2. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова, геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. — СПб.: Д.А.Р.К., 2010. — 708 с.
3. Тарасенок А.И. Геоэкономика туризма: учеб. пособие. — Минск.: Новое знание; ИНФРА-М, 2011. — 272 с.
4. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www..Kleiner.ru/Cluster%20Strategy.htm (дата обращения: 04.09.2011).
5. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии // Регион: экономика и социология. — 2008. — № 1.
6. Агафонов В.А. Кластерная стратегия: системный подход // Экономическая наука современной России. — 2011. — № 3 (50). — С. 77-91.
7. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Ин-т экономики КарНЦ РАН; под общ. ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. — Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. — 141 с.
8. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
9. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона: методика оценки потенциала кластеризации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.citystrategy.leontief.ru (дата обращения: 04.09.2011).
10. Bergman E.M., Feser E.J. National industry cluster emplates: a framework for applied regional cluster analysis // Regional Studies. —
2000. — 34 (1). — pp. 1-19.
11. Braunerhjelm P, Carlsson B. Industry clusters in Ohio and Sweden, 1975-1995 // Small Business Economics. — 1999. — № 12. — pp. 279-293.
12. Kumral N., Deger C. An Industrial Cluster Study: as a basis for the Aegean Region’s Development Policy // Working Paper. — 2006. — № 06/01, Department of Economics of Ege University.
13. Печаткин В.В., Гаймалова С.М. Теоретические и прикладные аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2006. — № 11.
ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ СИРИИ
Айхам Насер Хваджа,
аспирант кафедры финансов и экономики туризма Владимирского государственного университета e-mail: [email protected]
Б.И. Рассадин,
доцент кафедры финансов и экономики туризма Владимирского государственного университета, кандидат экономических наук e-mail: [email protected]
Статья посвящена обоснованию применения кластерного подхода в повышение конкурентоспособности туристских услуг и устойчивого развития туризма в арабском регионе в целом и Сирийской Арабской Республике в частности.
Ключевые слова: развитие региона, конкурентоспособность, туризм, кластер, культура, музей, Сирия
УДК 338.48 ББК 65.433
По данным Всемирной туристской организации тенденция устойчивого роста числа поездок, развитие туризма практически во всех регионах мира, основана на функционировании коммерческих, общественных организацией автономного туризма и партнерских отношений с частными секторами, государственными органами. Глобальная тенденция создала потребность в новых, гибких государственных и частных секторах с целью повышения привлекательности дестинации, конкурентоспособности, устойчивости, качества услуг и др. Стратегический подход к управлению развитием сферы туристско-рекреационных услуг должен учитывать преимущества пространственного расположения субъектов ведения хозяйства, которые производят турпродукт, их социально-экономические и транспортнообслуживающие связи и т.д., при главной системообразующеей роли именно сферы туристско-рекреационных услуг [1].
Включить регион в международные туристские процессы можно только с помощью возможностей всего региона, а не только единичных территорий с высоким уровнем туристского потенциала. Следовательно, возникает необходимость развития туризма на базе конкурентоспособного внешнеориентированного туристского кластера, в котором будут учтены интересы всех групп и реализовано партнерство властей, населения и бизнеса.
Целью туристского кластера является объединение усилий компаний, структур управления, которые обычно работают в одиночку, в единый комплекс по наиболее выгодному представлению ресурсов региона, формированию турпродуктов региона их продвижению и реализации, как на внутреннем рынке услуг, так и межрегиональном и/или зарубежных рынках.
По нашему мнению туристский кластер это кооперация, объединение усилий, интеграция и концентрация стейкхолдеров туризма, которые заинтересованы в переходе от обособленной работы к работе в индустриальном межотраслевом комплексе в форме кластера для повышения конкурентоспособности всех взаимосвязанных компаний, региона в целом и достижения общих целей.
Наиболее перспективным и прогрессивным направлением развития туризма на основе кластерного подхода можно считать арабское направление, в том числе Сирийское.
Республика Сирия достаточно богата своими историческими и природными достопримечательностями. Это большой музей, где осталось множество различных памятников от цивилизаций, существовавших еще в четвёртом тысячелетии до н.э..
Археологами доказано, что Сирия стала колыбелью большинства древних цивилизаций мира. На ее территории находится
более 10 тыс. исторических объектов среди них около 600 объектов возраста до нашей эры. Именно поэтому Сирия — истинный рай для любителей древности. Многие из памятников внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и превращены в музеи под открытым небом. Все это создает неповторимо колоритный туристический объект и дает возможность высокой туристической заинтересованности в посещении Сирийской Арабской Республики. В то же время количество посетителей исторических памятников и сирийских музеев весьма и весьма скромное и не соответствует огромному культурно-историческому потенциалу региона. Общее число посетителей Сирийских музеев в 2009 году составило всего лишь 685 тысяч человек. Очевидно, что культурно-познавательный туризм в Сирии носит стихийный самодеятельный характер и имеет огромный потенциал для своего развития. Для сравнения, в Иордании, стране граничащей с Сирией, число туристов, посетивших только один объект города Петра, в 2010 г. составило 902313 человек против 708681 посетителей в 2009 году при росте на 27,3 %.
Большая популярность Иорданской Петры объясняется следующими причинами: страна со стабильным политическим режимом и экономикой, высоким уровнем занятости трудоспособного населения, безопасности и качества услуг, с мощной государственной поддержкой на разных уровнях управления туристской деятельности. Иордания придерживается кластерной политики в культуре. В 2007 году город Петра стал официально считаться одним из семи наиболее интересных мест в мире для туристов.
Разработка социокультурной программы на основе кластерного подхода призвана обеспечить структурный подход к использованию туризма в целях сохранения культурного наследия. Слияние культуры с бизнесом и технологией порождает новые захватывающие возможности в развитии туризма для стимулирования экономического роста региона как показано на рисунке 1.
Креативная экономика
Рис.1. Стимулирование экономического роста региона
Культура стала ключевым фактором в конкуренции между городами по привлечению посетителей и важной частью экономики в сфере обслуживания. Она занимает центральное место в экономическом разнообразии во многих городах; музеи, как культурные учреждения, стали некими катализаторами развития города и увеличили мощность местной экономики. Д. Флеминг описал музеи как «дефибрилляторы». По его словам музеи выступают в качестве «улучшителя экономики» [2].
Феномен «культурного туризма» привлекает все большее внимание. «Культурный туризм» был определен как растущий сектор туристической индустрии. Поскольку спрос на культурный туризм вырос, музеи стали важными партнерами в сфере туризма, и все больший акцент сейчас делается на их развлекательную функцию [3]. С уникальными особенностями, богатыми связями, гибкими часами работы, несколькими выставками одновременно, магазинами и ресторанами они находятся в идеальном положении, чтобы удовлетворить целый ряд потребностей посетителей.
Большинство специалистов считают, что музеи были созданы для целей образования и обучения, сбора, сохранения,
исследования и пользования. Однако с изменением общества экономическая роль музеев стала еще более важной. В настоящее время все большее количество музейных учреждений осознали свой потенциал по повышению значимости своей общности путем привлечения культурных туристов [4]. Роль музеев в XXI веке диверсифицировалась коренным образом. Они стали ключевыми партнерами в сфере туризма, и важной частью в отраслях творчества и культуры.
Музеи работают с туристической индустрией несколькими способами: путем запуска совместных проектов с другими культурными учреждениями, с отдыхом в разных местах и районах, а также путем поддержки местных фестивалей. С экономической точки зрения музеи — культурные продукты, которые привлекают туристов и являются одной из важнейших частей индустрии туризма. Экономические выгоды непосредственно связаны с профилем культурных туристов: они более образованы и имеют более высокие доходы, чем другие, в результате чего больше денег тратится в среднем на каждого туриста при посещении объектов культуры, на питание и длительное проживание. Был отмечено, что музеи, как учреждения культуры, являются основой экономического развития во многих городах и продемонстрировали экономическую ценность культурной промышленности в том, что учреждения искусства могут создавать новые рабочие места и обеспечивать значимость, которая стимулирует и туризм, и местное развитие [5].
(Heilbrun и Gray) показали, как Америка начала подчеркивать экономическую ценность культуры и искусства в 70-х годах. Они пришли к выводу, что экономическое воздействие культуры может быть измерено с точки зрения прямых, косвенных и индуцированных расходов [6]. Экономические последствия могут быть определены как «общая сумма дополнительных расходов, порожденных в городе, напрямую связанных, с тем или иным событием» [7]. Чтобы обосновать эти последствия, нужно доказать, что музеи могут привлечь дополнительных посетителей и дополнительные деньги для региона. В экономике исследований прямые воздействия, это первый раунд расходов, являющийся самым простым. Второй раунд расходов — косвенное воздействие — когда музейные рестораны покупают ингредиенты у местных поставщиков. Траты музейных работников своей зарплаты в районе представляют собой индуцированное воздействие.
Таким образом, «экономические» музеи и их антропогенное воздействие на местное общество имеет большое значение. Хотя некоторые выгоды случайные, их последствия идут далеко вперед.
Все более важную роль среди музеев играют так называемые «музеи суперзвезды». Они могут иметь существенное экономическое влияние в своем городе: так Государственный музей императорского дворца в г. Тайбэе, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Галерея Тейт в Лондоне и Museum squarter в Вене
— играют важную роль в регенерации своих городов, воздействуя не только на культуру, но и политику, общество, экономику и окружающую среду.
По данным (Heilbrun) следует выделять два фактора, определяющих масштаб искусства и культурных мероприятий в городах: стоимость мероприятия и уровень спроса. Где есть много музеев — масштаб события будет повышен, то есть, чем больше город, тем больше экономические масштабы событий своей культуры и искусства. Не все музеи имеют экономический потенциал «суперзвезды». Возможно их опыт, неизвестные коллекции, которые они предлагают для посетителей — ограничены. Но даже эти музеи могут способствовать культурному имиджу города, и, работая вместе с «музеями-суперзвездами» в кластерах, они также могут влиять на развитие на местном уровне.
«Музеи-суперзвезды» стоят в самом центре культурной цепочки производства услуг, которая объединяет различные местные ресурсы — транспортные услуги, отели, рестораны, сувенирные магазины и другие. Эта цепь может иметь высокий потенциал, чтобы оживить местную экономику.
Компоненты, которые помогают формировать кластер, включают выбор места, уровень участия в местном сообществе, улучшение качества группы и агрегатное сотрудничество. Яркими примерами передовой практики являются отрасли информационных технологий в Силиконовой Долине, промышленности голливудских фильмов, промышленного производства одежды в Гонконге и театральный район Ковент-Гарден. Ключевым эле-
ментом успеха этих кластеров является самобытность, использование уникальных местных ресурсов.
Культурные кластеры могут быть полезными для стратегии экономического оживления, если все учреждения работают в тесном взаимодействии. Цель создания культурного кластера заключается, как правило, в активизации инфраструктуры города путем предоставления дополнительных искусственных объектов и мероприятий для жителей и туристов. Влияние кластеров культуры может быть определено следующим образом: украсить и оживить город; обеспечить занятость работников сферы обслуживания и высококвалифицированных работников; привлечь местных жителей региона и туристов в город; расширить комплекс услуг за счет привлечения смежных предприятий; повысить стоимость недвижимости; увеличить налоговую базу; способствовать развитию творческой, инновационной среды.
Во многих городах, по всему миру в настоящее время пытаются создать музейные кластеры, чтобы увеличить экономический потенциал этих институтов. Например, такой город как Тайбэй на острове Тайвань не является исключением. Национальный музей-дворец в Китае, с его звездной репутацией на родине и за рубежом, имеет существенное экономическое влияние на город Тайбэй. Национальный дворец-музей может быть использован в качестве примера для изучения развития музейного кластера, и его экономических последствий. Основанный в г. Тайбэе в 1965 году, Национальный дворец-музей является одним из величайших музеев мира искусства, имеет коллекцию более чем из 650000 традиционных китайских артефактов, старейший из которых датируется 5000 лет. По ценности эта коллекция сравнима с Лувром в Париже и Британским музеем в Лондоне.
Государственный музей императорского дворца в прошлом начал выставки в сотрудничестве с другими музеями, с целью привлечь международное внимание к своей коллекции и приобщить местных жителей и гостей из-за рубежа к своим сокровищам.
Музей также продемонстрировал свою готовность и коммерческие возможности работать со всемирно известной компанией Alessi, для того чтобы расширить свой бренд и обеспечить комбинированные торговые и выставочные впечатления на посетителей.
Хотя расходы туристов в Национальном дворце музее относительно небольшие в экономическом плане, в совокупности, музей создает огромный экономический эффект. Так по данным 2006 г. общий объем продажи сувениров составил $ 21 млн, но только около $ 180 тыс. пришлось на пункты уполномоченные музеем [8]. Еще гораздо больше туристами тратится денег в гостиницах города, ресторанах и транспортной системе.
Многие культурные учреждения признают преимущества такого сотрудничества и берут на себя обязательства этой стратегии. Они понимают, что с ограниченными ресурсами, трудно преодолеть свои индивидуальные слабости. Лишь только объединившись, они могут достичь взаимной выгоды. Так Шунь Музей аборигенов Формозы в течение многих лет сотрудничает с Национальным дворцом-музеем. По сравнению с Национальным дворцом, Шунь музей значительно меньше по масштабам, в нем представлена культура коренных племен на о. Тайвань. Тем не менее, это первый частный этнологический музей Тайваня.
Другим примером образцового сотрудничества государственного и частного сектора с культурным кластером является ресторан «Шелковый дворец» рядом с Национальным дворцом-музеем. Этот ресторан был построен Grand Formosa Regent группой, известной компанией в сфере гостиничного бизнеса, и современного китайского дизайна. Понимание значимости Государственного музея императорского дворца в качестве самых важных туристических достопримечательностей Тайваня и культурного достояния определило призвание ресторана обеспечить Fine Food — соответствие изысканности и эксклюзивности. Аналогично, новым объектом в этом культурном кластере с 2008 года стала художественная галерея Гуань — частная галерея, ее основными покупателями являются также посетители Национального дворца-музея.
Для расширения влияния культурного кластера, Национальный дворец-музей планирует создать культурный центр содействия творческой индустрии и культуры, который призван стать базой для тайваньских дизайнеров, ведущих внедрение новых зарубежных идей сотрудничества с другими отраслями.
В краткосрочной перспективе идея направлена на редизайн образа культурного кластера и построение «района китайской культуры», в долгосрочной перспективе — на рынок Тайбэй, как творческий город и окно в китайскую культуру.
Несмотря на свои ограниченные экономические аспекты, культурный сектор способен генерировать огромные индуцированные доходы, может даже считаться движущей силой в местную экономику. Культурные ресурсы района следует рассматривать как ключевой рычаг в процессе обновления городов.
Очевидно, что музейные кластеры — полезная стратегия развития экономики города, региона. Управление музейным кластером является первым шагом на пути к успеху, однако этот успех не гарантирован, если учреждения не работают в тесном сотрудничестве с индустрией туризма.
Создание культурных и музейных кластеров, их включение в туристическую индустрию в настоящее время очень актуальная задача. Кластеры, созданные на правах государственно-частного партнёрства, будут стимулировать инвестиционную активность, положительно влиять на формирование нового имиджа региона, повышать его конкурентоспособность на туристическом рынке. Каждый туристско-музейной кластер должен включать в себя объекты общественного питания, торговые центры, сувенирные магазины, гостиницы, экскурсионное обслуживание, выставочные залы, все это в замысле должно составлять единый культурный комплекс. В Европе широко распространена практика, когда тематические музеи и культурные проекты, объединенные на одной территории, воссоздают историческую атмосферу.
Реализация кластерного проекта будет способствовать созданию в Сирии ядра глобального туристско-рекреационного кластера с целью развития и стимулирования туризма, культурных и музейных кластеров, а также обслуживающей его инфраструктуры в регионе. Предпосылки для формирования различных туристских кластеров в арабском регионе вполне реальны. Их эффективность обеспечена повышением конкурентоспособности туристической индустрии, как отрасли, которая в перспективе сможет обеспечить значительные поступления в региональный и местные бюджеты.
Формирование кластера должно опираться на уже имеющуюся ресурсную и промышленную основу. Иначе говоря, не кластер должен включать элементы промышленной политики,
а, напротив, активная промышленная политика должна стать питательной средой для создания кластерной структуры.
На наш взгляд туристские кластеры могут формироваться на территориях, располагающих природными, культурными, трудовыми ресурсами и уникальными явлениями с учетом благоприятной деловой среды, типа туристического ресурса, который в конечном итоге определяет идентификацию и вид деятельности кластера.
Формирование кластера может происходить как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Кроме того целесообразно формировать трансграничные и межрегиональные кластеры на территориях, где располагается множество небольших государств, при наличии туристских ресурсов для интеграции турбизнеса и повышения конкурентоспособности региона в целом.
Политика властей в области развития туристской деятельности, её поддержка, проведение научных исследований, постоянный мониторинг являются важнейшим условием формирования кластера. А поскольку успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, они имеют политическую значимость для органов власти. Кластеры выполняют социальные обязательства перед населением и создают благоприятные возможности для экономического развития региона.
Кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом. Увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база, поскольку центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес. В управлении регионом появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории.
Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса сохраняют свою приоритетность, независимость и
гибкость, получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам. Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления и выступает как средство для выявления общих возможностей, а не только общих проблем.
Экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса. Например, в настоящее время отношения между туризмом и сельским хозяйством являются достаточно шаткими. Сельскохозяйственный фактор является внешним, по отношению к туристскому кластеру. Взаимное влияние и содействие в развитии каждого из секторов кластера туризма и кластера сельского хозяйства позволяет обоюдно повысить их конкурентоспособность. В свою очередь повышение конкурентоспособности за счет использования кластерных стратегий будет способствовать повышению уровня развития отдельных компонентов взаимосвязанных кластеров и позволит улучшить условия человеческих ресурсов в каждой компоненте. Среди всех кластеров туристический кластер занимает центральное место как показано на рисунке 2.
Рис. 2. Взаимодействие кластеров в регионе
Таким образом, можно утверждать, что любой развитый кластер смежных услуг (кластер сельского хозяйства, транспортный кластер, культурно-музейный кластер и др.) способс-
твует развитию туризма, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию смежных кластеров во всех видах сопутствующих услуг.
На основании анализа и районирования туристических ресурсов Сирии целесообразно сформировать в регионе специализированные туристские кластеры, такие как: деловой конгрессно-выставочный туркластер, лечебной турклас-тер, кластер агроэкотуризма, транзитный и трансграничный туркластер, пляжно-круизный туркластер, религиозный туркластер, экстремальный туркластер, познавательный музейнокультурный туркластер. Это позволит в стратегическом плане определить целевое развитие регионов, целенаправленное и эффективное использование ресурсов каждого региона. Специализация кластерных образований будет способствовать:
— повышению производительности, конкурентоспособности, прибыльности региона;
— удовлетворению потребности местных и иностранных граждан в туристских услугах;
— постоянному обновлению туристских предложений и созданию современных и качественных турпродуктов для различных сегментов туристского рынка;
— развитию экономики региона за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения занятости населения;
— комплексному представлению региона и туристских кластеров на зарубежных симпозиумах, выставках, освоению новых рынков сбыта;
— созданию и развитию новых специализированных малых и средних компаний и расширению налоговой базы региона.
На рисунке 3 представлена принципиальная модель кластерного подхода развития туризма в Сирийской Арабской Республике с выходом на международный туристский рынок.
Прямое влияние туризма на экономику региона складывается как итоговый результат всех расходов туристов на приобретение услуг и товаров туризма. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, в свою очередь, также нуждаются в приобретении товаров и услуг других секторов местной экономики, что генерирует в этих секторах экономики косвенные доходы от туризма. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, банков, страховых компаний и т.д., их доходы и являются генерированными.
Обобщая мировой опыт, можно отметить, что территории, на которых формируются кластеры, становятся лидерами национальных экономик и их внешнеэкономических связей. Соответственно, формирование туркластера может стать источником и мультипликатором экономического роста региона за счет развития сопутствующих отраслей.
Возможность определения эффективности деятельности отраслевого кластера позволяет принимать обоснованное
Рис. 3. Модель кластерного подхода развития туризма в Сирийской Арабской Республике
решение о необходимости его создания в рамках региона на основании планируемых показателей.
Следует отметить, что успешная реализация программ по формированию и специальному стимулированию кластерных структур возможна исключительно при наличии общерегиональной стратегии развития. Как показывает мировой опыт, формировать международной кластер в отрыве от общерегионального развития в целом малоэффективно, а часто невозможно.
Формирование региональных туристско-рекреационных кластеров является принципиально новым подходом к управлению развитием туризма в России. В некоторых российских регионах: Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Самарская область, Бурятия уже приняты подобные кластерные стратегии.
Мировая практика свидетельствует о том, что в настоящее время туризм требует интеграции усилий множества предприятий, в том числе и функционирующих в условиях различных государств и территорий, поэтому целесообразно формирование туристского кластера в развивающихся странах для активизации межрегионального взаимодействия в развитии всех элементов трансграничного арабского кластера. Гибкое сотрудничество и устранение барьеров передачи информации между предприятиями и государством, которое исполняет роль катализатора в сфере туризма, приводит к устойчивой работе и поддержке объектов и ресурсов региона, производству качественного, конкурентного и комплексного туристического продукта на международном уровне.
Литература
1. Устойчивое развитие туризма: Пособие для специалистов по местному планированию. — Мадрид: ВТО, 1993. — С. 107-110.
2. Fleming, D. The Museum as Social Enterprise. Taipei: INTERCOM. — 2006, Annual Meeting and Conference.
3. Stephen, A. The Contemporary Museum and Leisure: Recreation as a Museum Function // Museum Management and Curatorship. —
2001. Vol. 19, No. 3, p. 297-308.
4. DCMS. Efficiency and Effectiveness of Government-Sponsored Museums and Galleries. Measurement and Improvement. Consolidated Report. UK: Department for Culture, Media and Sport. — 1999.
5. Myerscough, J. et al. The Economic Importance of the Arts in Britain // London: Policy Studies Institute. — 1988.
6. Heilbrun, J., & Gray, C. M. The Economics of Art and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. — p. 344-346.
7. UK Sports, 1999. Major Events: the Economics- a Guide. London: UK Sports Wymer, W.W. and Samu, S. Nonprofit and Business Sector Collaboration: Social Enterprises, Cause-Related Marketing, Sponsorships, and other Corporate-Nonprofit Dealings. NY: Best Business Books, 2003.
8. Chieh-Ching Tien. The Role of Museum Clusters in the Cultural Tourism Industry. Электронный ресурс-http://www.intercom.museum/ conferences/doc (Дата обращения: 23.01.2011).
ТУРИЗМ И ОХРАНА ПРИРОДЫ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
Е.Е. Тотонова
доцент кафедры международных экономических отношений Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск),
кандидат географических наук [email protected]
В данной работе рассматривается опыт охраны природы на примере национальных парков. Туризм является важной составляющей хозяйственной деятельности в охраняемых территориях, формируя, в числе прочего, финансовые средства для их природоохранной деятельности, стимулируя региональный экономический рост.
Ключевые слова: охраняемые территории, национальные парки, охрана природы, экологический туризм.
УДК 338.48(71) ББК 65.433(7 Кан)
В последние десятилетия уровень и динамика развития сферы туризма и рекреации оказывают большое влияние на экономическое и социальное развитие многих стран. Туризм и рекреация развиваются на привлекательных для отдыхающих территориях, в том числе на особо охраняемых природных территориях.
По мере освоения территорий возникла проблема обеспечения сохранения хотя бы части первозданной природы, а также отдельных рукотворных объектов, представляющих культурноисторическую ценность для данной страны или общества или для всего человечества. Для этого в мире практически во всех государствах выделены определенные участки суши или водных пространств, объявленные охраняемыми территориями.
Наиболее распространенной формой организации охраняемой территории является создание национальных (региональных) парков. Парки создаются по решению государства
(или регионального субъекта) или по согласованию с ними, по решению международных организаций, например, ЮНЕСКО, там, где экосистемы не подверглись существенному воздействию вследствие хозяйственной деятельности человека, растительный и животный мир сохранился в первозданном виде, геоморфология и среда обитания представляют особый интерес, где имеются особо красивые ландшафты.
Уникальная природа, растительный и животный мир национальных парков находятся под охраной государства. Практически во всех национальных парках хозяйственная деятельность человека существенно ограничена, минимизированы эксплуатация природных ресурсов, добыча полезных ископаемых, заселение территорий. Одновременно разрешается в ограниченных контролируемых пределах посещение парка с научными целями, а также туристами в целях эстетического наслаждения, приобщения к культуре [2]. В категорию территорий, охраняемых