Научная статья на тему 'Туристская революция второй половины ХХ В. : проблемы кадрового обеспечения'

Туристская революция второй половины ХХ В. : проблемы кадрового обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / TOURISM REVOLUTION / КАДРЫ / HUMAN RESOURCES / PROFESSIONAL TRAINING / ВЫСШЕЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION IN TOURISM / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ УЧЕБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылов Ю.В.

Цель статьи раскрыть основные направления и итоги революционных преобразований в сфере подготовки туристских кадров. Показано, как сложно и неоднозначно после Великой Отечественной войны шел процесс восстановления индустрии туризма и развития его кадровой базы. Статья демонстрирует, что все усилия по кадровому обеспечению отрасли (краткосрочные курсы и семинары, учебные сборы и маршруты, специальные учебные заведения, педагогические и физкультурные вузы, географические факультеты университетов и Высшая школа профсоюзного движения) не успевали за ростом туристского движения. Основы современной системы высшего туристского образования закладывались только на последнем этапе существования СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM REVOLUTION IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY: HUMAN RESOURCE SUPPLY ISSUES

The article examines the main trends and results of the revolutionary changes in human resource training in the tourism industry. It is demonstrated how complicated and controversial was the process of reinstating the tourism industry and its professional staff training after the Great Patriotic War. The article shows that all the efforts aimed at supplying enough staff for the industry (short-term courses and seminars, training sessions and trips, specialized educational institutions, teacher-training and sports institutions of higher education, university geography departments and the Higher school of the trade union movement) could not keep up with the growth of the tourism movement. The basis for the modern system of higher education in tourism was laid only at the last stage of the USSR existence.

Текст научной работы на тему «Туристская революция второй половины ХХ В. : проблемы кадрового обеспечения»

ф

ТУРИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ в.: ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

TOURISM REVOLUTION IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY: HUMAN RESOURCE SUPPLY ISSUES

Ю.В. Копылов

Цель статьи - раскрыть основные направления и итоги революционных преобразований в сфере подготовки туристских кадров. Показано, как сложно и неоднозначно после Великой Отечественной войны шел процесс восстановления индустрии туризма и развития его кадровой базы. Статья демонстрирует, что все усилия по кадровому обеспечению отрасли (краткосрочные курсы и семинары, учебные сборы и маршруты, специальные учебные заведения, педагогические и физкультурные вузы, географические факультеты университетов и Высшая школа профсоюзного движения) не успевали за ростом туристского движения. Основы современной системы высшего туристского образования закладывались только на последнем этапе существования СССР.

Ключевые слова: туристская революция, кадры, производственная учеба, высшее туристское образование.

Kopylov Yu.V.

The article examines the main trends and results of the revolutionary changes in human resource training in the tourism industry. It is demonstrated how complicated and controversial was the process of reinstating the tourism industry and its professional staff training after the Great Patriotic War. The article shows that all the efforts aimed at supplying enough staff for the industry (short-term courses and seminars, training sessions and trips, specialized educational institutions, teacher-training and sports institutions of higher education, university geography departments and the Higher school of the trade union movement) could not keep up with the growth of the tourism movement. The basis for the modern system of higher education in tourism was laid only at the last stage of the USSR existence.

Keywords: tourism revolution, human resources, professional training, higher education in tourism.

Общепризнано, что туризм как социокультурный феномен тесно связан с образовательным пространством. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что на рубеже тысячелетий экспертами ЮНЕСКО туризм выделен в одну из ведущих сфер профессионального образования, ориентированного на потребности не только рынка труда, но и развития социальных общностей и личности. Не случайно, ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» самое пристальное внимание уделил вопросам подготовки кадров в туризме [1]. Однако в принятой в 2002 г. Концепции развития туризма в Российской Федерации до 2010 г. опять говорилось о дефиците квалифицированных туристских кадров*.

Если с конца 1990-х гг. профессиональное туристское образование вышло на первое место на всемирном рынке труда, и туризм создает каждое десятое рабочее место в мире, то в России на долю туризма приходится не более 3 % новых рабочих мест. И это при том, в настоящее время в России насчитывается более 300 вузов самого разного профиля, в той или иной степени ориентированных на туристскую отрасль.

Тем не менее, вторая половина XX в. вошла в историю туристского образования как период масштабных и качественных преобразований в сфере обучения. Так или иначе, перемены затронули и Советский Союз. Данной тенден-

ции способствовал ряд факторов и, в первую очередь, целенаправленные меры власти по развитию массового туризма. Так, возрождение системы управления туризмом в стране началось еще в конце Великой Отечественной войны, толчок чему дало постановление Секретариата ВЦСПС «О восстановлении деятельности туристско-экскурсионного управления ВЦСПС» от 24 апреля 1945 г. В соответствии с этим постановлением ТЭУ были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, Краснодаре и других местах.

Кроме того, по окончанию войны ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ предприняли ряд мер по восстановлению туристского движении в стране, включая выделение средств на восстановление и строительство новых турбаз и лагерей. К середине 1950-х гг. на территории СССР, в основном в европейской его части, функционировали более 100 туристских баз, число мест в которых превысило 15 тыс.

Для восстанавливающейся туристской отрасли требовались разнообразные кадры: организаторы туризма и методисты туристско-экскурсионного дела, инструкторы туризма и экскурсоводы, экономисты и бухгалтеры, знающие специфику туристского дела, и др. Особый кадровый дефицит испытывали туристские базы, так как основная масса инструкторов требовалась только в летний сезон, для руководства плановыми туристскими группами.

* К 2010 г. отечественная система профессиональной подготовки туристских кадров должна ежегодно выпускать около 600 тыс. профессиональных работников и специалистов.

#

Из отчета о работе ЦТЭУ за 1938-1948 гг. можно сделать вывод об отсутствии «необходимых для развития массового туризма работников в штатах туристско-экскурсионных управлений и ДСО». Для помощи массовому туризму ТЭУ организовало 19 консультационных пунктов, но их работа велась в основном на общественных началах. Поэтому на 1949 г. было намечено «организовать подготовку общественных и платных кадров работников по туризму» [2].

За 1949-1954 гг. ЦТЭУ значительно расширило объем своей работы за счет восстановления и ввода в эксплуатацию новых туристских баз и увеличения числа туристских маршрутов. На развитие туристской сферы было израсходовано 59,5 млн руб., в том числе на кадровое и методико-пропагандистское обеспечение - более 2 млн руб. За указанный период были организованы: два новых управления (Уральское и Казахское) и 18 экскурсионных баз в разных городах страны. В целом число туристских баз возросло в полтора раза, а количество мест на них - в 2 раза. Благодаря этому значительно возрос и объем туристско-экскурсионного обслуживания. Заметим, что в 1953 г. число участников экскурсий возросло более чем в 3 раза по сравнению с 1949 г. Также значительно возросло количество туристов, путешествовавших по маршрутам ЦТЭУ. Если в 1948 г. на туристских базах было обслужено всего 52 тыс. чел., то в 1953 г. число обслуженных на туристских базах составило 130 тыс., то есть возросло в 2,5 раза [3].

Понятно, что подобная динамика требовала и перестройки кадровой работы. Ежегодно на базе Центральных курсов ВЦСПС на станции Салтыковской проводились сначала десятидневные, а с 1952 г. - месячные курсы повышения квалификации начальников и заведующих методическими секторами ТЭУ, директоров и методистов туристских и экскурсионных баз. С 1949 по 1954 г. здесь прошли переподготовку свыше 200 руководящих работников ТЭУ. Кроме того, в 1952-1953 гг. ЦТЭУ трижды проводило десятидневные учебные сборы руководящих работников зачетных маршрутов.

Наряду с централизованными учебными мероприятиями региональные управления ежегодно проводили краткосрочные семинары для ведущих категорий работников туристских и экскурсионных баз, а также готовили кадры инструкторов по туризму для зачетных маршрутов. В свою очередь, экскурсионные базы ежегодно готовили на курсах и семинарах новые кадры экскурсоводов и организовывали постоянно действующие семинары по повышению их «политической и деловой квалификации» [4].

Впрочем, несмотря на то, что к 1954 г. был достигнут довоенный уровень туристского обслуживания, сохранялись кадровые проблемы. Прежде всего, велика была текучесть кадров, «как сезонных, так и основного ядра постоянных работников баз», что отчасти объяснялось «недостаточно тщательным подбором кадров и отсутствием необходимых бытовых условий на многих базах» [5].

В первой половине 1960-х гг. в стране наблюдался очередной виток активизации туристской деятельности: туризм превращался в крупную самостоятельную отрасль

организации отдыха населения. А это диктовало новые требования к кадровому обеспечению туризма.

В справке, подготовленной Краснодарским краевым советом по туризму в мае 1965 г. на имя председателя ЦС по туризму А.Х. Абукова, виден типичный набор кадровых практик тех лет - «ряд курсовых и семинарских мероприятий». В их числе: обучение бухгалтеров на зональных семинарах Центрального совета по туризму, месячные курсы по подготовке культорганизаторов, подготовка поваров на курсах при краснодарском торгово-кулинарном училище, краевой семинар судей по туризму, курсы экскурсоводов-инструкторов, учебно-тренировочные сборы инструкторов горных турбаз и пр. [6].

На 1966 г. в туристско-экскурсионных организациях было занято свыше 30 тыс. штатных работников. В составе платных работников насчитывалось более 5 тыс. работников советов, экскурсионных бюро и руководителей туристских баз, гостиниц, кемпингов, клубов туристов и прокатных пунктов, свыше 10 тыс. инструкторов турбаз и экскурсоводов, около 4 тыс. работников общественного питания, 730 культработников и библиотекарей, 350 медсестер и врачей, более 9 тыс. обслуживающего персонала турбаз, рабочих автотранспорта, подсобных хозяйств и других служб.

Основное ядро работников туристских организаций имело необходимую подготовку и практический опыт работы. Многие закончили высшие и средние специальные учебные заведения и регулярно повышали свою квалификацию на семинарах советов по туризму. Наиболее квалифицированную категорию работников представляли председатели республиканских, краевых и областных советов по туризму. Из 128 работников, избранных на эти должности, 98 имели высшее образование и 36 - среднее специальное образование. Возраст 108 из них не превышал 50 лет, 23 были моложе 35-ти и только 20 чел. - старше 50 лет [7].

Особую категорию работников туристических баз составлял младший обслуживающий персонал (повара и кухонные работники, официанты и шоферы, прачки и другие специалисты), которые готовились в учебных заведениях разных ведомств - торгово-кулинарных школах, училищах профтехобразования, культпросветтехникумах, медицинских училищах и др. Это требовало не только установления деловых контактов с соответствующими организациями, но и проведения организаторской работы среди самих учащихся в целях привлечения их на работу в туристские организации [8].

Сохранившиеся в архиве материалы IV Пленума Центрального совета по туризму и экскурсиям (1966 г.) позволяют судить о недостатках кадровой работы не только в центре, но и на местах. В частности, в выступлениях на пленуме руководителей региональных туристских советов звучали признания в недостаточной требовательности при подборе кадров, в результате чего «на руководящую работу выдвигаются недостаточно подготовленные люди». Например, на должность директора Ходжохской базы (Краснодарский край) был выдвинут некто Черны-шенко, не сумевший организовать коллектив и наладить

работу «без склок и хищений». Имелись также факты, когда на работу в качестве инструкторов турбаз принимались «люди слабо подготовленные, недостаточно культурные». Налицо была очевидная нехватка культоргани-заторов и инструкторов, прежде всего сезонных, и большая текучесть кадров [9].

Туристской отрасли требовались новые формы подготовки кадров, так как 5-20-дневные семинары не позволяли дать хорошую подготовку. Одним из путей решения проблемы виделось ходатайство в Министерство высшего образования о предоставлении прав педагогическим вузам отпускать студентов ряда факультетов (географического, геологического, исторического и физического воспитания) для работы на туристских базах в качестве сезонных инструкторов, с зачетом этой работы в качестве педагогической практики. Другой путь - ходатайство перед ВЦСПС, чтобы промышленные предприятия отпускали с работы на сезон подготовленные туристские кадры, зарплату которым должны платить базы [10].

В 1960-е гг. постоянно росли ассигнования туристских и физкультурных организаций на организацию учебы и повышение квалификации работников сферы туризма. Например, в 1964 г. для организации учебы туристских кадров советами по туризму было израсходовано около 300 тыс. руб., а в 1966 г. на эти цели было выделено уже 700 тыс. руб.

С 1967 г. на туристских базах Алтайского, Башкирского, Иркутского, Кабардино-Балкарского, Казахского, Краснодарского, Ленинградского, Северо-Осетинского и Читинского советов по туризму открылись 12 учебных маршрутов для подготовки руководителей путешествий по различным видам туризма. Директоров, старших бухгалтеров, старших инструкторов и туристских шеф-поваров начали обучать на туристских базах Ростовского, Абхазского, Калининского, Ленинградского областных, Краснодарского, Ставропольского краевых, Латвийского, Эстонского, Литовского, Украинского, Азербайджанского и Казахского республиканских советов по туризму. В повестку дня было поставлено и создание в различных туристских зонах страны учебных центров, что позволяло сократить расходы на переезды участников семинаров. С 1968 г. было запланировано «при лучших туристских базах организовать комплексную подготовку и повышение квалификации» директоров, старших инструкторов, старших бухгалтеров, шеф-поваров турбаз и других категорий сотрудников «на специальных курсах со сроком обучения от 1 до 3 месяцев» [11].

На Украине в 1966 г. непосредственно республиканским советом по туризму было проведено 12 сборов и семинаров, на которых прошли обучение более 600 штатных работников и туристов-общественников. Впервые в республике были проведены сборы по подготовке начальников дистанций и тренеров по ориентированию на местности. Прошли также семинары директоров турбаз, старших инструкторов, руководителей пешеходных и водных путешествий. Однако «единой, постоянной и целеустремленной системы подготовки кадров» в республике не сложилось, пока близ Киева не были созданы постоянно действующие республиканские курсы переподготовки кадров и обуче-

ния квалифицированных работников для вновь строящихся турбаз [12].

В ноябре 1969 г. решением Президиума Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС в г. Сходня Московской области на базе областных курсов были образованы Центральные туристские курсы, подготовку и переподготовку на которых проходили практически все руководящие кадры отрасли. И, прежде всего, работники советов по туризму и экскурсиям краев, областей и республик страны, организаторы и инструкторы по туризму, в том числе самодеятельному, спортивно-оздоровительному и плановому туризму. В 1970-1974 гг. ВЦСПС были открыты зональные туристические курсы в Ленинграде, Красноярске и Краснодаре.

На 1 мая 1970 г. в экскурсионных организациях республиканских, краевых и областных советах по туризму и экскурсиям было создано 65 бюро путешествий и экскурсий и 151 экскурсионное бюро.

Общее представление о кадровой работе в сфере туризма в начале 1970-х гг. дает стенограмма заседания Центрального совета по вопросу улучшении работы с кадрами, датированная 1971 г. Согласно официальным сведениям, в туристско-экскурсионных организациях на этот момент трудились около 35 тыс. чел., в том числе 3 тыс. сотрудников советов по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий и экскурсионных бюро, около 23 тыс. работников туристских баз и клубов, а также более 8,5 тысяч строителей и других рабочих и служащих, занятых в сфере обслуживания туристов. За предыдущее пятилетие на семинарах и сборах Центрального, республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям прошли обучение свыше 50 тыс. работников советов и туристских баз, бюро путешествий и экскурсий и экскурсионных бюро, а также клубов туристов.

В Нальчике, Тбилиси, Казани и Омске подготовка экскурсоводов велась на факультетах педагогических вузов, в Москве и Одессе - при вечерних университетах марксизма-ленинизма и т. д. Центральный совет по туризму и экскурсиям разработал учебные планы и программы подготовки и повышения квалификации туристско-экскурсионных кадров и различных категорий общественного актива.

Но вопрос о необходимости улучшения кадровой работы стоял не менее остро, чем прежде. Центральные и зональные туристские курсы при Украинском, Грузинском республиканских, Краснодарском, Ленинградском областных и Московском совете не успевали за растущими потребностями быстро развивающейся отрасли. Тем более, что быстрыми темпами расширялась номенклатура должностей Центрального совета по туризму и экскурсиям. Так, в конце 1960-х гг. в номенклатурные списки были дополнительно введены должности директоров бюро путешествий и экскурсий, заведующих экскурсионными бюро, директоров туристских баз, имеющих свыше 300 мест, а также должности главных бухгалтеров советов по туризму и экскурсиям областей, входящих в состав союзных республик [13].

$

Номенклатурный принцип определял и требования к уровню кадров в сфере туризма с точки зрения, прежде всего, их политической грамотности и, во вторую очередь, высокой квалификации. При подборе директоров и заведующих бюро, заведующих методическими отделами, экскурсоводов и методистов предлагалось руководствоваться тем, «чтобы они отвечали деловым и политическим качествам, имели высшее образование, опыт пропагандистской и организаторской работы и знание основ экономической работы, умение проводить экскурсионную работу на высоком идейно-политическом уровне».

В туристско-экскурсионных органах в начале 1970-х гг. сложилась определенная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и актива, обучение которых велось в трех основных формах: на курсах различной принадлежности, семинарах и в виде постоянной производственной учебы, проводимой туристско-экскурсионными учреждениями на местах. При этом на Центральных туристских курсах обучались в основном руководящие кадры советов по туризму и экскурсиям, туристских бах, кемпингов, бюро путешествий и экскурсий и экскурсионных бюро. С 1971 г. категория обучающихся на Центральных курсах существенно расширилась за счет директоров туристских поездов и теплоходов, руководителей контрольно-спасательных служб, инструкторов и бухгалтеров туристских баз, а также многих других категории работников и активистов туристско-экскурсионных организаций [14].

На зональных курсах предполагалось обучать и повышать квалификацию работников свыше 40 категорий, которые не входили в план обучения на центральных туристских базах. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. в Ростовском, Саратовском и Краснодарском государственных университетах, Минском государственном педагогическом институте им. Горького, а также в Томском и некоторых других институтах физической культуры получили распространение новые формы подготовки туристско-экскурсионных кадров. В этих вузах на факультативных курсах осуществлялась подготовка инструкторов по туризму в порядке получения второй специальности. Помимо этого расширялась практика постоянно действующих семинаров и университетов руководящих работников, которые имелись в каждом городе, семинаров-совещаний и теоретических конференций [15].

Однако курсовой системой дело туристского образования не ограничилось. В советской высшей школе подготовка кадров по спортивно-оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в середине 1950-х гг., когда Министерство просвещения СССР ввело в учебный план факультетов физического воспитания педагогических институтов в качестве обязательной для всех студентов дисциплину «Туризм». Выпускники этих факультетов, которые должны были овладеть техникой туризма и методикой проведения походов, основами топографии и особенностями краеведческой работы в путешествиях, закрепляли теоретические навыки в 8-дневном учебно-тренировочном походе. В итоге они оказывались подготовленными к руководству туристскими

секциями в школе и внешкольных организациях, а также к работе в качестве инструкторов туристских баз. Вслед за пединститутами в начале 1960-х гг. дисциплину «Туризм» в качестве обязательной ввели в учебные планы педагогических отделений институтов физической культуры. Но здесь уровень туристской подготовки был еще ниже: выпускники получали право руководить походами выходного дня и несложными путешествиями [16; 17].

Подобный подход вполне соответствовал тогдашнему пониманию сущности туризма, сводимому к туристским походам. Но курсы, школы, педагогические и физкультурные институты не могли обеспечить подготовку достаточного числа специалистов для быстро развивающейся индустрии туризма. В повестку дня встала задача расширения числа вузов различных направлений, которые осуществляли бы обучение студентов теории и практике туризма.

Одними из первых туристские специализации открыли географические факультеты университетов, пионером среди которых стал Ростовский государственный университет. В 1968 г. на географическое отделение геолого-географического факультета РГУ был проведен первый набор студентов-заочников по специализации «Методика и организация туристско-экскурсионного дела». С 1971 г. специализацию учредили и на дневном отделении, куда переводили после второго курса студентов-географов. В первой половине 1970-х гг. аналогичную специализацию ввели также в Белорусском, Киевском, Симферопольском, Тбилисском и других университетах страны.

Конечно, учебные планы подготовки специалистов туристско-экскурсионного дела в разных университетах отличались соотношением дисциплин страноведческого, краеведческого, рекреационного, туристского или экскурсионного характера. В частности, в Ростовском государственном университете, где целью обучения было формирование, в первую очередь, специалиста экскурсионного дела, основу учебного плана составляли такие дисциплины, как «Основы экскурсоведения» и «Методика подготовки и проведения экскурсий». При этом студенты получали представления об истории и организации туризма в СССР и за рубежом и экономических основах туристско-экскурсионного дела. В рамках специализации читались дисциплины, знания которых являлись необходимыми при подготовке экскурсий, например, «Краеведение с основами музейного дела» или «Методика использования произведений архитектуры и изобразительного искусства в экскурсиях». Оканчивая Ростовский университет, студенты вместе с дипломом о высшем географическом образовании получали квалификацию экскурсовода второй категории и распределялись на должности экскурсоводов и методистов в бюро путешествий и экскурсий, инструкторами в советы по туризму и экскурсиям и на туристские базы [18].

Вскоре примеру географов последовали другие факультеты. В частности, обучение экономистов для туристско-экскурсионных организаций в середине 1970-х гг. начал факультет по подготовке кадров санаторно-курортных и туристско-экскурсионных учреждений Высшей школы профсоюзного движения

$

ВЦСПС им. Н.М. Шверника, на котором была учреждена специализация «Туризм». В 1977 г. первые 23 выпускника ВШПД были направлены в планово-финансовые отделы советов по туризму и экскурсиям, на туристские базы, в гостиницы и пансионаты системы Центрального совета по туризму и экскурсиям [6]. Постепенно, со второй половины 1970-х гг., туристские специализации вводились в учебные планы других специальностей, включая историю и музейное дело [19].

То есть в целом высшая школа пыталась реагировать на запросы туристской отрасли в деле подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В частности, в октябре 1980 г. на самом высоком уровне было принято решение о преобразовании в следующем году Центральных туристских курсов в Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций, до 1991 г. находившийся в ведении Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Ему были переданы в подчинение в качестве филиалов все зональные туристские курсы. Однако первый в СССР специализированный государственный вуз в сфере туризма - Сочинский государственный университет туризма и курортного дела - был образован только в 1989 г. То есть основы современной системы высшего туристского образования закладывались только на последнем этапе существования СССР. В советские времена существовала и широкая сеть средних специальных заведений, готовивших персонал для гостиниц и ресторанов. Однако в СССР отсутствовали профессионально-технические училища туристского профиля. Только в 1990-е гг. в России было разрешено перепрофилировать пять профессионально-технических училищ: одно (в Москве) - по муниципальной программе развития туризма и четыре других (в Санкт-Петербурге, Сергиевом Посаде, Волоколамске и Можайске) - в рамках эксперимента по созданию отраслевой системы профессионального туристского образования.

Но вряд ли это было бы возможно без всего того, что сделано в области туристского образования в предыдущие десятилетия. В частности, летом 1991 г. именно на основе ИПК был создан Институт туризма - хозрасчетная неком-

мерческая организация профсоюзов, в октябре того же года реорганизованная в Российский международный институт туризма. Аналогично из созданных в 1966 г. Высших курсов «Интуриста» (позже ИПК работников Госкоминтури-ста) выросла Высшая школа туризма и гостиничного дела, в 2002 г. преобразованная в Академию туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы. Впрочем, система подготовки интуристских кадров является темой отдельного исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская газета. - 1996. - 3 декабря. - С. 4.

2. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 78. - Л. 10.

3. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 287. - Л. 1-5

4. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 287. - Л. 8.

5. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 287. - Л. 13-14.

6. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 848. - Л. 1-4.

7. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 15-16.

8. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. Л. 28-29.

9. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 125-126.

10. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 127.

11. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 42-52.

12. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 922. - Л. 73-78.

13. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 1503. - Л. 30-32.

14. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 1503. - Л. 43-44.

15. ГА РФ. - Ф. 9520. - Оп. 1. - Д. 1503. - Л. 47-48.

16. Абуков А.Х. Туризм сегодня и завтра. - М.: Про-физдат, 1978.

17. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988.

18. Долженко Г.П. Исторический очерк подготовки кадров для сферы туризма в высших учебных заведениях Советского Союза и современной России // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 4 (8).

19. Максимов В. Выпуск первый // Турист. - 1977. - № 5.

ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

POSSIBILITIES OF OPTIMIZING MANAGEMENT OF A VOCATIONAL COLLEGE

П.А. Дмитриев

В статье рассматривается необходимость оптимизации процесса управления средним профессиональным образованием в образовательном учреждении СПО на основе педагогической теории.

Dmitriev P.A.

The article is devoted to the necessity of optimizing vocational training management of on the basis of the pedagogical theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.