Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования потенциала туристских территорий. Особенности их оценки
Е.А. Джанджугазова
доцент кафедры менеджмента предприятий туризма и гостиничного хозяйства Института туризма и гостеприимства (филиал Московского государственного университета сервиса), кандидат экономических наук
В последние годы одной из самых динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства стал туризм. Экономическое значение туризма было сформулировано на Конференции Всемирной туристской организации (ВТО), проходившей в1999 году в Ницце. Сегодня на долю международной туристской индустрии приходится более 10 процентов всего мирового дохода. С 1950 по 2000 год количество туристов в мире возросло с 25 до 699 миллионов. По прогнозам ВТО к 2020 году число туристов возрастет до 1,5 миллиарда, а их расходы на туристские услуги предположительно составят 3 000 миллиардов долларов.
Следует отметить, что среди всех видов туризма важнейшую социально-экономическую роль приобрел туризм, ориентированный на рекреации и направленный на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Для рекреационно-ориентированного сектора экономики природные ресурсы, получившие название природных рекреационных ресурсов, имеют решающее значение, так как от их количества и качества зависят тип рекреационных услуг и специализация туристско-рекреационных комплексов в целом.
В научной литературе подробно описаны отдельные виды рекреационных ресурсов, которые в зависимости от типа местности называют туристскими или курортными.
Всемирная туристская организация предложила все ресурсы разделить на семь больших групп:
1)природные ресурсы;
2)энергетические ресурсы;
3)«человеческие ресурсы (капитал)» с точки зрения демографических данных и аспектов культуры;
4) институциональные, политические, юридические и административные ресурсы;
5) социальные ресурсы, в том числе особенности социальной структуры, уровень развития сферы образования, здравоохранения и отдыха;
6) информационные ресурсы;
7)экономические и финансовые ресурсы.
Такая группировка позволяет наиболее
рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктов на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный продукты.
Особую роль несомненно играют природные ресурсы, которые в первую очередь формируют туристско-рекреационную специализацию региона.
С точки зрения происхождения природные ресурсы - это сумма всех физических, биологических и энергоинформационных ресурсов, использование которых зависит от рекреационного спроса и специализации региона. Согласно принятым в экономике природопользования классификациям, которые основаны на двойственном характере понятия «природные ресурсы», это понятие отражает их природное происхождение, с одной стороны, и экономическую значимость - с другой.
С точки зрения экономики природными ресурсами являются элементы природы и
силы природы, которые могут использоваться в производственной и непроизводственной сферах для удовлетворения потребностей людей. В результате трудовой деятельности человека общественная полезность природных ресурсов положительно или отрицательно изменяется. Среди многочисленных функций природных ресурсов как средств производства в области рекреационной деятельности особую актуальность приобретает их использование в качестве средств восстановления духовных и физических сил людей. Многие природные ресурсы обладают рекреационным и
алов основных туристских стран (табл. 1).
Однако, несмотря на высокий показатель туристского потенциала, его влияние на экономическое развитие регионов и страны в целом не значительное. Доля туризма в валовом национальном продукте (ВНП) России составляет чуть более одного процента, в то время как доля туризма в ВНП развитых странах составляет от 7 до 35 процентов. Основными причинами, сдерживающими развитее туризма в Российской Федерации, являются недостаточно благоприятный образ России как туристской державы, неразвитая туристская инфраструктура, недостаточная реклама страны и ее отдельных территорий, отсутствие грамотного маркетинга туристских территорий и другие факторы.
Но, несмотря на существующие трудности, с каждым годом Россия укрепляет свои позиции на высококонкурентном мировом рынке туристских услуг, в том числе за счет того, что располагает целым комплексом уникальных ресурсов и культурно-исторических памятников.
Всемирная туристская организация вы-
туристским потенциалом, что существенно увеличивает их ценность и подчеркивает необходимость объективной оценки.
По комплексной оценке специалистов, географический туристский потенциал России достаточно высок (составляет 55,8 процента), что свидетельствует о привлекательности туристских территорий как для российских, так и зарубежных туристов. Это означает, что более половины ландшафтных и природно-климатических ресурсов регионов России могут быть использованы для развития разнообразных видов туризма. В порядке сравнения приведем показатели потенци-
делила ряд перспективных видов туризма, которые в настоящее время развиваются опережающими темпами, а именно:
• культурно-познавательный туризм;
• деловой и конгрессный туризм;
• экологический туризм;
• сельский (аграрный) туризм;
• спортивный туризм;
• лечебно-оздоровительный туризм;
• тематический, или специализированный, туризм.
Уникальный природный и культурный потенциал России, а также интерес к нашей стране со стороны зарубежных туристов как к новому направлению путешествий дают все основания для развития в России перечисленных перспективных видов туризма. Большое значение для развития туризма в нашей стране имеет и приграничное расположение некоторых регионов, так как в них создаются условия для развития туризма, в основном ориентированного на рынки прилегающих стран и обслуживание трансграничных туристских потоков. Рассмотрим туристский потенциал крупнейших
Таблица 1
Показатели потенциалов основных туристских стран
Страна Туристский потенциал, %
Россия 55,8
Германия 50,0
Франция 50,0
Испания 50,0
Италия 49,0
Турция 38,4
Греция 35,0
Таблица 2
Туристский потенциал регионов России
Туристский район Основные туристские объекты и виды туризма и отдыха Потенциал района, %
Южный Курорты Черноморского побережья, санатории, пансионаты и дома отдыха Северного Кавказа: лечебный, горнолыжный туризм 79,2
Центральный Москва, Подмосковье, старинные города Золотого Кольца, пансионаты, дома отдыха на реках и озерах: историкопознавательный, лечебный, деловой туризм 73,5
Северный Озера Карелии, Валаам, Кижи, Кириллов, Соловецкие острова, поморские города Архангельской области: историкопознавательный, религиозный туризм 71,9
Поволжье Курортные зоны Жигулей, волжские санатории и пансионаты, дома отдыха Самарской, Саратовской областей, круизы по Волге: лечебный, охотничий, рыболовный туризм 60,7
Урал Санатории горного Урала, дома отдыха и пансионаты Свердловской, Челябинской областей и Башкортостана 56,0
Западно-Сибирский Горный туризм на Алтае, Телецкое озеро, пансионаты, дома отдыха 50,6
Черноземье Пансионаты и дома отдыха Воронежской и Белгородской областей 45,3
Северо-Западный Новгород, Псков, Пушкиногорье, Ладожское, Ильменское, Онежское озера: историко-познавательный туризм 44,0
Восточно-Сибирский Саяны: горный и экстремальный туризм, пансионаты и дома отдыха на Ангаре и Енисее 40,3
Дальневосточный Пансионаты и санатории на берегу Тихого океана, Камчатка, Сахалин: лечебный, экологический, экстремальный туризм 36,9
По всей России 55,8
регионов Российской Федерации (табл. 2).
Туристские ресурсы, которые в своей основе формируют туристско-рекреационный потенциал территорий, представлены двумя категориями - природно-рекреационные и рекреационно-познавательные. Зоны развития туризма федерального значения специализируются по видам туризма, а также по городам и районам, которые рекомендованы для развития конкретных видов туризма.
В условиях рынка реализация туристско-
го бизнеса может быть успешно осуществлена при наличии основных составляющих: капитала, современных технологий, кадрового потенциала, туристских природных и культурно-исторических ресурсов. Иными словами, необходим комплекс факторов развития туристских территорий. Это означает, что недостаточно привлечь финансовые ресурсы и применить современные технологии, прежде всего требуется выбрать место, где имеются необходимые
ресурсы или создать его - в этом и заключается важнейшая задача маркетинга туристских территорий.
В зависимости от принимающей способности места туристского назначения делятся на две категории. К первой относятся крупные города, способные принимать большое количество туристов, ко второй - территории, имеющие ограниченные возможности для приема туристов. К территориям второго типа относят морские побережья, горные курорты, национальные парки, заповедники. Там возможности приема туристов ограничены из-за необходимости поддержания экологического баланса местности.
Кроме того, следует отметить, что все туристские ресурсы не безграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации, стоимость. Следовательно, туристско-рекреационное ресурсоведение как особая область исследований должно включать выявление, оценку и разработку условий эксплуатации и охраны туристских и рекреационных ресурсов.
Однако в России вопросы формирования имиджа туристских территорий находятся только на начальной стадии изучения. Отечественных специалистов, которые разрабатывали бы имидж туристских территорий на профессиональной основе, практически нет. Вместе с тем создание хорошо продуманного образа туристской территории увеличивает ее ценность в глазах потребителей, что, в свою очередь, увеличивает рыночную стоимость такой местности. Особая роль в повышении ценности территории и ее рыночной стоимости отводится туристско-рекреационным ресурсам территорий, которые представляют собой совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для создания туристского продукта территории. К таким территориям относят природные, исторические и социально-культурные объекты, способные удовлетворять физиологические и духовные потребности людей, а также содействовать восстановлению их физического и духовного здоровья.
К основным свойствам туристских ресурсов можно отнести:
• аттрактивность (привлекательность);
• доступность;
• степень изученности;
• значимость для показа (зрелищность);
• пейзажные и видеоэкологические характеристики;
• социально-демографические характеристики;
• потенциальный запас, емкость;
• способы использования.
Туристские ресурсы принято условно разделять на естественные, то есть природного происхождения, и искусственные, созданные в результате человеческой деятельности. Динамичное развитие туризма и рекреации требует развития и тех и других ресурсов, так как даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра. Следовательно, формирование полноценной туристской территории требует целенаправленной и планомерной деятельности всех заинтересованных сторон. В свою очередь, рациональная и эффективная деятельность по формированию туристской территории (центра) невозможна без глубоких исследований в области оценки тристско-рекреационного потенциала территории, так как прогнозирование емкости таких территорий позволяет определять предельно допустимые нагрузки и разрабатывать на этой основе мероприятия по экологической защите территорий и воспроизводству утраченных ресурсов. Подобные мероприятия являются основой успешного развития туристского бизнеса, исходным базисом для производства территориального туристского продукта и планирования приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе.
Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разрабатывать и применять следующие виды оценки ресурсного потенциала территорий;
1)количественную оценку ресурсов;
2) оценку структуры потенциала и степени использования частных потенциалов;
3)оценку возможностей использования
ресурсов.
Систематический учет состояния туристско-рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона возможно лишь при введении системы туристско-рекреационных кадастров.
Кадастр (от франц. cadastre - реестр) -систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений над объектом (земля, воды, леса и т. п.).
Согласно словарю туристских терминов кадастр туристских ресурсов - это обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов.
Основной целью создания кадастра является выявление путей наиболее эффективного использования всех предпосылок и условий развития туризма в различных регионах. Для этого в кадастре должна содержаться комплексная характеристика всех туристских ресурсов, включая их детальный учет и классификацию, качественную и количественную оценку экономической эффективности освоения, анализ использования и его основные перспективы, а также важнейшие мероприятия по охране туристско-рекреационных ресурсов.
Это предполагает полную характеристику туристско-рекреационных ресурсов, количественную оценку их аттрактивности, времени осмотра, площади (объема), качества, условий освоения или эксплуатации, количества туристов (рекреантов), которые могут воспользоваться этим ресурсом в единицу времени без его истощения и нарушения экологического равновесия. В современных условиях возрастания роли туризма и рекреации в хозяйственном освоении территорий вопросы оценки приобретают первоочередное значение. Сам процесс оценки туристско-рекреационных ресурсов состоит из следующих этапов:
• выделение объекта оценки;
• выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;
• формулирование критериев оценки;
• разработка параметров оценочных шкал.
Шкалы показывают оценочные отноше-
ния между объектом и субъектом оценки. Они могут иметь 3-4 или 5-6 ступеней оценки, каждая из которых является показателем интенсивности взаимодействия свойства объекта с состоянием субъекта. Интенсивность взаимодействия может изменяться от незначительной до сильной. Так, например, шкала оценки предпосылок для рекреации состоит из пяти ступеней, каждой из которой соответствует определенная градация:
1) наиболее благоприятные;
2) благоприятные;
3) умеренно-благоприятные;
4) малоблагоприятные;
5) неблагоприятные.
Применяемые методики оценки туристско-рекреационных ресурсов разнообразны, рассмотрим некоторые из них.
При исследовании природных рекреационных ресурсов используют три типа оценки: медико-биологическую, психолого-эсте-тическую, технологическую.
При помощи медико-биологической оценки определяют влияние природных факторов на организм человека. Здесь ведущую роль играет климат. Разработан целый ряд методик, позволяющих оценить комплекс климатических факторов с учетом их влияния на состояние здоровья людей, что позволяет проводить районирование территорий по степени благоприятности климатических условий и широко использовать климатолечение.
При помощи психолого-эстетической оценки определяют степень эмоционального воздействия природного ландшафта и его компонентов на человека. При этом особое воздействие оказывают достопримечательности, памятники истории, культуры и архитектуры, находящиеся на туристской территории. Методики такой оценки обычно сложны ввиду многообразия параметров и субъективности ее критериев. Однако работы в этом направлении активно проводятся. Так, например, в США исследуется проблема распределения туристов по участкам национальных парков. Результаты этих исследований показали, что наиболее высокий и притягательный эффект имеют краевые зоны (пограничные полосы
между двумя средами: вода - суша (сильный эффект), лес - поляна (средний эффект), холм - равнина (слабый эффект).
В последнее время также исследуется степень экзотичности и уникальности природного ландшафта. Экзотичность определяется как степень контрастности места отдыха по отношению к месту постоянного проживания, а уникальность - как степень неповторимости объектов или явлений.
Технологическая оценка позволяет выявить степень пригодности территории для определенного вида туризма или рекреации, а также возможности ее инженерностроительного освоения.
Заключительным этапом оценочной работы является вывод интегральной оценки и выбор формы оценки. Обычно используют две взаимозаменяемые формы: качественную и балльную. Сильной стороной качественной оценки является то, что она позволяет логически обосновать как оценочные признаки, так балльные оценки, кото-
рые характеризуются краткостью выражения, наглядностью и возможностью сопоставления.
Важным методом комплексной оценки ресурсного потенциала туристских территорий является мониторинг туристских ресурсов. В мировой практике для проведения такого мониторинга используют компьютерные геоинформационные системы, что предполагает наложение на цифровую карту местности информационных слоев, в частности:
• географических данных;
• памятников истории и архитектуры;
• данных об инфраструктуре региона;
• экономических, экологических и социальных характеристик;
• данных о туристско-рекреационных ресурсах.
Все это дает возможность сделать быстрый и масштабный анализ региона на основе анализа различных информационных источников.
МОСКВА
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СЕМИНАРЫ 21-23 марта 2005 года СУДЕБНО-АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ДОГОВОРОВ
• Споры, связанные с заключением, изменением и расторжением договоров
• Практика разрешения споров по договорам займа и кредита
• Вопросы регистрации сделок с недвижимостью
• Практика разрешения споров по договорам подряда и долевого участия в строительстве
• Договоры комиссии, поручения и агентирования в практике арбитражных судов
• Практика применения нового АПК РФ при разрешение споров по договорам
• Банкротство в связи с невозможностью выполнить обязательства по договорам
24-25 марта 2005 года ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
• Противоречия и нерешенные проблемы законодательства об интеллектуальной собственности
• Возможные последствия вступления России в ВТО и подписания Соглашения ТРИПС, присоединения к договорам ВОИС
• Порядок и процедура оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности
• Судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с защитой объектов интеллектуальной собственности
• Новеллы ГПК РФ и АПК РФ при рассмотрении дел в сфере промышленной собственности
Заявки на участие и подробная информация -у организатора - ООО «Бизнес-Семинары» тел: (095) 937-58-09 (многоканальный) факс: (095) 363-02-58, 363-02-59 E-mail: [email protected] www.business-seminars.ru