поэтому необходимо сотрудничество между различными населенными пунктами. Такое сотрудничество может предусматривать общую техническую инфраструктуру (снабжение водой и отвод стоковых вод, дороги, телекоммуникации и т.п.). Развитие туризма предусматривает также координацию действий местной власти с государственной администрацией на уровне района и выше. Укрепление такого сотрудничества существенно увеличит возможности для развития туризма. Американские исследователи Девид Л. Едгелла и Р. Тодца Хени-ша считают, что «мировой туризм... требует более тесного сотрудничества на местном и региональном уровнях, чтобы повысить качество туристического продукта, сделав его конкурентоспособным на мировом уровне.».

Таким образом, для обеспечения развития регионального туристского комплекса, усиления его конкурентных позиций на рынке необходима разработка стратегических планов экономического развития, что является одним из наиболее передовых методов муниципального управления.

Стратегическое управление является наиболее адекватным инструментом, который способен консолидировать усилия администрации и общества для решения существующих проблем; создает единственный вектор усилий всех активных сил территориального образования.

Туризм в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Современный туризм базируется на высоком уровне развития транспорта, социальной сферы и сферы услуг, что в конечном счете превращает его в высокодоходную отрасль экономики. В то же время туризм на международном уровне признан наиболее перспективной сферой деятельности, имеющей важное значение для экономического роста, валютных поступлений и увеличения занятости, а также для развития экологического, культурного и социального сознания, укрепления мира и признания международного сотрудничества.

Развитие любой сферы всегда связано с вложением в нее финансовых ресурсов. Туризм непосредственно взаимосвязан со сферой услуг, торговлей, производством сувенирной продукции, а также спортивного инвентаря, одежды, обуви и т. п.; часть средств, поступающих в бюджет региона от перечисленных видов деятельности, может быть направлена на развитие туризма. Поскольку туризм во всем мире явля-

ется очень прибыльной сферой (в Англии в ВВП доходы от туризма составляют 8%, на Багамских островах — 50%), инвестирование в него связано с наименьшими рисками и выглядит очень привлекательно. При разумной инвестиционной политике в регионе возможно привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, сама туриндустрия может приносить в бюджет региона немалый доход. По экспертным оценкам, в теневом обороте находится около половины доходов от туристической деятельности. Для выведения этих средств из теневого оборота необходимо совершенствование нормативно-правовой базы туристической деятельности, а также системы учета и отчетности.

Общая взаимосвязь влияния туризма на социально-экономический потенциал региона обусловлена его воздействием на развитие смежных отраслей и формирование мультипликативного эффекта в экономике региона.

Так, развитие туризма способствует развитию спорта как отдельной отрасли народного хозяйства. Развитие массового спорта в свою очередь воздействует на экономическую составляющую, обеспечивая более полное использование мощностей спортивных сооружений, увеличение количества рабочих мест, улучшение других экономических показателей деятельности предприятий указанной сферы.

Развитие туризма стимулирует развитие средств размещения и объектов питания. Увеличение загрузки средств размещения и объектов питания приведет к росту доходов предприятий, что расширит их инвестиционные возможности.

Формирование и развитие туристского комплекса способствует достижению целей в региональной политике по совершенствованию инфраструктуры региона. Так, средства, получаемые от туризма, могут быть направлены на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, развитие систем связи и организацию дорожного сервиса.

Развитие туризма оказывает непосредственное влияние на увеличение товарооборота розничной торговли и объемов реализации услуг.

Функционирование туристского комплекса оказывает влияние и на социальную составляющую региона. Как уже говорилось выше, это связано с увеличением числа рабочих мест и, как следствие, ростом доходов населения, следовательно, повышается качество жизни населения.

Таким образом, функционирование туристского комплекса позволит получить дополнительные финансовые ресурсы за счет поступлений налогов в региональный бюджет, которые будут направлены на сохранение историко-архитектурных памятников, благоустройство городов и сельских поселений.

Литература

1. Виноградова М. В., Мазаева Н. П. и др. Основы стратегического планирования развития инфраструктуры регионального туристского комплекса: монография. М.: Инф.-внедр. центр «Маркетинг», 2006. 98 с.

2. Джанджугазова Е. А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса: [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М.: РГБ, 2006 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

3. Жигалова Н.Е. Стратегическое управление развитием территорий. — Дис. ... канд. экон. наук, 2003.

4. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. СПб., 2005, серия. 376 с.

5. Мазаева Н. П. Виноградова М. В. и др. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы (Государственный контракт от 02.04.2007 года № 30—2007) по теме: «Типизация и разработка классификатора платных услуг в сфере туризма, предоставляемых населению в Московской области». М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.